Развитие детей с ОВЗ посредством кинезиологических упражнений
учебно-методический материал
Кинезиологические упражнения — это определенный комплекс движений, который усиливает межполушарные связи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие детей с ОВЗ посредством кинезиологических упражнений
У детей с ОВЗ отмечается общее моторное отставание, что приводит к торможению мыслительных процессов, снижению концентрации внимания, выносливости, координационных способностей, проблемы с речевым развитием. В результате, у них проявляется низкая работоспособность, повышенная утомляемость, низкий уровень произвольности психических процессов. Педагоги находятся в постоянном поиске новых эффективных форм оздоровления и развития таких детей.
Информацию о мире вокруг них дети получают посредством восприятия. Мысли, тело и эмоции составляют некий тандем, где важен баланс между элементами. Только в том случае будет усваиваться информация в полном объеме, ребенок будет развиваться интеллектуально и физически. У детей с ограниченными возможностями здоровья это равновесие нарушено, и одним из продуктивных методов формирования новых связей выступают кинезиологические упражнения.
Кинезиология — это наука, которой уже более двухсот лет. Она изучает развитие межполушарных связей с помощью движений. Чем гармоничнее эти связи, тем лучше развивается ребенок в интеллектуальном и физическом плане.
Кинезиологические упражнения — это определенный комплекс движений, который усиливает межполушарные связи. Данные упражнения важны практически для людей всех возрастов, но особенно для детей, имеющих отставания в речевом или общем развитии, гиперактивных детей, детей с расстройствами психики и т. д.
Дети, которые систематически выполняют такого рода движения, лучше концентрируются, становятся более сообразительными, энергичными, у них улучшаются речевые и двигательные навыки, они начинают контролировать негативное поведение, раздражительность, возбудимость и низкую произвольность.
Существуют различные виды таких упражнений:
— Растяжки
— Дыхательные упражнения
— Телесные упражнения
— Глазодвигательные упражнения
— Упражнения на развитие мелкой моторики
— Массаж ушных раковин
— Релаксирующие упражнения
Каждый вид выполняет свою роль и по-особому воздействует на организм.
Растяжки способствуют нормализации гипотонуса и гипертонуса.
Дыхательные упражнения отвечают за развитие произвольности и самоконтроля, а также способствуют улучшению ритмики организма.
Телесные упражнения направлены на снятие мышечных зажимов, неконтролируемых навязчивых движений и способствуют развитию прочных межполушарных связей.
Глазодвигательные упражнения служат для развития координации движения глаз и языка, создают условия для расширения восприятия и улучшения поля зрения за счет формирования межполушарных связей.
Упражнения на развитие мелкой моторики отвечают за формирование тонкой мускулатуры рук и способствуют созреванию речевых центров.
Массаж ушных раковин или аурикулярный массаж регулирует мыслительную деятельность, он служит для развития внимания, повышения работоспособности.
Упражнения для релаксации направлены на снятие напряжения и служат для расслабления.
В дошкольных образовательных учреждениях кинезиологические упражнения используются в различных видах деятельности. Так на занятиях по развитию речи активно применяются разнообразные пальчиковые игры, направленные на повышение моторики мелких мышц и ловкости пальцев.
Во время изобразительной деятельности детям предлагается рисовать другой рукой или обеими в зеркальном отображении, рисовать с закрытыми глазами, обводить контур в одном, а затем в другом направлении каждой рукой по очереди.
На занятиях познавательного цикла детям предлагаются папки с зеркальным отображением предметов. Им предлагается по очереди обвести каждую деталь одной рукой, затем другой и потом двумя. Желательно, если эти движения будут иметь стихотворное или музыкальное сопровождение.
На занятиях физической культурой дети выполняют упражнения, которые направлены на координацию между конечностями, головой и глазами. Это чаще всего ассиметричные движения; движения, которые выполняются с закрытыми глазами; а также движения, выполняемые по очереди ногой или рукой, а затем одновременно и ногой, и рукой.
Данная гимнастика решает целый ряд задач:
— улучшает мелкую и крупную моторику;
— снижает утомляемость;
— стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности;
— уменьшает утомляемость;
— увеличивает продуктивную работоспособность;
— благоприятно сказывается на процессе письма и чтения;
