Музейная педагогика в детском саду как современная инновационная педагогическая технология
план-конспект занятия (старшая группа)

Бутурчук Эльмира Николаевна

Анализ педагогической литературы позволил нам утверждать, что в последние годы стали активно возрождаться лучшие традиции, появились новые подходы в решении проблем нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Для детской аудитории были разработаны экспериментальные программы «Предметный мир культуры», «Музей и культура», «Здравствуй, музей» (М.В. Мацкевич, Б.А. Столяров и др.). Элементы музейной педагогики вошли в некоторые комплексные и парциальные программы художественно-эстетического направления для учреждений дошкольного образования – «Истоки», «Радуга», «Красота. Радость. Творчество», «Детская одарённость», «Природа и художник» и др. Роль музейной педагогики в приобщении детей дошкольного возраста к культурно-историческим ценностям раскрывают Л. М. Захарова, А.А. Харитонова, С.В. Васильченко, И.А. Шпаченко, рассматривают музейно-педагогическую деятельность как эффективное средство социокультурного развития дошкольника. На потенциал музейно-педагогических средств в экологическом воспитании детей обращает внимание П.В. Аксенова.

Анализ нормативных документов, регламентирующих деятельность учреждения дошкольного образования, указывает на возможности использования музейной педагогики в целях ранней социализации и саморазвития детей; приобщения к общечеловеческим ценностям; взаимодействия с семьёй с целью полноценного развития детей; формирования гражданственности и национального самосознания, патриотических чувств; формирования нравственной, эстетической и экологической культуры.

Однако, существует противоречие между признанием достоинств музейной педагогики как инновационной педагогической технологии в дошкольном образовании и фрагментарным её использованием в образовательном процессе детского сада, что обуславливает необходимость теоретического моделирования единого образовательного пространства музея и дошкольной образовательной организации.

Адекватным дошкольному возрасту видом среды для формирования музейной культуры является мини-музей. Н.А. Рыжова определяет его как «особый вид детского музея, который располагается непосредственно в дошкольном учреждении». Целесообразность создания таких музеев обусловлена двумя причинами: многие дошкольные образовательные организации расположены далеко от «настоящих» музеев; экспозиции, в большей мере рассчитанные на взрослых посетителей, могут утомить маленького ребёнка. Наиболее часто в учреждениях дошкольного образования создают мини-музеи народного быта («Русская изба»), но тематика мини-музеев широка –  книги, природа, военная история. Они создаются, как правило, на основе коллекции предметов и являются хорошей площадкой для социального партнёрства взрослых и детей.

Вариантами организации мини-музеев в детском саду, по мнению Л.С. Васильченко, могут выступать: экспозиция-мастерская для организации изобразительной деятельности детей; экспозиция-древо рода, в которой находят отражение результаты творческой, поисковой или исследовательской деятельности детей, связанной с семейной историей или семейными реликвиями; экспозиция-чемодан, содержимое которой могут составлять частные коллекции детей и родителей; экспозиция-видеотека может включать в себя различные устройства для воспроизведения (от диапроектора до интерактивной доски) с коллекцией аудио- и видеоматериалов; экспозиция-библиотека объединяет различные печатные материалы.

Работа с детьми дошкольного возраста в музее требует соблюдения ряда условий: доступность экспонатов для понимания ребёнком; возможность действий с предметами (сочетание подлинных предметов с моделями, дубликатами, копиями); использование музейных игр на занятиях, подготовительной/закрепляющей работе; обеспечение диалога с детьми; соблюдение принципа «знание через руки» посредством организации практической деятельности детей; проведение предварительной работы до посещения музея и творческих занятий, направленных на закрепление полученных впечатлений в собственной детской деятельности.

Формирование у детей музейной культуры – приобретённого развивающегося личностного качества, отражающего адекватный возрасту уровень представлений о музее, эмоционально-позитивного отношения к его ценностям, освоенных способов коммуникации в музейном пространстве – является содержанием деятельности не только музейных работников, но и педагогов. Для её выполнения в дошкольной образовательной организации должна быть создана предметно-пространственная развивающая среда, включающая в себя художественные альбомы, наборы открыток, фотографий и репродукций, а также цифровые ресурсы, которые делают возможным использование в работе с детьми «виртуальных экспозиций», «виртуальных выставок», «виртуальных музеев».

Музей – это место, где хранятся ключи от вечности, где оживает история и память народа. Как известно, жизнь без прошлого невозможна, без него нет настоящего и будущего. Также музей – это место для неформального обучения и развития: ребёнок не просто сидит за столом, а сталкивается с объектом изучения лицом к лицу, может разглядеть его со всех сторон, что развивает его когнитивные способности.

