Музейная педагогика в детском саду как современная инновационная педагогическая технология
план-конспект занятия (старшая группа)
Анализ педагогической литературы позволил нам утверждать, что в последние годы стали активно возрождаться лучшие традиции, появились новые подходы в решении проблем нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Для детской аудитории были разработаны экспериментальные программы «Предметный мир культуры», «Музей и культура», «Здравствуй, музей» (М.В. Мацкевич, Б.А. Столяров и др.). Элементы музейной педагогики вошли в некоторые комплексные и парциальные программы художественно-эстетического направления для учреждений дошкольного образования – «Истоки», «Радуга», «Красота. Радость. Творчество», «Детская одарённость», «Природа и художник» и др. Роль музейной педагогики в приобщении детей дошкольного возраста к культурно-историческим ценностям раскрывают Л. М. Захарова, А.А. Харитонова, С.В. Васильченко, И.А. Шпаченко, рассматривают музейно-педагогическую деятельность как эффективное средство социокультурного развития дошкольника. На потенциал музейно-педагогических средств в экологическом воспитании детей обращает внимание П.В. Аксенова.
Анализ нормативных документов, регламентирующих деятельность учреждения дошкольного образования, указывает на возможности использования музейной педагогики в целях ранней социализации и саморазвития детей; приобщения к общечеловеческим ценностям; взаимодействия с семьёй с целью полноценного развития детей; формирования гражданственности и национального самосознания, патриотических чувств; формирования нравственной, эстетической и экологической культуры.
Однако, существует противоречие между признанием достоинств музейной педагогики как инновационной педагогической технологии в дошкольном образовании и фрагментарным её использованием в образовательном процессе детского сада, что обуславливает необходимость теоретического моделирования единого образовательного пространства музея и дошкольной образовательной организации.
Адекватным дошкольному возрасту видом среды для формирования музейной культуры является мини-музей. Н.А. Рыжова определяет его как «особый вид детского музея, который располагается непосредственно в дошкольном учреждении». Целесообразность создания таких музеев обусловлена двумя причинами: многие дошкольные образовательные организации расположены далеко от «настоящих» музеев; экспозиции, в большей мере рассчитанные на взрослых посетителей, могут утомить маленького ребёнка. Наиболее часто в учреждениях дошкольного образования создают мини-музеи народного быта («Русская изба»), но тематика мини-музеев широка – книги, природа, военная история. Они создаются, как правило, на основе коллекции предметов и являются хорошей площадкой для социального партнёрства взрослых и детей.
Вариантами организации мини-музеев в детском саду, по мнению Л.С. Васильченко, могут выступать: экспозиция-мастерская для организации изобразительной деятельности детей; экспозиция-древо рода, в которой находят отражение результаты творческой, поисковой или исследовательской деятельности детей, связанной с семейной историей или семейными реликвиями; экспозиция-чемодан, содержимое которой могут составлять частные коллекции детей и родителей; экспозиция-видеотека может включать в себя различные устройства для воспроизведения (от диапроектора до интерактивной доски) с коллекцией аудио- и видеоматериалов; экспозиция-библиотека объединяет различные печатные материалы.
Работа с детьми дошкольного возраста в музее требует соблюдения ряда условий: доступность экспонатов для понимания ребёнком; возможность действий с предметами (сочетание подлинных предметов с моделями, дубликатами, копиями); использование музейных игр на занятиях, подготовительной/закрепляющей работе; обеспечение диалога с детьми; соблюдение принципа «знание через руки» посредством организации практической деятельности детей; проведение предварительной работы до посещения музея и творческих занятий, направленных на закрепление полученных впечатлений в собственной детской деятельности.
Формирование у детей музейной культуры – приобретённого развивающегося личностного качества, отражающего адекватный возрасту уровень представлений о музее, эмоционально-позитивного отношения к его ценностям, освоенных способов коммуникации в музейном пространстве – является содержанием деятельности не только музейных работников, но и педагогов. Для её выполнения в дошкольной образовательной организации должна быть создана предметно-пространственная развивающая среда, включающая в себя художественные альбомы, наборы открыток, фотографий и репродукций, а также цифровые ресурсы, которые делают возможным использование в работе с детьми «виртуальных экспозиций», «виртуальных выставок», «виртуальных музеев».
Музей – это место, где хранятся ключи от вечности, где оживает история и память народа. Как известно, жизнь без прошлого невозможна, без него нет настоящего и будущего. Также музей – это место для неформального обучения и развития: ребёнок не просто сидит за столом, а сталкивается с объектом изучения лицом к лицу, может разглядеть его со всех сторон, что развивает его когнитивные способности.
