Музыкальное воспитание в ДОУ
презентация
Значимость музыкального воспитания в детском саду трудно переоценить. Приобщение детей дошкольного возраста к миру музыки оказывает воздействие на формирование ценностного отношения к искусству, способствует личностному развитию, положительно влияет на общее развитие детей. В презентации показана актуальность данного вопроса на современном этапе, даны рекомендации по оснащению музыкальных центров в группах и рекомендуемые виды деятельности с использованием их возможностей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.54 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому основные наши задачи на данном этапе формирования личности - обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности . Для того, чтобы ребенок вырос отзывчивым, милосердным, откровенным, мог совершать добрые дела и сопереживать, необходимо окружать его любовью и всецело поддерживать знакомство с красотой искусства. Источником такой красоты является живопись, театр и, конечно, музыка Именно музыка побуждает ребенка к самовыражению, знакомит с окружающим миром. Музыка помогает дошкольнику глубже воспринимать окружающую жизнь, воспитывает любовь к своим родным, друзьям, Родине, обогащает и эмоционально окрашивает его речь.
Влияние музыки на здоровье человека . Сила воздействия искусства на общее состояние и настроение человека, и его благотворное влияние на здоровье были замечены ещё в древности . В эпоху возрождения английский врач Р. Бертон издал научный труд о силе лечебной музыки, с этого времени многие врачи начали применять музыку для лечения заболеваний . Русские врачи 18-19 века говорили о музыке, как о душевном лекарстве. Известный врач, академик В. М. Бехтерев впервые привёл научные доказательства об использовании музыки в целях укрепления здоровья. Известный педиатр М. Лазарев, считает, что классическая музыка оказывает благотворное влияние на ребёнка ещё до его рождения, способствует формированию костной структуры плода. Под звуки гармоничной музыки и ребёнок будет развивать гармонично .
Задачи музыкального воспитания в ДОУ Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, поэтому развитие музыкальных способностей, одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кроме того, перед педагогами (воспитателями. и муз. рук- лями ) стоят и такие задачи как : 1). Воспитывать любовь и интерес к музыке ; 2). Обогащать впечатления детей, знакомя их с разнообразными муз. произведениями ; 3). Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах ; 4). Развивать общую музыкальность (формируя певческий голос, выразительность движений); 5). Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса .
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСНАЩЕНИЮ ЦЕНТРА МУЗЫКИ В ГРУППЕ 1. Оптимально удобное расположение . Организуется в зоне творческой активности: рядом с центрами ряжения и театрализованной деятельности. 2. Соответствие оборудования и материалов возрасту воспитанников: инструменты, на которых дети учились играть во время музыкальных занятий; для малышей : наглядные материалы, поющие игрушки, простые инструменты, тематические альбомы с картинками; для старших — инструменты сложнее (балалайки, ксилофон), иллюстрированные энциклопедии, мини-выставки. 3. Эстетичность. Центр внешне привлекателен для воспитанников. Они могут участвовать в украшении: создавать рисунки и поделки на тему музыки. 4. Безопасность . Выбирается мебель из экологически безопасных материалов. Детские балалайки, гитары, гусли должны быть с пластиковыми струнами (лопнувшая металлическая струна опасна). Источники питания (электрическая розетка, тройник) должны находиться вне досягаемости детьми. 5. Наличие аудиопроигрывателя и коллекции аудиозаписей: сборники детских песен, народной и классической музыки, музыкальные аудиосказки .
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСНАЩЕНИЮ ЦЕНТРА МУЗЫКИ В ГРУППЕ (создание стенда) 1. Создавая стенд своими руками (лист ватмана или картона), можно использовать муз. символику и яркие цвета. Что можно разместить на стенде: тексты песен для заучивания; схемы артикуляционных и ритмических упражнений; темы будущих досугов, мастер-классов; рисунки детей на тему музыки; фотографии с музыкальных мероприятий в детском саду. Для оформления центра музыки можно использовать: плакаты: «Духовые инструменты», «Ударные инструменты», «Струнные и клавишные инструменты», «Народные инструменты», «Симфонический оркестр» и т.д. портреты композиторов: Прокофьев, Чайковский, Рахманинов, Мусоргский, Глинка, Бетховен, Бах, Григ; нарисованные музыкальные инструменты; нарисованные своими руками плакаты: картинки на тему музыки, песен и танцев, с надписями, стихотворными строками.
