Методики формирования исторических знаний у дошкольников. Внедрение в работу.
материал (старшая группа)

Черкашина Мария Александровна

опыт работы воспитателя старшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методики формирования исторических знаний у дошкольников. Внедрение в работу.

Слайд 1

Формирование исторических знаний у дошкольников является важной задачей для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Одной из задач дошкольного воспитания является развитие у детей интереса и уважения к истории, осознания важности прошлых событий для формирования современного мира.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент для дальнейшего усвоения знаний о мире, а потому важно начинать прививать детям понимание исторических процессов уже на этом этапе.

Это не означает, что с детьми нужно изучать сложные исторические факты или запоминать даты, но вполне можно и нужно использовать доступные и интересные методы для формирования основ исторического сознания.

Познание истории начинается с самых простых понятий, таких как «прошлое», «сегодня», «будущее», «память», «традиции».

Важно, чтобы дети не только осознавали связь между событиями, но и развивали умение размышлять о значении этих событий.

 Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Поэтому базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе.  В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим своеобразием родного края.

Знакомясь с родным поселком, его историей, достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых культурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной культуры.  

Познание истории начинается с создания конкретных образов об историческом факте, т.е. исторических представлений. Исторические представления являются первым этапом формирования исторических понятий.                                          

Для формирования исторических знаний у дошкольников необходимо использовать игровые и доступные формы работы, которые не только развлекают, но и обучают детей.

Слайд 2

Некоторые методики формирования исторических знаний у дошкольников:

  • ИграСлайд 3

Ролевые игры, настольные игры с исторической тематикой, кукольные постановки помогают детям легче усваивать информацию. 

 

  • Творческая деятельность.

Изготовление поделок и рисунков, аппликации и лепка на темы древних событий активизируют познавательную активность и помогают лучше усваивать информацию. 

  • Наглядность. Слайд 4

Другой методикой является использование иллюстраций, картин.

С помощью красочных изображений можно создать живое представление о прошлом, рассказать детям о событиях, людях и традициях, которые были характерны для той или иной эпохи.

Например, рассказы о временах года, праздниках, традициях помогут детям увидеть и почувствовать, как различные события меняли жизнь людей, и как они передавались через поколения.

Например, можно провести занятия на тему «Как люди жили в древности» и предложить детям рассмотреть предметы быта тех времен, создать с ними поделки или рисунки, которые бы показывали жизнь людей в разные исторические эпохи.

Такие занятия не только развивают память, но и дают детям возможность увидеть, как меняются предметы, традиции и отношения с течением времени.

  • Экскурсии и прогулки.

Посещение музеев с экспозициями, посвящёнными истории и культуре, даёт возможность увидеть древние артефакты вживую. Прогулки к памятникам и зданиям помогают ощутить связь с прошлым. 

  • Мультимедиа.  Слайд 5

Просмотр мультфильмов, презентации с изображениями исторических объектов и событий помогают визуально воспринимать информацию. 

 

Просмотр мультфильмов и презентаций, исторических документальных фильмов и видео роликов о великих личностях и героях прошлого также играет важную роль в воспитании у детей исторического сознания.

Знакомство с историческими персонажами помогает детям увидеть важность конкретных людей для развития общества.

Особое внимание стоит уделить интеграции исторического материала в повседневную жизнь.

  • Беседы и обсуждения. Слайд 6

Этот метод помогает закрепить знания и развить умение выражать мысли. 

  • Проектная деятельность.

Проекты развивают самостоятельность, творческое мышление, а также позволяют погрузиться в тему более глубоко. 

  • Интеграция с культурными мероприятиями.

Проведение праздников, например, День Победы, День защитника Отечества, помогает детям не только узнать о событиях, но ещё эмоционально пережить их через участие в торжествах. 

 

Слайд7

Включение в занятия музыки и театра помогает создавать атмосферу прошлого и делает обучение более живым и эмоциональным. Например, дети могут разыграть сцены из сказок или рассказов, где главными героями являются исторические персонажи. Это не только развивает творческие способности детей, но и способствует лучшему усвоению исторического материала.

Экскурсия и прогулки.

Работа с природой и окружающим миром также является важной составляющей формирования исторического сознания у детей.

Например, на улице можно рассказать о природных ресурсах, а также обсудить, как изменился ландшафт и архитектура со временем.

Занятия по изучению исторических памятников, природных явлений и старинных традиций дают детям полное представление о том, как взаимодействовали люди с окружающим миром на протяжении веков.

Культурные мероприятия

Кроме того, на занятиях важно использовать простые исторические элементы, такие как календарь, символы, с помощью которых можно легко объяснить детям, что происходит в разные периоды времени.

 Например, календарь праздников может помочь ребенку понять, что время имеет свою структуру, определенный порядок событий, который повторяется из года в год. Объяснение праздников и традиций, таких как Новый год, Масленица или Пасха, дает детям представление о цикличности времени и развитии человеческой цивилизации.

