Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности кружка «Волшебный квиллинг»
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа “Волшебный квиллинг” предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 65.68 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 301 Красноармейского района Волгограда»
(МОУ Детский сад № 301)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности
кружка
«Волшебный квиллинг»
(адаптированная)
Возраст детей: 6-7 лет
Объем программы: 72 занятия
Срок реализации: 02.09.2024г. – 31.05.2025г.
Программу разработала:
Бунина Елена Александровна,
педагогом дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Волгоград, 2024г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел 1 Пояснительная записка Актуальность Цель и задачи программы Новизна программы Ожидаемые результаты Условие реализации программы Раздел 2 Формы и методы занятий Годовой календарный учебный план-график Учебно-тематический план Календарно-тематический план работы 5-6 лет Раздел 3 Мониторинг Методика и критерии диагностического обследования уровня развития мелкой моторики рук Протокол обследования уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста Качественная характеристика уровней развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста Требования к уровню подготовки воспитанников Список используемой литературы | 3-4 стр 4 стр 4-5 стр 5 стр 5-6 стр 6 стр 7-8 стр 8 стр 8 стр 8- 13 стр 13-15 стр 15 стр 15-16 стр 16-17 стр 18 стр |
РАЗДЕЛ 1
Пояснительная записка
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в желании что-то создавать своими руками. Развитие творческих способностей, самостоятельности детей является в настоящее время одной из основных задач.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).
Программа “Волшебный квиллинг” предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.
Особенностью Программы является то, что она ориентирована на создание условий для формирования у детей эстетического отношения к окружающему миру и целостной картины мира.
Программа обеспечена методическими и наглядно-дидактическими пособиями. В программе разработана целостная система календарно-тематического планирования занятий, определены уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные детьми к концу года обучения на занятиях кружка.
Актуальность
Обучающийся осваивая разнообразные способы выполнения элементов квиллинга, развивая моторику руки, способствует интеллектуальному своему развитию. Квиллинг создает среду, в которой живут люди, украшая их повседневный быт, помогая сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Изящные картины, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно, объемные композиции рассказывают о самом авторе, о его внутренним мире. Сегодня квиллинг наиболее тесно связано с самым молодым видом искусства – дизайном
Цель и задачи программы.
Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
Обучающие
- Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
- Обучать различным приемам работы с бумагой.
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
- Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности «Волшебный квиллинг»
заключается в разработке, изготовлении и применении дидактического материала, учитывающего возрастные особенности детей, а также в комплексном подходе в освоении техники квиллинг. Это позволяет создать педагогические условия для более успешного развития творческого потенциала каждого ребенка, которые представлены в педагогическом процессе взаимосвязью познавательного, эстетического, практического и духовно-нравственного.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Волшебный квиллинг» для детей 5-6 лет содержит все необходимые компоненты, предусмотренные следующими нормативными документами:
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р;
Приказом Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
Санитарно - эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций;
Письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 "О направлении
информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы").
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный квиллинг» разработана на основе методических пособий: «Бумажные поделки в детском саду. Квиллинг» автора И.В. Новиковой, «Квиллинг. Поделки из бумажных лент» автора Е.А. Шилковой, «Бумагапластика. Цветочные мотивы» автора Г.Н. Давыдовой, «Узоры из бумажных лент» автора Хелен Уолтер, “Бумажная филигрань» автора А.И. Быстрицкой.
Ожидаемые результаты:
- научить детей различным приемам работы с бумагой;
- познакомить и закрепить основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
- научить следовать устным инструкциям, читать и воспроизводить схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- научить создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
- развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- познакомить с искусством бумагокручения;
- воспитать навыки культуры труда;
- улучшить коммуникативные способности детей и способствовать приобретению навыков работы в коллективе.
Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение:
- столы
-стулья
-мольберт
-доска
- плакаты
-образцы объектов труда
-инструкционные карты
- цветную бумагу
- гофрированный картон
- картон белый и цветной
- клей (наилучшим является клей ПВА)
- зубочистка
-бумажные полоски шириной 5-7 мм
-стержни с расщепленным концом
-ножницы
- карандаши простые
-линейка
-кисточки для клея
- салфетки
- клеенка
Учебно-методическое обеспечение:
-табель посещаемости детей
-программа кружка «Волшебный квиллинг»
- отчетные выставки кружка для родителей, детей, сотрудников и гостей детского сада
- участие детей, посещающих кружок, в конкурсах детского творчества разного уровня
Оборудования для выставок.