Изучение научно-методической литературы и существующей практики культурно-образовательной деятельности музеев позволило определить основные формы внедрения музейной педагогики в образовательный процесс дошкольной образовательной организации:
1.Экскурсии в музеи и на выставки, которые проводит музейный педагог, использующий в своей работе такие методы, как: организация равноправного ценностного диалога, позволяющего ребёнку «переживать ценности», связанные с его личным опытом; обеспечение «интерактивности по представлению» с помощью сенсорных возбудителей перцепционных и мнемонических откликов; привлечение персонажа-проводника, роль которого может выполнять сам экскурсовод (в роли какого-либо персонажа) или кукла; использование символического атрибута или предмета-заместителя с целью концентрации восприятия детей; организация рядом с музейным подлинником изобразительного творчества (рисование сухими графическими средствами, пантомима, пластические этюды и др.) или обращения к «художественному слову» (декламация). Возможность проведения таких занятий зависит от месторасположения учреждения дошкольного образования относительно музея: если расстояние между ними велико, то такую работу проблематично организовать. В этом случае хорошей альтернативой являются выездные занятия, которые проводит в детском саду сотрудник музея, используя реальные экспонаты или предметы-заместители, а также мультимедийные презентации.
2.Занятия с элементами музейной педагогики в дошкольной образовательной организации могут быть организованы педагогами в следующих вариантах: занятие-беседа с использованием репродукций, выступающее как самостоятельная форма работы или как часть интегрированного занятия; занятие-развлечение с элементами соревнования или ролевой игры (например, могут быть использованы элементы сюжетно-ролевой игры «Музей», позволяющей в игровой форме формировать основы музейной культуры); занятие-виртуальная экскурсия, в рамках которого, дети посещают не реальную, а виртуальную выставку, подготовленную с помощью различных технических средств (например, мультимедийной презентации).
3.Различные виды игр на музейную тематику: сюжетно-ролевые игры; дидактические игры: «игры-пазлы» по типу разрезных картинок, когда надо собрать произведение; «игры-вкладыши» («Найди пару»); игры с карточками («Четвёртый лишний», «Найди предмет»); настольные игры (игры-ходилки, тематическое лото); подвижные и малоподвижные игры («Краски для картины», «Зазеркалье»); компьютерные игры.
4.Выездные занятия историко-краеведческого музея на территории ДОУ («Путешествие в мир науки», «Сокровища Древнего моря», «Мир старых вещей», «Наша земля в годы Великой Отечественной войны»).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 146 КБ |
Предварительный просмотр:
"Музейная педагогика в детском саду как современная инновационная педагогическая технология духовного и нравственно-патриотическоговоспитания дошкольников"
Подготовил воспитатель Бутурчук Э,
Содержание | ||
№ | Наименование | Стр. |
1 | Введение | 3 |
2 | Цели и задачи углублённой работы по музейной педагогике | 5 |
3 | Организация музейной педагогики в ДОУ | 6 |
4 | Этапы организации работы по созданию мини – музеев в ДОУ | 7 |
5 | Тематическое планирование работы по музейной педагогике | 10 |
6 | Заключение | 10 |
7 | Литература | 11 |
8 | Приложения | 13 |
Приложение 1 Алгоритм атрибуции музейного экспоната | 13 | |
Приложение 2 Паспорт этнографического мини-музея «Русская изба» | 14 | |
Приложение 3 Паспорт этнографического мини-музея «Красны девицы» | 17 | |
Приложение 4 Паспорт этнографического мини-арт-музея «Золотая изба» | 20 | |
Приложение 5 Паспорт этнографического мини-музея «История хлеба» | 23 | |
Приложение 6 Паспорт познавательно-исторического мини-музея Книги | 26 | |
Приложение 7 Паспорт познавательно-исторического мини-музея Боевого снаряжения | 30 | |
Приложение 8 Паспорт исторического мини-музея «Блок-ада» | 33 | |
Приложение 9 Паспорт исторического мини-музея «Окна войны» | 36 | |
Приложение 10 Паспорт исторического мини-музея «Этих дней не смолкнет Слава!» | 40 | |
1.Введение
«Музей – это смесь искусства и истории,
документа и романа,
которая посылает нам через многие годы
луч света и доносит уникальные
по ценности опыт и знания»
Ф. Дзери
В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчёркивается, что «система образования призвана обеспечивать… воспитание патриотов России, граждан … обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Анализ педагогической литературы позволил нам утверждать, что в последние годы стали активно возрождаться лучшие традиции, появились новые подходы в решении проблем нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Для детской аудитории были разработаны экспериментальные программы «Предметный мир культуры», «Музей и культура», «Здравствуй, музей» (М.В. Мацкевич, Б.А. Столяров и др.). Элементы музейной педагогики вошли в некоторые комплексные и парциальные программы художественно-эстетического направления для учреждений дошкольного образования – «Истоки», «Радуга», «Красота. Радость. Творчество», «Детская одарённость», «Природа и художник» и др. Роль музейной педагогики в приобщении детей дошкольного возраста к культурно-историческим ценностям раскрывают Л. М. Захарова, А.А. Харитонова, С.В. Васильченко, И.А. Шпаченко, рассматривают музейно-педагогическую деятельность как эффективное средство социокультурного развития дошкольника. На потенциал музейно-педагогических средств в экологическом воспитании детей обращает внимание П.В. Аксенова.
