Воспитательно-образовательный проект «Мы друзья природы» для детей средней группы
проект (средняя группа)

Чижкова Ирина Алексеевна

Воспитательно-образовательный проект «Мы друзья природы» для детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_my_vernye_druzya_prirody_.doc303.5 КБ
Файл doc2.docx533.03 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Снежинка»»

Воспитательно-образовательный проект

«Мы друзья природы»

для детей средней группы

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2022-11/1668340113_52-gas-kvas-com-p-druzya-prirodi-kartinki-54.png

 Выполнила:

                                                               Чижкова Ирина Алексеевна,

воспитатель первой квалификационной категории.

Тюльган 2024 г.

Давайте вместе Землю украшать

Давайте вместе Землю украшать,

Сажать сады, цветы сажать повсюду.

Давайте вместе Землю уважать

И относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна –

Неповторимая, ранимая, живая.

Прекрасная: хоть лето, хоть зима…

Она у нас одна, одна такая!

Елена Смирнова – современная российская поэтесса.

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Срок реализации проекта: сентябрь 2024 г. – декабрь 2024 г. (долгосрочный)

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественное эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Авторы проекта: Чижкова Ирина Алекссевна

Участники проекта: 

- воспитатель  группы;

- воспитанники группы 4-5 лет

- родители воспитанников;

Актуальность темы:  Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.

И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Цель проекта: 

-  Формирование у детей представлений о том, что такое экология.

-  Развитие основ экологической культуры детей дошкольного возраста.

- Воспитание  экологически правильного поведения в природе;  любви и бережного отношения к природе

Задачи проекта: 

  • формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально- доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам.
  • формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
  • развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
  • вовлечь родителей в совместную проектную деятельность.
  • развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.

Предмет исследования: Предметом изучения и исследования является живая и неживая природа.

Объект исследования: Объектом исследования нашего проекта является экологические знания детей.

Ожидаемые результаты: 

1.У детей появится интерес к изучению окружающей природы:

 - дети научатся различать живую природу: растения, грибы, животные, человек;

 - Неживую природу: воздух, почва, вода; узнают значение воды и воздуха в жизни всех живых объектов природы и их свойства

 - Дети узнают об  особенностях природы на территории детского сада, а значит и об окружающей природе нашего поселка.

2. Дети начнут бережнее относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению в  природе. Проявлять эмоциональную отзывчивость на красоту природы. 

3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.    

4.  Ребята исследуют  разновидности деревьев, их значение в жизни на земле;  научатся наблюдать и ухаживать за объектами живой природы.

5. У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе. 

6. Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

План действий по реализации проекта:

 1 этап. Подготовительный. Выбор темы проекта. Постановка цели и задач,

определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.

Сроки :

2 этап. Исследовательский. Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

Составление экологической карты территории детского сада с изучением природных объектов.

Сроки: 

3 этап. Обобщающий. Обобщение результатов работы по экологическому проекту "Мы верные друзья природы".

 Анализ, закрепление полученных знаний детьми, формулирование выводов, подведение итогов.

Ресурсы проекта. 

1. Материал флоры и фауны территории детского сада: карта территории.

2. Уголок природы в группе.

3. Цветники  на каждом участке для организации труда в природе.

4. Вся территория вокруг сада с природными объектами.

5. Экологический фильм на тему «Берегите землю»

6. Презентация: «Растения в красной книге»

8. Экологические сказки.

Методы и формы работы над проектом:

Работа с детьми

Формы и методы

 - Экологические беседы;

 - Наблюдения в природе

-  экскурсии в природу;

 - целевые прогулки;

 - экологический праздник;

 - решение экологических ситуативных задач;  

  - чтение художественной литературы

 - труд в природе;

 - «Красная книга»;

 - составление экологической карты территории детского сада;

 - выставки и экспозиции рисунков и поделок детского творчества;

 - экологические игры;

 - экологические сказки; инсценировки, театрализации.

Работа с родителями

 - изготовление поделок, рисунков;

 - субботники по облагораживанию территории детского сада;

 - участие в конкурсах;

 

Объекты экологического исследования:

                             

Блоки

Объекты наблюдения

Наблюдения

Труд

1«Цветы»

 - маргаритки

 - ирисы,

 - бархатцы,

 - петуния,

 - флоксы

 - биологические особенности,

 - сравнение разных цветов по внешнему виду,

 - способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми;

 -  беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование и т.

п.)

 -  проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой,

 - видеть красоту и неповторимость каждого цветка  

- формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться.