РАЗДЕЛ 2
Формы и методы занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие.
Методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)
• наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
• и другие.
Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:
активизация и индивидуализация обучения;
игры и игровые ситуации;
творческие работы и т.д.
Направления работы:
Изготовление цветов в технике квиллинг.
Изготовление сувениров и открыток к празднику.
Конструирование.
Принципы, лежащие в основе программы:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Годовой календарный учебный план-график
Структурный элемент (период) | Начало | Окончание | Количество недель | Количество рабочих дней | Количество календарных дней |
Учебный год | 02.09.2024г. | 31.05.2025г. | 36 | 72 | 72 |
Непрерывная образовательная деятельность | 02.09.2023г. | 31.05.2025г. | 36 | 72 | 72 |
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Форма обучения: очная.
Возраст детей: 6-7 лет.
Направленность объединения: художественно-эстетическая.
Длительность занятия – 30 мин.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, 8 занятий в месяц
Объем часов – 72ч.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Диагностика (вводная и итоговая) | 2 |
2 | Вводные занятия (теория) | 1 |
3 | Тематические композиции. Основные базовые формы техники «квиллинг» | 62 |
4 | Коллективные работы | 6 |
5 | Итоговое занятие | 1 |
Всего: | 72 | |
Календарно-тематический план работы 6-7 лет
Месяц | Тема | Количество занятий /часов |
Сентябрь 1-я неделя | Занятие № 1 Вводная диагностика. Выявить уровень развития мелкой моторики на начало года. Задания и упражнения по методике Н.О. Озерецкого, Н.Н. Гуревич Занятие № 2 Вводное занятие Тема «Беседа о квиллинге» Цель: Познакомить детей с новым видом обработки бумаги – квиллингом. Познакомить с элементами квиллинга. Показать готовые работы. Познакомить с техникой безопасности при работе с режущими инструментами и клеями. | 1 1 |
2-я неделя | Тема: «Солнышко лучистое» Цель: Научить детей накручивать полоску цветной бумаги в спираль разного размера, распускать спираль в свободную завитушку и наклеивать ее на основу. Оборудование: Шаблон с наклеенным жёлтеньким кружочком, бумажные полоски жёлтой бумаги (30х0,7 см.), клей ПВА, кисточки, бумажные салфетки, инструмент для квиллинга. | 2 |
3-я неделя | Тема: «Божья коровка» Цель: Научить детей накручивать полоски цветной бумаги в «свободную спираль» и приклеивать на основу. Оборудование: Готовый шаблон божья коровка на зелёном листочке, 8 полосок чёрной бумаги для квиллинга, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга. | 2 |
4-я неделя | Тема; «Яблоня» Цель: Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль». Оборудование: Лист белого картона с наклеенным силуэтом дерева (15х20), клей ПВА, кисточки, 10 красных, зеленых и желтых бумажных полосок, инструмент для квиллинга. | 2 |
Октябрь 1-я неделя | Тема: «Гриб Мухомор» Цель: Упражнять детей в обводки трафарета на цветную бумагу и вырезать по контуру. Продолжать упражнять детей в скручивании элемента (формы) "свободная спираль". Учить детей разрезать бумагу не доходя до края 0,5 см. Оборудование: трафареты ножки, шляпки, листок белой бумаги 15х 20, полоска зелёной бумаги 2,5х 15 см, клей ПВА, кисточка, ножницы, простой карандаш, зубочистка, 5-6 белых полосок для квиллинга. | 2 |
2-я неделя | Тема: «Гусеничка» Цель: Закреплять умение обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру, скручивать элемент (форму) "свободная спираль". Оборудование: желтая бумага, трафарет листочка, ножницы, простой карандаш, оборудование для квиллинга. | 2 |