Анализ нормативных документов, регламентирующих деятельность учреждения дошкольного образования, указывает на возможности использования музейной педагогики в целях ранней социализации и саморазвития детей; приобщения к общечеловеческим ценностям; взаимодействия с семьёй с целью полноценного развития детей; формирования гражданственности и национального самосознания, патриотических чувств; формирования нравственной, эстетической и экологической культуры.
Однако, существует противоречие между признанием достоинств музейной педагогики как инновационной педагогической технологии в дошкольном образовании и фрагментарным её использованием в образовательном процессе детского сада, что обуславливает необходимость теоретического моделирования единого образовательного пространства музея и дошкольной образовательной организации.
Адекватным дошкольному возрасту видом среды для формирования музейной культуры является мини-музей. Н.А. Рыжова определяет его как «особый вид детского музея, который располагается непосредственно в дошкольном учреждении». Целесообразность создания таких музеев обусловлена двумя причинами: многие дошкольные образовательные организации расположены далеко от «настоящих» музеев; экспозиции, в большей мере рассчитанные на взрослых посетителей, могут утомить маленького ребёнка. Наиболее часто в учреждениях дошкольного образования создают мини-музеи народного быта («Русская изба»), но тематика мини-музеев широка – книги, природа, военная история. Они создаются, как правило, на основе коллекции предметов и являются хорошей площадкой для социального партнёрства взрослых и детей.
Вариантами организации мини-музеев в детском саду, по мнению Л.С. Васильченко, могут выступать: экспозиция-мастерская для организации изобразительной деятельности детей; экспозиция-древо рода, в которой находят отражение результаты творческой, поисковой или исследовательской деятельности детей, связанной с семейной историей или семейными реликвиями; экспозиция-чемодан, содержимое которой могут составлять частные коллекции детей и родителей; экспозиция-видеотека может включать в себя различные устройства для воспроизведения (от диапроектора до интерактивной доски) с коллекцией аудио- и видеоматериалов; экспозиция-библиотека объединяет различные печатные материалы.
Работа с детьми дошкольного возраста в музее требует соблюдения ряда условий: доступность экспонатов для понимания ребёнком; возможность действий с предметами (сочетание подлинных предметов с моделями, дубликатами, копиями); использование музейных игр на занятиях, подготовительной/закрепляющей работе; обеспечение диалога с детьми; соблюдение принципа «знание через руки» посредством организации практической деятельности детей; проведение предварительной работы до посещения музея и творческих занятий, направленных на закрепление полученных впечатлений в собственной детской деятельности.
Формирование у детей музейной культуры – приобретённого развивающегося личностного качества, отражающего адекватный возрасту уровень представлений о музее, эмоционально-позитивного отношения к его ценностям, освоенных способов коммуникации в музейном пространстве – является содержанием деятельности не только музейных работников, но и педагогов. Для её выполнения в дошкольной образовательной организации должна быть создана предметно-пространственная развивающая среда, включающая в себя художественные альбомы, наборы открыток, фотографий и репродукций, а также цифровые ресурсы, которые делают возможным использование в работе с детьми «виртуальных экспозиций», «виртуальных выставок», «виртуальных музеев».
Музей – это место, где хранятся ключи от вечности, где оживает история и память народа. Как известно, жизнь без прошлого невозможна, без него нет настоящего и будущего. Также музей – это место для неформального обучения и развития: ребёнок не просто сидит за столом, а сталкивается с объектом изучения лицом к лицу, может разглядеть его со всех сторон, что развивает его когнитивные способности.