 - подготовка клумб;

 - посадка новых растений;

 - полив;

 - прополка;

 - рыхление

2.«Деревья»

1. Береза

2. Клен

3. Яблоня

4. Рябина

5. Ель

- рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года;  

- сравнение их между собой;

 -  забота человека о деревьях;

  - наблюдения с лупами;

 - исследования: измерение толщины деревьев.

 - полив,

 - побелка,

 - обрезка сухих веток.

Методы и формы реализации проекта

     Раздел   программы

  Виды детской и совместной деятельности детей,                                                

                   воспитателей и родителей.

Познавательное развитие        

Коммуникативное развитие

Чтение художественной

литературы

Музыка

Художественное

творчество

Игровая деятельность

 Темы:

- «Лес как экологическая система» -  Сформировать понятие «этажи леса»; выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания.

- «Мы нужны друг другу на земле» - развивать у детей элементы экологического сознания.

  - Беседа «Как устроен лес?»


- д/игра - загадки «Растения нашего леса», «Растения на территории детского сада»  (уточнить знания о природных богатствах родного края, о растениях леса своей местности; упражнять в умении отгадывать загадки).
- Беседа «Поговорим о лесе» (развитие интересов детей; развитие познавательной мотивации; формирование первичных представлений о лесе; овладение речью как средством общения, обогащение словаря, развитие связной речью; развитие общения и взаимодействия ребёнка и взрослыми; формирование основ безопасного поведения в природе)
- Рассматривание картинок о деревьях, кустах, цветах.

  - Экскурсия по территории детского сада на тему «Где спряталась осень?», «К нам пришла зима».

 

1. Е. Серова «Зеленая страна»

Цель: прививать любовь к зеленым братьям и сестрам.

  1. А. Лопатина «Мудрость дерева»

Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.

  1. А. Лопатина «Жизнь дерева»

 Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям.

  1. А. Лопатина «Липкины дары».

Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.

  1. И.Соколов – Микитов «Русский лес»

Цель: познакомить детей с характеристиками каждого отдельного дерева.

6. Развивающие сказки Т.А.Шорыгиной «Что такое природа»

Цель: способствовать расширению кругозора.

Просмотр фильма на музыку П.И. Чайковского «Танец цветов» из балета «Щелкунчик»

 - Рисование:

Темы:

1.« Люблю я, русскую березку!».

2. «Сосны зимой»

3. « Грибочки на пенечке»

4. «В лесу родилась елочка»

 - Лепка:

Темы:

 - «Золотая осень» - пластилинография

  - «Краски осени на листочке клена» - пластилинография

 - Аппликация

Темы:

 - «Путешествие в лес» - формировать умение работать в команде (или парами), способствовать совместному сотрудничеству для достижения высокой продуктивности; упражнять в умении изображать растительный мир разными приемами аппликации: обрыванием бумаги, цветными салфетками.

 - Д/ игры:

 - «Четвёртый лишний»
(развивать умение выделять лишнее слово),  

 - «Что где растёт» (развивать умение выделять лишнее слово),  

 - «Игра в слова»,

 -  по эмоциональному развитию: «Узнай настроение»,   -  

 - «Узнай по описанию»,

 загадки «Растения нашего леса»,

 - «Растения на территории детского сада»  (уточнить знания о природных богатствах родного края, о растениях леса своей местности; упражнять в умении отгадывать загадки).

-  Настольно печатные игры:

 - лото «Ягоды и грибы»,

 - «Растительный мир»,

 - «Собери букет»

-  Сюжетно-ролевые игры:

 -  «Прогулка в лес»,

 - «Мы охранники природы»,

 - «Мы пошли в поход»,

 - «В лес по грибы и ягоды»

 
- Подвижные  игры:

 - «Садовник»,

 - «Поймай комара» (прыжки),  

 - «Будь внимателен»

 - «У медведя во бору»

 - «Зайка беленький сидит»

 - Малоподвижная игра «Назови такое же»

- Психогимнастика
 «Прогулка в лес»

Выводы: Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства. Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа. Основными участниками воспитательно - образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги. Отношения между участниками строятся на основе сотрудничества и уважения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
  2. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с.
  3. Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с.
  4. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.
  5. Леонтьева, О.М. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика.- 2015.- № 1. – С. 16-18.
  6. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 5. – С. 14-18.



