ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира у детей раннего возраста в различных видах деятельности»
материал (младшая группа)

Солодовникова Ирина Николаевна

Развитие познавательной сферы детей раннего возраста за счет приобретения жизненно необходимых представлений об окружающем мире через виды детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu.docx179.92 КБ

Предварительный просмотр:

ОТЧЁТ

ПО

САМООБРАЗОВАНИЮ

Тема: «Формирование

первичных представлений

об объектах окружающего мира

у детей раннего возраста

в различных видах деятельности»

C:\Users\User\Desktop\новый год\Новая папка\знакомство с рыбками в аквариуме\1749382886438.jpg

                                                                                           

Разработала воспитатель:  

Солодовникова И.Н.

          Тейково

2025г.

Актуальность темы.

Окружающий мир — это мир, который окружает ребенка: природа, люди, предметы. Данное понятие может рассматриваться в широком смысле и узком. В широком смысле окружающим миром можно считать всю планету, на которой мы живем. В узком смысле — это то конкретное окружение, в котором родился, растет и развивается ребенок. Природный мир — живая и неживая природа, которая является частью окружающего мира. Социальный мир — люди, общество людей. Этот мир люди создают сами, структурируют его. В нем люди социализируются, действуют, преобразуют его в соответствии со своими потребностями. Социальная действительность — конкретные события, факты, взаимоотношения, которые характеризуют текущий временной период функционирования человеческого общества.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической  (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

Одним из средств формирования представлений об окружающем мире у детей раннего возраста является игра. В Концепции дошкольного воспитания игра названа «академией детской жизни». Привлекательность игры, как свободной, творческой деятельности, возникающей по инициативе детей, обуславливается её потенциальными возможностями, местом и ролью как основой, ведущей деятельности.

Своеобразие игры заключается в том, что она является генеральной формой поведения, внутри игровой деятельности зарождаются другие виды деятельности.

Взрослый в игре «пробует», уже не использованные возможности жизни, а ребенок переживает еще не использованные, не реализованные возможности. Именно это и делает игру средством социализации, приобщения ребенка к миру взрослых, к ценностям общества.

Для раннего возраста характерно возникновение подражания взрослым в предметной деятельности как предпосылка к началу имитационных игр. Становление творческой (изобразительной, конструкторской и др.) деятельности детей. Начало индивидуальных предметных игр, появление и развитие символической функции в игре.

Таким образом, игра для детей 2-3 года жизни – своеобразная «экспериментальная площадка» формирования первичных представлений об объектах окружающего мира.

Цель работы:

развитие познавательной сферы детей раннего возраста за счет приобретения жизненно необходимых представлений об окружающем мире через виды детской деятельности.

Задачи:

1. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира, о живой и не живой природе в процессе игровой деятельности.

2. Помочь детям упорядочить сведения об окружающем мире, формируя представления его целостности через разнообразие игровых умений и культурных форм игры.

3. Поддерживать условия для познавательного развития детей с окружающим миром через игровую деятельность: организовывая и постоянно пополняя развивающую среду (дидактическими играми, играми с водой и песком, играми на развитие мышления, памяти, восприятия, воображения, мелкой моторики, пальчиковыми играми, играми на само регуляцию), проводя работу с родителями через информационные ширмы, консультации, совместный труд.

Этап работы над темой самообразования: 1 год.

Работа по самообразованию была начата с изучения и анализа мною методической литературы:

1.Дошкольное воспитание/ журнал № 4/2012, с. 80. 4.

2. Дошкольное воспитание/ журнал № 10/2012, с. 93

3. Занятия по формированию элементарных экологических представлений О. А. Соломенникова /М., 2012

4.Бондаренко А.К. Дидактические игры // Дошкольное воспитание, № 7, 2005

5.Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой»

6. Вохринцева С. «Познавательно-речевое развитие»

7. Горьканова А.Н, «Дидактические материалы в картинках»

8. «Наглядные пособия» изд. «ГНОМ»

9. Вохринцева С. «Методические пособия» изд. «Страна фантазий»

10. Цветкова Т. «Сфера картинок»

11. Наглядные пособия «Мир в картинках»

12. Кнушевицкая Н.А. «Стихи и речевые упражнения»

13. Гусарова Н.Н. «Беседы по картинкам времена года»

14. Ефанова З.А. «Познание предметного мира»

15. Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением»

16.Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»

17 " Кроха": пособие для родителей по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. - М. Просвещение 2006 г.

