Дополнительная общеобразовательная программа для музыкального руководителя ДОУ «Поёт моё село: воспитываем патриотизм через музыку и традиционные праздники»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Сизова Мария Николаевна

Дополнительная общеобразовательная программа   для музыкального руководителя ДОУ

Название: "Поёт моё село: воспитываем патриотизм через музыку и традиционные праздники"

Направленность: Социально-нравственная, художественно-эстетическая

Целевая аудитория: Дети старшего дошкольного возраста (5–7 лет)

Срок реализации: 1 учебный год (сентябрь – май)

Разработана: Музыкальным руководителем ДОУ

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Строчковский детский сад»

Дополнительная общеобразовательная программа                                                  для музыкального руководителя ДОУ

«Поёт моё село: воспитываем патриотизм через музыку и традиционные праздники»

        2024 г.

Дополнительная общеобразовательная программа                                                  для музыкального руководителя ДОУ

Название: "Поёт моё село: воспитываем патриотизм через музыку и традиционные праздники"

Направленность: Социально-нравственная, художественно-эстетическая

Целевая аудитория: Дети старшего дошкольного возраста (5–7 лет)

Срок реализации: 1 учебный год (сентябрь – май)

Разработана: Музыкальным руководителем ДОУ

Пояснительная записка

        Патриотическое воспитание — неотъемлемая часть целостного процесса становления личности ребёнка-дошкольника. В условиях возрождения духовных и культурных традиций особенно важна задача приобщения детей к культурному наследию своей малой родины. Музыкальное искусство — мощный инструмент эмоционального и духовного развития, пробуждающий чувства любви к Родине, уважения к её традициям, истории, героическому прошлому.

        Настоящая программа разработана для музыкального руководителя ДОУ и направлена на формирование у дошкольников патриотических чувств посредством участия в традиционных праздниках села и музыкального фольклора. Она охватывает как эмоционально-эстетическое, так и познавательное развитие детей, способствует социализации и воспитанию нравственных качеств.

       Программа выстроена с учётом возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста, базируется на принципах интеграции образовательных областей, активности и сотворчества.

Целевой раздел

Актуальность программы

           Музыкальное искусство играет важнейшую роль в формировании патриотических чувств у детей. Через народную песню, хороводы, традиционные мелодии и праздничные действия ребёнок эмоционально приобщается к культуре своего народа, чувствует себя частью большого сообщества. Особенно ярко эта работа реализуется в процессе подготовки и проведения традиционных праздников села, где музыка и песня становятся живым связующим звеном между прошлым и настоящим.

          Традиционные праздники, такие как «Первый сноп», «День села», «День пожилого человека», «День защитника Отечества», «День Победы» и др. отражают культурную специфику и духовные ориентиры села, формируя уважение к трудовому и героическому прошлому.

          Музыкальное участие в таких праздниках способствует формированию эмоциональной привязанности к Родине и положительного образа своего народа.

          Музыка помогает детям выразить свои чувства, переживания, радость общения и сопричастности, усиливая эффект патриотического воспитания.

Цель программы:

      Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ патриотического сознания, нравственных и эстетических чувств через участие в музыкально-художественной деятельности и праздниках, отражающих традиции родного села.

Задачи программы:

  1. Приобщать детей к музыкально-фольклорной культуре родного края.
  2. Развивать эмоционально-чувственную сферу через восприятие и исполнение музыкальных произведений.
  3. Формировать представления о народных традициях, праздниках, истории родного села.
  4. Развивать творческие способности и музыкальные навыки детей.
  5. Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, героям Родины, традициям семьи и села.
  6. Формировать опыт совместной деятельности с родителями, педагогами, представителями социума.

Принципы реализации программы:

  • Принцип преемственности: использование народных традиций и интеграция в современные формы работы.
  • Принцип наглядности: визуализация народных музыкальных символов и инструментов.
  • Принцип эмоциональности: создание положительного эмоционального фона на занятиях.
  • Принцип деятельностного подхода: активное участие детей в музыкальных действиях.
  • Принцип доступности: подбор музыкального материала с учётом возраста и возможностей детей.
  • Принцип сотрудничества с семьёй и сообществом: включение родителей, пожилых людей, местных музыкантов.

