Формирование чувства гордости и патриотизма у старших дошкольников через сохранение памяти и духовного наследия поколений
методическая разработка
Формирование чувства гордости и патриотизма
у старших дошкольников через сохранение
памяти и духовного наследия поколений
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование чувства гордости и патриотизма
у старших дошкольников через сохранение
памяти и духовного наследия поколений
Патриотическое воспитание дошкольников признается сейчас одной из главных целей в системе российского образования.
В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...».
Проблема
К сожалению, в период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. Большинство современных молодых людей не имеют четких ориентиров в жизни, почти не задумываются о нравственных и моральных принципах, не уважают историю своей Родины и мало заботятся о ее настоящем.
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования определены условия формирования первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Перспективность
Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников поможет вырастить поколение людей, небезразличных к истории родной страны, её культуре, традициям и идеалам.
Цель
Формирование нравственных ценностей, патриотизма, чувства гордости за свою страну, посредством ознакомления с героическим прошлым нашего народа.
Для достижения поставленной цели, был определен следующий ряд задач:
1. Формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей с историческими фактами военных лет.
2. Обогатить представления детей о мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
3. Воспитывать чувство гордости и уважения к родным и близким людям, принимавшим участие в сражениях за Родину.
Ожидаемые результаты
∙ Сформированы простейшие представления о легендарном прошлом нашей Родины, о военных событиях 1941–1945 годов, понимание важности победы в ВОВ, уважение к героям войны и чувство гордости за свой народ.
∙ Владеют элементарной информацией о родственниках, отдавших воинский долг Родине в годы ВОВ.
∙ Испытывают желание продолжать знакомство с героическими событиями ВОВ.
∙ С интересом слушают рассказы, стихотворения, музыкальные произведения о ВОВ, рассматривают репродукции картин и высказывают своё отношение.
∙Читают наизусть стихи о войне и победе.
∙Сформированы предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.
В основе патриотического воспитания в ДОУ лежат следующие Принципы:
Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений.
Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
Принцип интерактивности: сотрудничество с семьей, библиотекой, сочетание разных видов деятельности.
Принцип наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе исторического материала.
Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
Принцип построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
Принцип активного включения детей в практическую деятельность (виртуальные экскурсии, беседы, развлечения, викторины, участие в проектной деятельности и т.п.).
Используемые методы:
- Игровые
- Словесные
- Наглядные
- Практические
- Проектной деятельности
Работа по патриотическому воспитанию предполагает следующие формы, позволяющие развить у детей нравственно-патриотические чувства:
∙ Рассказ воспитателя о Великой Отечественной Войне, героях военных лет, героизме советского народа; беседы в виде вопросов и ответов;
∙Виртуальные экскурсия в Музеи боевой славы, к памятникам по городам России;
∙ Чтение рассказов и художественных произведений о защитниках Родины, ВОВ.
∙ Прослушивание музыки, разучивание песен о Родине.
∙Дидактические, сюжетно – ролевые игры.
∙ Просмотр видео – презентаций, мультфильмов и клипов.
∙ Рассматривание иллюстраций, репродукций художников о ВОВ.
∙ Литературно-музыкальные композиции, посвященные ВОВ, Победе.
∙ Творческая деятельность (изготовление поделок, рисунков на тему «Война глазами детей»).
∙ Конкурс чтецов «С днем победы».
∙ Спортивно-патриотическая игра «Зарничка»
∙ Участие в параде, посвященному Дню Победы, в шествии «Бессмертный полк»
- Организация тематических фотосессий.
∙ Создание мини-проектов в группах.
∙Создание лепбука «Смоленщина – Земля великих людей»
- Участие в акциях «Окна Победы», «Сирень Победы».
Работа по патриотическому воспитанию проводилась понесколькимнаправлениям:
- Знакомство с государственной символикой и государственными праздниками (рассматривание изображений государственной символики; беседы об истории их происхождения; выставки рисунков, фотографий);
- «Смоленщина – родина моя». На данном этапе происходит формирование у детей представлений о «Родине», «малой Родине», воспитание любви к малой и большой Родине, воспитание начала патриотических чувств, знакомство с историей возникновения поселка Верхнеднепровский, города Смоленска, закрепление знаний о родном крае.
- «Памятные места Смоленщины» – знакомство детей с теми, кто прославил наш край и нашу страну, знакомство с памятниками, воспитание чувства гордости.
- «Защитники нашего Отечества» – формирование представлений о родах войск, Российской армии, воспитание патриотических чувств, гордости за родину, за прошлое нашей страны, знакомство с праздником 23 февраля, закрепление знаний о том, кто такие защитники Отечества, воспитание чувства гордости за своих родных защитников.
- «Никто не забыт, ничто не забыто» – дать представление о событиях ВО войны, объяснить, почему нашему народу пришлось испытать такую лихую, лютую годину, почему и от кого мы вынуждены были защищаться; закрепление знаний о том, как воины-солдаты защищали нашу Родину в годы Великой Отечественной войны, знакомство с героями ВОВ, чьими именами названы улицы города, вспомнить памятники героям ВОВ, воспитания уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.
- Праздничный утренник, посвященный Дню Победы: поздравление ветеранов ВОВ, участие в параде, посвященному Дню Победы,участие в шествии «Бессмертный полк».
Залог успеха всей нашей работы — хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие в реализации поставленных задач. Взаимодействие с родителями требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, порой не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Работа с родителями строится по 2 направлениям: повышение уровня педагогической компетентности и вовлечение родителей в образовательную деятельность с детьми по формированию системных представление о ВОВ.
Огромный вклад внесли родители в создание «Аллеи памяти» по посадке сирени к Дню Победы.
Таким образом, воспитание патриотических чувств – это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.
Формируя чувство гордости и патриотизма у наших детей, мы не только сохраняем память о прошлом, но и открываем путь к их будущему, полному уверенности и любви к своей Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Опыт работы по формированию начальных основ экологической культуры у старших дошкольников через экспериментальную деятельность».
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, которые являются актуальными на сегодняшний день и с...

Консультация для воспитателей "Воспитание патриотизма у старших дошкольников через приобщение к народной культуре Тульского края"
На сегодняшний день очевидна актуальность проблемы сохранения и восстановления традиционной русской народной культуры. Традиция обозначает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в по...

Формирование патриотических чувств старших дошкольников через приобщение к духовным ценностям Малой родины поселка - "Нижегородец"
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: ми...

Формирование мотивационной готовности к школе у старших дошкольников через сюжетно - ролевые игры
Формирование мотивационной готовности к школе...

Воспитание чувства патриотизма у старших дошкольников через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны посредством художественной литературы и мультипликации.
Изменения, прошедшие в нашем обществе, в последние десятилетия привели к деформации таких понятий, как гражданственность и патриотизм, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращае...

Семинар – практикум для педагогов Тема: «Формирование предпосылок естественно – научной грамотности у старших дошкольников через работу на метеостанции»
Cеминар – практикум на тему: «Формирование предпосылок естественно – научной грамотности у старших дошкольников через работу на метеостанции».Он позволит проверить каждому педа...

Консультация для воспитателей. "Воспитание патриотизма у старших дошкольников через приобщение к народной культуре родного края"
Патриотическое воспитание – одна из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Патриотизм — преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Государство пытается ...