Результаты работы с детьми по теме самообразования:

  • становление орудийных действий у детей;
  • развитие наглядно-действенного мышления;
  • развитие познавательной активности;
  • развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных, растений), местам обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух) и т.д
  • знают, для чего служит предмет, но может использовать его и по-другому. Могут  показать, как выполняют действие, без предмета или, пользуясь неподходящим предметом («причесываться» палочкой или рукой).
  • Дети знакомятся с признаками, характеризующими живые объекты: растет, питается, движется, нуждается в тепле, дышит, спит, взаимодействует с окружающим миром, защищается, дружит, болеет, и т.д.
  • Дети овладели простейшими игровыми действиями, отражающими известные детям жизненные ситуации.

Результаты работы для педагога и родителей воспитанников:

  • повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;  
  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах формирования первичных представлений об объектах окружающего мира у детей раннего возраста посредством предметно-игровой деятельности
  • пополнена РППС

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:

  • Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей
  • Презентация педагога по теме самообразования.
  • Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.
  • Пополнена РППС (центр игр)

Ранний возраст – это тот возраст, где игры придают процессу познания окружающего мира яркую эмоциональную окраску, творчески и ненавязчиво воздействует на чувства детей, их воображение и фантазию, помогают формированию представлений об окружающем мире, речи, внимания, памяти, мышления.

Ребенок начинает понимать, что мир, в котором он живет - большой и многообразный. Все в нем находится в определенных связях и зависимостях.

На первый план выступает задача, направленная на формирование познавательных способностей.

Моя задача в работе с детьми раннего дошкольного возраста — заложить первые ориентиры в окружающем его мире, развивать эмоционально- чувственную сферу ребенка, а через нее познавательную мотивацию, познавательные интересы детей.

Считаю, что в работе с детьми раннего возраста по ознакомлению с окружающим миром нужно тщательно отбирать познавательный материал и продумывать методы и приемы, с помощью которых, полученная информация будет оптимально усвоена ребенком.

Из своего опыта работы могу отметить, что именно в период раннего детства, можно и нужно знакомить детей с окружающим миром, и основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.

Следует отметить, что игровой мотив деятельности для детей раннего дошкольного возраста более действенен, чем все остальные. Это объясняется свободой и независимостью, которую дети получают в игре, возможностью импровизировать и добровольно принимать определённые правила и законы. Поэтому те знания, которые дети получают в процессе активного познания окружающего мира, закрепляются и выводятся на уровень навыка в играх и упражнениях.

Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети могут всерьёз научиться «важным» вещам. Однако это не так. Детям свойственно постоянно соприкасаться с окружающим миром. Ярко выраженная любознательность ребёнка является важнейшим показателем его успешного психического развития.

Малыши активно стремятся к новым впечатлениям, очень любят наблюдать за всем, что их окружает. Их привлекают яркие цвета. Например: зелёный цвет — трава, листья, жёлтый цвет — солнце, одуванчики, синий цвет — небо, колокольчики, красный цвет — жучки, и всё другое – разноцветное! Бесконечно разнообразный мир природы побуждает у детей живой интерес, расширяются представления об окружающем

Дети раннего возраста быстро обнаруживают новое, стремятся сразу же его исследовать. Например: в дидактической игре «Волшебный мешочек» дети, как правило, быстро определяют знакомый предмет на ощупь. А если в мешочек положить что-то новое, незнакомое, — они его тщательно исследуют, прежде чем назвать и сделать свои выводы (например: если это огурец, то он гладкий, овальный, с бугорками, твёрдый, а если это помидор, то он круглый, гладкий).

Малыши с интересом включаются в предложенные игры с водой и песком. В таких играх они учатся выполнять простейшие действия, делать свои умозаключения, а я им в этом помогаю. Например: вода была прозрачная, без цвета, а добавив краски, она стала цветная. Или из влажного песка можно лепить куличики, а из сухого нет, сухой песок сыплется.

Малыши очень радуются своим открытиям, получают от этого удовольствие, испытывают восторг, делятся своими впечатлениями с взрослыми. Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения с взрослыми.

В играх использовала натуральные предметы окружающего мира, картинки с изображением, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности.

Игры проводила в режимных моментах, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время. Дидактические игры, применяемые во время образовательной деятельности, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения.

Дидактические игры постепенно усложняла. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке.

