Методические рекомендации для музыкальных руководителей Тема: Проведение народных праздников в детском саду
методическая разработка

Сизова Мария Николаевна

Проведение народных праздников в детском саду играет важную роль в формировании у детей дошкольного возраста основ духовно-нравственной культуры, патриотизма, приобщения к традициям и культуре родного края. Это соответствует требованиям ФГОС ДО и способствует реализации ФОП ДО в образовательной деятельности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для музыкальных руководителей

Тема: Проведение народных праздников в детском саду

1. Актуальность и обоснование темы

     Проведение народных праздников в детском саду играет важную роль в формировании у детей дошкольного возраста основ духовно-нравственной культуры, патриотизма, приобщения к традициям и культуре родного края. Это соответствует требованиям ФГОС ДО и способствует реализации ФОП ДО в образовательной деятельности.

2. Цели и задачи

Цель:
Организация и проведение народных праздников в ДОУ как эффективного средства музыкального, патриотического и нравственного воспитания дошкольников.

Задачи:

  • Приобщать детей к народной культуре через фольклор, музыку, танцы и обряды;
  • Формировать у детей интерес и уважение к культурным традициям родного края;
  • Развивать музыкально-ритмические, вокальные и исполнительские навыки;
  • Способствовать социализации, коммуникативному развитию, творческой самореализации.

3. Нормативно-правовая база

Проведение народных праздников соответствует:

  • ФГОС ДО (раздел «Требования к структуре основной образовательной программы»): интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие»;
  • ФОП ДО: реализация содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с использованием средств музыкального искусства;
  • Примерной образовательной программы "От рождения до школы": приобщение к народным традициям и праздникам в форме интегрированных мероприятий.

4. Принципы организации народных праздников

  • Принцип интеграции – сочетание музыки, движений, речи, народного творчества.
  • Принцип системности – праздники проводятся в соответствии с годовым планом и тематическими блоками.
  • Принцип народности – использование подлинного музыкального, фольклорного, речевого и хореографического материала.
  • Принцип доступности – содержание и формы работы соответствуют возрастным возможностям детей.
  • Принцип активности и сотворчества – активное включение детей, родителей и педагогов в подготовку и проведение праздника.

5. Подготовка к проведению праздника

  1. Выбор темы праздника: Масленица, Рождество, Покров, Осенины, Яблочный спас и др.
  2. Разработка сценария: с учётом народных традиций, возрастных особенностей детей.
  3. Подбор музыкального материала: народные песни, частушки, хороводы, инструментальные композиции.
  4. Разучивание репертуара: на музыкальных и интегрированных занятиях.
  5. Создание атмосферы: оформление зала в народном стиле, костюмы, декорации.
  6. Вовлечение родителей: помощь в изготовлении костюмов, участие в представлении, совместные мастер-классы.

6. Формы и методы работы

  • Музыкально-театрализованные постановки с элементами народного фольклора;
  • Хороводы, народные игры и забавы;
  • Использование народных инструментов (ложки, бубны, трещотки);
  • Инсценировка сказок и обрядов;
  • Проектная деятельность («Моя семья – хранитель традиций») с итоговым праздником.
  1. Возрастные особенности при проведении

Группа

Особенности участия в празднике

Младшая группа

Простые песенки, танцы, участие в хороводах, минимальная роль в инсценировках

Средняя группа

Осознанное участие, короткие роли, элементарные инструменты, взаимодействие в группах

Старшая группа

Развернутые диалоги, активное участие в театрализации, освоение ритмики и национального колорита

Подготовительная

Полноценные спектакли, пение с элементами многоголосия, сложные танцы, ведущие роли

  1. Примеры народных праздников для ДОУ

Праздник

Сроки проведения

Содержание

Масленица

Конец февраля – начало марта

Хороводы, скоморохи, песни, блины

Рождество

Январь

Колядки, свечи, ангелы, традиции

Осенины

Сентябрь

Овощи, урожай, заклички, частушки

День русской берёзы

Май

Песни, венки, дерево как символ Родины

Покров

Октябрь

Народные игры, рассказы о быте предков

9. Диагностика результатов

  • Анализ вовлечённости и эмоционального отклика детей;
  • Оценка творческих способностей, самостоятельности;
  • Отзывы родителей и коллег;
  • Уровень усвоения фольклорного материала;
  • Фотоматериалы, видеоотчёты, выставки.

10. Рекомендации музыкальному руководителю

  • Изучать и использовать аутентичные материалы (народные мелодии, обряды);
  • Объединять усилия с воспитателями, логопедами, педагогами дополнительного образования;
  • Учитывать региональные особенности и традиции;
  • Создавать эмоционально насыщенные, доброжелательные мероприятия;
  • Вовлекать родителей и местное сообщество (фольклорные коллективы, ветераны и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для музыкальных руководителей по работе с одарёнными детьми по музыкально-художественной деятельности

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной ж...

Сценарий для проведения народного праздника в детском саду с детьми разновозрастной группы неделе"Ай, да Масленица!"

Данное мероприятие поможет познакомить с Масленичной неделей. Создать благоприятную обстановку,  увидеть настоящую Масленицу, повеселиться, поиграть, исполнить народные песни, поучаствовать в сор...

Музыка в природе, природа в музыке. цикл музыкальных занятий по экологии методические рекомендации для музыкальных руководителей

  Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно ...

Особенности развития двигательной активности детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ Методические рекомендации для музыкальных руководителей

Высокую эффективность в улучшении двигательной активности на музыкальных занятиях показали физминутки и речёвки-попевки, созданные автором данных методических рекомендаций. Они снимают напряжение...

Методические рекомендации для музыкальных руководителей по теме «Развитие чистоты интонирования в пении детей старшего дошкольного возраста»

Все представленные в разработке упражнения,  адаптировала для детей дошкольного возраста, и с самого первого занятия увидела первые результаты, у детей появилось стремление и желание пробовать, у...