Изучение научно-методической литературы и существующей практики культурно-образовательной деятельности музеев позволило определить основные формы внедрения музейной педагогики в образовательный процесс дошкольной образовательной организации:
1.Экскурсии в музеи и на выставки, которые проводит музейный педагог, использующий в своей работе такие методы, как: организация равноправного ценностного диалога, позволяющего ребёнку «переживать ценности», связанные с его личным опытом; обеспечение «интерактивности по представлению» с помощью сенсорных возбудителей перцепционных и мнемонических откликов; привлечение персонажа-проводника, роль которого может выполнять сам экскурсовод (в роли какого-либо персонажа) или кукла; использование символического атрибута или предмета-заместителя с целью концентрации восприятия детей; организация рядом с музейным подлинником изобразительного творчества (рисование сухими графическими средствами, пантомима, пластические этюды и др.) или обращения к «художественному слову» (декламация). Возможность проведения таких занятий зависит от месторасположения учреждения дошкольного образования относительно музея: если расстояние между ними велико, то такую работу проблематично организовать. В этом случае хорошей альтернативой являются выездные занятия, которые проводит в детском саду сотрудник музея, используя реальные экспонаты или предметы-заместители, а также мультимедийные презентации.
2.Занятия с элементами музейной педагогики в дошкольной образовательной организации могут быть организованы педагогами в следующих вариантах: занятие-беседа с использованием репродукций, выступающее как самостоятельная форма работы или как часть интегрированного занятия; занятие-развлечение с элементами соревнования или ролевой игры (например, могут быть использованы элементы сюжетно-ролевой игры «Музей», позволяющей в игровой форме формировать основы музейной культуры); занятие-виртуальная экскурсия, в рамках которого, дети посещают не реальную, а виртуальную выставку, подготовленную с помощью различных технических средств (например, мультимедийной презентации).
3.Различные виды игр на музейную тематику: сюжетно-ролевые игры; дидактические игры: «игры-пазлы» по типу разрезных картинок, когда надо собрать произведение; «игры-вкладыши» («Найди пару»); игры с карточками («Четвёртый лишний», «Найди предмет»); настольные игры (игры-ходилки, тематическое лото); подвижные и малоподвижные игры («Краски для картины», «Зазеркалье»); компьютерные игры.
4.Выездные занятия историко-краеведческого музея на территории ДОУ («Путешествие в мир науки», «Сокровища Древнего моря», «Мир старых вещей», «Наша земля в годы Великой Отечественной войны»).
Модель единого образовательного пространства дошкольной образовательной организации и музея.
Одним из условий реализации музейно-педагогических программ является сотрудничество с семьями воспитанников. Как пример такой работы может служить образовательный проект, целью которого является изменение установок родителей на организацию досуга, включение семей с детьми дошкольного возраста в культурную жизнь города, взаимодействие педагогов и родителей в организации экскурсий для детей. Для информирования родителей в фойе детского сада размещён стенд «Культурная карта Мегиона». На нём изображены знаковые архитектурные объекты и учреждения культуры города – храмы, музей, выставочные зал, Дворец искусств, историко-мемориальные объекты города. Информация о каждом объекте включает: адрес, график работы, контакты и «кармашек» для меняющейся информации о предстоящих событиях (выставках, спектаклях). На сайте детского сада эта информация также представлена в отдельной рубрике.
В рамках нашего исследования разработана теоретическая модель единого образовательного пространства музея и дошкольной образовательной организации.
Таким образом, можно констатировать, что включение музейной педагогики в образовательный процесс дошкольной образовательной организации возможно только при организации тесного сотрудничества музейных работников и педагогического коллектива детского сада. Условием эффективной работы в указанном направлении является создание единого образовательного пространства музея и дошкольной образовательной организации, разработка совместных музейно-педагогических программ, учитывающих возрастные особенности детей и возможности комплексного использования как музейных, так и педагогических средств в воспитании дошкольников.
Поэтому ПАСПОРТИЗАЦИЮ мини-музеев решили пройти в МАУ «Региональный историко-культурный и экологический центр».
Музей является механизмом сбережения и трансляции достижений культуры. Часто ли наши дети бывают в музеях? Мы провели опрос-анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада, ни разу не была в музее. Причины самые разные.
Во-первых, наш детский сад находится в небольшом городе, где имеется только один музей.
Во-вторых, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии, т.к. дети ещё «малы», по мнению родителей. В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Как же привлечь внимание детей и их родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому мы решили использовать элементы музейной педагогики в образовательном процессе нашего детского сада. Конечно, многие могут сказать, что данную технологию можно попытаться реализовать в группе, например с помощью музейной полочки, но опыт показывает, что наибольший эффект будет достигнут, если мини – музей будет иметь своё отдельное место. Ведь фундаментом данной технологии, по мнению кандидата педагогических наук О. Г. Тихоновой, является погружение ребёнка в специально организованную среду.
2.Цели и задачи:
Цель: рассмотрение теоретических вопросов по организации системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через организацию мини-музеев.
