Литературный вечер с чтением стихотворений «Путешествие во времени. Блокада Ленинграда»
план-конспект занятия
Цель: расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.
Задачи:
Образовательные: Обогащать знания детей о героическом прошлом города Ленинград;
Развивающие: Активизировать словарь;
Формировать чувство патриотизма;
Развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов.
Воспитательные: Воспитывать любовь к родной стране, чувство гордости за защитников Отечества
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературный вечер с чтением стихотворений
«Путешествие во времени. Блокада Ленинграда»
группа общеразвивающей направленности от 6 до 8 лет
Цель: расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.
Задачи:
Образовательные: Обогащать знания детей о героическом прошлом города Ленинград;
Развивающие: Активизировать словарь;
Формировать чувство патриотизма;
Развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов.
Воспитательные: Воспитывать любовь к родной стране, чувство гордости за защитников Отечества
Оборудование и материалы: музыкальная аппаратура с аудиозаписями, презентация «Блокада Ленинграда», стенд с наглядным материалом о Блокаде, макет вечного огня.
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы по теме;
- Прослушивание песен и музыкальных произведений военных лет;
- Слушание и разучивание стихотворений о блокадном городе;
- Показ иллюстраций о Ленинграде.
Ход мероприятия: (Слайд 1)
Ведущий 1: Опять война, опять блокада…
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо, не надо раны бередить.
Ведь это верно, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже, если это правда,
Такая правда –
Не права.
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили. Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война.
Ведь эта память – наша совесть.
Она, Как сила, нам нужна!
Ведущий 2: Наше сегодняшнее мероприятие посвящается полному освобождению Ленинграда от фашистской блокады. Мы вспомним о том, какие тяжелые испытания пришлось пережить жителям во время той страшной и беспощадной войны. Долгих 900 дней продолжалась суровая блокада. Город бомбили и днем, и ночью. Защищать город вышли все от мала и до велика, и старики, и дети.
Нухубали:
Блокадный Ленинград
Фашисты окружили.
Пушки палят,
Воду отключили.
Но терпит Ленинград,
Он не хочет сдаваться.
Гордый город на Неве
Живым пытается остаться.
И вот пришла Победа,
И рад стал Ленинград,
Забыл про все он беды,
Шагает на парад.
Ведущий 1: С тех пор прошло много лет, но ленинградцы очень хорошо помнят каждый из 900 дней блокады, так как каждый день был битвой за собственную жизнь с голодом, холодом и битвой за Ленинград – символ свободы, равенства, независимости для всех людей мира.
2-й ведущий: (Слайд 2) «Кольцо вокруг города сомкнулось». Все дороги, ведущие к Ленинграду, были перерезаны фашистами. И в первый же день блокады, после одной из бомбёжек, случилась непоправимая беда: на Бадаевских складах, где хранились запасы продовольствия для города, произошел пожар. Почти все продукты сгорели. В Ленинграде начался страшный, мучительный голод.
(Слайд 3) Вот что вспоминают жители того времени, послушайте.
Татьяна Николаевна читает: Воспоминания жителей блокадного Ленинграда
Владимир Сорокин: Немцы Бадаевские продовольственные склады сразу разбомбили, горели они, а мы, мальчишки, смеялись. Не понимали, что нас ждет. Сгорело все: мука, масло, сахар. Потом, зимой, туда женщины ходили, землю отковыривали, варили, процеживали. Получался сладкий отвар. От сахара. О тех страшных днях, о блокадном хлебе нам сейчас прочтут стихи ребята.
Бургардт Т.
Блокадный хлеб
На город врагом наступала зима,
И сыпались с неба снаряды,
Стучали и холод, и голод в дома,
Но город держался в блокаду.
Он жил и работал в метели тревог,
Но были уверены люди:
Сегодня в ладони есть хлеба кусок,
А, значит, и жизнь завтра будет.
Никита Ш.____
Александр Трубин
Она несла в худой руке
Кусочек сахара блокадный,
А ты был в близком далеке,
А рядом - отзвук канонадный.
Чуть меньше тысячи шагов
Идти до госпиталя было,
Но каждый шаг, как сто веков.
И с каждым - сила уходила.
Казалось, лёгкое пальто
Потяжелело "дестикратно".
И на весь мир не знал никто
Дойдёт ли женщина... обратно.
__Шамиль: __________
Хлеб
Она делила хлеб на пятерых.
«Сто двадцать пять! Берите, братья, граммы!»
И понял я с той «неживой» поры:
Она делила хлеб точнее мамы.
Бледнели пальцы самых честных рук.
И стол скрипел, а мы вокруг стояли…
И в рёбрах слышен был сердечный стук.
И глаз «прилип» к тому, чего мы ждали.
Делила хлеб блокадною порой.
И ни единой крошки не роняла.
Сурова жизнь. А я горжусь душой,
С которой капли чести не упало.
Ведущий 1: (Слайд 4) В самый тяжелый период блокады жители Ленинграда получали только один маленький кусочек хлеба на целый день. В булочные, где выдавали хлеб, были огромные очереди, потому что и по одному кусочку хлеба иногда на всех не хватало.
Ведущий 2: Хлеб выдавали по карточкам, норма хлеба была очень мала – всего 125 гр. Хлеб был невкусный, липкий, как клейстер. Если вдруг карточку потеряешь, то и вовсе останешься голодным. Кроме хлеба больше ничего не было.