Изучение научно-методической литературы и существующей практики культурно-образовательной деятельности музеев позволило определить основные формы внедрения музейной педагогики в образовательный процесс дошкольной образовательной организации:

1.Экскурсии в музеи и на выставки, которые проводит музейный педагог, использующий в своей работе такие методы, как: организация равноправного ценностного диалога, позволяющего ребёнку «переживать ценности», связанные с его личным опытом; обеспечение «интерактивности по представлению» с помощью сенсорных возбудителей перцепционных и мнемонических откликов; привлечение персонажа-проводника, роль которого может выполнять сам экскурсовод (в роли какого-либо персонажа) или кукла; использование символического атрибута или предмета-заместителя с целью концентрации восприятия детей; организация рядом с музейным подлинником изобразительного творчества (рисование сухими графическими средствами, пантомима, пластические этюды и др.) или обращения к «художественному слову» (декламация). Возможность проведения таких занятий зависит от месторасположения учреждения дошкольного образования относительно музея: если расстояние между ними велико, то такую работу проблематично организовать. В этом случае хорошей альтернативой являются выездные занятия, которые проводит в детском саду сотрудник музея, используя реальные экспонаты или предметы-заместители, а также мультимедийные презентации.

2.Занятия с элементами музейной педагогики в дошкольной образовательной организации могут быть организованы педагогами в следующих вариантах: занятие-беседа с использованием репродукций, выступающее как самостоятельная форма работы или как часть интегрированного занятия; занятие-развлечение с элементами соревнования или ролевой игры (например, могут быть использованы элементы сюжетно-ролевой игры «Музей», позволяющей в игровой форме формировать основы музейной культуры); занятие-виртуальная экскурсия, в рамках которого, дети посещают не реальную, а виртуальную выставку, подготовленную с помощью различных технических средств (например, мультимедийной презентации).

3.Различные виды игр на музейную тематику: сюжетно-ролевые игры; дидактические игры: «игры-пазлы» по типу разрезных картинок, когда надо собрать произведение; «игры-вкладыши» («Найди пару»); игры с карточками («Четвёртый лишний», «Найди предмет»); настольные игры (игры-ходилки, тематическое лото); подвижные и малоподвижные игры («Краски для картины», «Зазеркалье»); компьютерные игры.

4.Выездные занятия историко-краеведческого музея на территории ДОУ («Путешествие в мир науки», «Сокровища Древнего моря», «Мир старых вещей», «Наша земля в годы Великой Отечественной войны»).


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnaya_tehnologiya_-_muzeynaya_pedagogika.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

"Музейная педагогика в детском саду как  современная инновационная педагогическая технология духовного и нравственно-патриотическоговоспитания дошкольников"

Подготовил воспитатель Бутурчук Э,

Содержание

Наименование

Стр.

1

Введение

3

2

Цели и задачи углублённой работы по музейной педагогике

5

3

Организация музейной педагогики в ДОУ

6

4

Этапы организации работы по созданию мини – музеев в ДОУ

7

5

Тематическое планирование работы по музейной педагогике

10

6

Заключение

10

7

Литература

11

8

Приложения

13

Приложение 1    Алгоритм атрибуции музейного экспоната

13

Приложение 2    Паспорт этнографического мини-музея «Русская изба»

14

Приложение 3    Паспорт этнографического мини-музея «Красны девицы»

17

Приложение 4    Паспорт этнографического мини-арт-музея «Золотая изба»

20

Приложение 5    Паспорт этнографического мини-музея «История хлеба»

23

Приложение 6    Паспорт познавательно-исторического  мини-музея Книги

26

Приложение 7    Паспорт познавательно-исторического мини-музея Боевого снаряжения

30

Приложение 8    Паспорт исторического мини-музея «Блок-ада»

33

Приложение 9    Паспорт исторического мини-музея «Окна войны»

36

Приложение 10  Паспорт исторического мини-музея «Этих дней не смолкнет Слава!»

40

1.Введение

«Музей – это смесь искусства и истории,

документа и романа,

которая посылает нам через многие годы

луч света и доносит уникальные

по ценности опыт и знания» 

Ф. Дзери

В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчёркивается, что «система образования призвана обеспечивать… воспитание патриотов России, граждан … обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Анализ педагогической литературы позволил нам утверждать, что в последние годы стали активно возрождаться лучшие традиции, появились новые подходы в решении проблем нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Для детской аудитории были разработаны экспериментальные программы «Предметный мир культуры», «Музей и культура», «Здравствуй, музей» (М.В. Мацкевич, Б.А. Столяров и др.). Элементы музейной педагогики вошли в некоторые комплексные и парциальные программы художественно-эстетического направления для учреждений дошкольного образования – «Истоки», «Радуга», «Красота. Радость. Творчество», «Детская одарённость», «Природа и художник» и др. Роль музейной педагогики в приобщении детей дошкольного возраста к культурно-историческим ценностям раскрывают Л. М. Захарова, А.А. Харитонова, С.В. Васильченко, И.А. Шпаченко, рассматривают музейно-педагогическую деятельность как эффективное средство социокультурного развития дошкольника. На потенциал музейно-педагогических средств в экологическом воспитании детей обращает внимание П.В. Аксенова.