Задачи:
-Изучить теоретические основы музейной педагогики;
-Охарактеризовать особенности организации мини-музеев в ДОУ;
-Систематизировать и обобщить опыт работы по созданию мини – музеев в дошкольном образовательном учреждении.
3.Организация музейной педагогики в ДОУ
Теоретические основы музейной педагогики.
Слово «музей» происходит от греческого слова museion. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность. Идеи музейной педагогики связаны с такими именами, как Г. Кершентейнер, Г. Фройденталь, А. Рейхвейн.
Термин «музейная педагогика» впервые употребил в своей книге «Музей - образование» немецкий ученый Г. Фройденталь, занимавшийся проблемами взаимодействия музея и образования. Он сформулировал совокупность требований к проведению занятий-экскурсий в музее:
-каждое посещение музея должно иметь определённую цель;
-необходима предварительная подготовка детей перед посещением музея;
-при отборе экспонатов музея, требуется учитывать возраст и интересы детей;
-итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей – рисунок, сочинение рассказа и пр.
Назначение музея – нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.
Важная особенность мини-музеев ДОУ — участие в их создании детей и родителей (законных представителей). В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребёнок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его семья.
Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:
-Выявление творческих способностей детей;
-Расширение представлений о содержании музейной культуры;
-Развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
-Создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные:
-проведение обзорных и тематических экскурсий, познавательных бесед и мероприятий,
-организация выставок, викторин, дидактических игр, творческих заданий.
Методические принципы экскурсионной работы чётко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия.
Особенности организации мини-музеев в дошкольном образовательном учреждении.
Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с интересными людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.
Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребёнку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.
Для разработки технологии использования музейной педагогики как инновационной в процессе воспитания нравственности дошкольников выделены следующие принципы:
-Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями.
-Кратковременность экскурсий.
-Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
-Доступность.
-Наглядность.
-Содержательность.
-Гуманизм.
-Подвижность структуры занятий-экскурсий (чёткий сценарий, но возможность импровизации).
Цель создания мини-музея ДОУ: подготовка юного поколения к взрослой жизни через игру и с помощью музейных средств - приобщение детей и родителей к музейному искусству. Повышение героико - патриотического потенциала детей посредством музейной педагогики.
4.Этапы организации работы по созданию мини-музеев в ДОУ
Всю работу по созданию мини-музеев разделили на три этапа.
Первый этап, подготовительный - «Планирование мини-музея». На этом этапе была организована выставка методической литературы на тему «Музейная педагогика». Педагоги познакомились с принципами функционирования мини-музеев, разработанных на основе анализа взглядов на музейную педагогику отечественного психолога Л. С. Выготского, зарубежных педагогов и психологов Ж. Пиаже, М. Монтессори, а также учёных-музееведов А. В. Бакушинского, Е. В. Волковой и др.:
1.Предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия. Это принцип, предполагающий в качестве основного фактора воздействия на ребёнка – предмет, который и является в данном случае главным действующим лицом.
2.Интерактивность и полифункциональность музейного пространства даёт возможность использовать музейные экспозиции для организации разнообразной деятельности детей и решения различных воспитательно-образовательных задач (в том числе комплексно).
3.Психологическая комфортность и безопасность деятельности. Принцип, подразумевающий под собой саму организацию мини-музея, его расположение, оформление, расстановку экспонатов, безопасность экспонатов, представленных в мини-музее, для жизни и здоровья детей.
4.Обеспечение необходимыми условиями для развития познавательной, исследовательской деятельности дошкольников.
Данный принцип предполагает учёт следующих компонентов: информационного, действенно-мыслительного, эмоционально-волевого (развитие, эмоциональной отзывчивости к представленным объектам).
С целью выявления степени заинтересованности родителей в данной деятельности и их готовности к взаимодействию в работе по созданию мини-музеев провели анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ. Анкетирование проводилось анонимно, по желанию родителей. В процессе анкетирования выяснилось, посещают ли сами родители музеи и выставки и берут ли с собой на экскурсии детей, а также проанализировали степень готовности родителей к взаимодействию с педагогами ДОУ по созданию мини-музеев. Определили перспективы создания мини-музеев и разработали алгоритм по созданию мини-музеев в группе:
1) выбор темы мини-музея
2) определение места размещения мини-музея
3) планирование экспозиций
4) выбор дизайна оформления мини-музея
5) подбор экспонатов
6) разработка форм работы с экспозициями мини-музеев
7) разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей
8) разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея
9) планирование организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях ДОУ.
Второй этап, практический - «Создание мини-музеев». Работа на этом этапе строилась в соответствии с разработанным алгоритмом по созданию мини-музея в ДОУ.
