Формирование чувства гордости и патриотизма у старших дошкольников через сохранение памяти и духовного наследия поколений
методическая разработка

Формирование чувства гордости и патриотизма

у старших дошкольников через сохранение

памяти и духовного наследия поколений

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование чувства гордости и патриотизма

у старших дошкольников через сохранение

памяти и духовного наследия поколений

Патриотическое воспитание дошкольников признается сейчас одной из главных целей в системе российского образования.

В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...».

Проблема

К сожалению, в период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. Большинство современных молодых людей не имеют четких ориентиров в жизни, почти не задумываются о нравственных и моральных принципах, не уважают историю своей Родины и мало заботятся о ее настоящем.

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования определены условия формирования первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Перспективность

Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников поможет вырастить поколение людей, небезразличных к истории родной страны, её культуре, традициям и идеалам.

Цель

Формирование нравственных ценностей, патриотизма, чувства гордости за свою страну, посредством ознакомления с героическим прошлым нашего народа.

 Для достижения поставленной цели, был определен следующий  ряд задач:

1. Формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей с историческими фактами военных лет.

2. Обогатить представления детей о мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

3. Воспитывать чувство гордости и уважения к родным и близким людям, принимавшим участие в сражениях за Родину.

Ожидаемые результаты

 Сформированы простейшие представления о легендарном прошлом нашей Родины, о военных событиях 1941–1945 годов, понимание важности победы в ВОВ, уважение к героям войны и чувство гордости за свой народ.

 Владеют элементарной информацией о родственниках, отдавших воинский долг Родине в годы ВОВ.

 Испытывают желание продолжать знакомство с героическими событиями ВОВ.

 С интересом слушают рассказы, стихотворения, музыкальные произведения о ВОВ, рассматривают репродукции картин и высказывают своё отношение.

Читают наизусть стихи о войне и победе.

Сформированы предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.

В основе патриотического воспитания в ДОУ лежат следующие Принципы:

Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений.

Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

Принцип интерактивности: сотрудничество с семьей, библиотекой, сочетание разных видов деятельности.

Принцип наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе исторического материала.

Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

Принцип построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.

Принцип активного включения детей в практическую деятельность (виртуальные экскурсии, беседы, развлечения, викторины, участие в проектной деятельности и т.п.).

Используемые методы:

  • Игровые
  • Словесные
  • Наглядные
  • Практические
  • Проектной деятельности

Работа по патриотическому воспитанию предполагает следующие формы, позволяющие развить у детей нравственно-патриотические чувства:

 Рассказ воспитателя о Великой Отечественной Войне, героях военных лет, героизме советского народа; беседы в виде вопросов и ответов;

Виртуальные экскурсия в Музеи боевой славы, к памятникам по городам России;

 Чтение рассказов и художественных произведений о защитниках Родины, ВОВ.

 Прослушивание музыки, разучивание песен о Родине.

Дидактические, сюжетно – ролевые игры.

 Просмотр видео – презентаций, мультфильмов и клипов.

 Рассматривание иллюстраций, репродукций художников о ВОВ.

 Литературно-музыкальные композиции, посвященные ВОВ, Победе.

 Творческая деятельность (изготовление поделок, рисунков на тему «Война глазами детей»).

 Конкурс чтецов «С днем победы».

 Спортивно-патриотическая игра «Зарничка»

 Участие в параде, посвященному Дню Победы, в шествии «Бессмертный полк»

  • Организация тематических фотосессий.

 Создание мини-проектов в группах.

Создание лепбука «Смоленщина – Земля великих людей»

  • Участие в акциях «Окна Победы», «Сирень Победы».

Работа по патриотическому воспитанию проводилась понесколькимнаправлениям:

  1. Знакомство с государственной символикой и государственными праздниками (рассматривание изображений государственной символики; беседы об истории их происхождения; выставки рисунков, фотографий);
  2.  «Смоленщина – родина моя». На данном этапе происходит формирование у детей представлений о «Родине», «малой Родине», воспитание любви к малой и большой Родине, воспитание начала патриотических чувств, знакомство с историей возникновения поселка Верхнеднепровский, города Смоленска, закрепление знаний о родном крае.
  3.  «Памятные места Смоленщины» – знакомство детей с теми, кто прославил наш край и нашу страну, знакомство с памятниками, воспитание чувства гордости.
  4.  «Защитники нашего Отечества» – формирование представлений о родах войск, Российской армии, воспитание патриотических чувств, гордости за родину, за прошлое нашей страны, знакомство с праздником 23 февраля, закрепление знаний о том, кто такие защитники Отечества, воспитание чувства гордости за своих родных защитников.
  5. «Никто не забыт, ничто не забыто» – дать представление о событиях ВО войны, объяснить, почему нашему народу пришлось испытать такую лихую, лютую годину, почему и от кого мы вынуждены были защищаться; закрепление знаний о том, как воины-солдаты защищали нашу Родину в годы Великой Отечественной войны, знакомство с героями ВОВ, чьими именами названы улицы города, вспомнить памятники героям ВОВ, воспитания уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.
  6. Праздничный утренник, посвященный Дню Победы: поздравление ветеранов ВОВ, участие в параде, посвященному Дню Победы,участие в шествии «Бессмертный полк».

Залог успеха всей нашей работы — хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие в реализации поставленных задач. Взаимодействие с родителями требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, порой не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Работа с родителями строится по 2 направлениям: повышение уровня педагогической компетентности и вовлечение родителей в образовательную деятельность с детьми по формированию системных представление о ВОВ.

Огромный вклад внесли родители в создание «Аллеи памяти» по посадке сирени к Дню Победы.

Таким образом, воспитание патриотических чувств – это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. 

Формируя чувство гордости и патриотизма у наших детей, мы не только сохраняем память о прошлом, но и открываем путь к их будущему, полному уверенности и любви к своей Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Опыт работы по формированию начальных основ экологической культуры у старших дошкольников через экспериментальную деятельность».

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и  проблемы,  которые являются актуальными на сегодняшний день и с...

Консультация для воспитателей "Воспитание патриотизма у старших дошкольников через приобщение к народной культуре Тульского края"

На сегодняшний день очевидна актуальность проблемы сохранения и восстановления традиционной русской народной культуры. Традиция обозначает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в по...

Формирование патриотических чувств старших дошкольников через приобщение к духовным ценностям Малой родины поселка - "Нижегородец"

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: ми...

Воспитание чувства патриотизма у старших дошкольников через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны посредством художественной литературы и мультипликации.

Изменения, прошедшие в нашем обществе, в последние десятилетия привели к деформации таких понятий, как гражданственность и патриотизм, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращае...

Семинар – практикум для педагогов Тема: «Формирование предпосылок естественно – научной грамотности у старших дошкольников через работу на метеостанции»

Cеминар – практикум на тему: «Формирование предпосылок естественно – научной грамотности у старших дошкольников через работу на метеостанции».Он позволит проверить каждому педа...

Консультация для воспитателей. "Воспитание патриотизма у старших дошкольников через приобщение к народной культуре родного края"

Патриотическое воспитание – одна из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Патриотизм — преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.  Государство пытается ...