Анализ нормативных документов, регламентирующих деятельность учреждения дошкольного образования, указывает на возможности использования музейной педагогики в целях ранней социализации и саморазвития детей; приобщения к общечеловеческим ценностям; взаимодействия с семьёй с целью полноценного развития детей; формирования гражданственности и национального самосознания, патриотических чувств; формирования нравственной, эстетической и экологической культуры.

Однако, существует противоречие между признанием достоинств музейной педагогики как инновационной педагогической технологии в дошкольном образовании и фрагментарным её использованием в образовательном процессе детского сада, что обуславливает необходимость теоретического моделирования единого образовательного пространства музея и дошкольной образовательной организации.

Адекватным дошкольному возрасту видом среды для формирования музейной культуры является мини-музей. Н.А. Рыжова определяет его как «особый вид детского музея, который располагается непосредственно в дошкольном учреждении». Целесообразность создания таких музеев обусловлена двумя причинами: многие дошкольные образовательные организации расположены далеко от «настоящих» музеев; экспозиции, в большей мере рассчитанные на взрослых посетителей, могут утомить маленького ребёнка. Наиболее часто в учреждениях дошкольного образования создают мини-музеи народного быта («Русская изба»), но тематика мини-музеев широка –  книги, природа, военная история. Они создаются, как правило, на основе коллекции предметов и являются хорошей площадкой для социального партнёрства взрослых и детей.

Вариантами организации мини-музеев в детском саду, по мнению Л.С. Васильченко, могут выступать: экспозиция-мастерская для организации изобразительной деятельности детей; экспозиция-древо рода, в которой находят отражение результаты творческой, поисковой или исследовательской деятельности детей, связанной с семейной историей или семейными реликвиями; экспозиция-чемодан, содержимое которой могут составлять частные коллекции детей и родителей; экспозиция-видеотека может включать в себя различные устройства для воспроизведения (от диапроектора до интерактивной доски) с коллекцией аудио- и видеоматериалов; экспозиция-библиотека объединяет различные печатные материалы.

Работа с детьми дошкольного возраста в музее требует соблюдения ряда условий: доступность экспонатов для понимания ребёнком; возможность действий с предметами (сочетание подлинных предметов с моделями, дубликатами, копиями); использование музейных игр на занятиях, подготовительной/закрепляющей работе; обеспечение диалога с детьми; соблюдение принципа «знание через руки» посредством организации практической деятельности детей; проведение предварительной работы до посещения музея и творческих занятий, направленных на закрепление полученных впечатлений в собственной детской деятельности.

Формирование у детей музейной культуры – приобретённого развивающегося личностного качества, отражающего адекватный возрасту уровень представлений о музее, эмоционально-позитивного отношения к его ценностям, освоенных способов коммуникации в музейном пространстве – является содержанием деятельности не только музейных работников, но и педагогов. Для её выполнения в дошкольной образовательной организации должна быть создана предметно-пространственная развивающая среда, включающая в себя художественные альбомы, наборы открыток, фотографий и репродукций, а также цифровые ресурсы, которые делают возможным использование в работе с детьми «виртуальных экспозиций», «виртуальных выставок», «виртуальных музеев».

Музей – это место, где хранятся ключи от вечности, где оживает история и память народа. Как известно, жизнь без прошлого невозможна, без него нет настоящего и будущего. Также музей – это место для неформального обучения и развития: ребёнок не просто сидит за столом, а сталкивается с объектом изучения лицом к лицу, может разглядеть его со всех сторон, что развивает его когнитивные способности.