1.Тематика мини-музеев направлена на воспитание патриотизма дошкольников, знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны; знакомство с народными промыслами, с бытом народов, с историческими и памятными местами.
Мини-музеи способствуют развитию речи; формированию представлений об историческом прошлом, связи со своими предками.
2.Определение места размещения мини-музея
Месторасположение мини-музеев определяли с учётом принципов интерактивности и полифункциональности музейного пространства и психологической комфортности и безопасности деятельности. Учёт этих принципов даёт возможность максимально использовать музейные экспозиции для организации разнообразной детской деятельности, позволяет обеспечить безопасность использования экспонатов мини-музея для жизни и здоровья воспитанников.
3.Планирование экспозиций
Мини-музеи в ДОУ располагают постоянными и сменными экспозициями. Экспозиции представлены по разным основаниям, например: по тематике, по материалу, по решаемой задаче: для формирования представлений, их систематизации; установления взаимозависимостей («От семечка до плода»).
На базе мини-музеев стали организовывать кратковременные (даже однодневные) «экспресс- экспозиции». Например, в мини музее «Хлеб всему голова» были организованы такие экспресс- экспозиции: «Проращивание зёрен», «Почему хлеб пушистый».
4.Выбор дизайна оформления мини-музея. Выбор дизайна оформления экспозиций мини-музеев осуществлялся воспитателями, родителями и детьми. Каждая экспозиция имеет свои особенности в цветовом и композиционном решении, помогающие полнее раскрыть тематику мини-музеев, их содержания.
5.Подбор экспонатов.
Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов мини-музеев, мы опирались на следующие принципы:
-партнёрство родителей, педагогов, соцпартнёров города;
-единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;
-помощь, уважение и доверие со стороны родителей
6.Разработка форм работы с экспозициями мини-музеев.
Были разработаны следующие формы работы с экспозициями мини-музеев:
-занятия-экскурсии,
-дидактические игры и творческие задания,
-исследовательская деятельность,
-продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций.
7.Разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей
В ходе разработки экскурсий по мини-музею дети сами предлагали, о каких экспонатах и экспозициях необходимо обязательно рассказать гостям. В старших и подготовительных группах дети по желанию сами становились экскурсоводами.
8.Разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея.
Разработали конспекты занятий с использованием экспозиций мини-музея, сделали подборку стихов, сказок, загадок, оформили тематические альбомы по темам мини-музеев. (Приложение).
9.Планирование организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях.
Педагогами ДОУ были разработаны этапы организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях (теоретический этап, практический этап, этап самостоятельных исследований) и соответствующие им задачи, методы, приёмы и формы организации поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Вся работа по организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях нацелена на формирование поисково-познавательных умений детей дошкольного возраста, которые являются одним из показателей образованности дошкольников и позволяют им активно осваивать музейное пространство на уровне практической деятельности, как отражение полученных знаний и впечатлений.
Хочется отметить, что работа по созданию мини-музеев увлекательна, она обогащает и развивает детей, нравится родителям, вносит радость в повседневную жизнь, она действительно, доставляет взаимное удовлетворение.
Третий этап, деятельностный - «Функционирование мини-музеев».
Прежде чем начать знакомство дошкольников с мини-музеями, педагогам необходимо провести серьёзную предварительную работу, направленную на эмоциональную подготовку, расширение знаний и представлений детей о музеях, формирование навыков музейного поведения. Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога И. Г. Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребёнка».
Мы придаём особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно - демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться.
Хочется отметить, что экспонаты наших мини-музеев используются не только на занятиях познавательного цикла, но и воспитателями по изодеятельности, при организации игровой и экспериментальной деятельности.
Игры музейного содержания по формированию художественной культуры:
-игры-развлечения («Достопримечательности нашего города», «Мода из бабушкиного сундука» и т. д.)
-игры-путешествия («Зачем зерно в землю сажают», «Откуда книга пришла»).
-интеллектуально – творческие игры («Волшебный клубок», «Заседание клуба знатоков культуры»).
-игры – эстетические упражнения («Укрась платок», «Закончи узор»);
-заполнение музейных словариков (рисунки, коллажи и т.д.).
-выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку). Определённое место в данной работе занимает самостоятельная деятельность дошкольников в мини-музее. В рамках ФГОС решение образовательных задач по областям предусматривается через организацию взрослыми различных детских деятельностей. В соответствии с принципом интеграции образовательных областей работа мини-музеев должна быть направлена на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности.
