Моя педагогическая находка. Тема: Формирование эмоционально-ценностных представлений у дошкольников в процессе патриотического воспитания
методическая разработка

Ойношева Аня Ивановна

    В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дошкольных образовательных организаций задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственно, творческого, думающего.   В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».  Важность и значимость патриотического воспитания еще раз подчеркнул президент страны, объявив 2025 год Годом защитника Отечества. Тематика года отражает приоритеты современной России – патриотизм, преемственность поколений и уважение к защитникам Родины во все времена.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_nahodka.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая находка

Тема: Формирование эмоционально-ценностных представлений у дошкольников в процессе патриотического воспитания.

Человек является, прежде всего, сыном

своей страны, гражданином своего отечества,

горячо принимающим к сердцу его интересы.

В.Г. Белинский

Не заменят край родимый

Никакие чудеса!

Только здесь всё так любимо –

Реки, горы и леса.

Здесь от отчего порога

Начинается страна.

Стран других на карте много,

Только Родина одна!

    В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дошкольных образовательных организаций задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственно, творческого, думающего.   В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».  Важность и значимость патриотического воспитания еще раз подчеркнул президент страны, объявив 2025 год Годом защитника Отечества. Тематика года отражает приоритеты современной России – патриотизм, преемственность поколений и уважение к защитникам Родины во все времена.  

    Я работаю в детском саду много лет и, исходя из своего опыта работы в этом направлении, могу дать утвердительный ответ: дошкольникам доступно чувство любви к родным и близким, родному селу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, которое рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Так, какой же ребенок в будущем может стать гражданином и патриотом своей страны, как сформировать в нем нравственные ценности и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, стране?  Да, только духовно, нравственно здоровый ребенок! Это залог ценностного отношения к Родине.

Вырастить здорового ребенка в целом – вот самое главное, что необходимо сделать педагогам дошкольных учреждений. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

   Поэтому, целью моей работы в соответствии с ФОП ДО стало: создание оптимальных условий для формирования патриотических чувств и становления активной гражданской позиции дошкольника.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

 - воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к обычаям и традициям своего народа;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Что же сделать мне как педагогу, что - то новое, интересное, необычное, чтобы в процессе патриотического воспитания сформировать у дошкольников эмоционально-ценностные представления?

Поддержка детской инициативы в условиях игрового развивающего пространства с применением авторского дидактического пособия «патриотические облачка».

Оказывается, для того, чтобы интересно и необычно построить весь образовательный процесс, поддержать детскую инициативу в повседневной деятельности, в естественных условиях, нужно просто слышать «голос ребенка», который важно не только слышать, давая возможность высказаться и задавая правильно вопросы. Важно дать этим высказываниям «жизнь». Сделать так, чтобы дети видели, что их идеи работают, что их мысли и творчество очень важны. Разложив на голубое полотно разноцветные фигурки в форме облачков, поинтересовалась у детей, с чем, по их мнению ассоциируются данные фигурки. Как вы думаете, какие идеи возникли у ребят? Конечно же, это разноцветные шары. На вопрос, похожи ли на облачки, ответили, похожи, но облачки цветными не бывают. Но, подумав, добавили, может это необычные, волшебные облачки.

   С помощью этих волшебных «облачков» я выстраиваю весь образовательный процесс по патриотическому воспитанию.  Вы спросите, как? Об этом чуть позже…

Что дает данная технология участникам образовательных отношений?

«Патриотические облачка» для детей – возможность для детской инициативы в сохранении и укрепления духовного здоровья, мотивации любви к своей малой родине, Отчизне.

   "У большинства людей чувство Родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Это малая родина со своим особым обликом, со своей - пусть самой скромной и непритязательной - красотой представляет человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родной, он проходит с годами к той большой родине, что обнимает все малые и - в великом целом своем для всех одна".

А.Т.Твардовский

«Патриотические облачка» для родителей  - установление партнерских отношений и проявление инициативы, обеспечение педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в  патриотическом воспитании. Успеха в патриотическом воспитании детей можно достигнуть только тогда, когда сами взрослые будут знать историю своей страны, своего города, любить и уважать старшее поколение.

   Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей.  

 «Патриотические облачка» для нас, педагогов –  изучение и внедрение всех форм и методов  патриотического воспитания, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.      

   Эффективно для нас педагогов, то, что авторское дидактическое пособие не только позволит поддерживать детскую инициативу, увидеть уникальность каждого ребенка, но и нестандартно построить весь образовательный процесс по формированию эмоционально-ценностных представлений у дошкольников в процессе патриотического воспитания.

     Моя работа включает 5 блоков: «Формирование знаний о семье», «Изучение микросоциума», «Изучение родной природы», «Страницы истории и культуры родного края», «Никто не забыт, ничто не забыто». Волшебство авторского пособия заключается в том, что «волшебных облачков» по количеству пять – это наши пять блоков, которые имеют свой определенный цвет (голубой – цвет мира и добра; желтый – цвет солнца; зеленый – цвет природы; оранжевый – цвет жизни и света; красный – цвет победы). Пособие позволяет рассматривать все сферы деятельности по патриотическому воспитанию, так как чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Кроме этого важность и эффективность составляет в непосредственной обстановке реализовать различные формы, методы, приемы, поддерживающих детскую инициативу, позволяет осуществить переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка». В этом нам помогает правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда в группе и в детском саду в целом (мини-музей «Алтайский аил», стенды по патриотическому воспитанию, экологический уголок «Эколята-дошколята» и другие). Дети могут свободно перемещаться по детскому саду и узнать что-то интересное, новое, неизведанное, накопить социальный опыт.

