Дополнительная общеобразовательная программа для музыкального руководителя ДОУ «Поёт моё село: воспитываем патриотизм через музыку и традиционные праздники»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Дополнительная общеобразовательная программа для музыкального руководителя ДОУ
Название: "Поёт моё село: воспитываем патриотизм через музыку и традиционные праздники"
Направленность: Социально-нравственная, художественно-эстетическая
Целевая аудитория: Дети старшего дошкольного возраста (5–7 лет)
Срок реализации: 1 учебный год (сентябрь – май)
Разработана: Музыкальным руководителем ДОУ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 61.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Строчковский детский сад»
Дополнительная общеобразовательная программа для музыкального руководителя ДОУ
«Поёт моё село: воспитываем патриотизм через музыку и традиционные праздники»
2024 г.
Дополнительная общеобразовательная программа для музыкального руководителя ДОУ
Название: "Поёт моё село: воспитываем патриотизм через музыку и традиционные праздники"
Направленность: Социально-нравственная, художественно-эстетическая
Целевая аудитория: Дети старшего дошкольного возраста (5–7 лет)
Срок реализации: 1 учебный год (сентябрь – май)
Разработана: Музыкальным руководителем ДОУ
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание — неотъемлемая часть целостного процесса становления личности ребёнка-дошкольника. В условиях возрождения духовных и культурных традиций особенно важна задача приобщения детей к культурному наследию своей малой родины. Музыкальное искусство — мощный инструмент эмоционального и духовного развития, пробуждающий чувства любви к Родине, уважения к её традициям, истории, героическому прошлому.
Настоящая программа разработана для музыкального руководителя ДОУ и направлена на формирование у дошкольников патриотических чувств посредством участия в традиционных праздниках села и музыкального фольклора. Она охватывает как эмоционально-эстетическое, так и познавательное развитие детей, способствует социализации и воспитанию нравственных качеств.
Программа выстроена с учётом возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста, базируется на принципах интеграции образовательных областей, активности и сотворчества.
Целевой раздел
Актуальность программы
Музыкальное искусство играет важнейшую роль в формировании патриотических чувств у детей. Через народную песню, хороводы, традиционные мелодии и праздничные действия ребёнок эмоционально приобщается к культуре своего народа, чувствует себя частью большого сообщества. Особенно ярко эта работа реализуется в процессе подготовки и проведения традиционных праздников села, где музыка и песня становятся живым связующим звеном между прошлым и настоящим.
Традиционные праздники, такие как «Первый сноп», «День села», «День пожилого человека», «День защитника Отечества», «День Победы» и др. отражают культурную специфику и духовные ориентиры села, формируя уважение к трудовому и героическому прошлому.
Музыкальное участие в таких праздниках способствует формированию эмоциональной привязанности к Родине и положительного образа своего народа.
Музыка помогает детям выразить свои чувства, переживания, радость общения и сопричастности, усиливая эффект патриотического воспитания.
Цель программы:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ патриотического сознания, нравственных и эстетических чувств через участие в музыкально-художественной деятельности и праздниках, отражающих традиции родного села.
Задачи программы:
- Приобщать детей к музыкально-фольклорной культуре родного края.
- Развивать эмоционально-чувственную сферу через восприятие и исполнение музыкальных произведений.
- Формировать представления о народных традициях, праздниках, истории родного села.
- Развивать творческие способности и музыкальные навыки детей.
- Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, героям Родины, традициям семьи и села.
- Формировать опыт совместной деятельности с родителями, педагогами, представителями социума.
Принципы реализации программы:
- Принцип преемственности: использование народных традиций и интеграция в современные формы работы.
- Принцип наглядности: визуализация народных музыкальных символов и инструментов.
- Принцип эмоциональности: создание положительного эмоционального фона на занятиях.
- Принцип деятельностного подхода: активное участие детей в музыкальных действиях.