— воспитывает уверенность в себе при публичных выступлениях.
Начинать выполнять гимнастику для мозга необходимо в 4–5 лет, то есть в среднем дошкольном возрасте. В старшем возрасте упражнения усложняются и становятся незаменимой частью подготовки к школе.
Для детей с ОВЗ необходимо предусмотреть выполнение комплекса упражнений несколько раз в неделю в спокойной обстановке. Желательно, чтобы данные занятия были индивидуальными, так как важна точность выполнения. Заниматься можно и в домашних условиях с родителями. Тренировки строятся от простых упражнений к сложным. Во время выполнения упражнений должна звучать музыка, и царить доброжелательная атмосфера.
Выполнять кинезиологические упражнения желательно каждый день, но без принуждения. Выполнять ее можно на улице, дома, в детском саду и т. д.
Постепенно задания усложняются. Это будет зависеть от индивидуальных особенностей ребенка. Обязательно нужно следить за качеством выполнения упражнений. Лучше сделать меньше, но качественно. Для сохранения интереса детей упражнения можно комбинировать и менять местами. Достаточно включить в одну тренировку 5–6 качественно выполненных задания. Каждое задание необходимо повторить 6–8 раз.
Для усложнения заданий применяются различные приемы:
— ускорение темпа;
— подключение визуализации (мысленного представления какой-то картинки);
— подключение к двигательным упражнениям дыхательных;
— исключение зрительно-речевого контроля (выполнение упражнений со слегка прикушенным языком, с закрытыми глазами);
— подключение к движениям рук движений языка или глаз.
Итак, значение упражнений на развитие межполушарного взаимодействия для детей с ОВЗ трудно переоценить. Такие тренировки позволяют улучшить эмоциональное состояние ребенка, сделать его более стрессоустойчивым и общительным, научат проявлять свои творческие способности в процессе игры, а потом и в учебной деятельности.
Литература:
- Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста /под ред. Л. Цветковой М.- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. — 296 с. — ISBN 5–89395–482–3. — Текст непосредственный.
- Архипов, Б. А. Комплексная методика психомоторной коррекции / Б. А. Архипов, Е. А. Воробьева, А. В. Семенович, Л. С. Назарова, В. М. Шегай.- М: 1998.-80 с. — Текст непосредственный.
- Деннисон, П.И., Деннисон, Г. И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинесиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998.-85 с.- Текст непосредственный.
- Сазонов, В.Ф., Кириллова, Л.П., Мосунов, О. П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. — Рязань, 2000. — 48 с. — Текст непосредственный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у дошкольников навыков самоконтроля звукопроизношения посредством кинезиологических упражнений».
Материал статьи содержит информацию по использованию кинезиологических упражнений в проведении артикуляционной гимнастики, физкультминутки, коррекции звукопроизношения....

ПРОЕКТ «Формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством кинезиологических упражнений»
ПРОЕКТ«Формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством кинезиологических упражнений»...

Развитие интеллектуальных способностей воспитанников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений и упражнений направленных на развитие мелкой моторики
Краткая аннотация: в статье раскрыта актуальность интеллектуального развития детей с ЗПР, рассматриваются определения кинезиологических упражнений, графомоторных навыков, дано понятие межполушар...

Развитие интеллектуальных способностей воспитанников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений и упражнений направленных на развитие мелкой моторики
в статье раскрыта актуальность интеллектуального развития детей с ЗПР, рассматриваются определения кинезиологических упражнений, графомоторных навыков, дано понятие межполушарного взаимодействия. Раск...

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством кинезиологических упражнений
СодержаниеВведение ………………………………………………………&helli...
Педагогический проект с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Развитие речи посредством кинезиологических упражнений»
Педагогический проектс детьми старшего дошкольного возрастаТема: «Развитие речи посредством кинезиологических упражнений»...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством кинезиологических упражнений"
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через разнообразные двигательные упражнения. Кинезиология является здоровьесберегающей технологией. Ее проведение не требует никаких затра...