3-я неделя | Тема: «Барашек под яблонькой» Цель: Закреплять умение детей выполнять аппликацию методом отрывания кусочков бумаги, скручивать элементы (формы) квиллинга - "свободная спираль". Упражнять детей в составлении композиции. Оборудование: листок белой бумаги с силуэтом дерева 15х 20, зелёная и коричневая бумага, красных полосок для яблочек, белые для барашка, силуэт барашка, оборудование для квиллинга. | 2 |
4-я неделя | Тема: «Виноград» Цель: Продолжать упражнять обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру, продолжать учить детей скручивать элемент (форму) "свободная спираль", закреплять умение детей складывать полоску пополам и разрезать на 2 одинаковые части. Оборудование: трафарет листа, 8х 7 см светло-зелёной бумаги, 1 полоска светло-зелёного цвета, круг синего цвета диаметром 14 см, 15-20 полосок тёмно-зелёного цвета для квиллинга, клей ИВА, кисточка, ножницы, простой карандаш, зубочистка. | 2 |
Ноябрь 1-я неделя | Тема; «Осенний тополь» Цель: Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль». Оборудование: Лист белого картона с наклеенным силуэтом дерева (15х20), клей ПВА, кисточки, 10 красных, зеленых и желтых бумажных полосок, инструмент для квиллинга. | 2 |
2-я неделя | Тема: «Осенняя береза» Цель: Познакомить детей с новым элементом квиллинга -«капля». Оборудование: Лист бумаги с нарисованным стволом березы, 10-15 жёлтых полосок бумаги, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга | 2 |
3-неделя | Тема: «Первая снежинка» Цель: Научить детей накручивать полоску цветной бумаги в спираль разного размера, распускать спираль в свободную завитушку и наклеивать ее на основу. Оборудование: Шаблон с наклеенным белым кружочком, бумажные полоски белой бумаги (30х0,7 см.), клей ПВА, кисточки, бумажные салфетки, инструмент для квиллинга. | 2 |
4-я неделя | Тема: «Лошадка» Цель: Продолжать учить детей Шаблон лошадки из цветного накручивать элемент «свободная спираль» и «капля». Оборудование: картон, полоски из бумаги различных цветов, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга | 2 |
Декабрь 1-я неделя | Тема: «Снеговик» Цель: Продолжать учить детей накручивать элемент «капля». Познакомить с новым элементом – «глаз». Закреплять элемент – «свободная спираль» Оборудование: Цветной картон (для основы), цветные полоски для квиллинга, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга. | 2 |
2-я неделя | Тема; «Белое дерево» Цель: Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль». Оборудование: Лист белого картона с наклеенным силуэтом дерева (15х20), клей ПВА, кисточки, 10 белых бумажных полосок, инструмент для квиллинга. | 2 |
3-я неделя | Тема: «Украшаем ёлочку» Цель: Продолжать закреплять умения детей накручивать элемент «свободная спираль». Оборудование: Клей ПВА, кисточки, шаблоны зеленых елочек, разноцветные бумажные полоски, инструмент для квиллинга. | 2 |
4-я неделя | Тема: «Зимний лес»(коллективная работа) Цель: Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль» и «капля», «глаз». Оборудование: Лист синего цвета 30х40, белые полоски бумаги, клей ПВА,инструменты для квиллинга, кисточки. | 2 |
Январь 2-я неделя | Тема: «Дед мороз» Цель: Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль» и «капля», «глаз». Оборудование: Лист синего цвета 30х40, красные, синие полоски бумаги, клей ПВА, инструменты для квиллинга, кисточки. | 2 |
3-я неделя | Тема: «Медведь» Цель: Продолжать учить детей Шаблон медведя из цветного накручивать элемент «свободная спираль» и «капля». Оборудование: картон, полоски из бумаги различных цветов, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга, бисер (крупный). | 2 |
4-я неделя | Тема: «Узоры на окне» Цель: Научить детей накручивать полоску цветной бумаги в спираль разного размера, распускать спираль в свободную завитушку и наклеивать ее на основу. Оборудование: Шаблон с окном, бумажные полоски белой бумаги (30х0,7 см.), клей ПВА, кисточки, бумажные салфетки, инструмент для квиллинга. | 2 |