    Для формирования чувства патриотизма, конечно, важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на наш взгляд, еще важнее не забывать, что сами по себе знания являются только пищей ума, а патриотизм "от ума" не бывает, он бывает только "от сердца". Именно поэтому ранний возраст, в силу непосредственности душевных и эмоциональных реакций, в силу еще не утраченной открытости души, наиболее важен для формирования патриотизма. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, может помочь систематически правильно организованная работа в данном направлении. Использую следующие формы: целевые прогулки, экскурсии, проектная деятельность, беседы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, викторины, просмотр слайдов и видеоматериалов, выставки детского творчества, утро радостных встреч, День добрых дел, социальные акции, событийная деятельность,  и, конечно же, основная форма работы - совместная образовательная деятельность.

Теперь хочу познакомить с блоками:

   1.   Первое «патриотическое облачко» голубого цвета - цвета мира и добра.  "Формирование знаний о семье".

  Цель: расширять область социально-нравственных чувств и отношений детей.

Задачи:

 * Развивать умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

* Воспитывать любовь к самому близкому - к родному дому.

* Обогащать представления о людях, их взаимоотношениях.

* Побуждать детей совершать положительные поступки, движимых мотивами гуманности и справедливости, воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье.

     

  2. Второе «патриотическое облачко» желтого цвета - цвета солнца.  "Изучение микросоциума".

  Цель: расширять круг общения детей, способствовать осознанию значимости трудовой деятельности взрослых.

Задачи:

* Поддерживая естественное расширение интересов ребенка, помогать свободно ориентироваться в ближайшем окружении.

* Развивать исследовательский подход к доступным объектам окружающей действительности.

* Учить действовать в повседневной жизни разумно и самостоятельно, понимать и реализовать в своем направлении нравственное отношение к своему детскому саду.

  3.  Следующее облачко зеленого цвета - цвета природы. "Изучение родной природы".

  Цель: воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде, как неотъемлемой части родного края.

Задачи:

* Знакомя с природой родного края, обеспечивать возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать.

* Развивать познавательную активность в процессе исследовательской деятельности, развивать гуманное бережное отношение ко всему живому.

* Воспитание чувств любви к родной природе, как к одному из слагаемых патриотизма.

  4. Четвертое оранжевого цвета - цвета жизни и света.  "Страницы истории и культуры родного края".

  Цель: воспитание чувства любви, гордости и патриотизма к своей малой Родине.

Задачи:

* Формирование элементарных знаний о быте наших предков - начальный этап в познании родного края.

* Развитие у детей интереса и любознательности к историческому прошлому, расширять представления детей о самобытности нашего народа в прошлом и настоящем.

* Осознание детьми любви к родным местам, ощущения своей неразрывности с окружающим миром, формировать желание сохранять и приумножать богатство своего родного края.

   

   5. Последнее «патриотическое облачко» красного цвета - цвета победы. "Никто не забыт, ничто не забыто".

Цель: донести до детей значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Задачи:

* Создать условия для восприятия целостной картины войны.

* Формировать гражданственность, чувство любви и гордость на основе изучения военной истории Отечества.

* Воспитывать защитников своей страны, стремление быть смелыми и отважными.

 Итак, какой результат системной работы по данному направлению мы получили?

У детей:

- расширились знания в нравственно-патриотическом направлении;

- проявляет познавательный интерес к родине, семье, детскому саду;

- проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях;

- проявляет инициативу, любознательность.

 У родителей:

- повышение компетентности родителей воспитанников по патриотическому воспитанию; 

-укрепление детско- родительских отношений;

-выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление детей.

 

У педагогов:

- повышение профессионализма по данной теме;

-внедрение новых методов работы с детьми и родителями;

- самореализация. 

 

     Работа по патриотическому воспитанию дошкольников подтверждает то, что в любом детском образовательном учреждении для осуществления патриотического воспитания, обязательно необходимо проводить цикл мероприятий, направленных на привитие детям любви к семье, природе, окружающим и, конечно же, Родине. 

      Таким образом, патриотическое воспитание носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольника. Открываются широкие возможности в организации совместной познавательно-поисковой, продуктивной деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своей малой родины. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.

 

    В заключении хочу отметить, детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет право быть юным патриотом своей Родины!

 

«Только тот, кто ценит и уважает

накопленное и сохранённое

предшествующим поколением,

может любить Родину, узнать её, стать

подлинным патриотом».

С. Михалков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта работы по теме "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников"

В своей профессиональной деятельности особое внимание уделяю формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Государство и современные педагоги уделяется этому разделу дошкольно...

Обобщение педагогического опыта Тема: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры и игровые упражнения.»

Обобщение педагогического опытаТема: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры и игровые упражнения.»...

"Педагогическая находка" на конкурс Воспитатель года России" (2025 год). Конспект по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по России"

Целью данного занятия является развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: - обобщить и систематизировать знания детей о России;- формировать уважительное отношен...

Консультация для родителей «Формирование эмоционально-ценностных представлении у старших дошкольников в процессе патриотического воспитания»

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.  Постепенно расширяясь, эта любовь переходит ...