Татьяна Николаевна читает: Воспоминания жителей блокадного Ленинграда Тюлева Ольга Николаевна, вспоминает другой случай: «Однажды в булочной в очереди за хлебом мне стало плохо от голода. Я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки».
Ведущий 2: (Слайд 5) В городе не было воды, от бомбежек и от холода вышла из строя система городского водоснабжения, и воду пришлось брать из Невы и каналов. Воду доставали с великим трудом, и в холод, и в мороз люди шли на Неву. С водой нужно было подниматься в гору, радовало одно, была зима и вода сразу же замерзала. Воду возили на санках, в бидонах.
Ведущий 1: Слайд (6) Тепла в домах не было, стоял холод. Чтобы согреться, в комнатах ставили маленькие печки - буржуйки. Люди жгли все, что попадало под руку. В те времена, люди дорожили и ценили книги, но им пришлось жечь даже их. Со слезами на глазах они жгли мебель, книги…
Ведущий 2: В квартирах не было света, по улицам перестал ходить транспорт. Фашистские самолеты днем и ночью сбрасывали на Ленинград бомбы, стреляли по домам, больницам, заводам, на которых ленинградцы делали танки и оружие для защитников города.
Артем:
Блокады нет...
Уже давно напрасно
Напоминает надписью стена
О том, что "наиболее опасна
При артобстреле эта сторона"
Обстрел покоя больше не нарушит,
Сирены по ночам не голосят...
Блокады нет.
Но след блокадный в душах, -
Как тот неразорвавшийся снаряд.
Ведущий 1: Слайд (7) О приближении немецких бомбардировщиков ленинградцев оповещал звук воздушной сирены. Послушайте, как она пронзительно выла.
Дети слушают звук сирены.
Ведущий 1: Слайд (8) Услышав вой сирены, жители города, если у них были силы, спускались под землю, в бомбоубежища. После отбоя воздушной тревоги люди вновь слышали звук метронома.
Дети слушают звук метронома.
Ведущий 2: Слайд (9) Дороги были разбиты и разбомблены. В город и из города можно было выбраться только по Ладожскому озеру. Озеро замерзло и по нему была проложена дорога, по которой доставляли в блокадный город продовольствие и все что требовалось городу. Из города по этой дороге вывозили детей, стариков и раненых. Эта дорога называлась «Дорогой жизни». Многие машины не доезжали до места назначения, проваливались под лед вместе с продовольствием и вместе с детьми.
Аделина:
Дорога жизни
Город в блокаде, вокруг страшный враг:
Голод, обстрелы и сотни атак.
Смотрит на город большая страна:
Гордому городу помощь нужна!
Кажется крепким Ладоги лёд,
Только он многим гибель несёт:
Едут по Ладоге грузовики,
В каждой машине немного муки.
Город, держись: это помощь идёт!
Много машин провалилось под лёд,
Но Ленинград никому не сломи
Ведущий 1: Очень сложно было детям, ведь многие остались без родных и близких. А нужно было продолжать жить. Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды. Дети помогали взрослым в борьбе против фашистов, работали наравне с ними.
Андрей:
Люди Ленинграда, вы - герои! Н. Алексеева
Люди Ленинграда, вы - герои!
Подвиг ваш бесценен на века!
Пусть не будет больше горя.
Никогда, никогда, никогда!
Память о блокаде Ленинграда
С трепетом в сердце храним.
За мужество, силу, отвагу
Ленинградцам спасибо говорим!
Ведущий 2: Слайд (10) Ребята в это трудное время не забывали и про учебу. Они с огромным желанием ходили в школу, хотя там тоже было холодно, даже замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах…У многих случались голодные обмороки, многие валились с ног от холода и бессилия.
Ведущий 1: В годы Блокады очень трудно приходилось женщинам. Ведь им нужно было растить и беречь детей, оберегать свою семью. Женщины тоже вставали на защиту рядом с мужьями и детьми. А по – другому они не могли поступить…
Ведущий 2: Предлагаю всем встать и почтить минутой молчания память о всех, кто погиб в те тяжелые времена.
Минута молчания под звук Ленинградского метронома.
Ведущий 1: Слайд (11) Очень страшное было время. Погибло очень много народа. В настоящее время нам напоминает о том страшном времени - памятник погибшим под Ленинградом.
Ведущий 2: 27 января 1944 года пришел день освобождения. Наши солдаты прогнали
фашистов с Ленинградской земли. В честь победы, в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом, над Невой прозвучали залпы торжественного салюта. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели на салют.
____В исполнении Ники стих «Салют»__
Ника: _______
За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы
Тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость
Слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика,
Но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют
С тобой
Пол-Ленинграда не поднялось.
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе –
Салют!
Сегодня ленинградцы
Плачут…
Слайд (12)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Путешествие во времени. Блокада Ленинграда"
Занятие посвящено блокадному городу. Содержит стихи о блокаде собственного сочиненения, авторские наработки и подбор материала....