Изучение научно-методической литературы и существующей практики культурно-образовательной деятельности музеев позволило определить основные формы внедрения музейной педагогики в образовательный процесс дошкольной образовательной организации:

1.Экскурсии в музеи и на выставки, которые проводит музейный педагог, использующий в своей работе такие методы, как: организация равноправного ценностного диалога, позволяющего ребёнку «переживать ценности», связанные с его личным опытом; обеспечение «интерактивности по представлению» с помощью сенсорных возбудителей перцепционных и мнемонических откликов; привлечение персонажа-проводника, роль которого может выполнять сам экскурсовод (в роли какого-либо персонажа) или кукла; использование символического атрибута или предмета-заместителя с целью концентрации восприятия детей; организация рядом с музейным подлинником изобразительного творчества (рисование сухими графическими средствами, пантомима, пластические этюды и др.) или обращения к «художественному слову» (декламация). Возможность проведения таких занятий зависит от месторасположения учреждения дошкольного образования относительно музея: если расстояние между ними велико, то такую работу проблематично организовать. В этом случае хорошей альтернативой являются выездные занятия, которые проводит в детском саду сотрудник музея, используя реальные экспонаты или предметы-заместители, а также мультимедийные презентации.

2.Занятия с элементами музейной педагогики в дошкольной образовательной организации могут быть организованы педагогами в следующих вариантах: занятие-беседа с использованием репродукций, выступающее как самостоятельная форма работы или как часть интегрированного занятия; занятие-развлечение с элементами соревнования или ролевой игры (например, могут быть использованы элементы сюжетно-ролевой игры «Музей», позволяющей в игровой форме формировать основы музейной культуры); занятие-виртуальная экскурсия, в рамках которого, дети посещают не реальную, а виртуальную выставку, подготовленную с помощью различных технических средств (например, мультимедийной презентации).

3.Различные виды игр на музейную тематику: сюжетно-ролевые игры; дидактические игры: «игры-пазлы» по типу разрезных картинок, когда надо собрать произведение; «игры-вкладыши» («Найди пару»); игры с карточками («Четвёртый лишний», «Найди предмет»); настольные игры (игры-ходилки, тематическое лото); подвижные и малоподвижные игры («Краски для картины», «Зазеркалье»); компьютерные игры.

4.Выездные занятия историко-краеведческого музея на территории ДОУ («Путешествие в мир науки», «Сокровища Древнего моря», «Мир старых вещей», «Наша земля в годы Великой Отечественной войны»).


         Модель единого образовательного пространства дошкольной образовательной организации и музея.

Одним из условий реализации музейно-педагогических программ является сотрудничество с семьями воспитанников. Как пример такой работы может служить образовательный проект, целью которого является изменение установок родителей на организацию досуга, включение семей с детьми дошкольного возраста в культурную жизнь города, взаимодействие педагогов и родителей в организации экскурсий для детей. Для информирования родителей в фойе детского сада размещён стенд «Культурная карта Мегиона». На нём изображены знаковые архитектурные объекты и учреждения культуры города – храмы, музей, выставочные зал, Дворец искусств, историко-мемориальные объекты города. Информация о каждом объекте включает: адрес, график работы, контакты и «кармашек» для меняющейся информации о предстоящих событиях (выставках, спектаклях). На сайте детского сада эта информация также представлена в отдельной рубрике.

В рамках нашего исследования разработана теоретическая модель единого образовательного пространства музея и дошкольной образовательной организации.

Таким образом, можно констатировать, что включение музейной педагогики в образовательный процесс дошкольной образовательной организации возможно только при организации тесного сотрудничества музейных работников и педагогического коллектива детского сада. Условием эффективной работы в указанном направлении является создание единого образовательного пространства музея и дошкольной образовательной организации, разработка совместных музейно-педагогических программ, учитывающих возрастные особенности детей и возможности комплексного использования как музейных, так и педагогических средств в воспитании дошкольников.

       Поэтому ПАСПОРТИЗАЦИЮ мини-музеев решили пройти в МАУ «Региональный историко-культурный и экологический центр».

 Музей является механизмом сбережения и трансляции достижений культуры. Часто ли наши дети бывают в музеях? Мы провели опрос-анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада, ни разу не была в музее. Причины самые разные.

Во-первых, наш детский сад находится в небольшом городе, где имеется только один музей.

Во-вторых, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии, т.к. дети ещё «малы», по мнению родителей. В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Как же привлечь внимание детей и их родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому мы решили использовать элементы музейной педагогики в образовательном процессе нашего детского сада. Конечно, многие могут сказать, что данную технологию можно попытаться реализовать в группе, например с помощью музейной полочки, но опыт показывает, что наибольший эффект будет достигнут, если мини – музей будет иметь своё отдельное место. Ведь фундаментом данной технологии, по мнению кандидата педагогических наук О. Г. Тихоновой, является погружение ребёнка в специально организованную среду.

2.Цели и задачи:

Цель: рассмотрение теоретических вопросов по организации системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через организацию мини-музеев.

Задачи:

-Изучить теоретические основы музейной педагогики;

-Охарактеризовать особенности организации мини-музеев в ДОУ;

-Систематизировать и обобщить опыт работы по созданию мини – музеев в дошкольном образовательном учреждении.