- Принцип доступности: подбор музыкального материала с учётом возраста и возможностей детей.
- Принцип сотрудничества с семьёй и сообществом: включение родителей, пожилых людей, местных музыкантов.
Планируемые результаты освоения программы:
- Дети знают и называют традиционные праздники села, проявляют интерес к музыкальному фольклору.
- Активно участвуют в подготовке и проведении праздников.
- Выступают с музыкальными и танцевальными номерами.
- Проявляют уважение к старшим, ветеранам, сельским труженикам.
- Способны эмоционально откликаться на музыкальные произведения патриотической и народной направленности.
Содержательный раздел
Основные тематические блоки:
Сентябрь: "Здравствуй, село родное!" – песни о селе, хороводы, праздник "Первый сноп".
Октябрь: "Золотая осень" – песни об осени, ярмарочные частушки, "День пожилого человека".
Ноябрь: "Моя семья – мои корни" – родовые песни, инсценировки семейных обычаев.
Декабрь: "Рождественские встречи" – колядки, песни и игры на Святки.
Январь: "Героическая песня" – песни военных лет, песни о Родине.
Февраль: "Масленица весёлая" – заклички, обрядовые песни, плясовые игры, подготовка к "Дню защитника Отечества".
Март: "Матушка-весна" – веснянки, поздравления для мам.
Апрель: "Светлый праздник Пасхи" – весенние песнопения, хороводы.
Май: "Помним. Гордимся. Благодарим" – "День Победы", песни Победы, инсценировки военных песен, праздник "День села".
Содержание программы включает следующие компоненты:
- Музыкальные занятия —–2 раза в неделю, разучивание песен, развитие слуха, чувства ритма, участие в играх, хороводах, танцах, импровизация.
- Музыкальные праздники и развлечения — организация и проведение календарно-традиционных праздников: "Первый сноп", "День пожилого человека", "День защитника Отечества", "День Победы", "День села" и др.
- Интеграция с другими образовательными областями:
- Речевое развитие: изучение текстов песен, декламация, сочинение поздравлений.
- Познавательное развитие: знакомство с историей села, народными традициями.
- Социально-коммуникативное развитие: коллективное творчество, участие в концертах, доброжелательное взаимодействие.
- Индивидуальная работа — выявление музыкальных способностей детей, развитие вокальных навыков, подготовка к сольным номерам.
- Взаимодействие с родителями и сообществом — вовлечение родителей в подготовку праздников, народные костюмы, участие пожилых людей в концертах, сотрудничество с учреждениями культуры.
- Ведущие виды деятельности:
- Восприятие и исполнение песен
- Музыкально-ритмические движения
- Музыкально-театрализованная деятельность
- Инструментальное музицирование (ложки, бубны и др.)
- Ожидаемые результаты:
- Расширение кругозора детей о культурных традициях родного края
- Развитие музыкальных и артистических способностей
- Формирование основ гражданственности и любви к Родине
Организационный раздел
Форма реализации: Очная, групповая и индивидуальная работа
Режим занятий: 2 занятия в неделю по 25–30 минут, согласно режиму дня ДОУ, дополнительно — внеурочная деятельность и праздники
Условия реализации:
- Наличие музыкального зала, аудиотехники, костюмов, народных музыкальных инструментов
- Методическое сопровождение: рабочая программа, музыкальный репертуар, сценарии праздников
- Сотрудничество с родителями, педагогами, библиотекой, домом культуры
Участники реализации программы:
- Музыкальный руководитель — основное сопровождение, разработка сценариев, проведение занятий
- Воспитатели — поддержка тематики на занятиях, в играх, беседах
- Родители — помощь в организации праздников, участие в выступлениях
Социальные партнёры:
- СПКК имени Куйбышева — участие работников в праздниках, предоставление сельскохозяйственной атрибутики, проведение экскурсий
- Дом культуры села — помощь в организации мероприятий
- Сельская библиотека — предоставление информации о традициях, организация выставок
- Совет ветеранов — участие в праздниках ко Дню Победы, Дню пожилого человека
Формы подведения итогов:
- Участие в музыкальных праздниках
- Индивидуальные и групповые выступления
- Создание фото- и видеоархива
- Выставки и оформление материалов на стендах ДОУ
Подборка музыкального репертуара:
Песни:
- «Моё село – моя душа» (авторская или адаптация)
- «Светит месяц» (русская народная)
- «Пахнет хлебом»
- «Катюша»
- «Синий платочек»
- «Песенка о Родине»
- «День Победы» (адаптированная версия)
- «Осень золотая» (детская)
- Колядки: «Добрый вечер тебе, пане хозяйниче»
- «Как у наших у ворот» (плясовая)
- Веснянки и заклички: «Весна-красна», «Жаворонки, прилетите!»
