Моя педагогическая находка. Тема: Формирование эмоционально-ценностных представлений у дошкольников в процессе патриотического воспитания
методическая разработка
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дошкольных образовательных организаций задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственно, творческого, думающего. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины». Важность и значимость патриотического воспитания еще раз подчеркнул президент страны, объявив 2025 год Годом защитника Отечества. Тематика года отражает приоритеты современной России – патриотизм, преемственность поколений и уважение к защитникам Родины во все времена.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Моя педагогическая находка
Тема: Формирование эмоционально-ценностных представлений у дошкольников в процессе патриотического воспитания.
Человек является, прежде всего, сыном
своей страны, гражданином своего отечества,
горячо принимающим к сердцу его интересы.
В.Г. Белинский
Не заменят край родимый
Никакие чудеса!
Только здесь всё так любимо –
Реки, горы и леса.
Здесь от отчего порога
Начинается страна.
Стран других на карте много,
Только Родина одна!
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дошкольных образовательных организаций задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственно, творческого, думающего. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины». Важность и значимость патриотического воспитания еще раз подчеркнул президент страны, объявив 2025 год Годом защитника Отечества. Тематика года отражает приоритеты современной России – патриотизм, преемственность поколений и уважение к защитникам Родины во все времена.
Я работаю в детском саду много лет и, исходя из своего опыта работы в этом направлении, могу дать утвердительный ответ: дошкольникам доступно чувство любви к родным и близким, родному селу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, которое рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Так, какой же ребенок в будущем может стать гражданином и патриотом своей страны, как сформировать в нем нравственные ценности и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, стране? Да, только духовно, нравственно здоровый ребенок! Это залог ценностного отношения к Родине.
Вырастить здорового ребенка в целом – вот самое главное, что необходимо сделать педагогам дошкольных учреждений. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Поэтому, целью моей работы в соответствии с ФОП ДО стало: создание оптимальных условий для формирования патриотических чувств и становления активной гражданской позиции дошкольника.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к обычаям и традициям своего народа;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Что же сделать мне как педагогу, что - то новое, интересное, необычное, чтобы в процессе патриотического воспитания сформировать у дошкольников эмоционально-ценностные представления?
Поддержка детской инициативы в условиях игрового развивающего пространства с применением авторского дидактического пособия «патриотические облачка».
Оказывается, для того, чтобы интересно и необычно построить весь образовательный процесс, поддержать детскую инициативу в повседневной деятельности, в естественных условиях, нужно просто слышать «голос ребенка», который важно не только слышать, давая возможность высказаться и задавая правильно вопросы. Важно дать этим высказываниям «жизнь». Сделать так, чтобы дети видели, что их идеи работают, что их мысли и творчество очень важны. Разложив на голубое полотно разноцветные фигурки в форме облачков, поинтересовалась у детей, с чем, по их мнению ассоциируются данные фигурки. Как вы думаете, какие идеи возникли у ребят? Конечно же, это разноцветные шары. На вопрос, похожи ли на облачки, ответили, похожи, но облачки цветными не бывают. Но, подумав, добавили, может это необычные, волшебные облачки.
С помощью этих волшебных «облачков» я выстраиваю весь образовательный процесс по патриотическому воспитанию. Вы спросите, как? Об этом чуть позже…
Что дает данная технология участникам образовательных отношений?
«Патриотические облачка» для детей – возможность для детской инициативы в сохранении и укрепления духовного здоровья, мотивации любви к своей малой родине, Отчизне.
"У большинства людей чувство Родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Это малая родина со своим особым обликом, со своей - пусть самой скромной и непритязательной - красотой представляет человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родной, он проходит с годами к той большой родине, что обнимает все малые и - в великом целом своем для всех одна".
А.Т.Твардовский
«Патриотические облачка» для родителей - установление партнерских отношений и проявление инициативы, обеспечение педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в патриотическом воспитании. Успеха в патриотическом воспитании детей можно достигнуть только тогда, когда сами взрослые будут знать историю своей страны, своего города, любить и уважать старшее поколение.
Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей.
«Патриотические облачка» для нас, педагогов – изучение и внедрение всех форм и методов патриотического воспитания, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Эффективно для нас педагогов, то, что авторское дидактическое пособие не только позволит поддерживать детскую инициативу, увидеть уникальность каждого ребенка, но и нестандартно построить весь образовательный процесс по формированию эмоционально-ценностных представлений у дошкольников в процессе патриотического воспитания.
Моя работа включает 5 блоков: «Формирование знаний о семье», «Изучение микросоциума», «Изучение родной природы», «Страницы истории и культуры родного края», «Никто не забыт, ничто не забыто». Волшебство авторского пособия заключается в том, что «волшебных облачков» по количеству пять – это наши пять блоков, которые имеют свой определенный цвет (голубой – цвет мира и добра; желтый – цвет солнца; зеленый – цвет природы; оранжевый – цвет жизни и света; красный – цвет победы). Пособие позволяет рассматривать все сферы деятельности по патриотическому воспитанию, так как чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Кроме этого важность и эффективность составляет в непосредственной обстановке реализовать различные формы, методы, приемы, поддерживающих детскую инициативу, позволяет осуществить переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка». В этом нам помогает правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда в группе и в детском саду в целом (мини-музей «Алтайский аил», стенды по патриотическому воспитанию, экологический уголок «Эколята-дошколята» и другие). Дети могут свободно перемещаться по детскому саду и узнать что-то интересное, новое, неизведанное, накопить социальный опыт.