3.Организация музейной педагогики в ДОУ

Теоретические основы музейной педагогики.

Слово «музей» происходит от греческого слова museion. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность. Идеи музейной педагогики связаны с такими именами, как Г. Кершентейнер, Г. Фройденталь, А. Рейхвейн.

Термин «музейная педагогика» впервые употребил в своей книге  «Музей - образование» немецкий ученый Г. Фройденталь, занимавшийся проблемами взаимодействия музея и образования. Он сформулировал совокупность требований к проведению занятий-экскурсий в музее:

-каждое посещение музея должно иметь определённую цель;

-необходима предварительная подготовка детей перед посещением музея;

-при отборе экспонатов музея, требуется учитывать возраст и интересы детей;

-итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей – рисунок, сочинение рассказа и пр.

Назначение музея – нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.

Важная особенность мини-музеев ДОУ — участие в их создании детей и родителей (законных представителей). В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребёнок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его семья.

Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

-Выявление творческих способностей детей;

-Расширение представлений о содержании музейной культуры;

-Развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

-Создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные:

-проведение обзорных и тематических экскурсий, познавательных бесед и мероприятий,

-организация выставок, викторин, дидактических игр, творческих заданий. 

Методические принципы экскурсионной работы чётко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия.

Особенности организации мини-музеев в дошкольном образовательном учреждении.

Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с интересными людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики. 

Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребёнку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.

Для разработки технологии использования музейной педагогики как инновационной в процессе воспитания нравственности дошкольников выделены следующие принципы:

-Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями.

-Кратковременность экскурсий.

-Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

-Доступность.

-Наглядность.

-Содержательность.

-Гуманизм.

-Подвижность структуры занятий-экскурсий (чёткий сценарий, но возможность импровизации).

Цель создания мини-музея ДОУ: подготовка юного поколения к взрослой жизни через игру и с помощью музейных средств - приобщение детей и родителей к музейному искусству. Повышение героико - патриотического потенциала детей посредством музейной педагогики.

4.Этапы организации работы по созданию мини-музеев в ДОУ

Всю работу по созданию мини-музеев  разделили на три этапа.

Первый этап, подготовительный - «Планирование мини-музея». На этом этапе  была организована выставка методической литературы на тему  «Музейная педагогика». Педагоги познакомились с принципами функционирования мини-музеев, разработанных на основе анализа взглядов на музейную педагогику отечественного психолога Л. С. Выготского, зарубежных педагогов и психологов Ж. Пиаже, М. Монтессори, а также учёных-музееведов А. В. Бакушинского, Е. В. Волковой и др.:

1.Предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия. Это принцип, предполагающий в качестве основного фактора воздействия на ребёнка – предмет, который и является в данном случае главным действующим лицом.

2.Интерактивность и полифункциональность музейного пространства даёт возможность использовать музейные экспозиции для организации разнообразной деятельности детей и решения различных воспитательно-образовательных задач (в том числе комплексно).

3.Психологическая комфортность и безопасность деятельности. Принцип, подразумевающий под собой саму организацию мини-музея, его расположение, оформление, расстановку экспонатов, безопасность экспонатов, представленных в мини-музее, для жизни и здоровья детей.

4.Обеспечение необходимыми условиями для развития познавательной, исследовательской деятельности дошкольников. 

Данный принцип предполагает учёт следующих компонентов: информационного, действенно-мыслительного, эмоционально-волевого (развитие, эмоциональной отзывчивости к представленным объектам).

С целью выявления степени заинтересованности родителей в данной деятельности и их готовности к взаимодействию в работе по созданию мини-музеев провели анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ. Анкетирование проводилось анонимно, по желанию родителей. В процессе анкетирования выяснилось, посещают ли сами родители музеи и выставки и берут ли с собой на экскурсии детей, а также проанализировали степень готовности родителей к взаимодействию с педагогами ДОУ по созданию мини-музеев. Определили перспективы создания мини-музеев и разработали алгоритм по созданию мини-музеев в группе:

1) выбор темы мини-музея

2) определение места размещения мини-музея

3) планирование экспозиций

4) выбор дизайна оформления мини-музея

5) подбор экспонатов

6) разработка форм работы с экспозициями мини-музеев

7) разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей

8) разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея

9) планирование организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях ДОУ.

Второй этап, практический - «Создание мини-музеев». Работа на этом этапе строилась в соответствии с разработанным алгоритмом по созданию мини-музея в ДОУ.

1.Тематика мини-музеев  направлена на воспитание патриотизма дошкольников, знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны; знакомство с народными промыслами, с бытом народов, с историческими и памятными местами. 

