ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира у детей раннего возраста в различных видах деятельности»
материал (младшая группа)
Развитие познавательной сферы детей раннего возраста за счет приобретения жизненно необходимых представлений об окружающем мире через виды детской деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 179.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТЧЁТ
ПО
САМООБРАЗОВАНИЮ
Тема: «Формирование
первичных представлений
об объектах окружающего мира
у детей раннего возраста
в различных видах деятельности»
Разработала воспитатель:
Солодовникова И.Н.
Тейково
2025г.
Актуальность темы.
Окружающий мир — это мир, который окружает ребенка: природа, люди, предметы. Данное понятие может рассматриваться в широком смысле и узком. В широком смысле окружающим миром можно считать всю планету, на которой мы живем. В узком смысле — это то конкретное окружение, в котором родился, растет и развивается ребенок. Природный мир — живая и неживая природа, которая является частью окружающего мира. Социальный мир — люди, общество людей. Этот мир люди создают сами, структурируют его. В нем люди социализируются, действуют, преобразуют его в соответствии со своими потребностями. Социальная действительность — конкретные события, факты, взаимоотношения, которые характеризуют текущий временной период функционирования человеческого общества.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.
Одним из средств формирования представлений об окружающем мире у детей раннего возраста является игра. В Концепции дошкольного воспитания игра названа «академией детской жизни». Привлекательность игры, как свободной, творческой деятельности, возникающей по инициативе детей, обуславливается её потенциальными возможностями, местом и ролью как основой, ведущей деятельности.
Своеобразие игры заключается в том, что она является генеральной формой поведения, внутри игровой деятельности зарождаются другие виды деятельности.
Взрослый в игре «пробует», уже не использованные возможности жизни, а ребенок переживает еще не использованные, не реализованные возможности. Именно это и делает игру средством социализации, приобщения ребенка к миру взрослых, к ценностям общества.
Для раннего возраста характерно возникновение подражания взрослым в предметной деятельности как предпосылка к началу имитационных игр. Становление творческой (изобразительной, конструкторской и др.) деятельности детей. Начало индивидуальных предметных игр, появление и развитие символической функции в игре.
Таким образом, игра для детей 2-3 года жизни – своеобразная «экспериментальная площадка» формирования первичных представлений об объектах окружающего мира.
Цель работы:
развитие познавательной сферы детей раннего возраста за счет приобретения жизненно необходимых представлений об окружающем мире через виды детской деятельности.
Задачи:
1. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира, о живой и не живой природе в процессе игровой деятельности.
2. Помочь детям упорядочить сведения об окружающем мире, формируя представления его целостности через разнообразие игровых умений и культурных форм игры.
3. Поддерживать условия для познавательного развития детей с окружающим миром через игровую деятельность: организовывая и постоянно пополняя развивающую среду (дидактическими играми, играми с водой и песком, играми на развитие мышления, памяти, восприятия, воображения, мелкой моторики, пальчиковыми играми, играми на само регуляцию), проводя работу с родителями через информационные ширмы, консультации, совместный труд.
Этап работы над темой самообразования: 1 год.
Работа по самообразованию была начата с изучения и анализа мною методической литературы:
1.Дошкольное воспитание/ журнал № 4/2012, с. 80. 4.
2. Дошкольное воспитание/ журнал № 10/2012, с. 93
3. Занятия по формированию элементарных экологических представлений О. А. Соломенникова /М., 2012
4.Бондаренко А.К. Дидактические игры // Дошкольное воспитание, № 7, 2005
5.Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой»
6. Вохринцева С. «Познавательно-речевое развитие»
7. Горьканова А.Н, «Дидактические материалы в картинках»
8. «Наглядные пособия» изд. «ГНОМ»
9. Вохринцева С. «Методические пособия» изд. «Страна фантазий»
10. Цветкова Т. «Сфера картинок»
11. Наглядные пособия «Мир в картинках»
12. Кнушевицкая Н.А. «Стихи и речевые упражнения»
13. Гусарова Н.Н. «Беседы по картинкам времена года»
14. Ефанова З.А. «Познание предметного мира»
15. Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением»
16.Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»
17 " Кроха": пособие для родителей по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. - М. Просвещение 2006 г.