Мини-музеи - это возможность решить проблему, стоящую перед воспитателем:
создание системы интересов, в том числе и выбор интересных и значимых тем для ребёнка. В мини-музее хорошо организованы уголки самостоятельной деятельности, где дети могут играть. В наших музеях имеются атрибуты к ролевым играм, дидактическим, играм-драматизациям. В выборе содержания самостоятельной деятельности детям помогают специально оформленные конверты, задания на стендах, кроссворды и пр. Любой предмет музея может подсказать детям тему для интересного разговора, общения. Дети посещают музей систематически, они его хорошо знают, ориентируются в нём свободно, но экспозиции музея не остаются стационарными, они постоянно обновляются, дополняются тематическими выставками, насыщаются новым содержанием.
Мини-музеи стали для нас источником вдохновения. При правильной постановке работы в музее, он становится своеобразной образовательной зоной, где не требуется специально привлекать детей, их увлекает сама созданная среда музея. Гостей каждого мини-музея встречают всем известные герои – бабушка, дедушка, внучка, и другие герои. На сегодняшний день в наших мини-музеях собраны картины художников, художественная литература, подборки стихотворений, пословиц, загадок по тематике. Собраны различные коллекции.
Разработаны тематические экскурсии. Основанная часть экскурсии строится на диалогическом взаимодействии взрослых и детей.
Дети постоянно включаются в работу: анализируют, экспериментируют, высказывают гипотезы. В конце экскурсий юные посетители всегда имеют возможность индивидуально рассмотреть те экспонаты, которые вызвали у них особый интерес, задать вопросы взрослым, самостоятельно провести эксперимент. Большое значение имеет активное включение детей в формулировании основных правил для посетителей музея в детском саду. Только при условии личной заинтересованности каждого ребёнка эти правила будут естественно принятыми, а не навязанными. Варианты формулировок могут быть разные, как составленные в устной форме, так и те, которые являются совместным творчеством взрослых и детей:
1.Не перебивать экскурсовода и задавать свои вопросы только по окончанию экскурсии.
2.Можно брать в руки отдельные предметы с разрешения экскурсовода.
3.Стараться рассмотреть даже мелкие детали.
4.Запомнить как можно больше интересного, чтобы потом рассказать об увиденном своим родным и друзьям, нарисовать интересные рисунки.
Возможно в стихах:
Мы пришли в музей и вот встретил нас ЭКСКУРСОВОД.
Он здесь – главный - помни это и прислушайся к совету:
Экскурсовода не перебивай, от своей группы не отставай.
Вопросы задавай не сразу, а дождись конца рассказа.
Не все экспонаты трогай руками,
смотри на некоторые глазами.
Постарайся побольше узнать, чтоб другим про музей рассказать.
5.Тематическое планирование работы по музейной педагогике
Название этапа | Содержание | Результат |
6.Заключение
Считаем, что создание мини-музеев - не просто коллекционирование, но и позволяет педагогам:
-сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей;
-приобщит маленького ребёнка к миру общечеловеческих ценностей;
-поможет выработать правильные формы взаимодействия дошкольников с окружающим миром.
Немаловажное значение имеет для нас, какова эффективность внедрения данной технологии. Повторное анкетирование родителей и лиц их заменяющих, показало, что 83 % считают работу по данной технологии необходимо продолжать, так как отношение к историческим, культурным событиям и к старшему поколению у детей стало более уважительное.
Следует заметить, что при внедрении данной технологии — важна тесная взаимосвязь с семьями наших воспитанников, как с представителями старшего поколения, в жизненном опыте которого ещё сохранились воспоминания об исторических и культурных событиях.
Безусловно, большое влияние на эффективную реализацию педагогической технологии оказывает и то, что наши мини - музеи прошли муниципальную паспортизацию, что позволяет вести нашу работу в соответствии с особенностями Музейного Дела.
Наверное, рано ещё говорить о безусловном успехе выбранной нами педагогической технологии, но возросший интерес детей, родителей и педагогов к мини-музеям, как эффективному средству духовно-нравственного и героико-патриотического воспитания даёт право надеяться на определённый успех. Поэтому наша работа на этом не заканчивается. Впереди много новых встреч и задумок.
7.Список используемой литературы
1.Аксёнова П.В. Музейная экскурсия как форма экологического воспитания дошкольников /П.В. Аксёнова //проблемы региональной и глобальной экологии. – 2013. – Т. 22. – № 4. – С. 171-178.
2.Безрукова М. И. Музейная педагогика в системе дошкольного образования и воспитания /М. И. Безрукова, Н. Н. Волкова. — Текст: непосредственный //Образование и воспитание. — 2018. — № 3 (18). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/94/3351/ (дата обращения: 16.11.2022).
3.Васильченко С.Л. Мультикультурно-развивающая среда детского сада как условие социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста //С.Л. Васильченко //Вестник ТПГУ. – 2012. – № 9 (124) – С. 197–202.