Мини-музеи способствуют развитию речи; формированию представлений об историческом прошлом, связи со своими предками.

2.Определение места размещения мини-музея

Месторасположение мини-музеев определяли с учётом принципов интерактивности и полифункциональности музейного пространства и психологической комфортности и безопасности деятельности. Учёт этих принципов даёт возможность максимально использовать музейные экспозиции для организации разнообразной детской деятельности, позволяет обеспечить безопасность использования экспонатов мини-музея для жизни и здоровья воспитанников.

3.Планирование экспозиций 

Мини-музеи в ДОУ располагают постоянными и сменными экспозициями. Экспозиции представлены по разным основаниям, например: по тематике, по материалу, по решаемой задаче: для формирования представлений, их систематизации; установления взаимозависимостей («От семечка до плода»).

На базе мини-музеев стали организовывать кратковременные (даже однодневные) «экспресс- экспозиции». Например, в мини музее «Хлеб всему голова» были организованы такие экспресс- экспозиции: «Проращивание зёрен»«Почему хлеб пушистый».

4.Выбор дизайна оформления мини-музея. Выбор дизайна оформления экспозиций мини-музеев осуществлялся воспитателями, родителями и детьми. Каждая экспозиция имеет свои особенности в цветовом и композиционном решении, помогающие полнее раскрыть тематику мини-музеев, их содержания.

5.Подбор экспонатов.

Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов мини-музеев, мы опирались на следующие принципы: 

-партнёрство родителей, педагогов, соцпартнёров города;

-единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;

-помощь, уважение и доверие со стороны родителей

6.Разработка форм работы с экспозициями мини-музеев.

Были разработаны следующие формы работы с экспозициями мини-музеев:

-занятия-экскурсии,

-дидактические игры и творческие задания,

-исследовательская деятельность,

-продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций.

7.Разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей 

В ходе разработки экскурсий по мини-музею дети сами предлагали, о каких экспонатах и экспозициях необходимо обязательно рассказать гостям. В старших и подготовительных группах дети по желанию сами становились экскурсоводами.

8.Разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея.

Разработали конспекты занятий с использованием экспозиций мини-музея, сделали подборку стихов, сказок, загадок, оформили тематические альбомы по темам мини-музеев. (Приложение).

9.Планирование организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях. 

Педагогами ДОУ были разработаны этапы организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях (теоретический этап, практический этап, этап самостоятельных исследований) и соответствующие им задачи, методы, приёмы и формы организации поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Вся работа по организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях нацелена на формирование поисково-познавательных умений детей дошкольного возраста, которые являются одним из показателей образованности дошкольников и позволяют им активно осваивать музейное пространство на уровне практической деятельности, как отражение полученных знаний и впечатлений.

Хочется отметить, что работа по созданию мини-музеев увлекательна, она обогащает и развивает детей, нравится родителям, вносит радость в повседневную жизнь, она действительно, доставляет взаимное удовлетворение.

Третий этап, деятельностный - «Функционирование мини-музеев».

Прежде чем начать знакомство дошкольников с мини-музеями, педагогам необходимо провести серьёзную предварительную работу, направленную на эмоциональную подготовку, расширение знаний и представлений детей о музеях, формирование навыков музейного поведения. Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога И. Г. Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребёнка».                    

Мы придаём особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно - демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться.

Хочется отметить, что экспонаты наших мини-музеев используются не только на занятиях познавательного цикла, но и воспитателями по изодеятельности, при организации игровой и экспериментальной деятельности.

                   Игры музейного содержания по формированию художественной культуры:

-игры-развлечения («Достопримечательности нашего города»«Мода из бабушкиного сундука» и т. д.)

-игры-путешествия («Зачем зерно в землю сажают», «Откуда книга пришла»).

-интеллектуально – творческие игры («Волшебный клубок»«Заседание клуба знатоков культуры»).

-игры – эстетические упражнения («Укрась платок»«Закончи узор»);

-заполнение музейных словариков (рисунки, коллажи и т.д.).

-выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку). Определённое место в данной работе занимает самостоятельная деятельность дошкольников в мини-музее. В рамках ФГОС решение  образовательных задач по областям предусматривается через организацию взрослыми различных детских деятельностей. В соответствии с принципом интеграции образовательных областей работа мини-музеев должна быть направлена на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности. 