Как назвать центр музыки (театра) Можно дать задание придумать вместе с родителями название и эмблему. Необычные названия вызывают повышенный интерес к изучению материалов развивающего центра, традиционное именование показывает, что центра является площадкой образовательного процесса, а не развлечением. Классические названия : «Музыкальный уголок», «Музыкальный островок», «Музыкальный калейдоскоп», «Центр музыки», «Музыка и мы», «Весёлые нотки» и т.д. Креативные названия : «Музыкальный городок», « Доремишка », « Домисолька », «Музыкальная палитра», «Музыкальная страна», «Нотный град», «Лейся, песня!», «Радуга мелодий», «От нотки к нотке», «Мелодии детства», «Территория музыки», «Музыкальная гостиная».
Примерное содержание музыкальных центров в группах Младший и ранний возраст: неозвученные музыкальные игрушки: погремушки, трещотки, органчики; озвученные поющие и двигающиеся игрушки; иллюстрации к детским песенкам; музыкальные («поющие») книжки; детские музыкальные инструменты: дудочки, бубны, колокольчики; атрибуты для ритмико-музыкальных игр: флажки, искусственные листья и цветы, ленты, платочки; атрибуты для игр-инсценировок: наборы фигурок-персонажей сказок, куклы на руку или на пальчик.
Примерное содержание музыкальных центров в группах Средняя группа: детские музыкальные инструменты для младших дошкольников сохраняются для самостоятельного музицирования и игр, к ним добавляются: гармошки, балалайки, барабан, металлофон; сборники детских и народных песен с красочными иллюстрациями; дидактические игры музыкальной тематики: «Найди на картинке все музыкальные инструменты», «Найди одинаковые нотки», «Угадай песню по картинке», «Кто лишний в оркестре?»; дополнение к игровым атрибутам: маски животных; для драматизаций пополняется набор перчаточных кукол по мере изучения воспитанниками литературных произведений.
Примерное содержание музыкальных центров в группах Старшая группа: К предметам для музицирования добавляются инструменты-самоделки из бросового материала, игрушки-инструменты: пианино, флейта, треугольник, аккордеон; иллюстрации для изучения цикла «Времена года»; плакаты с группами музыкальных инструментов; портреты композиторов; дидактические игры пополняются музыкальным лото и домино; дополнение к атрибутам танцевальных и музыкальных игр: шарфики, элементы народных костюмов (кокошник, платок, жилетки); для драматизаций: набор раскладных ширм, простые марионетки
Примерное содержание музыкальных центров в группах Подготовительная группа: Обширная подборка детских музыкальных инструментов, в т. ч. самодельных; иллюстрированные альбомы «Русский балет», «Танцы народов мира», «Энциклопедия инструментов», «Симфонический оркестр»; пополнение в настольно-печатных играх: «Музыкальные ребусы», «Нота, я тебя знаю!», «Пианино-караоке»; коллекция атрибутов и головных уборов к танцевальным импровизациям и играм-инсценировкам.
Работа в центре музыки Воспитатель продумывает и оформляет центр музыки и театра так, чтобы он был востребован ребятами, принимает незначительную роль в организации самостоятельных игр. Стимулировать интерес помогают сюрпризные моменты, например : «К нам в центр доставили посылку с шапочками для танца!», «У куклы Светы сегодня именины, давайте устроим в честь праздника небольшой концерт!», «Я вчера узнала правила музыкального лото и хочу рассказать вам о них!» и т.д. Одна из формы работы в центре музыки и театра — проведение игр-драматизаций с музыкальным и песенным сопровождением. Соприкосновение с миром музыки, изучение музыкальных сказок — всё это побуждает детей творить, и задача воспитателя — создать условия для проявления юных талантов.
Виды деятельности с использованием возможностей музыкального центра Подвижные игры . Проводятся с обязательным музыкальным сопровождением. Ведущим в подвижных играх с младшими и средними дошкольниками является воспитатель, дети старшего возраста выбирают ведущего самостоятельно. Пример игры для малышей : «Карусель». Воспитатель надевает пояс с висящими широкими лентами, становится в круг, малыши берутся за ленты. Звучит музыка, дети движутся в одном направлении под музыку, закручивают ленты вокруг воспитателя, по команде меняют направление. Подвижная игра для старших дошкольников — «Лётчики»: ведущий даёт команду, дети выполняют («Лётчики, заводим мотор!» — делают вращательные движения руками, «Взлетаем!» — разводят руки в сторону, начинают двигаться, «Совершаем посадку!» — замедляются, останавливаются), каждая посадка предполагает включение на проигрывателе отрывков муз. произведений, дети должны двигаться в такт музыки.