- Частушки к ярмарке и Масленице
Музыкальные игры и хороводы:
- «Каравай»
- «Ручеёк»
- «Гори, гори ясно»
- «Калинка» (плясовая обработка)
Инструментальные композиции:
- Народные мелодии на ложках, трещотках, свирелях
- Музыка для дефиле и хороводов
Список литературы:
- Аверина И. Ю. «Песни и хороводы для детского сада». – М.: Мозаика-Синтез, 2020.
- Каплунова И. М., Новоскольцева Л. А. «Праздники в детском саду: сценарии, стихи, песни». – М.: Просвещение, 2021.
- Комиссарова Л. П. «Русский фольклор в музыкальном воспитании дошкольников». – СПб.: Детство-Пресс, 2019.
- Печора Е. В. «Музыкальное воспитание в детском саду». – М.: ВАКО, 2022.
- Сизова Н. В. «Методика музыкального воспитания дошкольников». – М.: Академкнига, 2021.
- Сборник песен «Детские песни о Родине и Победе» / Сост. Т. Боброва. – М.: Композитор, 2020.
- Рогова О. В. «Сценарии народных праздников в ДОУ». – Ростов н/Д: Феникс, 2023.
- «Музыка и традиции народов России: хрестоматия для дошкольников» / Под ред. А. Кузнецовой. – М.: Учитель, 2022.
- Журнал «Музыкальный руководитель», все выпуски за 2021–2024 гг.
- Электронный ресурс: портал MAAM.ru – методические материалы, сценарии, музыкальные подборки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - познавательное занятие в подготовительной группе «Тема патриотизма в музыке. Символика России»
Музыкально - познавательное занятие в подготовительной группе «Тема патриотизма в музыке. Символика России»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник «Умелые ручки»»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник &la...

Дополнительная общеобразовательная программа «Музыкальный ветерок»
И. Назаренко: «Голос - это посол от человека к человеку, от сердца к сердцу, средство человеческого общения».Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, облад...
Консультация для музыкальных руководителей на тему: "Развитие познавательной активности, любознательности через использование проектного метода на музыкальном занятии"
В настоящее время проектный метод в детском саду стал одной из постоянных форм организации воспитательно – образовательной работы, так как он влияет на качество образования, профессионализм и ко...

Дополнительная общеобразовательная программа по развитию речи. «Развитие произносительных навыков старших дошкольников через совершенствование моторных функций»
Данная программа является дополнительной и направлена на преодоление фонетического недоразвития у детей старших и подготовительных групп в детском саду. Освоение программы рассчитано на один – д...

Обобщение педагогического опыта "Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через участие в традиционных праздниках села"
Представляю опыт работы по проекту «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством участия в традиционных праздниках села».Проект предназначен для детей...

Программа самообразования музыкального руководителя 1. Тема: Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через участие в традиционных праздниках села
Повышение профессиональной компетентности музыкального руководителя в вопросах патриотического воспитания дошкольников посредством включения их в подготовку и участие в традиционных сельских праздника...