Мини-музеи - это возможность решить проблему, стоящую перед воспитателем:

создание системы интересов, в том числе и выбор интересных и значимых тем для ребёнка. В мини-музее хорошо организованы уголки самостоятельной деятельности, где дети могут играть. В наших музеях имеются атрибуты к ролевым играм, дидактическим, играм-драматизациям. В выборе содержания самостоятельной деятельности детям помогают специально оформленные конверты, задания на стендах, кроссворды и пр. Любой предмет музея может подсказать детям тему для интересного разговора, общения. Дети посещают музей систематически, они его хорошо знают, ориентируются в нём свободно, но экспозиции музея не остаются стационарными, они постоянно обновляются, дополняются тематическими выставками, насыщаются новым содержанием. 

Мини-музеи стали для нас источником вдохновения. При правильной постановке работы в музее, он становится своеобразной образовательной зоной, где не требуется специально привлекать детей, их увлекает сама созданная среда музея. Гостей каждого мини-музея встречают всем известные герои – бабушка, дедушка, внучка, и другие герои. На сегодняшний день в наших мини-музеях собраны картины художников, художественная литература, подборки стихотворений, пословиц, загадок по тематике. Собраны различные коллекции. 

Разработаны тематические экскурсии. Основанная часть экскурсии строится на диалогическом взаимодействии взрослых и детей. 

Дети постоянно включаются в работу: анализируют, экспериментируют, высказывают гипотезы. В конце экскурсий юные посетители всегда имеют возможность индивидуально рассмотреть те экспонаты, которые вызвали у них особый интерес, задать вопросы взрослым, самостоятельно провести эксперимент. Большое значение имеет активное включение детей в формулировании основных правил для посетителей музея в детском саду. Только при условии личной заинтересованности каждого ребёнка эти правила будут естественно принятыми, а не навязанными. Варианты формулировок могут быть разные, как составленные в устной форме, так и те, которые являются совместным творчеством взрослых и детей:

1.Не перебивать экскурсовода и задавать свои вопросы только по окончанию экскурсии.

2.Можно брать в руки отдельные предметы с разрешения экскурсовода.

3.Стараться рассмотреть даже мелкие детали.

4.Запомнить как можно больше интересного, чтобы потом рассказать об увиденном своим родным и друзьям, нарисовать интересные рисунки. 

Возможно в стихах:

Мы пришли в музей и вот встретил нас ЭКСКУРСОВОД.

Он здесь – главный - помни это и прислушайся к совету:

Экскурсовода не перебивай, от своей группы не отставай.

Вопросы задавай не сразу, а дождись конца рассказа.

Не все экспонаты трогай руками,

смотри на некоторые глазами.

Постарайся побольше узнать, чтоб другим про музей рассказать.

 

5.Тематическое планирование работы по музейной педагогике

Название этапа

Содержание

Результат

6.Заключение

Считаем, что создание мини-музеев - не просто коллекционирование, но и  позволяет педагогам:

-сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей;

-приобщит маленького ребёнка к миру общечеловеческих ценностей;

-поможет выработать правильные формы взаимодействия дошкольников с окружающим миром.

Немаловажное значение имеет для нас, какова эффективность внедрения данной технологии. Повторное анкетирование родителей и лиц их заменяющих, показало, что 83 % считают работу по данной технологии необходимо продолжать, так как отношение к историческим, культурным событиям и к старшему поколению у детей стало более уважительное.

Следует заметить, что при внедрении данной технологии — важна тесная взаимосвязь с семьями наших воспитанников, как с представителями старшего поколения, в жизненном опыте которого ещё сохранились воспоминания об исторических и культурных событиях.

Безусловно, большое влияние на эффективную реализацию педагогической технологии оказывает и то, что наши мини - музеи прошли муниципальную паспортизацию, что позволяет вести нашу работу в соответствии с особенностями Музейного Дела.

Наверное, рано ещё говорить о безусловном успехе выбранной нами педагогической технологии, но возросший интерес детей, родителей и педагогов к мини-музеям, как эффективному средству духовно-нравственного и героико-патриотического воспитания даёт право надеяться на определённый успех. Поэтому наша работа на этом не заканчивается. Впереди много новых встреч и задумок.

7.Список используемой литературы

1.Аксёнова П.В. Музейная экскурсия как форма экологического воспитания дошкольников /П.В. Аксёнова //проблемы региональной и глобальной экологии. – 2013. – Т. 22. – № 4. – С. 171-178.

2.Безрукова М. И. Музейная педагогика в системе дошкольного образования и воспитания /М. И. Безрукова, Н. Н. Волкова. — Текст: непосредственный //Образование и воспитание. — 2018. — № 3 (18). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/94/3351/ (дата обращения: 16.11.2022).

3.Васильченко С.Л. Мультикультурно-развивающая среда детского сада как условие социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста //С.Л. Васильченко //Вестник ТПГУ. – 2012. – № 9 (124) – С. 197–202.