Для формирования чувства патриотизма, конечно, важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на наш взгляд, еще важнее не забывать, что сами по себе знания являются только пищей ума, а патриотизм "от ума" не бывает, он бывает только "от сердца". Именно поэтому ранний возраст, в силу непосредственности душевных и эмоциональных реакций, в силу еще не утраченной открытости души, наиболее важен для формирования патриотизма. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, может помочь систематически правильно организованная работа в данном направлении. Использую следующие формы: целевые прогулки, экскурсии, проектная деятельность, беседы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, викторины, просмотр слайдов и видеоматериалов, выставки детского творчества, утро радостных встреч, День добрых дел, социальные акции, событийная деятельность, и, конечно же, основная форма работы - совместная образовательная деятельность.
Теперь хочу познакомить с блоками:
1. Первое «патриотическое облачко» голубого цвета - цвета мира и добра. "Формирование знаний о семье".
Цель: расширять область социально-нравственных чувств и отношений детей.
Задачи:
* Развивать умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
* Воспитывать любовь к самому близкому - к родному дому.
* Обогащать представления о людях, их взаимоотношениях.
* Побуждать детей совершать положительные поступки, движимых мотивами гуманности и справедливости, воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье.
2. Второе «патриотическое облачко» желтого цвета - цвета солнца. "Изучение микросоциума".
Цель: расширять круг общения детей, способствовать осознанию значимости трудовой деятельности взрослых.
Задачи:
* Поддерживая естественное расширение интересов ребенка, помогать свободно ориентироваться в ближайшем окружении.
* Развивать исследовательский подход к доступным объектам окружающей действительности.
* Учить действовать в повседневной жизни разумно и самостоятельно, понимать и реализовать в своем направлении нравственное отношение к своему детскому саду.
3. Следующее облачко зеленого цвета - цвета природы. "Изучение родной природы".
Цель: воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде, как неотъемлемой части родного края.
Задачи:
* Знакомя с природой родного края, обеспечивать возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать.
* Развивать познавательную активность в процессе исследовательской деятельности, развивать гуманное бережное отношение ко всему живому.
* Воспитание чувств любви к родной природе, как к одному из слагаемых патриотизма.
4. Четвертое оранжевого цвета - цвета жизни и света. "Страницы истории и культуры родного края".
Цель: воспитание чувства любви, гордости и патриотизма к своей малой Родине.
Задачи:
* Формирование элементарных знаний о быте наших предков - начальный этап в познании родного края.
* Развитие у детей интереса и любознательности к историческому прошлому, расширять представления детей о самобытности нашего народа в прошлом и настоящем.
* Осознание детьми любви к родным местам, ощущения своей неразрывности с окружающим миром, формировать желание сохранять и приумножать богатство своего родного края.
5. Последнее «патриотическое облачко» красного цвета - цвета победы. "Никто не забыт, ничто не забыто".
Цель: донести до детей значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Задачи:
* Создать условия для восприятия целостной картины войны.
* Формировать гражданственность, чувство любви и гордость на основе изучения военной истории Отечества.
* Воспитывать защитников своей страны, стремление быть смелыми и отважными.
Итак, какой результат системной работы по данному направлению мы получили?
У детей:
- расширились знания в нравственно-патриотическом направлении;
- проявляет познавательный интерес к родине, семье, детскому саду;
- проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях;
- проявляет инициативу, любознательность.
У родителей:
- повышение компетентности родителей воспитанников по патриотическому воспитанию;
-укрепление детско- родительских отношений;
-выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление детей.
У педагогов:
- повышение профессионализма по данной теме;
-внедрение новых методов работы с детьми и родителями;
- самореализация.
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников подтверждает то, что в любом детском образовательном учреждении для осуществления патриотического воспитания, обязательно необходимо проводить цикл мероприятий, направленных на привитие детям любви к семье, природе, окружающим и, конечно же, Родине.
Таким образом, патриотическое воспитание носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольника. Открываются широкие возможности в организации совместной познавательно-поисковой, продуктивной деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своей малой родины. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.
В заключении хочу отметить, детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет право быть юным патриотом своей Родины!
«Только тот, кто ценит и уважает
накопленное и сохранённое
предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать её, стать
подлинным патриотом».
С. Михалков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект личностного роста на тему «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в процессе дидактических игр и игровых упражнений»
Самообразование...

Обобщение педагогического опыта работы в старшей группе на тему: "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры»
Формирование математических представлений у дошкольников через дидактические игры...

Обобщение педагогического опыта работы по теме "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников"
В своей профессиональной деятельности особое внимание уделяю формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Государство и современные педагоги уделяется этому разделу дошкольно...

(Обобщение педагогического опыта) Тема: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры и игровые упражнения.»
Обобщение педагогического опыта...

Обобщение педагогического опыта Тема: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры и игровые упражнения.»
Обобщение педагогического опытаТема: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры и игровые упражнения.»...

"Педагогическая находка" на конкурс Воспитатель года России" (2025 год). Конспект по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по России"
Целью данного занятия является развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: - обобщить и систематизировать знания детей о России;- формировать уважительное отношен...

Консультация для родителей «Формирование эмоционально-ценностных представлении у старших дошкольников в процессе патриотического воспитания»
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит ...
