Методические рекомендации для музыкальных руководителей Тема: Проведение народных праздников в детском саду
методическая разработка
Проведение народных праздников в детском саду играет важную роль в формировании у детей дошкольного возраста основ духовно-нравственной культуры, патриотизма, приобщения к традициям и культуре родного края. Это соответствует требованиям ФГОС ДО и способствует реализации ФОП ДО в образовательной деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 47.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для музыкальных руководителей
Тема: Проведение народных праздников в детском саду
1. Актуальность и обоснование темы
Проведение народных праздников в детском саду играет важную роль в формировании у детей дошкольного возраста основ духовно-нравственной культуры, патриотизма, приобщения к традициям и культуре родного края. Это соответствует требованиям ФГОС ДО и способствует реализации ФОП ДО в образовательной деятельности.
2. Цели и задачи
Цель:
Организация и проведение народных праздников в ДОУ как эффективного средства музыкального, патриотического и нравственного воспитания дошкольников.
Задачи:
- Приобщать детей к народной культуре через фольклор, музыку, танцы и обряды;
- Формировать у детей интерес и уважение к культурным традициям родного края;
- Развивать музыкально-ритмические, вокальные и исполнительские навыки;
- Способствовать социализации, коммуникативному развитию, творческой самореализации.
3. Нормативно-правовая база
Проведение народных праздников соответствует:
- ФГОС ДО (раздел «Требования к структуре основной образовательной программы»): интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие»;
- ФОП ДО: реализация содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с использованием средств музыкального искусства;
- Примерной образовательной программы "От рождения до школы": приобщение к народным традициям и праздникам в форме интегрированных мероприятий.
4. Принципы организации народных праздников
- Принцип интеграции – сочетание музыки, движений, речи, народного творчества.
- Принцип системности – праздники проводятся в соответствии с годовым планом и тематическими блоками.
- Принцип народности – использование подлинного музыкального, фольклорного, речевого и хореографического материала.
- Принцип доступности – содержание и формы работы соответствуют возрастным возможностям детей.
- Принцип активности и сотворчества – активное включение детей, родителей и педагогов в подготовку и проведение праздника.
5. Подготовка к проведению праздника
- Выбор темы праздника: Масленица, Рождество, Покров, Осенины, Яблочный спас и др.
- Разработка сценария: с учётом народных традиций, возрастных особенностей детей.
- Подбор музыкального материала: народные песни, частушки, хороводы, инструментальные композиции.
- Разучивание репертуара: на музыкальных и интегрированных занятиях.
- Создание атмосферы: оформление зала в народном стиле, костюмы, декорации.
- Вовлечение родителей: помощь в изготовлении костюмов, участие в представлении, совместные мастер-классы.
6. Формы и методы работы
- Музыкально-театрализованные постановки с элементами народного фольклора;
- Хороводы, народные игры и забавы;
- Использование народных инструментов (ложки, бубны, трещотки);
- Инсценировка сказок и обрядов;
- Проектная деятельность («Моя семья – хранитель традиций») с итоговым праздником.
- Возрастные особенности при проведении
Группа | Особенности участия в празднике |
Младшая группа | Простые песенки, танцы, участие в хороводах, минимальная роль в инсценировках |
Средняя группа | Осознанное участие, короткие роли, элементарные инструменты, взаимодействие в группах |
Старшая группа | Развернутые диалоги, активное участие в театрализации, освоение ритмики и национального колорита |
Подготовительная | Полноценные спектакли, пение с элементами многоголосия, сложные танцы, ведущие роли |
- Примеры народных праздников для ДОУ
Праздник | Сроки проведения | Содержание |
Масленица | Конец февраля – начало марта | Хороводы, скоморохи, песни, блины |
Рождество | Январь | Колядки, свечи, ангелы, традиции |
Осенины | Сентябрь | Овощи, урожай, заклички, частушки |
День русской берёзы | Май | Песни, венки, дерево как символ Родины |
Покров | Октябрь | Народные игры, рассказы о быте предков |
9. Диагностика результатов
- Анализ вовлечённости и эмоционального отклика детей;
- Оценка творческих способностей, самостоятельности;
- Отзывы родителей и коллег;
- Уровень усвоения фольклорного материала;
- Фотоматериалы, видеоотчёты, выставки.
10. Рекомендации музыкальному руководителю
- Изучать и использовать аутентичные материалы (народные мелодии, обряды);
- Объединять усилия с воспитателями, логопедами, педагогами дополнительного образования;
- Учитывать региональные особенности и традиции;
- Создавать эмоционально насыщенные, доброжелательные мероприятия;
- Вовлекать родителей и местное сообщество (фольклорные коллективы, ветераны и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для музыкальных руководителей по проведению и анализу праздников.
Как правильно проводить и анализировать праздники....

Методические рекомендации для музыкальных руководителей по работе с одарёнными детьми по музыкально-художественной деятельности
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной ж...

Сценарий для проведения народного праздника в детском саду с детьми разновозрастной группы неделе"Ай, да Масленица!"
Данное мероприятие поможет познакомить с Масленичной неделей. Создать благоприятную обстановку, увидеть настоящую Масленицу, повеселиться, поиграть, исполнить народные песни, поучаствовать в сор...

Музыка в природе, природа в музыке. цикл музыкальных занятий по экологии методические рекомендации для музыкальных руководителей
Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно ...

Особенности развития двигательной активности детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ Методические рекомендации для музыкальных руководителей
Высокую эффективность в улучшении двигательной активности на музыкальных занятиях показали физминутки и речёвки-попевки, созданные автором данных методических рекомендаций. Они снимают напряжение...

Методические рекомендации для музыкальных руководителей на тему: «Создание здоровьесберегающей среды на музыкальных занятиях в ДОУ»
Методические рекомендациидля музыкальных руководителей...

Методические рекомендации для музыкальных руководителей по теме «Развитие чистоты интонирования в пении детей старшего дошкольного возраста»
Все представленные в разработке упражнения, адаптировала для детей дошкольного возраста, и с самого первого занятия увидела первые результаты, у детей появилось стремление и желание пробовать, у...