Планируемые результаты освоения программы:

  • Дети знают и называют традиционные праздники села, проявляют интерес к музыкальному фольклору.
  • Активно участвуют в подготовке и проведении праздников.
  • Выступают с музыкальными и танцевальными номерами.
  • Проявляют уважение к старшим, ветеранам, сельским труженикам.
  • Способны эмоционально откликаться на музыкальные произведения патриотической и народной направленности.

Содержательный раздел

Основные тематические блоки:

Сентябрь: "Здравствуй, село родное!" – песни о селе, хороводы, праздник "Первый сноп".

Октябрь: "Золотая осень" – песни об осени, ярмарочные частушки, "День пожилого человека".

Ноябрь: "Моя семья – мои корни" – родовые песни, инсценировки семейных обычаев.

Декабрь: "Рождественские встречи" – колядки, песни и игры на Святки.

Январь: "Героическая песня" – песни военных лет, песни о Родине.

Февраль: "Масленица весёлая" – заклички, обрядовые песни, плясовые игры, подготовка к "Дню защитника Отечества".

Март: "Матушка-весна" – веснянки, поздравления для мам.

Апрель: "Светлый праздник Пасхи" – весенние песнопения, хороводы.

Май: "Помним. Гордимся. Благодарим" – "День Победы", песни Победы, инсценировки военных песен, праздник "День села".

Содержание программы включает следующие компоненты:

  1. Музыкальные занятия —–2 раза в неделю, разучивание песен, развитие слуха, чувства ритма, участие в играх, хороводах, танцах, импровизация.
  2. Музыкальные праздники и развлечения — организация и проведение календарно-традиционных праздников: "Первый сноп", "День пожилого человека", "День защитника Отечества", "День Победы", "День села" и др.
  3. Интеграция с другими образовательными областями:
  • Речевое развитие: изучение текстов песен, декламация, сочинение поздравлений.
  • Познавательное развитие: знакомство с историей села, народными традициями.
  • Социально-коммуникативное развитие: коллективное творчество, участие в концертах, доброжелательное взаимодействие.
  1. Индивидуальная работа — выявление музыкальных способностей детей, развитие вокальных навыков, подготовка к сольным номерам.
  2. Взаимодействие с родителями и сообществом — вовлечение родителей в подготовку праздников, народные костюмы, участие пожилых людей в концертах, сотрудничество с учреждениями культуры.
  3. Ведущие виды деятельности:
  • Восприятие и исполнение песен
  • Музыкально-ритмические движения
  • Музыкально-театрализованная деятельность
  • Инструментальное музицирование (ложки, бубны и др.)
  1. Ожидаемые результаты:
  • Расширение кругозора детей о культурных традициях родного края
  • Развитие музыкальных и артистических способностей
  • Формирование основ гражданственности и любви к Родине

Организационный раздел

Форма реализации: Очная, групповая и индивидуальная работа

Режим занятий: 2 занятия в неделю по 25–30 минут, согласно режиму дня ДОУ, дополнительно — внеурочная деятельность и праздники

Условия реализации:

  • Наличие музыкального зала, аудиотехники, костюмов, народных музыкальных инструментов
  • Методическое сопровождение: рабочая программа, музыкальный репертуар, сценарии праздников
  • Сотрудничество с родителями, педагогами, библиотекой, домом культуры

Участники реализации программы:

  • Музыкальный руководитель — основное сопровождение, разработка сценариев, проведение занятий
  • Воспитатели — поддержка тематики на занятиях, в играх, беседах
  • Родители — помощь в организации праздников, участие в выступлениях

Социальные партнёры:

  • СПКК имени Куйбышева — участие работников в праздниках, предоставление сельскохозяйственной атрибутики, проведение экскурсий
  • Дом культуры села — помощь в организации мероприятий
  • Сельская библиотека — предоставление информации о традициях, организация выставок
  • Совет ветеранов — участие в праздниках ко Дню Победы, Дню пожилого человека

