План работы по самообразованию воспитателя
материал (младшая группа)

Волкова Оксана Евгеньевна

План работы по самообразованию воспитателя второй младшей группы.

Тема: «Развитие речи у детей 3-4 лет, посредством дидактических игр»

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию воспитателя второй младшей группы на 2024-2025 год.

Тема: «Развитие речи у детей 3-4 лет, посредством дидактических игр»

 

2024год

Тема: «Развитие речи у детей 3-4 лет, посредством дидактических игр»

Цель работы: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей 3-4 лет, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.

Задачи:         

 способствовать активизации словаря детей 3-4 лет,

-развивать представление об окружающем мире посредством дидактических игр: целенаправленно обогащать словарь за счет расширения пассивного словаря перевода слов в активную речь;

- расширять словарный запас, обозначающий целое и отдельные части предметов и объектов - у мышки-голова, ушки, носик и т.д.;

- учить слова, обозначающие пространство- вперед, назад;

-поощрять использование в речи уменьшительно-ласкательных слов - машинка, уточка, собачка; развивать произносительную сторону речи;

-обеспечивать коммуникативное развитие, совершенствуя диалогическую речь как средств общения;

  побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

 совершенствовать разговорную речь; обогащать словарь;

  изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;

 выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей дошкольного возраста;

 определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;

  Актуальность выбранной темы.

Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни.

 В настоящее время многими исследователями доказано, что в рамках активизации словаря детей особое значение имеет именно младший возраст, поскольку уже на первых годах жизни у ребенка формируются предпосылки к развитию речи, что в дальнейшем сказывается на формировании активного словаря.

 Одним из таких методов выступают игровые ситуации. Именно игра выступает самым распространенным методом активизации речи, что обусловлено его ее специфичностью, выражающейся в том, что в процессе игровой деятельности активизация речи происходит непринужденно, без особого целенаправленного воздействия, но при этом в полной мере достигаются поставленные цели.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка.

А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

 Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Особенности словаря ребенка также меняются на каждом этапе его развития, но наибольшая интенсивность изменения приходится именно на младший возраст, который позиционируется как начальный этапа освоения речи.

Формы работы с детьми:

  совместная деятельность воспитателя с детьми:

  индивидуальная работа с детьми

  свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

 анкетирование родителей

  консультации

 индивидуальные и групповые беседы

 оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)

  привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.        

 

 Этапы проработки по теме:

-Планирование работы по самообразованию

-Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми)

-Подведение итогов самообразования.

Месяц

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

 Изучение необходимой литературы, подбор методического материала.

Д/И «Что как плавает?»; «Постираем кукле платье».

Диагностика детей по развитию речи.

Консультация для родителей «Развитие речи у детей 3-4 лет».

Октябрь

Создание картотеки дидактических игр для работы с детьми.

Занятия с сюжетными игрушками. Занятие с куклой. «Кукла Катя поёт и пляшет». Д/и « Волшебный мешочек»(мячики)

Консультация: «Игры для развития детей 3-4 лет»

Ноябрь

Изучение статьи на тему: «Роль дидактических игр в развитии речи ребенка3-4 лет».

Занятие по развитию речи в второй младшей группе Игровая ситуация «Кукла Катя и её подружки». Д/И «Спрячем мышку»

Пополнить коллекцию игр и упражнений по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.

Декабрь

Развитие речи по средствам дидактических игр

Игровая ситуация «Что нам заинька принёс?» Игровая ситуация «Игрушки в гости к нам пришли»

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи детей»

Январь

Изучение статьи на тему:

«Роль дидактических игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Д/И «Разноцветная посуда» Д/И «Подбери заплатку к одежде»

Консультация« Я играю целый день, мне играть совсем не лень»

Февраль

Подбор диагностического материала.

Диагностика детей по развитию речи.

 Д/И «Подбери колеса к машине» Д/И «Подбери пару варежек»

Консультация для родителей «Поговорим об агрессии»

Март

Картотека дидактических игр на развитие лексической стороны речи (формирование словаря).

"Вершки-корешки" "Фрукты и овощи" "Новоселье" "В мире растений"

Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам.

Апрель

Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка.

Подбор дидактических игр, пособий для  развития речи  детей.

  Консультация «Развитие речи детей второй младшей группы, посредством дидактических игр.»

Май

Подготовка к летне-оздоровительной работе.

Итоговое мероприятие.

Д/И Сборные матрёшки.

Диагностика детей по развитию речи.

Создание папки-передвижки:

«Развитие речи»

Используемые технологии: здоровье сберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.

Планируемы результаты: к концу года большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на несложные вопросы. У детей высокая речевая активность, богатый словарный запас, соответствующий их возрасту. Малыши интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием). Проявляют доброту и отзывчивость к героям произведений, к окружающим людям. Дети знают много стихов, потешек, песенок и с удовольствием их рассказывают.

Список использованной литературы

1. Антонова Л.Г. «Развитие речи «Уроки риторики»» популярное пособие для родителей и педагогов.

2. Бондаренко, А.К. «Дидактические игры в детском саду».

3. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в второй младшей группе

детского сада.

4. Галанова, Т.В. Развивающие игры с детьми трёх-четырех лет.

5. Петрова Т.И. Петрова Е.С. «Игры и занятия по развитию речи»

6. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя

группа)

7. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. пособие. /

Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. -2-е

изд. дораб. –М.: Просвещение, 1984.-240с

8. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду.»

9.А.Г.Гогоберидзе, Е.И..Изотова «Развитие речи вторая младшая группа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию воспитателя по изодеятельности, тема: "Конструирование из бумаги методом оригами".

Техника работы с бумагой была всегда актуальна в детских садах.  Оригами, как виду продуктивной деятельности нужно отводить значительную роль в современном воспитании и развитии детей, учитывая о...

План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»

материал будет полезен для воспитателей  подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...

Индивидуальный план работы по самообразованию воспитателя на 2017-2022 год Тема: Развитие речи детей младшего возраста. Воспитатель: Садыкова Миляуша Каусаровна

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему "Развитие речи детей младшего возроста", воспитателя первой младшей группы Садыковой Миляуши Каусаровны...

План работы по самообразованию воспитателя. Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми».

Повышения своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме;систематизировать работу по реализации ФГОС.Задачи:1. Учить детей выбирать материал для нетрадицион...