Рабочая программа по реализации дополнительной программы дошкольного образования по кружку «Юные пожарные»
рабочая программа (старшая группа)

Хамитова Энзе Маликовна

Рабочая программа по реализации дополнительной программы дошкольного образования по кружку «Юные пожарные»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_yunye_pozharnye.docx51.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка -  детский сад «Аленький цветочек»

(МДОАУ црр-д/с «Аленький цветочек»)

                                                                                                              УТВЕРЖДЁНО

ПРИНЯТО:

       Директор МДОАУ црр- д/с

Педагогическим советом

   (протокол от «28» августа 2023 №1)    

       «Аленький цветочек»    

        И. И. Никонец

        

Рабочая программа

по реализации дополнительной программы

дошкольного образования

по кружку «Юные пожарные»

для детей дошкольного возраста (5-6 лет)

общеразвивающей группы

на 2023 – 2024 учебный год

                                                                                             Составил воспитатель:  

                                                                                       Хамитова Энзе Маликовна

                                                                                           Курбаналиева Наила Аскеровна

Пыть-Ях, 2023

Оглавление

Раздел I. «Комплекс основных характеристик образования» ...........................................3

1.Пояснительная записка программы……......................................................................... 3

1.1. Актуальность...................................................................................................................3

1.2. Новизна.............................................................................................................................3

1.3. Педагогическая целесообразность.................................................................................3

1.4. Отличительная особенность...........................................................................................4

1.5. Цели и задачи...................................................................................................................4

1.6 Организация образовательного процесса......................................................................6

1.7. Виды занятия ..................................................................................................................7

1.8. Принципы построения педагогического процесса.......................................................7

II Раздел. Содержание программы........................................................................................8

2.1. Основные формы и методы реализации программы………...................................... 9

2.2. Календарно -тематический план ...................................................................................9

2.3. Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной программы « Юные пожарные» ........................................................................................11

2.4. Планируемые результаты освоения программы.........................................................12

III Раздел «Комплекс организационно-педагогических условий» ..................................13

3.1.Формы аттестации...........................................................................................................13

3.2. Условия реализации программы...................................................................................13

Список  литературы   ...........................................................................................................14

Раздел I «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ»

Пояснительная записка программы

Рабочая образовательная программа дополнительного образования по приобщению детей к основам пожарной безопасности (далее Программа) предназначена для реализации работы кружка «Юные пожарные» воспитанников общеразвивающей группы «Колокольчики» от 5 до 7 лет на период сентябрь 2023 -май 2024 учебного года. Направленность программы познавательная.

Актуальность программы

Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений так как мы живем в современном мире, который постоянно меняется, развивается, который полон неожиданностей, порой неприятных и зачастую опасных.

К сожалению, в последнее время, выявляется закономерность роста такого стихийного бедствия, как пожар. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор.

Наша задача дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными представлениями о поведении дома, на улице, в лесу, в транспорте, развить у детей самостоятельность и ответственность.

Неслучайно в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта формированию основ безопасности у дошкольников уделяется особое внимание. Это направление работы входит в отдельную образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» и реализуется через все виды детской деятельности.

Новизна

Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам пожарной безопасности обусловлено главной особенностью современного мира - его высокой динамичностью. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления активности, правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов обучения дошкольников пожарной безопасности в образовательную практику, а целенаправленная работа, специально организованное обучение детей. Это важно ещё и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности», обучение детей в дошкольных и образовательных учреждениях мерам пожарной безопасности является обязательным.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные пожарные» составлена в соответствии с правовыми документами, регламентирующими программы дополнительного образования:

  • Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
  • Федеральный Закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания»;
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации  на период до 2025 года, утвержденная  Распоряжением  Правительства Российской Федерации от  12.11.2020 № 2945-р;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017года № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 – 2025 годы;
  • Целевая программа развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467 (с изменениями);
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
  • Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р);

Документы в сфере персонифицированного финансирования дополнительного образования

  • Педагогическая целесообразность

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на его познавательное развитие. В программе систематизированы средства и методы обучения пожарной безопасности дошкольника, обосновано использование разных видов игровой и познавательной деятельности Работа с детьми ведется в рамках дополнительного образования, носит систематический, целенаправленный характер.

