Достоинство и благородство
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе по социально-коммуникативному развитию.
На тему «Достоинство и благородство».
Цель: формирование чувства собственного достоинства, полоролевой социализации.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с понятиями «благородство» и «достоинство»;
- учить соотносить собственное поведение с благородными и достойными образцами, соответствующими полу ребенка;
- способствовать стремлению к положительно оцениваемым действиям, признанию окружающих;
- способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой деятельности;
- развивать речь детей, обогащая словарь новыми словами: достоинство, благородство.
Оборудование: настольно-печатная игра «Хорошо — плохо»; иллюстрации к сказкам и рассказам («Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Сказка о царе Салтане...» А.С. Пушкина, «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик» Г.-Х. Андерсена, «Аленький цветочек» С. Аксакова); детские рисунки «Наши добрые дела»; иллюстрации на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» (примерные темы: «Драка», «Дружба», «Не поделили», «Чужой секрет», «Помощь слабому», «Играют, а меня не берут», «Обман» и др.); мяч.
Ход НОД.
Воспитатель. Ребята, к вам за помощью обратилась воспитатель средней группы. Она хочет рассказать своим воспитанникам о достойных поступках. Для этого ей нужна такая книга, в которой было бы много картинок и игр по этой теме, ведь маленькие дети так любят рассматривать картинки и играть, а не просто слушать! К сожалению, воспитательница нигде не смогла найти такую книгу. Тогда она вспомнила о вас, ребята. Воспитательница видела у нас группе много книг, знает, что вам много рассказывали и читали о достойных поступках, поэтому она решила обратиться за помощью именно к вам. Ребята, вы согласны помочь средней группы?
Дети. Да.
Воспитатель.Как будем помогать?
Дети высказывают предположения.
Чтобы получилась интересно, я предлагаю сегодня на занятии вспомнить все, что вы знаете о достойных поступках. А книгу мы начнем делать прямо сейчас. Воспитанный, культурный человек умеет сдерживать себя, чтобы другим людям рядом с ним было хорошо. В этом проявляется его человеческое достоинство. А вот чем оно определяется, вы вспомните, если послушаете рассказ В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».
Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на травку отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила в сумку.
- Зачем ты берешь с собой мусор? — сказала Оля.
- Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
- Стыдно... перед соловушкой, — тихо ответила Лида.
Как поступила Оля?
Дети. Она бросила мусор в лесу.
Воспитатель. Что сделала Лида?
Дети. Лида завернула мусор в газету и положила в сумку.
Воспитатель. Как показали себя девочки?
Дети. Оля поступила плохо, потому что нельзя оставлять мусор в лесу, а Лида поступила правильно.
Воспитатель. Почему в лесу нельзя оставлять мусор?
Дети. В лесу не будет красоты, людям будет неприятно гулять.
Воспитатель. Поступок какой девочки можно назвать достойным?
Дети. Поступок Лиды.
Воспитатель. В чем проявилось достоинство Лиды?
Дети. Лида бережно относится к красоте природы.
Воспитатель. Достоинство человека определяется его отношением к окружающему (к рукотворному миру, природе, самому себе). Достойный человек не позволит себе говорить неправду, быть злым, обижать слабых, разрушать то, что создано руками человека, губить живое. Ребята, а почему нужно стремиться делать хорошее?
Дети. Чтобы быть приятными другим, не огорчать родителей, чтобы у всех было хорошее настроение, чтобы радовать собой и своими поступками людей, быть довольным собой, иметь много друзей.
Воспитатель. Все верно! Бывает так, что ты хорошо нарисуешь, поможешь маме, защитишь малыша и будешь доволен собой. Что ты будешь чувствовать при этом?
Дети. Радость.
Воспитатель. Да, тебе радостно и все говорят о тебе хорошо. У тебя появилось самоуважение, ты себя уважаешь, думаешь о себе: «Какой я хороший». А бывает наоборот, что-то не получилось на занятиях, разбил любимую мамину чашку, поссорился с другом и думаешь о себе: «Какой я плохой!» Если ты будешь стремиться делать хорошее, тебя будут уважать окружающие: взрослые, друзья, малыши, у тебя будет самоуважение, т.е. достоинство. Ребята, что означает словосочетание «держаться с достоинством»?
Дети. Стремиться совершать хорошие поступки, всегда делать только хорошее.
Воспитатель. Все верно! Держаться с достоинством — означает стремиться к хорошим поступкам, признанию окружающих, самостоятельности. О достойных людях написано много сказок, рассказов, стихов. Вспомните, пожалуйста, героев этих произведений и назовите их.