Результаты работы с детьми по теме самообразования:
- становление орудийных действий у детей;
- развитие наглядно-действенного мышления;
- развитие познавательной активности;
- развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных, растений), местам обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух) и т.д
- знают, для чего служит предмет, но может использовать его и по-другому. Могут показать, как выполняют действие, без предмета или, пользуясь неподходящим предметом («причесываться» палочкой или рукой).
- Дети знакомятся с признаками, характеризующими живые объекты: растет, питается, движется, нуждается в тепле, дышит, спит, взаимодействует с окружающим миром, защищается, дружит, болеет, и т.д.
- Дети овладели простейшими игровыми действиями, отражающими известные детям жизненные ситуации.
Результаты работы для педагога и родителей воспитанников:
- повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах формирования первичных представлений об объектах окружающего мира у детей раннего возраста посредством предметно-игровой деятельности
- пополнена РППС
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
- Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей
- Презентация педагога по теме самообразования.
- Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.
- Пополнена РППС (центр игр)
Ранний возраст – это тот возраст, где игры придают процессу познания окружающего мира яркую эмоциональную окраску, творчески и ненавязчиво воздействует на чувства детей, их воображение и фантазию, помогают формированию представлений об окружающем мире, речи, внимания, памяти, мышления.
Ребенок начинает понимать, что мир, в котором он живет - большой и многообразный. Все в нем находится в определенных связях и зависимостях.
На первый план выступает задача, направленная на формирование познавательных способностей.
Моя задача в работе с детьми раннего дошкольного возраста — заложить первые ориентиры в окружающем его мире, развивать эмоционально- чувственную сферу ребенка, а через нее познавательную мотивацию, познавательные интересы детей.
Считаю, что в работе с детьми раннего возраста по ознакомлению с окружающим миром нужно тщательно отбирать познавательный материал и продумывать методы и приемы, с помощью которых, полученная информация будет оптимально усвоена ребенком.
Из своего опыта работы могу отметить, что именно в период раннего детства, можно и нужно знакомить детей с окружающим миром, и основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
Следует отметить, что игровой мотив деятельности для детей раннего дошкольного возраста более действенен, чем все остальные. Это объясняется свободой и независимостью, которую дети получают в игре, возможностью импровизировать и добровольно принимать определённые правила и законы. Поэтому те знания, которые дети получают в процессе активного познания окружающего мира, закрепляются и выводятся на уровень навыка в играх и упражнениях.
Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети могут всерьёз научиться «важным» вещам. Однако это не так. Детям свойственно постоянно соприкасаться с окружающим миром. Ярко выраженная любознательность ребёнка является важнейшим показателем его успешного психического развития.
Малыши активно стремятся к новым впечатлениям, очень любят наблюдать за всем, что их окружает. Их привлекают яркие цвета. Например: зелёный цвет — трава, листья, жёлтый цвет — солнце, одуванчики, синий цвет — небо, колокольчики, красный цвет — жучки, и всё другое – разноцветное! Бесконечно разнообразный мир природы побуждает у детей живой интерес, расширяются представления об окружающем
Дети раннего возраста быстро обнаруживают новое, стремятся сразу же его исследовать. Например: в дидактической игре «Волшебный мешочек» дети, как правило, быстро определяют знакомый предмет на ощупь. А если в мешочек положить что-то новое, незнакомое, — они его тщательно исследуют, прежде чем назвать и сделать свои выводы (например: если это огурец, то он гладкий, овальный, с бугорками, твёрдый, а если это помидор, то он круглый, гладкий).
Малыши с интересом включаются в предложенные игры с водой и песком. В таких играх они учатся выполнять простейшие действия, делать свои умозаключения, а я им в этом помогаю. Например: вода была прозрачная, без цвета, а добавив краски, она стала цветная. Или из влажного песка можно лепить куличики, а из сухого нет, сухой песок сыплется.
Малыши очень радуются своим открытиям, получают от этого удовольствие, испытывают восторг, делятся своими впечатлениями с взрослыми. Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения с взрослыми.
В играх использовала натуральные предметы окружающего мира, картинки с изображением, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности.
Игры проводила в режимных моментах, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время. Дидактические игры, применяемые во время образовательной деятельности, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения.
Дидактические игры постепенно усложняла. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке.
На прогулках широко применяла игры детей с естественным материалом.
