ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира у детей раннего возраста в различных видах деятельности»
материал (младшая группа)
Развитие познавательной сферы детей раннего возраста за счет приобретения жизненно необходимых представлений об окружающем мире через виды детской деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 311.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН
ПО
САМООБРАЗОВАНИЮ
Тема: «Формирование
первичных представлений
об объектах окружающего мира
у детей раннего возраста
в различных видах деятельности»
Разработала воспитатель:
Солодовникова И.Н.
Тейково
2024г.
Актуальность темы.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательной деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детской игры, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». Поэтому следует пересмотреть подход к организации обучения по разделу «Ознакомление с окружающим». Цель данной работы – развитие познавательной сферы детей раннего возраста за счёт приобретения жизненно необходимых представлений об окружающем мире через игру.
Формы работы:
• совместная деятельность воспитателя с детьми;
• индивидуальная работа с детьми;
• обмен опытом работы с педагогами;
• консультативная работа с родителями.
Цель:
развитие познавательной сферы детей раннего возраста за счет приобретения жизненно необходимых представлений об окружающем мире через виды детской деятельности.
Задачи:
1. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира, о живой и не живой природе в процессе игровой деятельности.
2. Помочь детям упорядочить сведения об окружающем мире, формируя представления его целостности через разнообразие игровых умений и культурных форм игры.
3. Поддерживать условия для познавательного развития детей с окружающим миром через игровую деятельность: организовывая и постоянно пополняя развивающую среду (дидактическими играми, играми с водой и песком, играми на развитие мышления, памяти, восприятия, воображения, мелкой моторики, пальчиковыми играми, играми на само регуляцию), проводя работу с родителями через информационные ширмы, консультации, совместный труд.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ
Этапы работы по самообразованию | Деятельность педагога | Сроки выполнения работы |
1 этап – организационный | - подборка и изучение литературы; - формулирование целей и задач; - определение форм и методов работы. - изучение вопросов организации и проведения организованно образовательной деятельности. | Сентябрь-декабрь |
2 этап – основной | Реализация плана. Реализация мероприятий по плану. Конспекты, мероприятия с детьми, разработки работы с родителями. Публикация методических разработок. | В течение года |
3 этап – заключительный | Самоанализ педагога по итогам работы над темой, подведение итогов и прогноз на будущее. Отчет о проделанной работе | Апрель-май |
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ОСНОВНОГО ЭТАПА
Срок выполнения | Содержание работы на 2024-2025учебный год | Работа с родителями |
Сентябрь | Адаптация детей раннего возраста. Установление контакта дети – воспитатель, обсуждение со вторым воспитателем полученной информации. Знакомство с игрушками, которые дети получат в подарок. Налаживание доверительных отношений. | Консультация для родителей «Знакомим малыша с окружающим миром» |
Октябрь | Картотека игр по ознакомлению с окружающим миром. Д/И: «Волшебное дерево», «Домашние животные», «Дикие животные» и пр. Ознакомление с экологическими сюжетно-дидактическими играми. | Консультация для родителей «Влияние дидактических игр в познании окружающего мира» Совместное изготовление с родителями выносного материала для игр. |
Ноябрь | Формирование картотеки дидактических игр, «Ежик с яблоками», «Аквариум», «Времена года» «Кто, что ест?», «Веселый паровозик», «Курочка ряба», «Шнуровки», «Что лишнее?», «Кто как кричит?» «Это кто к нам пришел?», «Найди такую же», «Чей хвост?», «Что где растет?», «Съедобное - несъедобное» | Консультации для родителей: «Воспитание экологической культуры детей раннего возраста через игровую деятельность». «Дидактические игры при формировании первичных представлений об окружающем мире», «Какие игрушки необходимы детям для правильного формирования первичных представлений об окружающем мире». |
Декабрь | Изготовление картотеки «Игры с водой и песком», Оформление буклета «Песочные игры». Экспериментирование с песком и водой. Опыт «Узоры на песке». Опыт «с мокрым песком». Публикация методической разработки. Тема «Планирование воспитательно-образовательной работы по формированию познавательных интересов у детей раннего возраста в познавательно-исследовательской деятельности.» Ознакомление с играми-имитациями. | Консультации для родителей на тему «Какие дидактические игры необходимы детям». «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром», «О роли сказок в воспитании детей», «Играйте вместе с детьми», «Продуктивные способы воспитания: поощрение или наказание?». |
Январь – апрель | Пополнение картотеки игр-имитаций на развитие мышления, памяти, восприятия, воображения, мелкой моторики, правильного звукопроизношения и построения речи. Пополнить картотеку пальчиковых игр, игры на саморегуляцию. Оформление ширмы «Игрушки бывают разные». Оформление ширмы «Знакомим малыша с окружающим миром через игру» Разработка конспектов интегрированных занятий с включением материала по ознакомлению с окружающим миром у детей раннего возраста в различных видах деятельности. | Консультации для родителей «Играйте вместе с детьми». «Изобразительная деятельность детей от 2 до 3 лет», «Этот удивительный мир природы». Оформления папки-передвижки для родителей на тему: «Времена года» Оформление буклетов для родителей на тему: «Музыка начинается в семье!». |
Май | Отчёт о проделанной работе за учебный год. | |
Литература:
1.Дошкольное воспитание/ журнал № 4/2012, с. 80. 4.
2. Дошкольное воспитание/ журнал № 10/2012, с. 93
3. Занятия по формированию элементарных экологических представлений О. А. Соломенникова /М., 2012
4.Бондаренко А.К. Дидактические игры // Дошкольное воспитание, № 7, 2005
5.Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой»
6. Вохринцева С. «Познавательно-речевое развитие»
7. Горьканова А.Н, «Дидактические материалы в картинках»
8. «Наглядные пособия» изд. «ГНОМ»
9. Вохринцева С. «Методические пособия» изд. «Страна фантазий»
10. Цветкова Т. «Сфера картинок»
11. Наглядные пособия «Мир в картинках»
12. Кнушевицкая Н.А. «Стихи и речевые упражнения»
13. Гусарова Н.Н. «Беседы по картинкам времена года»
14. Ефанова З.А. «Познание предметного мира»
15. Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением»
16.Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»
17. " Кроха": пособие для родителей по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста
Программа по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста посредством включения их в проектную деятельность(возраст 2-3 года)....