Таким образом, формирование исторических знаний у дошкольников — это не только изучение фактов и дат, но и развитие интереса и уважения к прошлому через игровые, творческие и практические методы.

Воспитатели должны создавать такую атмосферу, которая будет способствовать любознательности и исследовательскому духу у детей, а также учить их смотреть на мир в контексте времени и событий, что поможет не только освоить исторические знания, но и развить важные когнитивные и эмоциональные навыки.

Интеграция исторических знаний в повседневную деятельность, использование игры, музыки и творчества создают многогранную картину прошлого и помогают детям понять важность истории для современности.

 

Слайд 8

Хочу познакомить вас с одним из методов, который использую в своей работе по формированию исторических знаний у воспитанников.

Это МЕТОД ШЕСТИУГОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ. 

Его автор учитель истории англичанин Рассел Тарр.

Российских педагогов с данным методом познакомил Георгий Осипович Аствацатуров, кандидат исторических наук, в своей статье «Шестиугольное обучение как образовательная технология».

В основе данной методики обучения лежит использование шестиугольных карточек - гексов.

Каждый из них – отдельная смысловая единица в виде изображения. Шестиугольники соединяются гранями друг с другом благодаря определенным логическим связям. Соединенные вместе шестиугольники создают единую смысловую картину.

Актуальность такого обучения для дошкольников обусловлена тем, что в дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образная память.

Запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, которые увидели.

Важно отметить, что данная методика не заменяет традиционные методы работы с дошкольниками, а дополняет их, позволяя достичь более высоких результатов в развитии речи и коммуникативных навыков.

Я использую гексы как в индивидуальной работе, так и в организации групповой работы с детьми. Слайд 9

 Дети могут работать в парах или небольших группах, обсуждая и соединяя карточки. Такая работа помогает детям научиться сотрудничать и делиться информацией. Слайд 9

Гекс - методика облегчает запоминание пословиц и поговорок о малой родине детьми. Слайд 10

Беседа: «Что мы знаем о...» на какую-либо тему (например, «Блокада»,  «Профессии нашего поселка», «Города – герои»,  «Рода войск» «Моя семья». ) использую гексы, как наглядный материал.

Дети задают друг другу вопросы, высказывают своё мнение и аргументируют его, что способствует развитию связной, диалогической речи, умения слушать и дополнять других.

Слайд 11

Далее стала применять работу с гексами в обучении составления цельной смысловой картины чего-либо (явления, события, понятия).

Мои воспитанники без затруднений соединяют гексы в коллажи и составляют по ним рассказы: «Что такое Новый год», «Что такое зима», «Весна», «День Победы» и другие. Слайд 12

Применяю гекс - методику для развития навыков классификации.

Игра «Классификация»: раздаю детям карточки с изображением различных предметов, животных, растений и т. п., а дети распределяют их по группам. Таким образом, дети учатся классифицировать объекты по определённым признакам и объяснять своё решение. Слайд 13

Игра «Что лишнее?». Для этой игры понадобятся гексы с изображениями предметов по определённой теме (например, весна, зима, осень - признаки).

Один из предметов должен быть лишним. Задача детей — найти его и объяснить свой выбор. Слайд 14

Благодаря проделанной работе дети стали больше интересоваться своим поселком, его жителями, достопримечательностями и памятными местами.

У детей появился интерес к истории родного поселка, дети стали более наблюдательны, активны, стали задавать вопросы об увиденном в поселке (Кому этот памятник? Чем знаменит   этот человек? Почему у улицы такое название? и т.д.).

Усвоили домашний адрес, ориентируются в родственных отношениях, знают символы родного поселка и области.

Научились узнавать и называть знакомые улицы, здания, памятники.

Проявляется эрудированность в вопросах исторического прошлого поселка.

Таким образом, результаты деятельности позволяют мне констатировать эффективность проделанной работы по формированию исторических представлений у детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика формирования фонематических процессов у дошкольников 5-7 лет через систему специальных игр и игровых упражнений

Основной задачей  в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следо...

Обобщение педагогического опыта по теме: »Формирование исторических знаний и патриотических чувств к родному краю»

В данной работе говорится о преимуществе проектной деятельности в формировании исторических знаний и патриотических чувств к родному краю.В размещенном материале я обобщила свой опыт в проектной деяте...

Консультация для педагогов "Патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников через проектную деятельность"

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, ...

Патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников

Цель проекта: воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе изучения истории своей семьи и своей страны...

Патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников

попытка раскрытии проблемы нравственно-патриотического воспитания в современном мире....

Консультация для педагогов на тему: «Патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников через активное взаимодействие педагогов и родителей»

Консультация для педагогов.задачи: Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; - Формирование бережного отношения к природе и всему живому...

Буклет «Патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников через активное взаимодействие педагогов и родителей"

laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с самого малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит ...