Мастер-класс для педагогов «Формы работы с родителями по речевому развитию детей дошкольного возраста»
методическая разработка
консультация
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов «Формы работы с родителями по речевому развитию детей дошкольного возраста»
Слайд 2 С ребенком надо делать все через игру…
Д. Б. Эльконин
Организуя работу по вовлечению родителей в образовательную деятельность по проблеме речевого развития мы ожидаем увидеть какие то результаты.
Что мы ждем от родителей в процессе работы с ними по вопросам речевого развития?
Слайд 3С появлением стандартов ДО меняются представления о работе с родителями, меняется и сама работа с семьей. Внедрение новых стандартов переводит работу с родителями в новое русло – русло взаимодействия, сотрудничества.
Слайд 4 Не секрет, что многие родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии.
И наша задача обратить внимание родителей на речевые проблемы детей, убедить в необходимости вести работу по развитию речи с детьми вне дошкольного учреждения, научить их использовать не сложные игровые упражнения для развития речи дошкольников.
Слайд 5 Вся воспитательно-образовательная деятельность в детском саду строится в соответствии с комплексно-тематическим или «блочным» планированием. На каждый тематический блок вы планируете формы взаимодействия с семьями и возможное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе.
Слайд 6 У меня есть опыт работы с родителями активными участниками образовательного процесса. Каждую неделю, в пятницу я давала родителям задание на выходные. Например зная, что грядёт неделя «Деревья» я просила родителей на выходных рассмотреть с детьми деревья около дома, нарисовать или принести листок с этого дерева и рассказать другим детям о том, что видел и запомнил. Перед неделей наш город родители должны были свозить ребёнка к любой достопримечательности нашего города, выучить с ним название этой достопримечательности и потом рассказать другим детям. Так в блоке «Моя семья» можно предложить родителям вместе с детьми составить семейный фотоальбом, отражающий интересы ребёнка, различные семейные события и семейный отдых. И попросить родителей помочь ребёнку составить рассказ о своей семье по этому альбому. Затем провести с детьми в группе презентацию семейных альбомов перед своими сверстниками.
Слайд 7 ЕЩЁ ОДНОЙ Эффективной работой для развития речи дошкольников является создание речевого альбома «копилка слов»
Данная форма работы с семьей направлена на расширение, закрепление, конкретизацию словаря ребенка и объяснения лексического значения слов. Дети с родителями дома придумывают красивые (осенние, сладкие, острые и т. п.) слова, подбирают картинку с интересным предметом, приносят ее в детский сад, и показывают его всем детям и называют. По результатам этой работы в группе создаются альбомы, книжки
Например, осенними словами могут быть такие слова как багряный, моросит, пасмурный, листопад, ливень, радужный зонт и пр.
Слайд 8 Кроме того сегодня Я хочу познакомить вас с играми направленными на речевое развитие, которые вы можете предложить родителям ребенка на собраниях и консультациях. Эти игры очень простые их могут использовать каждый родитель дома с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.
Какие игры мы можем предложить родителям? И как мы можем их разграничить, по каким принципам?
Слайд 9 Одним из эффективных и результативных способов формирования познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста является пальчиковая игра.
Словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание дошкольников и легко запоминаются. Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами. Поэтому познакомлю с несколькими которые известны мне.
Как-то на рассвете гном, свой решил покинуть дом.
И с корзинкой, из избы гном помчался по грибы
Вдруг в лесу раздался гром.
Гном укрылся под грибом.
Дом с трубой, с высокой крышей
Человек из дома вышел
Он ворота открывает
Всех нас в гости приглашает
Можно использовать пальчиковые игры с предметами. Давайте поиграем с платочками.
Слайд 10 Игра называется «Проглот».
Возьмите платочек за уголок и попытайтесь вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой.При этом можно произносить следующие слова:
«У меня живет проглот,
Все подряд проглот жует,
Вот и стало у проглота
Брюшко как у бегемота».
Эту игру можно усложнять: не только выполнять движения поочередно правой или левой рукой, но затем двумя руками одновременно
Слайд 11 Особенно эффективны для развития речи ребенка словесные игры. Они совершенствуют разговорную речь, обогащают словарь, формируют грамматический строй языка. Развивают внимание, память, сообразительность.
Давайте с вами разучим некоторые словесные игры, в которые можно играть с ребенком.
Слайд 12 1. Например, в одну из встреч мы можем использовать игры на обогащение словаря. Предлагаю вам поиграть в такую игру, как «Цепочка слов» Цель: обогащение словаря прилагательных.
Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с помощью взрослого составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.
Например, исходное слово «кошка». Я задаю вопрос:
Кошка, бывает какая?
(Педагоги: Пушистая, ласковая, разноцветная...)
Что еще бывает разноцветным?
(Педагоги: Радуга, платье, телевизор...)
Каким еще может быть платье?
(Педагоги: Шелковым, новым, прямым...
Что еще может быть прямым?
2.«Эхо или попугайчик» - «Ты не девочка, не мальчик, ты сегодня попугайчик».
Вы говорите любое слово, а ребенок должен повторить его точно так же, как вы: тихо или громко, быстро или медленно. (Молоток, котёнок, па-ра-воз, феерверк,)
3. «Угадай-ка»
Определите тему: овощи, фрукты или игрушки и т. д. Описывайте предмет, не называя его: цвет, форму, величину, вкус.
Зеленый, круглый, полосатый, большой, вкусный…арбуз.
Черное, круглое, большое, резиновое…колесо.
Белый, сыпучий, мелкий, сладкий…сахар.
5. «Про покупки»
Вы пришли из продуктового магазина, а ребенок, сбивая вас с ног, просит с ним поиграть или капризничает. Как быть? А вы покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук «р».
Попробуем! (сыр, морковка, картофель, макароны, вермишель, рис, ириски, мандарины, арбуз и т.д.)
Если ребенок затрудняется, помогите ему, предложите такой вариант:
Кар-р-р-тошка или капуста?
Сыр-р-р или колбаса?
Или предложите ребенку назвать фрукты со звуком «а», овощи со звуком «о» и т. д.
Также можно предложить назвать все, что купили или пересчитать продукты.
В ваших покупках есть сок? Замечательно. Спросите у ребенка, какой сок получается из: яблок – яблочный
вишен –вишневый
апельсинов - апельсиновый
моркови – морковный
из фруктов - фруктовый
из овощей - овощной.
И наоборот: из чего получается апельсиновый сок и т. д.
Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас и просит поиграть. В какие же игры можно поиграть с ребенком на кухне?
6. «Что бывает мягким?» (твердым, кислым, сладкими, длинным, острым, вкусным, синим, квадратным т.д.) Начните игру словами:
Мягким может быть…хлеб, подушка, шапка и т.д.
Кислым может быть…лимон, варенье, лекарство и т.д.
Острым может быть…нож, перец, соус и т.д.
Слайд 13 8. «Что можно делать …»
Что можно делать с водой? (пить, умываться, чистить зубы, стирать белье, мыть посуду, поливать цветы ит.д.)
Или: Залезать можно на шкаф, залезать можно на кровать, а еще…
Пить можно воду, пить можно молоко, сок, а еще...
Или: Чай пьют, а печенье… едят.
На кровати лежат, а на стуле ...
Рубашку шьют, а шарф …
Котлеты жарят, а суп…и т. д.
12. «Каждый знает».
Повторить начало фразы и добавлять новое слово.
Каждый знает, что желтым бывает…
Каждый знает, что сильным бывает…
Каждый знает, что старым бывает…
Каждый знает, что белым бывает…
Каждый знает, что нужным бывает…
Каждый знает, что хрупким бывает…
Каждый знает, что умным бывает…
Слайд 14 Кроме того для развития речи ребенка полезно знать элементарные приемы самомассажа. Он включает обычно поглаживания, постукивания кончиками пальцев, массирование определенных точек. Можно проводить самомассаж лица, ушей, пальцев рук ладоней рук и стоп ног. Именно здесь находятся зоны, точки, связанные с работой мозга, речевых и двигательных центров.
Я вас познакомлю с фрагментом комплекса самомассажа лица «Времена года» Выполнение этого комплекса тонизирует мышцы лица, которые участвуют в артикуляции и мимике, активизирует работу речевых центров. Давайте выполним его вместе.
Если солнце пригревает,
В небе ласточка летает,
Стало сухо и тепло,
Значит лето к нам пришло.
Если дождь стучит по крыше,
То сильней, то тише, тише,
Землю всю листва укрыла,
Значит осень наступила. Пальцами обеих рук поглаживают, лоб
от середины к верхней части ушей.
Поглаживают щеки от середины к мочкам ушей.
Постукивают кончиками пальцев от
середины лба к верхней части ушей.
Постукивают кончиками пальцев от
середины подбородка к мочкам ушей.
Самомассаж можно выполнять 1-2 раза в течение дня. Также можно использовать различного вида массажеры.
Слайд 15 И на последок мне бы хотелось познакомить вас с необычными дыхательными гимнастиками. Для того чтобы правильно произносить слова и звуки, у ребенка должен быть хорошо развит речевой аппарат, и дыхание. Этому способствуют упражнения на дыхание и артикуляционная гимнастика.
Упражнения на дыхание: Гусеница, Стаканчик
Помните!
Очень важно, чтобы наши детки получали удовольствие от игры. Ведь игра как мы уже с вами поняли очень важный инструмент в нашей с вами работе в обучении и воспитании наших деток. Проблемы отцов и детей не бывает там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.
Давайте, будем играть и развивать наших детей! Спасибо вам, до новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации интерактивных форм работы с родителями по речевому развитию детей.
В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования особую актуальность приобретают интерактивные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс развития и по...

Формы работы с родителями по речевому развитию детей
Презентация на тему: "Формы работы с родителями по речевому развитию детей"...

Мастер класс для педагогов «Использование су-джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов Доу «Использование су-джок терапии в речевом развитии детейдошкольного возраста» презентация и конспект...

Мастер класс для педагогов «Использование су-джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов Доу «Использование су-джок терапии в речевом развитии детейдошкольного возраста» презентация и конспект...

Мастер - класс для педагогов: " Использование Су - Джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста."
ХорошХорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в ...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Познакомить педагогов с одним из элементов инновационной педагогической технологии "Синквейн"...