Отличительные особенности

Отличительной особенностью данной программы является то, что она базируется на системно – деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно – познавательную позицию детей. У них формируется не только базовые знания по основам пожарной безопасности, но так же необходимые умения.

1.5. Цель программы:

- Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ пожарной безопасности.

Задачи обучения:

  • дать детям системные представления об окружающем мире, о роли и месте электрических приборов и предметов домашнего обихода в жизни человека, об использовании электричества в промышленных целях;
  • познакомить с правилами пожарной безопасности, сформировать привычку их соблюдения, учить адекватным действиям в пожароопасных ситуациях;
  • формировать у детей знания об осторожном обращении с опасными предметами, легко воспламеняющимися предметами, о последствиях пожаров, о действиях при возникновении пожара;
  • прививать детям навыки безопасного поведения в быту;
  • развивать у детей способность к предвиденью возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного, безопасного поведения;
  • учить детей наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам;
  • развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.

1.6. Организация образовательного процесса

Направленность программы – социальная

Уровень программы - стартовый

Адресат программы - возраст обучающихся 5-6лет Объем и сроки реализации- 36 часов, 9 месяцев

Форма обучения – очная.

Режим занятий: 1 раз в неделю Продолжительность занятия 30 минут

 По форме организации – групповые

Состав групп – постоянный

Количество обучающихся на занятии - 23 человека.

        Программу реализуют воспитатели – Курбаналиева Наила Аскеровна, Радостева Марина Валерьевна.

1.7. Виды занятий

        Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают теоретическое и практическое обучение.

        Участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.

1.8. Принципы построения педагогического процесса:

дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

принцип системности. Работа проводится системно, весь учебный год при гибком распределении содержания Программы;

принцип сочетания научности и доступности материала;

принцип взаимодействия и сотрудничества;

принцип наглядности;

принцип интеграции. Использование разнообразных форм работы с детьми (игры и развлечения, беседы, наблюдение, целевые прогулки и экскурсии, практическая деятельность, сюжетно-ролевая игра и т.д.) и видов детской деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная, исследовательская деятельность и др.);

принцип учета региональных условий. При обучении детей правилам пожарной безопасности необходимо учитывать условия местности, климат, природные и погодные условия;

принцип преемственности дошкольного учреждения и семьи. Родители могут продолжать беседы с ребенком о правилах безопасности жизнедеятельности, принимать участие в образовательном процессе, направленном на реализацию содержания Программы.

Раздел II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Основные формы и методы реализации Программы

Занятия содержат много познавательной информации, насыщены играми, физминутками, игровыми ситуациями. Поэтому во избежание детского переутомления их можно разделить на две части: тематическая беседа; практическое выполнение задания.

На каждом занятии решаются не только практические, но и воспитательно – образовательные задачи, что позволяет всесторонне развивать личность ребенка, его творческие способности, воображение. В каждое занятие включены пальчиковые гимнастика и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. Использование на занятии художественного слова, музыки, игровых методов позволяет достичь успехов в развитии у детей творческих способностей.

 Интерактивный метод обучения. Это игровой метод. Детям предлагаются интерактивные игры, типа «Мозговой штурм». В ходе таких игр дети имеют возможность совместно обсудить предложенную воспитателем проблему, выбрать единое решение, получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом. Данный метод используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Объяснительно-иллюстративный метод заключается в том, что воспитатель дает детям информацию с помощью различных средств обучения (иллюстрации, картины, видеоматериалы, детские книги и т.д.), а дети воспринимают, осмысливают и фиксируют ее в памяти.

Репродуктивный метод используется для формирования умений и навыков детей дошкольного возраста. Воспитатель с помощью заданий организует детскую деятельность по неоднократному воспроизведению ранее полученных знаний или способов деятельности.

Метод моделирования. Это наглядно - практический метод

обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта, например, план групповой комнаты. Метод моделирования, разработанный Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А. Ветлугиной, Н.Н. Поддъяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Данный метод используется при моделировании опасных и безопасных ситуаций.

Исследовательский метод. Сущность метода заключается в организации поисковой, творческой деятельности по решению новых проблем и проблемных ситуаций.