Формы подведения итогов:

  • Участие в музыкальных праздниках
  • Индивидуальные и групповые выступления
  • Создание фото- и видеоархива
  • Выставки и оформление материалов на стендах ДОУ

Подборка музыкального репертуара:

Песни:

  • «Моё село – моя душа» (авторская или адаптация)
  • «Светит месяц» (русская народная)
  • «Пахнет хлебом»
  • «Катюша»
  • «Синий платочек»
  • «Песенка о Родине»
  • «День Победы» (адаптированная версия)
  • «Осень золотая» (детская)
  • Колядки: «Добрый вечер тебе, пане хозяйниче»
  • «Как у наших у ворот» (плясовая)
  • Веснянки и заклички: «Весна-красна», «Жаворонки, прилетите!»
  • Частушки к ярмарке и Масленице

Музыкальные игры и хороводы:

  • «Каравай»
  • «Ручеёк»
  • «Гори, гори ясно»
  • «Калинка» (плясовая обработка)

Инструментальные композиции:

  • Народные мелодии на ложках, трещотках, свирелях
  • Музыка для дефиле и хороводов

Список литературы:

  1. Аверина И. Ю. «Песни и хороводы для детского сада». – М.: Мозаика-Синтез, 2020.
  2. Каплунова И. М., Новоскольцева Л. А. «Праздники в детском саду: сценарии, стихи, песни». – М.: Просвещение, 2021.
  3. Комиссарова Л. П. «Русский фольклор в музыкальном воспитании дошкольников». – СПб.: Детство-Пресс, 2019.
  4. Печора Е. В. «Музыкальное воспитание в детском саду». – М.: ВАКО, 2022.
  5. Сизова Н. В. «Методика музыкального воспитания дошкольников». – М.: Академкнига, 2021.
  6. Сборник песен «Детские песни о Родине и Победе» / Сост. Т. Боброва. – М.: Композитор, 2020.
  7. Рогова О. В. «Сценарии народных праздников в ДОУ». – Ростов н/Д: Феникс, 2023.
  8. «Музыка и традиции народов России: хрестоматия для дошкольников» / Под ред. А. Кузнецовой. – М.: Учитель, 2022.
  9. Журнал «Музыкальный руководитель», все выпуски за 2021–2024 гг.
  10. Электронный ресурс: портал MAAM.ru – методические материалы, сценарии, музыкальные подборки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - познавательное занятие в подготовительной группе «Тема патриотизма в музыке. Символика России»

Музыкально - познавательное занятие в подготовительной группе «Тема патриотизма в музыке. Символика России»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник «Умелые ручки»»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник &la...

Дополнительная общеобразовательная программа «Музыкальный ветерок»

И. Назаренко: «Голос - это посол от человека к человеку, от сердца к сердцу, средство человеческого общения».Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, облад...

Консультация для музыкальных руководителей на тему: "Развитие познавательной активности, любознательности через использование проектного метода на музыкальном занятии"

В настоящее время проектный метод в детском саду стал одной из постоянных форм организации воспитательно – образовательной работы, так как он влияет на качество образования, профессионализм и ко...

Дополнительная общеобразовательная программа по развитию речи. «Развитие произносительных навыков старших дошкольников через совершенствование моторных функций»

Данная программа является дополнительной и направлена на преодоление фонетического недоразвития у детей старших и подготовительных групп в детском саду. Освоение программы рассчитано на один – д...

Обобщение педагогического опыта "Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через участие в традиционных праздниках села"

Представляю опыт работы по проекту «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством участия в традиционных праздниках села».Проект предназначен для детей...

Программа самообразования музыкального руководителя 1. Тема: Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через участие в традиционных праздниках села

Повышение профессиональной компетентности музыкального руководителя в вопросах патриотического воспитания дошкольников посредством включения их в подготовку и участие в традиционных сельских праздника...