«Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника».
статья
Театрализованная деятельность является важным инструментом воспитания и развития детей,поскольку помогает им исследовать мир,выражать свои чувства и мысли,а также наслаждаться моментами радости и волшебства,необходтмыми для полноценного духовного роста и формирования личности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.Ю.Москалёва
Воспитатель
МБОУ «Савинская средняя школа»
СП ДО «Солнышко», п. Савинский, Плесецкий округ
«Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника».
Одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания ребенка является театрализованная игра, которая пользуется у малышей неизменной любовью, являясь благоприятной средой для развития личности дошкольника.
В современном мире, где информация и стрессы окружают нас повсюду, театрализованная деятельность дает возможность душе детства насладиться сказочным и чудесным, предоставляя возможность испытать беззаботное чувство детства. Такие игры не только развивают творческое мышление и эмоциональную сферу, но и оказывают положительное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогая ему легче справляться с повседневными стрессами и вызовами жизни.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе [3, c. 157].
Театрализованная деятельность является важным инструментом воспитания и развития детей, поскольку помогает им исследовать мир, выражать свои чувства и мысли, а также наслаждаться моментами радости и волшебства, необходимыми для полноценного духовного роста и формирования личности.
Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: педагогика из «дидактической становится развивающей», а значит использование элементов театрализации, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится всё более заметным, являя одним из перспективных направлений педагогической мысли. Развитие ребёнка может быть понято, как активный процесс самосознания, деятельного творения маленьким человеком собственной личностной биографии. А помочь ему должен взрослый – педагог, связанный с ним едиными узами содействия и сотрудничества.
В ходе театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста решаются следующие задачи:
1. Развитие речи и логического мышления. Через ролевые игры и импровизации дети развивают речь, обогащают словарный запас, учатся строить связные высказывания, логически мыслить и аргументировать свои действия.
2. Социализация и развитие социальных навыков. В процессе театральных постановок дети учатся работать в команде, поддерживать диалог, слушать других, выражать свои мысли и чувства, учатся уважению к мнению других и сотрудничеству, расширяются представления детей об окружающей действительности.
3. Эмоциональное развитие. Театральная деятельность помогает детям раскрывать и выражать свои эмоции, развивает чувство эмпатии, способствует пониманию чувств и эмоций других людей.
4. Творческое развитие. Через создание сюжетов, костюмов, декораций дети развивают свое творческое мышление, воображение, способность к самовыражению и самореализации.
5. Физическое развитие. Активные игры, с пением и танцами в рамках театральных постановок способствуют развитию координации движений, гибкости и выносливости [1, c. 179].
Таким образом, театрализованная деятельность в дошкольном возрасте является мощным инструментом для комплексного развития ребенка, охватывающим различные аспекты его личностного, социального, эмоционального и физического развития.
Оборудование театрализованного уголка в детском саду является важным элементом предметно-развивающей среды, поскольку позволяет детям активно вовлекаться в театральную деятельность и развивать свои творческие способности. В уголке должны быть представлены различные виды театров, чтобы дети могли выбирать, в каком формате им хочется играть. Ниже представлены некоторые виды театров, которые могут быть представлены в таком уголке: пальчиковый театр, театр масок, театр би-ба-бо, ложковый театр, настольный театр, театр марионеток, теневой театр, театр на фланелеграфе, баночный, театр для детей из ненужных вещей. Также ширмы и различные домики. Костюмы и декорации можно выполнять совместно с детьми и родителями. Хотя игрушки для кукольного театра имеются в продаже, по опыту, наиболее выразительны и востребованы самодельные игрушки. Для создания условий персонифицированного общения с каждым ребёнком, развития его исследовательского интереса, моделирования, экспериментирования в зоне театрализованной деятельности эффективно размещение разнообразного природного и бросового материала, ткани, костюмов для ряжения. При наличии необходимого условия – активного интереса детей к театрализованной игре – каждый найдет свое место [2, c. 59].
Работа воспитателя по развитию театрализованной деятельности в детском саду строится в тесном взаимодействии с другими профильными специалистами, такими как музыкальный руководитель и учитель-логопед. Сотрудничество с ними помогает создать более качественное и разнообразное театральное пространство для детей и обогатить их опыт. Вот как эта работа может строиться в партнерстве с другими специалистами:
1. Музыкальный руководитель:
- Создание музыкального сопровождения: музыкальный руководитель может помочь подобрать подходящую музыку к постановкам театральных представлений, что поможет детям лучше вжиться в образы и атмосферу произведения.
- Разучивание песен и музыкальных номеров: совместное разучивание песен, музыкальных и танцевальных номеров может придать представлениям яркость и запоминаемость.
2. Учитель-логопед:
- Работа над дикцией и выразительностью: учитель-логопед может помочь детям в улучшении дикции, правильном произношении слов, что важно для ясности высказывания в театральных постановках.
- Развитие ритмопластики: специалист по логопедии может разрабатывать занятия по развитию ритма и пластики движений, что поможет детям лучше владеть своим телом и выразительно двигаться на сцене.
Совместная работа воспитателя, музыкального руководителя и учителя-логопеда создает благоприятную среду для развития театральных способностей детей, обогащает их опыт, помогает раскрыть творческий потенциал и улучшить выразительность в различных аспектах театрального искусства [4, c. 87].
Работа с родителями по развитию театрализованной деятельности в детском саду играет важную роль в поддержании и продвижении этих активностей как дома, так и в образовательной среде. Для эффективного взаимодействия с семьями детей можно проводить работу по следующим направлениям:
1. Проведение родительских собраний и мастер-классов: организация встреч, где воспитатели и специалисты могут рассказать родителям о важности театрализованной деятельности, обсудить ее пользу для развития ребенка, дать практические советы по проведению театральных игр дома.
2. Приглашение родителей на театральные представления: организация спектаклей, где дети могут показать свои постановки и выступления, помогает родителям увидеть результаты работы и поддержать детей в их творческих начинаниях.
3. Предоставление методических рекомендаций: предоставление семьям материалов с идеями для проведения театральных игр дома, рекомендации по созданию костюмов, использованию домашних предметов в ролевых играх, советы по развитию творческих способностей детей.
4. Организация совместных мероприятий: проведение тематических праздников, конкурсов, где семьи могут вместе с детьми участвовать в театральных мероприятиях, создавать сценарии и роли, активно взаимодействовать.
5. Обратная связь и диалог: важно поддерживать открытый диалог с родителями, получать обратную связь от них о восприятии театральной деятельности и сотрудничестве, учитывать их мнение при планировании и организации театральных мероприятий.
Формы работы с родителями могут осуществляться по следующим направлениям: основы домашнего театра; мастерство руководства игрой; обучение организации самостоятельной театрализованной деятельности; театральная гостиная; творческая мастерская; совместные праздники, досуги и развлечения на основе театрализованной деятельности; консультации по вопросам творческого развития детей; родительские собрания; фотоотчёт [1, c. 105].
В итоге, работа с родителями по развитию театрализованной деятельности позволяет создать единую образовательную среду, где дети могут развиваться творчески, а также получать поддержку и вовлечение со стороны своих родителей в процессе творческого роста и самовыражения.
Таким образом, систематическое включение театрализованных игр в повседневную жизнь помогают полнее раскрыть детям свои возможности и способности и укрепляют детско-родительские отношения.
Список использованной литературы
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность детей в детском саду: игры, упражнения, сценарии / Е.А. Антипина. – М.: Просвещение, 2018. – 128 с.
- Вавилова В.С. Социально-коммуникативное развитие дошкольника: анализ образовательных программ / В.С. Вавилова, Т.Г. Ханова // Детский сад от А до Я. – 2017. – № 1 (85). С. 11-18.
- Миханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду / Е.В. Мигунова. М.: Просвещение, 2019. – 134 с.
- Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей дошкольного возраста. – М.: Аркти, 2019. –246 с.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.: Владос, 2017. – 274 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника
план по самообразованию...

Самообразование. Тема: «Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника»
Театр– это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. ...

«Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника»
Театрализованная игра — одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные ...

«Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника»
Игра — наиболее доступный и интересный для ребенка способ переработки, выражения эмоций, впечатлений (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.). Театрализованная игра ...

План самообразования «Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника (средняя группа)
laquo;Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника (средняя группа)...

«Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника (средняя группа)
План работы по самообразованию...