На прогулках широко применяла игры детей с естественным материалом.

Играя, дети узнают предметы на ощупь. Словесные дидактические игры, например, «Узнай кто это?», организую на знакомом детям материале; с их помощью активизируется мышление детей, развивается речь. Необходимо включать малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.

В своей работе, я опиралась на образовательную область «Познавательное развитие» из типовой образовательной программы «От рождения до школы», в которой широко раскрыто понятие, цели и задачи для детей данной возрастной категории.

«Познавательное развитие» предполагает

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности; 
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, об особенностях природы».

Познавательное развитие подразделяется на:

  • Развитие познавательно-исследовательской деятельности
  1. Первичные представления об объектах окружающего мира. 
  2. Формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними.
  3. Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина, группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.).
  4. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч — синий мяч; большой кубик — маленький кубик).
  5. Учить детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др.
  • Приобщение к социокультурным ценностям

Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения. Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр. Знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения.

  • Формирование элементарных математических представлений

Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов (один — много).

Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.).

Форма. Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.).

Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).

Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги,

  • Ознакомление с миром природы
  1. Знакомить детей с доступными явлениями природы.
  2. Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) их детенышей и называть их.
  3. Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их.
  4. Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за рыбками в аквариуме; подкармливать птиц.
  5. Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.).
  6. Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.
  7. Воспитывать бережное отношение к животным.
  8. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).
  • Сезонные наблюдения

Осень. Обращать внимание детей на осенние изменения в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.

Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. п.).

Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.

Лето. Наблюдать природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.

ВЫВОДЫ:

Ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Малыши все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности – игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель. Необходимо включить малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.

Работая над своей темой образования сделала для себя ВЫВОД:

«Задача воспитателя в работе с детьми раннего возраста – заложить первые представления и ориентиры в окружающем мире через основную форму работы и ведущий вид деятельности – игру».

Таким образом, развивая познавательную сферу ребенка (через основной вид деятельности) – игру, я стремлюсь создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать Человеком.

В моей деятельности по теме самообразования активными помощниками стали родители воспитанников.  С целью повышения компетентности родителей по вопросу формирования первичных представлений об объектах окружающего мира у детей раннего возраста посредством предметно-игровой деятельности провела цикл консультаций и бесед, оформила папки-передвижки, привлекла к обогащению РППС группы, а именно родители изготовили дидактические и настольные игры, наглядный материал для работы с детьми.  В преддверии новогоднего праздника родители с детьми изготовили совместные поделки "Ёлочка красавица".

Результатом процесса самообразования явилось пополнение и конкретизация своих знаний, осуществление глубокого и детального анализа работы с детьми.

 Я думаю, что полученный мною опыт буду углублять и совершенствовать.

Все запланированные виды деятельности с детьми и родителями воспитанников в течение учебного года проведены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста

Программа по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста посредством включения их в проектную деятельность(возраст 2-3 года)....

Непосредственно – образовательная деятельность во второй группе раннего возраста по разделу формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.Тема: «Игры с сухим песком»

Непосредственно – образовательная деятельность во второй группе раннего возраста по разделу формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.Тема: «Игры с сухим песком»...

Организация непосредственно образовательной деятельности по развитию и закреплению первичных представлений об объектах окружающего мира у детей раннего возраста. Тема: «В гости к Зимушке-зиме…»

Цель: развитие и закрепление первичных  представлений  об объектах окружающего мира; Задачи приоритетной образовательной области: Речевое развитие: формировать умения детей устанав...

Конспект занятия по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира в группе раннего возраста «Найди пару. Игрушки»

Задачи:·         Продолжать формировать знания о названиях предметов ближайшего окружения (игрушки)·...

Методические рекомендации на тему: «Формирование первичного представления об окружающем мире у детей раннего возраста в различных видах деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

Формировать представление детей об окружающем мире у детей раннего возраста посредством игровой деятельности. Развивать познавать познавательную активность детей раннего возраста за счёт при...

Занятие в старшей группе «Какая бывает одежда» Тема: Какая бывает одежда Цель: формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, материале, пространстве и времени, причина

Занятие в старшей группе «Какая бывает одежда» Тема: Какая бывает одеждаЦель: формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира у детей раннего возраста в различных видах деятельности»

Развитие познавательной сферы детей раннего возраста за счет приобретения жизненно необходимых представлений об окружающем мире через виды детской деятельности....