Играя, дети узнают предметы на ощупь. Словесные дидактические игры, например, «Узнай кто это?», организую на знакомом детям материале; с их помощью активизируется мышление детей, развивается речь. Необходимо включать малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
В своей работе, я опиралась на образовательную область «Познавательное развитие» из типовой образовательной программы «От рождения до школы», в которой широко раскрыто понятие, цели и задачи для детей данной возрастной категории.
«Познавательное развитие» предполагает
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, об особенностях природы».
Познавательное развитие подразделяется на:
- Развитие познавательно-исследовательской деятельности
- Первичные представления об объектах окружающего мира.
- Формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними.
- Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина, группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.).
- Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч — синий мяч; большой кубик — маленький кубик).
- Учить детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др.
- Приобщение к социокультурным ценностям
Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения. Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр. Знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения.
- Формирование элементарных математических представлений
Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов (один — много).
Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.).
Форма. Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.).
Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).
Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги,
- Ознакомление с миром природы
- Знакомить детей с доступными явлениями природы.
- Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) их детенышей и называть их.
- Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их.
- Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за рыбками в аквариуме; подкармливать птиц.
- Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.).
- Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.
- Воспитывать бережное отношение к животным.
- Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).
- Сезонные наблюдения
Осень. Обращать внимание детей на осенние изменения в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.
Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. п.).
Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.
Лето. Наблюдать природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.
ВЫВОДЫ:
Ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Малыши все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности – игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель. Необходимо включить малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
Работая над своей темой образования сделала для себя ВЫВОД:
«Задача воспитателя в работе с детьми раннего возраста – заложить первые представления и ориентиры в окружающем мире через основную форму работы и ведущий вид деятельности – игру».
Таким образом, развивая познавательную сферу ребенка (через основной вид деятельности) – игру, я стремлюсь создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать Человеком.
В моей деятельности по теме самообразования активными помощниками стали родители воспитанников. С целью повышения компетентности родителей по вопросу формирования первичных представлений об объектах окружающего мира у детей раннего возраста посредством предметно-игровой деятельности провела цикл консультаций и бесед, оформила папки-передвижки, привлекла к обогащению РППС группы, а именно родители изготовили дидактические и настольные игры, наглядный материал для работы с детьми. В преддверии новогоднего праздника родители с детьми изготовили совместные поделки "Ёлочка красавица".
Результатом процесса самообразования явилось пополнение и конкретизация своих знаний, осуществление глубокого и детального анализа работы с детьми.
Я думаю, что полученный мною опыт буду углублять и совершенствовать.
Все запланированные виды деятельности с детьми и родителями воспитанников в течение учебного года проведены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста
Программа по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста посредством включения их в проектную деятельность(возраст 2-3 года)....

Непосредственно – образовательная деятельность во второй группе раннего возраста по разделу формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.Тема: «Игры с сухим песком»
Непосредственно – образовательная деятельность во второй группе раннего возраста по разделу формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.Тема: «Игры с сухим песком»...

Организация непосредственно образовательной деятельности по развитию и закреплению первичных представлений об объектах окружающего мира у детей раннего возраста. Тема: «В гости к Зимушке-зиме…»
Цель: развитие и закрепление первичных представлений об объектах окружающего мира; Задачи приоритетной образовательной области: Речевое развитие: формировать умения детей устанав...
Конспект занятия по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира в группе раннего возраста «Найди пару. Игрушки»
Задачи:· Продолжать формировать знания о названиях предметов ближайшего окружения (игрушки)·...

Методические рекомендации на тему: «Формирование первичного представления об окружающем мире у детей раннего возраста в различных видах деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
Формировать представление детей об окружающем мире у детей раннего возраста посредством игровой деятельности. Развивать познавать познавательную активность детей раннего возраста за счёт при...
Занятие в старшей группе «Какая бывает одежда» Тема: Какая бывает одежда Цель: формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, материале, пространстве и времени, причина
Занятие в старшей группе «Какая бывает одежда» Тема: Какая бывает одеждаЦель: формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира у детей раннего возраста в различных видах деятельности»
Развитие познавательной сферы детей раннего возраста за счет приобретения жизненно необходимых представлений об окружающем мире через виды детской деятельности....