4.Вербенец А.М. Использование современных информационных технологий в процессе художественно-эстетического развития дошкольников /А. М. Вербенец //Детский сад от А до Я. – 2009 – № 4 (40). – С. 4-25.
5.Захарова Л.М. Педагогические условия приобщения детей 5-7 лет к культурно - историческим ценностям /Л. М. Захарова, А. А. Харитонова //Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 6 – С. 39-44.
6.Лашкина Н. Дети в музее /Н. Лашкина — Дошкольное воспитание, 2005, № 2. стр.72 Морозова А. Н. Музейная педагогика: Из опыта методической работы /Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой.- М.: ТЦ Сфера, 2006.
7.Мацкевич М.В. Эстетическое развитие старших дошкольников в системе «художественный музей – детский сад»: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 /М.В. Мацкевич. – М., 2006. – 204 с.
8.Музейная педагогика: из опыта методической работы/под ред. А. Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 416 с.
9.Нестеренко Н. Мини-музеи в ДОУ/ Н. Нестеренко — Обруч, № 6, 2000. стр.30–31.
10.Попова И. А. О диалоге музейной и семейной педагогики в практике дополнительного образования дошкольников /И. А. Попова — Управление ДОУ, 2006, № 5. стр.84.
11.Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб пособие для студ. сред. учеб. заведений /С.В. Погодина. – М.: Академия, 2010. − 352 с.
12.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384). [Электронный ресурс]. –
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения 13.05.2022).
13.Рыжова Н.А. Материалы курса «Мини-музей в детском саду как новая форма работы с детьми и родителями»: лекции 1–4 / Н.А. Рыжова. – Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 96 c.
14.Рыжова Н. А. Мини-музей в детском саду /Н. А. Рыжова, Л. В. Логинова, А. И. Данюкова — М.: Линка — Пресс, 2008. Рыжова Н. А. Развивающая среда детского сада/Н. А. Рыжова — М.: Линка — Пресс, 2003.
15.Рыжова Н. А. Наш дом — Природа. Пособие по экологическому образованию дошкольников. М: Линка-Пресс, 2004.
16.Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теории, практика: учебное пособие/Б.А. Столяров. – М.: Высшая школа, 2004. – 216 с.
17.Столяров Б.А. Педагогическая деятельность музея /Б. Столяров — Дошкольное воспитание, 2002, № 11. стр.66 Тихонова О.Г Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей /О. Г. Тихонова. — М.: АРКТИ, 2006.
18.Трунова М. Секреты музейной педагогики /М. Трунова — Дошкольное воспитание, 2006, № 4. стр.38
19.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022). [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения 13.05.2022).
20.Шпаченко И.А. Формирование общекультурной компетентности детей дошкольного возраста в системе «Музей – детский сад» /И.А. Шпаченко //Вестник ТПГУ. – 2009. – № 7 (85) – С. 92-97.
21.Штанько И. В. Особенности использования музейной педагогики с детьми дошкольного возраста/И. В. Штанько//Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. – 2014. – № 2. – С. 113-127.
22.Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников/Т. Чумалова — Дошкольное воспитание, 2007, № 10. стр.44–50.
23.Чумалова Т. Историческое познание и музей /Т.Чумалова — Дошкольное воспитание, 2008, № 5. стр.61
24.Чумалова Т. Основные принципы музейной педагогики /Т.Чумалова - Дошкольное воспитание, 2008, № 3.
25.Цепина Т. Музей в детском саду /Т. Цепина — Дошкольное воспитание, 2007, № 5. стр.124.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика в детском саду.
«Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость,так как без корней в родной местности,на стороне человек похож на иссушенноерастение перекати-поле».Академик Д.С.Л...

Презентация "Музейная педагогика в детском саду "
Материал из опыта работы музея старинных вещей в дошкольном учреждении....

Музейная педагогика в детском саду как средство формирования основ патриотизма и духовности личности дошкольника посредством ознакомления с народной культурой Кубани.
Чтобы наши дети росли добрыми, чуткими, уважительными, любящими Отчизну и свою малую Родину, мы, педагоги, обращаемся к лучшим традициям народа, связывающим разные поколения, объединяющим прошло...

Методическая рекомендации «Музейная педагогика в детском саду как современная инновационная педагогическая технология нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
Содержание №Наименование Стр.1Введение 32Цели и задачи углублённой работы по музейной педагогике 53Организация музейной педагогики в ДОУ 64Этапы организации ра...
"Использование музейной педагогики в детском саду как современной педагогической технологии нравственно-патриотического воспитания"
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на решение задач нравственно-патриотического и духовно-нравственного воспитания и активизации творческих...