4.Вербенец А.М. Использование современных информационных технологий в процессе художественно-эстетического развития дошкольников /А. М. Вербенец //Детский сад от А до Я. – 2009 – № 4 (40). – С. 4-25.

5.Захарова Л.М. Педагогические условия приобщения детей 5-7 лет к культурно - историческим ценностям /Л. М. Захарова, А. А. Харитонова //Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 6 – С. 39-44.

6.Лашкина Н. Дети в музее /Н. Лашкина — Дошкольное воспитание, 2005, № 2. стр.72 Морозова А. Н. Музейная педагогика: Из опыта методической работы /Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой.- М.: ТЦ Сфера, 2006.

7.Мацкевич М.В. Эстетическое развитие старших дошкольников в системе «художественный музей – детский сад»: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 /М.В. Мацкевич. – М., 2006. – 204 с.

8.Музейная педагогика: из опыта методической работы/под ред. А. Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 416 с.

9.Нестеренко Н. Мини-музеи в ДОУ/ Н. Нестеренко — Обруч, № 6, 2000. стр.30–31.

10.Попова И. А. О диалоге музейной и семейной педагогики в практике дополнительного образования дошкольников /И. А. Попова — Управление ДОУ, 2006, № 5. стр.84.

11.Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб пособие для студ. сред. учеб. заведений /С.В. Погодина. – М.: Академия, 2010. − 352 с.

12.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384). [Электронный ресурс]. –

URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения 13.05.2022).

13.Рыжова Н.А. Материалы курса «Мини-музей в детском саду как новая форма работы с детьми и родителями»: лекции 1–4 / Н.А. Рыжова. – Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 96 c.

14.Рыжова Н. А. Мини-музей в детском саду /Н. А. Рыжова, Л. В. Логинова, А. И. Данюкова — М.: Линка — Пресс, 2008. Рыжова Н. А. Развивающая среда детского сада/Н. А. Рыжова — М.: Линка — Пресс, 2003.

15.Рыжова Н. А. Наш дом — Природа. Пособие по экологическому образованию дошкольников. М: Линка-Пресс, 2004.

16.Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теории, практика: учебное пособие/Б.А. Столяров. – М.: Высшая школа, 2004. – 216 с.

17.Столяров Б.А. Педагогическая деятельность музея /Б. Столяров — Дошкольное воспитание, 2002, № 11. стр.66 Тихонова О.Г Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей /О. Г. Тихонова. — М.: АРКТИ, 2006.

18.Трунова М. Секреты музейной педагогики /М. Трунова — Дошкольное воспитание, 2006, № 4. стр.38

19.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022). [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения 13.05.2022).

20.Шпаченко И.А. Формирование общекультурной компетентности детей дошкольного возраста в системе «Музей – детский сад» /И.А. Шпаченко //Вестник ТПГУ. – 2009. – № 7 (85) – С. 92-97.

21.Штанько И. В. Особенности использования музейной педагогики с детьми дошкольного возраста/И. В. Штанько//Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. – 2014. – № 2. – С. 113-127.

22.Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников/Т. Чумалова — Дошкольное воспитание, 2007, № 10. стр.44–50.

23.Чумалова Т. Историческое познание и музей /Т.Чумалова — Дошкольное воспитание, 2008, № 5. стр.61

24.Чумалова Т. Основные принципы музейной педагогики /Т.Чумалова - Дошкольное воспитание, 2008, № 3.

25.Цепина Т. Музей в детском саду /Т. Цепина — Дошкольное воспитание, 2007, № 5. стр.124.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика в детском саду.

«Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость,так как без корней в родной местности,на стороне человек похож на иссушенноерастение перекати-поле».Академик Д.С.Л...

Презентация "Музейная педагогика в детском саду "

Материал из опыта работы музея старинных вещей в дошкольном учреждении....

Музейная педагогика в детском саду как средство формирования основ патриотизма и духовности личности дошкольника посредством ознакомления с народной культурой Кубани.

Чтобы наши дети росли  добрыми, чуткими, уважительными, любящими Отчизну и свою малую Родину, мы, педагоги, обращаемся к лучшим традициям народа, связывающим разные поколения, объединяющим прошло...

Методическая рекомендации «Музейная педагогика в детском саду как современная инновационная педагогическая технология нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Содержание №Наименование Стр.1Введение 32Цели и задачи углублённой работы по музейной педагогике 53Организация музейной педагогики в ДОУ 64Этапы организации ра...

"Использование музейной педагогики в детском саду как современной педагогической технологии нравственно-патриотического воспитания"

™Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на решение задач нравственно-патриотического и духовно-нравственного воспитания и активизации творческих...