Личностно-ориентированный подход. Учитываются возрастные, индивидуальные особенности детей, их интересы, особенности усвоения предложенного материала, индивидуальное развитие.

Технология игрового обучения. Игра - ведущая деятельность дошкольников. В процессе игры дети получают знания и умения, практические навыки.

 2.2.  Календарно – тематическое планирование

Месяц 

занятия

Тема занятия

Задачи

Сентябрь

Рассматривание иллюстраций «Средства пожаротушения. Знаки безопасности»

  •  Закреплять представления детей о пожарной технике, пожарном щите, об орудиях труда для борьбы с пожаром.

Экскурсия по детскому саду. Знакомство с пожарной сигнализацией, пожарным щитом,  средствами пожаротушения.

Закреплять представления детей о экипировке пожарных, пожарном щите, об орудиях труда для борьбы с пожаром. Дать представление об огнетушителе и его значении в борьбе с пожаром.

Дидактические игры: «Собери картинку», «Чрезвычайные ситуации», «Горит – не горит»

1совершенствовать представления детей об опасных ситуациях, причинах

возникновения пожара и правилах поведения при пожаре;

закрепить представления о свойстве горючести различных предметов и веществ;

Беседа «Злой и добрый огонь»

Общение «Откуда может прийти беда?»

Развивать представление о пользе и опасности огня; -Научить мерам предосторожности при обращении с огнём; -Воспитывать чувство уважения к профессии пожарного

Октябрь

Рисование «Огонь – друг, огонь – враг»

 Расширять знания детей о том ,что с огнем играть опасно .Закрепить знания о том , что огонь –друг ,огонь –враг .Уточнить знания о правилах пожарной безопасности .Углублять знания о труде пожарных .Воспитывать храбрость ,смелость ,ловкость.

Чтение «Пожарыч» Д. Кокшаров,

расширить знания детей о пользе и опасности огня; -Научить мерам предосторожности при обращении с огнём; -Воспитывать чувство уважения к профессии пожарного

«Хитрый огонь и вода» Молехина

Закрепить знания детей о огне, как добром и злом, продолжать знакомить с нетрадиционными техниками рисования.

Подвижные игры «Огненный дракон»,

«Кто быстрее? »

совершенствовать физические навыки, умение идти приставным шагом, ползти; развивать быстроту реакции, ловкость, смелость.

Ноябрь

Подвижные игры «Птенчики в гнезде», «Зонт над головой»

развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве, внимание, выдержку; формировать чувство отваги, дисциплинированность, волю и стремление  к победе, культуру поведения в быту.

Спортивные эстафеты «Не затушенный костер», «Мы помощники пожарных»

развивать быстроту реакции, ловкость, внимание; совершенствовать координацию движений.

Чтение «Как неразлучные друзья в огне не горели» А. Иванова

 определение детьми мер предосторожности в опасной ситуации, усвоение необходимых действий при пожаре. «Правила безопасного поведения при встрече с дикими животными».

Дидактические игры: «Огонь и вода», «Опасно – неопасно»

познакомить детей с некоторыми свойствами огня; развивать умение наблюдать

учить детей отличать опасные жизненные ситуации от неопасных; уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.

Декабрь

Т. Фетисов «Куда спешат красные машины?».

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование основ безопасного поведения;

Моделирование игровой ситуации «Вызов службы 01»

ознакомление ребят с основами противопожарной безопасности и службы спасения «01».

Правила безопасного поведения возле елки.

Познакомить детей с легковоспламеняющимися игрушками, которыми нельзя украшать ёлку.

Осторожно – скоро Новый год!

знакомство детей с правилами безопасного поведения во время новогодних праздников

Январь

Рисование «Чтобы не было беды»

закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, но необходимых для человека, о правилах пользования ими.

 развивать изобразительные навыки в рисовании гуашью

Беседы: «Электричество в нашем доме и его опасность»,

Уточнить представления детей о причинах возникновения пожара в квартире

«Электроприборы. Правила  пользования ими»

Обогащать знания детей об электроприборах, их назначении в жизни людей, правилах пользования ими.

Конструирование из конструктора «Пожарная машина»

Совершенствовать умение осуществлять подбор деталей (по форме и цвету). Закреплять знания о пожарной безопасности у детей. Развивать навык конструирования по замыслу

Февраль

Дидактические игры: «1, 2, 3, что может быть опасно, найди», «Что можно, что нельзя»,

 Обучать детей правилам безопасного поведения в случае возникновения пожара, познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять что можно, а что нет.

«Дорисуй, чего не хватает»

уточнить знания об электрических приборах и их частях, Совершенствовать навыки выполнения изображения простым и цветными карандашами.

Чтение «Как ловили уголька» Ж. Толмазова, «Кошкин дом» С. Маршак,

расширить знания детей о пользе и опасности огня; -Научить мерам предосторожности при обращении с огнём; -

«Рассказ о неизвестном  герое», «Обыкновенная история» К. Орлова

Воспитывать чувство уважения к профессии пожарного

Март

Беседа «Пожарные – кто они? »(Встреча с работниками ОГПН)

Обобщить знания о профессии «Пожарный» Раскрыть значимость труда пожарных;

Воспитывать уважение и интерес к профессии пожарного.

Рассматривание иллюстраций, отображающих работу пожарных

Углублять и расширять знания детей о профессиональных действиях пожарных, диспетчерах пожарной части, о технике, помогающей людям тушить пожар;

Викторина «Береги свой дом от пожара»

Закреплять знания и умения по пожарной безопасности посредством игровой деятельности.

Спортивное развлечение «Мы - юные пожарные»

Развивать сообразительность, самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования. развивать быстроту реакции, ловкость, внимание; совершенствовать координацию движений.

Апрель

Рассматривание иллюстраций «Пожар в лесу», отображающих работу пожарных.

Воспитывать уважение и интерес к профессии пожарного.

Беседа «В гостях у доктора Айболита»

Знакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи

Составление рассказа по картине «Пожар в лесу» на тему «Почему это случилось?»

Закрепить знания по пожарной безопасности в практической ситуации.

Проблемная ситуация «Что будет, если… поджечь траву, развести костер?»

Закреплять полученные знания, применять знания и умения в игре.

Май

Сюжетно – ролевая игра «Семья. Отдых на природе». Дидактическая игра «Собери картинку»

Формировать правила пожарной безопасности на природе, представления о нормах поведения во время пожара, негативное отношение к нарушителям этих правил.

Чтение «Малышам об огне» Н. Пороховник, «Пожар в лесу», «Пожар в поле»

познакомить детей с правилами пожарной безопасности. дать детям представление о пользе и вреде огня. развивать мышление, внимание, представление. воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

С/Р игра  Я – пожарный.

закрепление знаний и умений о труде пожарных, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру; развитие интереса к игре; формирование положительных взаимоотношений между детьми; воспитание у детей уважения к труду пожарных, к людям разных профессий и желание оказывать помощь другим.

Правила пожарные без запинки знайте, правила пожарные строго выполняйте!

Оценка сформированности знаний по пожарной безопасности

2.3. Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной программы «Юные пожарные»

Дата

Количество часов

Режим занятий

Начало занятий

Окончание занятий

Учебных недель

Учебных дней

Учебных часов

1 сентября

31 мая

36

36

36

1 день в неделю

2.4. Планируемые результаты освоения Программы

В конце реализации программы планируется сформировать у детей следующие понятия и представления:

  1. Сформированы понятия: «герой».
  2. Знают о пожароопасных предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей, пожароопасных ситуациях и о возможных причинах возникновения пожара.
  3. Имеют элементарные представления о профессии пожарного, экипировке пожарных, пожарной технике, пожарном щите, о средствах пожаротушения.
  4. Имеют элементарные представления об опасных факторах для здоровья человека (огонь, дым).
  5. Знают и понимают необходимость в соблюдении элементарных правил пожарной безопасности.
  6. Имеют элементарные навыки правильного поведения при пожаре.

Раздел III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Формы аттестации

Виды контроля:

- предварительный ( входной контроль) – выявление уровня знаний и умений обучающегося в форме индивидуального опроса или диагностики;

- текущий – проверка проводится по окончанию изучения каждой темы, с целью выявления освоения и упорядочения знаний обучающимися. Проводится в форме устного опроса и выполнения практического задания;

- тематический - проверка проводится после изучения целого раздела или значительной темы курса. Её цель – выявить качество усвоения обучающимися учебного материала, систематизировать и обобщить его. Проводится в форме устного опроса и выполнения практического задания, с использованием, карточек опроса;

- итоговый - проверка проводится по результатам освоения материала данной программы в форме выставки итоговых работ, где наглядно просматривается и оценивается уровень мастерства обучающихся, их умение раскрыть предложенный художественный        образ.        В        процессе        просмотра        работ,        происходит обсуждение оригинальности замысла и актуальности идеи.

3.2. Условия освоения Программы

Срок освоения программы – 9 месяцев. На полное освоение программы требуется 36 занятий.

Программа предусматривает групповые формы работы с детьми. Состав группы -23 человека. 

Основной формой работы являются занятия, которые составлены с учетом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей.

Занятия по реализации Программы проводятся 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, во II половине дня, продолжительность занятия 30 минут.

На каждом занятии решаются не только познавательные, но и воспитательно – образовательные задачи, что позволяет всесторонне развивать личность ребенка.

Использование на занятии художественного слова (стихи, потешки), музыки, просмотров презентаций и документальных фильмов и мультфильмов, игровых методов, позволяет достичь успехов в формировании у детей познавательных навыков и умений.

Дидактический материал: схемы, фотографии, дидактические карточки, памятки, специальная литература, видеозаписи, презентации, подборка мультфильмов, аудиозаписи и др.

Техническое оснащение занятий: групповое помещение, мультимедиа, столы.

Информационное обеспечение программы

                                                        Список литературы:

1.        Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста . СПБ: Детство - Пресс, 2008

2.        Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. М.: Скрипторий 2003,2007

3.        Гарнышева Т.П. «ОБЖ для дошкольников» Планирование работы, конспекты занятий, игры.

4.        Иванова Т.В.Пожарная безопасность. Подготовительная группа. Разработки занятий. М.: Корифей, 2011

5.        Информационный бюллетень МЧС России, май 2014 г. Москва.

6.        Каминская Н.В.Чудесные спички.//Ребёнок в детском саду,№2,с.42,2006

7.        Кононова И.В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников. М.: Айрис- пресс, 2008

8.        Максимчук Л.В. Что должны знать дошкольники о пожарной безопасности. М.: Центр педагогического образования, 2008

9.        Пидручная С. Огонь - наш друг, огонь - наш враг!//Дошкольное воспитание,№5, с.47,2006

10.        Пикулева Н. Пожарная безопасность.//Дошкольное воспитание, № 4, с.114, 2007

11.        Прилепко Е. Формирование знаний о противопожарной безопасности.//Дошкольное воспитание,№5,с.39,2006

12.        Спасова        А.Н.        Авторская        образовательная        программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Азбука пожарной безопасности», 2013 год.

13.        Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М.:Сфера, 2008

14.        Шорыгина Беседы о правилах пожарной безопасности. М.: Сфера, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по дополнительному образованию экологического кружка «Юные экологи» в средней группе

В настоящее время проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены лишь при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотност...

" Рабочая программа"по реализации дополнительной программы музыкального развития «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо реализации дополнительной программы музыкального развития«Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевойв образовательной области «Художественно-эстетическое развитие...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей «Юный шахматист»

Шахматы - это целый мир со своими законами, легендами, «паролями» и трагедиями. Это не только игра, доставляющая детям радость, но и действенное, эффективное средство их умственного развит...

Рабочая программа по реализации дополнительного образования дошкольного образовательного учреждения по физической культуре кружка «Юный спортсмен»

        Работа кружка «Юный спортсмен» направлена на охрану жизни и укрепление здоровья детей, своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, ра...

Рабочая программа по реализации вариативной формы дошкольного образования - центра игровой поддержки ребёнка «Разумейка».

Центр игровой поддержки ребёнка (ЦИПР) - вариативная форма предоставления дошкольного образования и психолого - педагогической помощи детям в возрасте от 1 года до 1,5 лет. В рабочей пограмме представ...

Дополнительная общеразвивающая программа по реализации дополнительных программ общеразвивающей направленности для детей от 2 до 3 лет «Непоседы»

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по реализации дополнительных программ общеразвивающей направленности  для детей от 2 до 3 лет  «Непоседы...