Сценарий Музыкально-литературного вечера, посвящённого Дню снятия блокады Ленинграда
Сценарий Музыкально-литературного вечера, посвящённого Дню снятия блокады Ленинграда для детей старшей и подготовительной групп...

Литературный вечер, посвященный Дню снятия блокады Ленинграда
Литературный вечер, посвященный Дню снятия блокады Ленинграда для подготовительной группы и первого класса...
Сценарий литературно – музыкального вечера, посвященного «Дню снятия Блокады Ленинграда» для старшего дошкольного возраста.
Сценарий литературно – музыкального вечера, посвященного «Дню снятия Блокады Ленинграда»для старшего дошкольного возраста....

Материалы для проведения занятия "Путешествие во времени. Блокада Ленинграда"
Материалы для проведения занятия "Путешествие во времени. Блокада Ленинграда"...

Занятие по ознакомлению с предметным и социальным окружением. Тема: «Путешествие во времени. Блокада Ленинграда». Конспект. Мультимедиа.
Занятие по ознакомлению с предметным и социальным окружением. Тема: «Путешествие во времени. Блокада Ленинграда». Конспект. Мультимедиа....

Литературная гостиная посвящённая “80-летию со дня снятия блокады Ленинграда” для детей средней группы
27 января 2024 года мы празднуем – «80 лет полного снятия блокады Ленинграда». Это второй день рождения нашего родного, прекрасного и любимого города. Фашистам не удалось его сравнят...
