ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира у детей раннего возраста в различных видах деятельности»
материал (младшая группа)

Солодовникова Ирина Николаевна

Развитие познавательной сферы детей раннего возраста за счет приобретения жизненно необходимых представлений об окружающем мире через виды детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx311.17 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН

ПО

САМООБРАЗОВАНИЮ

Тема: «Формирование

первичных представлений

об объектах окружающего мира

у детей раннего возраста

в различных видах деятельности»

C:\Users\User\Desktop\новый год\Новая папка\IMG-20241115-WA0025.jpg

                                                                                           

Разработала воспитатель:  

Солодовникова И.Н.

          Тейково

2024г.

Актуальность темы.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательной деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детской игры, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». Поэтому следует пересмотреть подход к организации обучения по разделу «Ознакомление с окружающим». Цель данной работы – развитие познавательной сферы детей раннего возраста за счёт приобретения жизненно необходимых представлений об окружающем мире через игру.

Формы работы:

•        совместная деятельность воспитателя с детьми;

•        индивидуальная работа с детьми;

•        обмен опытом работы с педагогами;

•        консультативная работа с родителями.

Цель:

развитие познавательной сферы детей раннего возраста за счет приобретения жизненно необходимых представлений об окружающем мире через виды детской деятельности.

Задачи:

1. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира, о живой и не живой природе в процессе игровой деятельности.

2. Помочь детям упорядочить сведения об окружающем мире, формируя представления его целостности через разнообразие игровых умений и культурных форм игры.

3. Поддерживать условия для познавательного развития детей с окружающим миром через игровую деятельность: организовывая и постоянно пополняя развивающую среду (дидактическими играми, играми с водой и песком, играми на развитие мышления, памяти, восприятия, воображения, мелкой моторики, пальчиковыми играми, играми на само регуляцию), проводя работу с родителями через информационные ширмы, консультации, совместный труд.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ

Этапы работы по самообразованию

Деятельность педагога

Сроки выполнения работы

1 этап – организационный

- подборка и изучение литературы;

 - формулирование целей и задач;

 - определение форм и методов работы.                    - изучение вопросов организации и проведения организованно образовательной деятельности.

Сентябрь-декабрь

2 этап –

основной

Реализация плана.

Реализация мероприятий по плану. Конспекты, мероприятия с детьми, разработки работы с родителями. Публикация методических разработок.

        В течение года

3 этап – заключительный

Самоанализ педагога по итогам работы над темой, подведение итогов и прогноз на будущее. Отчет о проделанной работе

           Апрель-май

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ОСНОВНОГО ЭТАПА

Срок выполнения

Содержание работы на 2024-2025учебный год

Работа с родителями

Сентябрь

Адаптация детей раннего возраста. Установление контакта дети – воспитатель, обсуждение со вторым воспитателем полученной информации. Знакомство с игрушками, которые дети получат в подарок. Налаживание доверительных отношений.

Консультация для родителей «Знакомим малыша с окружающим миром»

Октябрь

Картотека игр по ознакомлению с окружающим миром.

Д/И: «Волшебное дерево», «Домашние животные», «Дикие животные» и пр. Ознакомление с экологическими сюжетно-дидактическими играми.

Консультация для родителей «Влияние дидактических игр в познании окружающего мира» Совместное изготовление с родителями выносного материала для игр.

Ноябрь

Формирование картотеки дидактических игр,  «Ежик с яблоками», «Аквариум», «Времена года»

«Кто, что ест?», «Веселый паровозик», «Курочка ряба», «Шнуровки», «Что лишнее?», «Кто как кричит?» «Это кто к нам пришел?», «Найди такую же», «Чей хвост?», «Что где растет?», «Съедобное - несъедобное»

Консультации для родителей: «Воспитание экологической культуры детей раннего возраста через игровую деятельность». «Дидактические игры при формировании первичных представлений об окружающем мире», «Какие игрушки необходимы детям для правильного формирования первичных представлений об окружающем мире».