Дети. Неизвестный герой из «Рассказа о неизвестном герое» С. Маршака, Гвидон из «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина, Герда из «Снежной королевы» Г.-Х. Андерсена, младшая купеческая дочь из сказки «Аленький цветочек» С. Аксакова.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, картинки с изображением этих героев можно передать воспитателю средней группы как о достойных поступках?
Воспитатель. Я тоже думаю, что можно. Ребята, предлагаю продолжить рассказ о Лиде и Оле и придумать ему другое окончание.
Дети предлагают варианты окончания рассказа «Стыдно перед соловушкой».
Ребята, а были ли в вашей жизни такие случаи, когда кто-то поступал неправильно, а рядом поступали правильно? Помогает ли пример друга исправить свой недостойный поступок? (Выслушивает рассказы детей.)
Продолжим наш разговор о достойных поступках. Предлагаю нарисовать рисунки о хороших поступках и сделать альбом «Наши добрые дела».
Дети рисуют рисунки с изображением смелого, доброго поступка, проявления дружбы, любви к природе, животным и делают книгу. Воспитатель предлагает дополнить выставку детских рисунков иллюстрациями с изображением хороших поступков, которые нужно выбрать из других. Примерные темы иллюстраций: «Драка», «Дружба», «Не поделили», «Чужой секрет», «Помощь слабому», «Играют, а меня не берут», «Обман» и др.
Что люди, изображенные на картинках и ваших рисунках, чувствуют? Хорошо это или плохо? Что случилось? Кто из изображенных персонажей вызывает уважение?
Ребята, какие картинки из тех, что здесь находятся, можно поместить в нашу книгу?
Дети. Картинки, на которых изображены достойные и благородные поступки.
Воспитатель. Девочки и мальчики по-разному проявляют свое человеческое достоинство. Как мальчики могут проявлять его?
Дети. Мальчики защищают слабых, выполняют работу, которая требует физического усилия, проявляют внимание к старшим, девочкам.
Воспитатель. О достойных поступках мальчиков написано много стихов. Послушайте одно из них. Воспитатель читает стихотворение «Защитник» О. Бундура.
ЗАЩИТНИК
На десять сантиметров,
На десять сантиметров -
А может быть, и больше
За лето я подрос!
А это так заметно,
И против прежней метки
Теперь уж не макушка
Находится, а нос!
Такой высокий выйду,
Пройду с суровым видом,
У малышей спрошу я:
— Ну, кто вас обижал?
Они ответят хором:
— Он там, за тем забором,
Тебя увидел — сразу
От страха убежал!
О каком достойном поступке мальчика рассказывается в этом стихотворении?
Дети. Этот мальчик всегда защищает малышей.
Воспитатель. Мальчиков ценят и уважают за мужские поступки, в которых проявляются смелость, честность, сила, благородство. Слово «благородство» произошло от двух слов: «благо» и «род». «Благо» обозначает добро, «род» — объединение родственников. Быть благородным — значит не только приносить пользу и быть нужным другим людям, но и прославлять свой род, по крупинкам добавлять в его историю добрые дела, которыми может гордиться вся семья. Как вы думаете, можно ли стихотворение «Защитник» поместить на следующую страницу нашей книги?
Дети. Да.
Воспитатель. А в нашей группе есть мальчики, которые ведут себя достойно и благородно?
Дети отвечают.
Предлагаю поиграть в игру, в ходе которой вы вспомните о том, за какие мужские поступки ценят и уважают мальчиков.
Игра «Мужские качества».
Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч и называет качество (прилагательное). Если оно присуще мужчине, нужно кинуть мяч обратно и сказать: «Да-да-да». А если качество не мужское, произнести: «Нет-нет-нет». (Слова: «мужественный», «сильный», «кислый», «колючий», «смелый», «ловкий», «благородный», «стеклянный», «квадратный», «заботливый», «веселый», «любящий», «одаренный», «способный», «талантливый», «решительный», «находчивый», «вдумчивый» и т.п.).
Воспитатель. Я хочу проверить, были ли вы внимательны. Передавайте мяч друг другу и называйте слова, характеризующие мужчин, мужские качества.
Далее воспитатель подводит детей к мысли: мужчины — мужественные, благородные люди. Но любой может ошибиться и сделать что-то не так.
Давайте послушаем рассказ «Хитрое яблоко» Т. Пономаревой и подумаем, хорошо ли поступил мальчик.
«Петя нарисовал яблоко. Оно получилось такое красивое, что не выдержало и выкатилось из альбома, как настоящее! Петя взял яблоко и отнес его маме.
На следующий день он опять нарисовал красивое яблоко. И опять оно выкатилось из альбома. Он взял и подарил его папе.