Виды деятельности с использованием возможностей музыкального центра 2. Танцевальные импровизации . Под музыку дети исполняют танцевальные движения. Сезонные танцевальные импровизации проводятся с соответствующими атрибутами: осенью — с искусственными веточками, зимой — с бумажными снежинками, весной и летом — с цветами и веночками. Для импровизаций с элементами национальных танцев используются бубны, платочки и деревянные ложки, маракасы. 3. Музыкальные импровизации. Обычно дети включают их в сюжетно-ролевые игры: «Оркестр», «Праздничный концерт». Для музыкальных импровизаций старших дошкольников выбирается ведущий — дирижёр, между остальными участниками игры распределяются роли музыкантов. «Дирижёр» даёт команду, когда вступать в игру каждому из «музыкантов», когда прекращать исполнение.
Виды деятельности с использованием возможностей музыкального центра 4. Дидактические игры . В младших группах педагог проводит игры на узнавание звучания инструментов (за ширмой играет на инструменте или включает аудиозапись, а дети называют инструмент); на определение характера музыки (дети показывают картинки эмоционального состояния или условное обозначение для звучащей мелодии: грустная, спокойная, весёлая), на воспроизведение звукового рисунка (детям предлагается голосом показать изображённый узор: линия с изгибами — мелодия плавная, линия постепенно стремится вниз — переход от громкого звучания к тихому и т. д.). Для детей постарше подходят игры на угадывание знакомых музыкальных композиций (игра «Цветик-семицветик»: на каждом лепестке — иллюстрация к произведению, название которого нужно вспомнить) и композиторов (игра «Грампластинки»: отгадав имя композитора, чьё произведение звучит, дети наклеивают на пластинку карточку с портретом автора).
Виды деятельности в музыкальном центре 5. Игры-драматизации. Инсценировка знакомых детям сказочных сюжетов предполагает эмоциональное раскрытие персонажей в соответствии со звучащей музыкой. Музыкальные игры-драматизации в детском саду: «Лиса и заяц», «Теремок», « Заюшкина избушка», «Репка», «Колобок», «Серая шейка». Эффективность организации муз. среды в группе определяется востребован- ностью детьми, их интересом к самостоятельной деятельности. Дети утрачивают интерес к предметной среде в том случае, если предметы сложны в освоении, они не умеют с ними обращаться. В наборе игрушек и инструментов должно происходить постоянное обновление. То же самое касается коллекции аудиозаписей и атрибутов для танцев и музыкальных драматизаций. Грамотная организация музыкальной зоны способствует развитию интереса у детей к миру музыки. Они ярче чувствуют эмоциональную сторону мелодий и песен, выражают своё настроение в танцевальных импровизациях.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по музыкальному воспитанию в средней группе «Оздоровительная функция музыки, как составляющая системы музыкального воспитания дошкольников»
Конспект занятия в средней группе....

Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего человека. Музыкальное искусство – мощный стимул в развитии личности ребенка.
Многие выдающиеся педагоги и психологи, занимающиеся музыкальным воспитанием, признают, что ведущим видом музыкальной деятельности является восприятие музыки. Все остальное производное от него. ...

Методические рекомендации для родителей по музыкальному воспитанию "Музыкальное воспитание в семье"
Здесь описаны рекомендации для родителей по поводу начала музыкального воспитания малышей....

«Что такое музыкальное воспитание, музыкальное развитие, музыкальность?»
Консультация для родитей по музыкальному воспитанию в период адаптации....

«Что такое музыкальное воспитание, музыкальное развитие, музыкальность?»
Консультация для родитей по музыкальному воспитанию в период адаптации....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Художественно-эстетическому развитию» составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой; программы по музыкально-ритмическому воспитанию детей Т. Сауко, А. Бурениной.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо «Художественно-эстетическому развитию»составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой;программы по м...
Проект по музыкально-патриотическому воспитанию детей на тему: «Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников».
laquo;Песня, как никакой другой жанр, всеобъемлюща.Она призвана отражать и преломлять в себекрупнейшие события эпохи. Она конденсирует в себеи тонкую лирику, и героику, и гражданственность».А.Ф...