Декабрь

Изготовление картотеки «Игры с водой и песком», Оформление буклета «Песочные игры». Экспериментирование с песком и водой. Опыт «Узоры на песке». Опыт «с мокрым песком».

Публикация методической разработки. Тема «Планирование воспитательно-образовательной работы по формированию познавательных интересов у детей раннего возраста в познавательно-исследовательской деятельности.» Ознакомление с играми-имитациями.

Консультации для родителей на тему «Какие дидактические игры необходимы детям».

«Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром»,

«О роли сказок в воспитании детей», «Играйте вместе с детьми», «Продуктивные способы воспитания: поощрение или наказание?».

Январь – апрель

Пополнение картотеки игр-имитаций на развитие мышления, памяти, восприятия, воображения, мелкой моторики, правильного звукопроизношения и построения речи. Пополнить картотеку пальчиковых игр, игры на саморегуляцию. Оформление ширмы «Игрушки бывают разные». Оформление ширмы «Знакомим малыша с окружающим миром через игру» Разработка конспектов интегрированных занятий с включением материала по ознакомлению с окружающим миром у детей раннего возраста в различных видах деятельности.

Консультации для родителей «Играйте вместе с детьми». «Изобразительная деятельность детей от 2 до 3 лет», «Этот удивительный мир природы». Оформления папки-передвижки для родителей на тему: «Времена года»

Оформление буклетов для родителей на тему: «Музыка начинается в семье!».

Май

Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Литература:

1.Дошкольное воспитание/ журнал № 4/2012, с. 80. 4.

2. Дошкольное воспитание/ журнал № 10/2012, с. 93

3. Занятия по формированию элементарных экологических представлений О. А. Соломенникова /М., 2012

4.Бондаренко А.К. Дидактические игры // Дошкольное воспитание, № 7, 2005

5.Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой»

6. Вохринцева С. «Познавательно-речевое развитие»

7. Горьканова А.Н, «Дидактические материалы в картинках»

8. «Наглядные пособия» изд. «ГНОМ»

9. Вохринцева С. «Методические пособия» изд. «Страна фантазий»

10. Цветкова Т. «Сфера картинок»

11. Наглядные пособия «Мир в картинках»

12. Кнушевицкая Н.А. «Стихи и речевые упражнения»

13. Гусарова Н.Н. «Беседы по картинкам времена года»

14. Ефанова З.А. «Познание предметного мира»

15. Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением»

16.Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»

17. " Кроха": пособие для родителей по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста

Программа по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста посредством включения их в проектную деятельность(возраст 2-3 года)....

Непосредственно – образовательная деятельность во второй группе раннего возраста по разделу формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.Тема: «Игры с сухим песком»

Непосредственно – образовательная деятельность во второй группе раннего возраста по разделу формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.Тема: «Игры с сухим песком»...

Организация непосредственно образовательной деятельности по развитию и закреплению первичных представлений об объектах окружающего мира у детей раннего возраста. Тема: «В гости к Зимушке-зиме…»

Цель: развитие и закрепление первичных  представлений  об объектах окружающего мира; Задачи приоритетной образовательной области: Речевое развитие: формировать умения детей устанав...

Конспект занятия по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира в группе раннего возраста «Найди пару. Игрушки»

Задачи:·         Продолжать формировать знания о названиях предметов ближайшего окружения (игрушки)·...

Методические рекомендации на тему: «Формирование первичного представления об окружающем мире у детей раннего возраста в различных видах деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

Формировать представление детей об окружающем мире у детей раннего возраста посредством игровой деятельности. Развивать познавать познавательную активность детей раннего возраста за счёт при...

Занятие в старшей группе «Какая бывает одежда» Тема: Какая бывает одежда Цель: формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, материале, пространстве и времени, причина

Занятие в старшей группе «Какая бывает одежда» Тема: Какая бывает одеждаЦель: формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов...

ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира у детей раннего возраста в различных видах деятельности»

Развитие познавательной сферы детей раннего возраста за счет приобретения жизненно необходимых представлений об окружающем мире через виды детской деятельности....