Методическая разработка тема
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»
Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности обусловлена тем, что она позволяет решить многие образовательно - воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. В ходе театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, она помогает всесторонне развивать ребенка, формирует способности распознавать эмоциональное состояние.
Особенность игровой деятельности детей 3 лет состоит в том, что в ней выделяется роль и игровые действия, которые наполняются предметным содержанием. Ребенок использует предметы-заместители, речь его становится более развитой, он с удовольствием повторяет новые слова, услышанные от взрослых. Для детей младшей группы характерно принятие действий взрослых в качестве образца. Именно через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. Для того чтобы ролевое поведение детей обогащалось, надо давать примеры ролевой игры. Это достигается как при проигрывании ролей детьми, так и при выступлении театра взрослых.
Основу для пополнения художественных впечатлении составляет чтение детской литературы. Необходимо читать сказки по несколько раз для того, чтобы дети постепенно усваивали сначала общую канву сюжета, потом более ясно им виделись детали эпизодов, затем четче обозначились особенности характера героев. В ходе основательного знакомства со сказкой выразительное чтение нужно сочетать с обыгрыванием отдельных эпизодов. Реплики, отдельные диалоги, импровизированные движения - все это может стать хорошей тренировочной базой для развития игровых умений.
Дети младшей группы способны показать в настольном театре небольшой сюжет. Это могут быть знакомые потешки, песенки, прибаутки. Для развития театрально-игровой деятельности взрослый должен предоставить довольно обширный материал, чтобы дети могли использовать в своих играх все новые и новые сюжеты. В самостоятельной игре дети часто с интересом играют в концерт. Они берут своих любимых кукол, сажают на стульчики зрителей-игрушек и начинают выступать: читают за кукол стишки, поют песенки. Это развивает творческие качества детей, способствует развитию воображения, образного мышления. В 3 года дети могут сами обустроить место для игры и оснастить ее необходимыми атрибутами. Взрослый помогает детям советом, подсказывает, где найти необходимый материал. Малыши охотно используют в игре элементы костюмов, имеющиеся в игровой комнате.
Театрализованные игры способствуют речевому развитию малышей. Во время совместных игр со взрослым ребенок слышит много новых слов, ему становятся понятными более сложные фразы, выражения, игровые ситуации. Играя, ребенок придумывает и проговаривает ситуацию игры, употребляет новые слова. Взрослому необходимо вызывать в ребенке желание отражать впечатления, полученные во время совместных со взрослым игр, в самостоятельной игре. Чем ярче показанное представление, тем больше вероятности того, что ребенок будет отображать его в своих играх.
В группе обязательно должен оборудован театральный уголок, где ребёнок может проиграть какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации. Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности доступно разметить разные виды театра : кукольный, настольный, пальчиковый, би-ба-бо, а так же маски, реквизит, куклы, декорации, разместить костюмы для ряженья. Кроме того, периодически обновлять материал, ориентируясь на интересы разных детей. Это создаёт условия для персонифицированного общения с каждым ребёнком.
В уголке по развитию речевой активности поместить художественную литературу, альбомы с иллюстрациями знакомых произведений, картотеку артикуляционной гимнастики и пальчиковых упражнений, потешек, настольно-печатные игры, наглядный материал. В книжном уголке разместить книги – раскладушки, книжки – малышки.
Важное значение для развития речи, снятия эмоционального напряжения имеет развитие мелкой моторики через «пальчиковые игры». Одним из средств развития движений пальцев рук и речи детей является «Театр пальчиков». Это замечательная «палочка-выручалочка» помогала соблюдать один из важнейших принципов «от простого к сложному».
Начиная с простейших потешек («Эта ручка – правая, эта ручка – левая», «Семья», «Игрушки») и переходя к более сложным, требующим от ребёнка внимания, терпения и старания, речь становится более понятной, а с применением игровой формы и интересной. Исполняя потешки, дети проговаривают слова с движениями пальцев.
Любимые детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Заюшкина избушка» можно применить в разных вариантах театра : настольный, фланелеграф, театр ложек, пальчиковый, кукольный. После показа, бесед, предложить детям совместный показ сказок, вызывая у них интерес и желание.
В заключении хотелось бы отметить следующее. Таким образом, использование театральной деятельности в целях развития речи детей становится возможным при выполнении следующих условий:
- совместного участия в данном процессе детей и взрослых;
- при создании развивающей предметно-пространственной среды; ∙
- учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
- насыщение этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;
Театрализованная деятельность имеет большое значение для формирования речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЭСТРАДНО - ХОРОВОМ ВОКАЛЕ
Методическая разработа будет полезна педагогам по вокалу....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.
Методическая разработка ориентирована на выявление возможностей развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества. В связи с поставленной целью рассмотрено сост...
Методическая разработка. Тема: «Сказки Пушкина»
Старший дошкольный возраст Разработано Моисеевой А.А.. в дошкольном отделении ГБОУ школы № 297 Пушкинского р-нагорода Санкт-ПетербургаЦель: Познакомить с А.С. Пушкиным и созданными им сказ...

Методическая разработка Тема: «Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно – развивающей среды.»
Содержание. 1. Введение с обоснованием актуальности темы, определение цели и задач. 2. Основные аспекты поэтапной работы, разработка цикла интегрированной совместной деятельности...

Методическая разработка Тема: «Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно – развивающей среды.»
Содержание. 1. Введение с обоснованием актуальности темы, определение цели и задач. 2. Основные аспекты поэтапной работы, разработка цикла интегрированной совместной деятельности...

Методическая разработка. Тема: Планирование работы в группе компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью в лёгкой степени с 1-3 год обучения. Примерное тематическое планирование.
В данной методической разработке приведён материал по планированию работы в группе компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью в лёгкой степени с первого по третий год обучения, а...

Методическая разработка"Тема недели "Дары осени" Тема дня"Овощи" "
Календарно – тематический план (на материале решения задачи ФЭМП). Конспект совместной деятельности педагога и детей (образовательная деятельность). Проект пре...