Непосредственно – образовательная деятельность во второй группе раннего возраста по разделу формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.Тема: «Игры с сухим песком»
Непосредственно – образовательная деятельность во второй группе раннего возраста по разделу формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.Тема: «Игры с сухим песком»...

Организация непосредственно образовательной деятельности по развитию и закреплению первичных представлений об объектах окружающего мира у детей раннего возраста. Тема: «В гости к Зимушке-зиме…»
Цель: развитие и закрепление первичных представлений об объектах окружающего мира; Задачи приоритетной образовательной области: Речевое развитие: формировать умения детей устанав...
Конспект занятия по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира в группе раннего возраста «Найди пару. Игрушки»
Задачи:· Продолжать формировать знания о названиях предметов ближайшего окружения (игрушки)·...

Методические рекомендации на тему: «Формирование первичного представления об окружающем мире у детей раннего возраста в различных видах деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
Формировать представление детей об окружающем мире у детей раннего возраста посредством игровой деятельности. Развивать познавать познавательную активность детей раннего возраста за счёт при...
Занятие в старшей группе «Какая бывает одежда» Тема: Какая бывает одежда Цель: формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, материале, пространстве и времени, причина
Занятие в старшей группе «Какая бывает одежда» Тема: Какая бывает одеждаЦель: формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов...

ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира у детей раннего возраста в различных видах деятельности»
Развитие познавательной сферы детей раннего возраста за счет приобретения жизненно необходимых представлений об окружающем мире через виды детской деятельности....