Предварительный просмотр:

            https://img2.cgtrader.com/items/929690/1964602906/cartoon-apple-tree-3d-model-max-obj-fbx-mtl.jpg  https://img2.cgtrader.com/items/929690/1964602906/cartoon-apple-tree-3d-model-max-obj-fbx-mtl.jpg   https://img2.cgtrader.com/items/929690/1964602906/cartoon-apple-tree-3d-model-max-obj-fbx-mtl.jpg      https://img-fotki.yandex.ru/get/6846/39663434.641/0_9c571_f7291e81_orig.png               https://avatars.mds.yandex.net/i?id=2a0000017a1915de2408d0b30b832dc4d04d-4458806-images-thumbs&n=13https://avatars.mds.yandex.net/i?id=2a0000017a1915de2408d0b30b832dc4d04d-4458806-images-thumbs&n=13https://avatars.mds.yandex.net/i?id=2a0000017a1915de2408d0b30b832dc4d04d-4458806-images-thumbs&n=13https://avatars.mds.yandex.net/i?id=2a0000017a1915de2408d0b30b832dc4d04d-4458806-images-thumbs&n=13

             https://papik.pro/uploads/posts/2021-12/1639265802_23-papik-pro-p-kust-klipart-24.png         https://papik.pro/uploads/posts/2021-12/1639265802_23-papik-pro-p-kust-klipart-24.png      https://papik.pro/uploads/posts/2021-12/1639265802_23-papik-pro-p-kust-klipart-24.png                         http://snezhinka-t.narod.ru/risunok1.jpg                                                                                                           https://avatars.mds.yandex.net/i?id=2a0000017a1915de2408d0b30b832dc4d04d-4458806-images-thumbs&n=13https://avatars.mds.yandex.net/i?id=2a0000017a1915de2408d0b30b832dc4d04d-4458806-images-thumbs&n=13

                                            https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614593970_4-p-bereza-na-belom-fone-5.jpg                             https://papik.pro/uploads/posts/2021-12/1639265802_23-papik-pro-p-kust-klipart-24.png                                                                                https://www.sketchuptextureclub.com/public/shop/b/cut-out-trees-pack-2-21-.jpg                                                                         https://www.sketchuptextureclub.com/public/shop/b/cut-out-trees-pack-2-21-.jpg

              https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/rowan/ryabina18.jpg     https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614593970_4-p-bereza-na-belom-fone-5.jpg                                                                  https://img-fotki.yandex.ru/get/6208/131624064.15f/0_81655_b66e5502_orig.pnghttps://img-fotki.yandex.ru/get/6208/131624064.15f/0_81655_b66e5502_orig.png                  https://www.sketchuptextureclub.com/public/shop/b/cut-out-trees-pack-2-21-.jpg      https://www.sketchuptextureclub.com/public/shop/b/cut-out-trees-pack-2-21-.jpg

               https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/rowan/ryabina18.jpg      https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614593970_4-p-bereza-na-belom-fone-5.jpg                                                      https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/rowan/ryabina18.jpg https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614593970_4-p-bereza-na-belom-fone-5.jpg                                     https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614593970_4-p-bereza-na-belom-fone-5.jpghttps://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/rowan/ryabina18.jpg                                     https://www.sketchuptextureclub.com/public/shop/b/cut-out-trees-pack-2-21-.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект воспитательно-образовательной деятельности по ознакомлению с Богородской игрушкой детей средней группы.

Конспект  работа с детьми. Цель: формирование знаний о Богородской игрушке.Задачи: воспитывать патриотические чувства детей, обогащать  знания детей о народных игрушках, развивать умени...

Проект: «Развитие интереса к изучению природы у детей средней группы посредством экологического проекта «Осень – чудная пора».

laquo;Развитие интереса к изучению природы у детей средней группы посредством экологического проекта «Осень – чудна пора". Цель  проекта: исследовательская деятельность по изуче...

Проект: «Развитие интереса к изучению природы у детей средней группы посредством экологического проекта «Осень – чудная пора».

laquo;Развитие интереса к изучению природы у детей средней группы посредством экологического проекта «Осень – чудная пора».Краткое содержание проекта:  - накопление информ...

Летний экологический проект для ДОУ Проект «Любители природы» для детей средней группы

Познавательно - исследовательский проект,  с целью развивития  познавательного  интереса к живой природе, воспитания  любовви к природе, уважительного и заботливого отношения ...

Природоохранный социально-образовательный проект "Мы друзья природы" для детей подготовительной группы

Автор публикации:Логинова Лариса Львовна. Проект направлен на формирование экологической грамотности дошкольников. Публикация адресуется педагогам  и воспитателям дошкольного образования.Авторы п...