На третий день Петя нарисовал большое-пребольшое яблоко: один бок у него был ярко-красный, другой — ярко-желтый, а на маленьком черенке — зеленый листик. Яблоко скатилось со странички и упало Пете на колени. Петя откусил яблоко, оно оказалось таким вкусным, что он тут же пожалел: “Зря я отдал два яблока папе и маме. Лучше бы сам их съел. Теперь только для себя буду рисовать”.
Только он это сказал, как яблоко выпало из его рук и вкатилось в его альбом. Теперь оно стало нарисованным, только один бок у него был надкусан.
Как вы думаете, что мальчик сделал не так? Какое качество он проявил? Почему эта история называется «Хитрое яблоко»? Как вы думаете, что почувствовал Петя, когда вместо большого красивого яблока у него на рисунке появилось яблоко с надкусанным боком?
Дети отвечают.
В чем проявляется достоинство девочек?
Дети. В доброте, нежности, заботе по отношению к окружающим. В том, что они следят за чистотой, создают уют.
Воспитатель. Если девочка неряшливо одета, не причесана, злится и кричит, дерется, ведет себя грубо, она проявляет достоинство?
Воспитатель. Если девочка может утешить малыша, успокоить расстроенного человека, проявить доброту и нежность ко всему живому, если у нее ласковые руки, доброе сердце — это достойная девочка, из нее вырастет прекрасная женщина. А в нашей группе есть девочки, которые ведут себя достойно?
Дети отвечают.
Игра «Хорошо — плохо».
По предложению воспитателя дети выбирают из данных им картинок те, на которых изображены дети, ведущие себя достойно, и рассказывают о них.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, можно эту игру поместить в нашу книгу?
Дети. Да. Эта игра о достойных поступках мальчиков и девочек.
Воспитатель. Чему она может научить детей средней группы?
Дети отвечают.
Когда мальчики и девочки станут взрослыми, они смогут создать семью, у них будут дети. А чтобы быть хорошими мамами и папами, нужно многому научиться. Что нужно знать и уметь девочкам, чтобы в будущем стать настоящими женщинами и хорошими мамами?
Дети. Знать колыбельные песни, уметь подметать и мыть пол, стирать, украшать дом.
Воспитатель. Девочкам (будущим мамам) нужно знать колыбельные песни, чтобы малыши спокойно засыпали, уметь стирать, шить, вышивать, чтобы все в семье выглядели аккуратно, уметь составлять букеты, убирать дом, сервировать стол, чтобы было чисто и красиво. Что нужно знать и уметь мальчикам, чтобы в будущем стать настоящими мужчинами и хорошими папами?
Дети. Нужно быть сильными, умными.
Воспитатель. Мальчикам (будущим папам) нужно быть сильными, чтобы оберегать свой дом, семью, выполнять тяжелую работу, быть решительными, умными, чтобы все их слушали. О настоящих, достойных мужчинах и женщинах, мамах и папах написано много книг, песен, стихов. Каждый ребенок мечтает вырасти и сделать так, чтобы у него была хорошая и дружная семья. Что для этого нужно знать и уметь?
Дети. Нужно быть добрыми, смелыми, благородными, достойными.
Воспитатель. Чтобы стать настоящими мужчинами и женщинами, хорошими мамами и папами, достойными людьми, нужно многое знать, многому научиться. Быть добрыми, честными, смелыми, благородными, иметь чувство собственного достоинства, уважать его в других.
Дети и воспитатель рассматривают оформленные на занятии страницы, беседуют по их содержанию.
Мы продолжим оформление книги о достойных поступках. Думаю, что она получится интересной, будет нужна, полезна и очень понравится детям средней группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание у дошкольников национального достоинства и гражданственности».
Воспитание у дошкольников национального достоинства и гражданственности — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственны...

Памятка для родителей по защите прав и достоинств ребёнка в семье
В уголок для родителей:"Памятка для родителей по защите прав и достоинств ребёнка в семье"...
Родительское собрание Тема: «Охрана прав и достоинств ребенка» (по материалам «Декларации прав ребенка»)
Родительское собрание поможет вам сформироватьу родителей представления о правах ребенка....

кОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И ДОСТОИНСТВ РЕБЕНКА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕГРУППЕ
кОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НАПРАВЛЕН НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПОСОБОВ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ, НА ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА САМОУВАЖЕНИЯ И УВАЖЕНИЯ К РОДНЫМ....

Родительское собрание на тему"Наши дети на свет родились,чтобы радостно жить!Защита прав и достоинства маленького человека"
Обсуждение очень важной и актуальной проблемы, связанной с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также рассмотрение прав и обязанностей родителей по отношению к ребенку....

Мастер класс "Правильная и выразительная речь – признак образованности, благородства и высокой культуры"
Цель данного мастер-класса овладение способами интонационной выразительности речи через использование различных языковых компонентов....