Февраль 1-я неделя | Тема; «Светофор» Цель: Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль». Оборудование: Листы картона (белого) 15х20 с наклеенным силуэтом светофора (черного цвета), полоски бумаги красного, желтого и зеленого цветов, клей ПВА, инструмент для квиллинга. | 2 |
2-я неделя | Тема; «Машина» Цель: Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль». Оборудование: Листы картона (белого) 15х20 с наклеенным силуэтом машины (черного цвета), полоски бумаги красного, желтого и зеленого цветов, клей ПВА, инструмент для квиллинга. | 2 |
3-я неделя | Тема: «Подарки папам» Цель: Продолжать учить детей накручивать элемент «глаз», «капля». Оборудование: Шаблоны щитов из цветного картона, 5 красных, 10 желтых бумажных полос, клей ПВА, инструмент для квиллинга, кисточки. | 2 |
4-я неделя | Тема: «Дом» Цель: Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль» и «капля», «глаз». Оборудование: Лист синего цвета 30х40, красные, синие, желтые полоски бумаги, клей ПВА, инструменты для квиллинга, кисточки. | 2 |
Март 1-я неделя | Тема: «Мимоза» Цель: Продолжать учить накручивать элемент «свободная спираль».Учить детей аккуратно обводить трафарет на бумаге. Учить детей вырезать по контуру. Оборудование: Лист белого картона 15х20 см с силуэтом стебля цветка, трафарет листка мимозы, жёлтые полоски бумаги, 2 шт. зелёных полосок для листиков, ножницы, клей ПВА, кисточки. | 2 |
2-я неделя | Тема: «Весна красна» Цель: Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль» и «капля», «глаз». Оборудование: Лист синего цвета 30х40, красные , сини, желтые полоски бумаги, клей ПВА, инструменты для квиллинга, кисточки. | 2 |
3-я неделя | Тема: «Первые листочки» Цель: Учить детей накручивать элемент - «капля». Оборудование: Лист бумаги с нарисованной веточкой, 15-20 полосок зелёной бумаги для квиллинга, клей ПВА, кисточки. | 2 |
4-я неделя | Тема: «Первые цветы» Цель: Продолжать учить накручивать элемент «свободная спираль». Учить детей аккуратно обводить трафарет на бумаге. Учить детей вырезать по контуру. Оборудование: Лист белого картона 15х20 см с силуэтом стебля цветка, трафарет листка одуванчика, жёлтые полоски бумаги, 2 шт. зелёных полосок для листиков, ножницы, клей ПВА, кисточки. | 2 |
Апрель 1-я неделя | Тема: «Рыбки плавают в аквариуме» Цель: Научить детей накручивать новый элемент «полукруг», закреплять умение накручивать элемент «капля», «глаз». Продолжать учить детей делать элемент – «завитушка» Оборудование: Картонная основа (аквариум), цветные бумажные ленты для рыб, бумажные полоски бумаги (0,5х15см) для водорослей, клей инструмент для квиллинга. | 2 |
2-я неделя | Тема: «Украшаем яичко » Цель: Продолжать учить детей накручивать элементы «свободная спираль», «капелька» и «глаз». Учить детей накручивать элемент квиллинга – «тугая спираль». Оборудование: Цветной картон, бумага для квиллинга, клей ПВА, кисточка, ножницы, инструмент для квиллинга. Круг диаметром 20 см. | 2 |
3-я неделя | Тема: «Облачко» Цель: Научить детей накручивать новый элемент «полукруг», закреплять умение накручивать элемент «капля», «глаз». Продолжать учить детей делать элемент – «завитушка» Оборудование: Картонная основа (облака), бумажные полоски бумаги (0,5х15см), клей ПВА, кисточка, инструмент для квиллинга. | 2 |
4-я неделя | Тема: «Бабочка» (коллективная) Цель: Закрепить основное понятие “композиция”. Способы и правила её составления. Применение формы в композициях. Рассказ о технологии выполнения поделки «Бабочка». Развивать внимание и творчество. Применять в работе свои знания и умения. Оборудование: Картонная основа «Луг», разноцветные полоски бумаги, клей ПВА, кисточка, инструмент для квиллинга. | 2 |
Май 1-я неделя | Тема: «Цветик- семицветик» Цель: Продолжать учить детей накручивать элемент «капля». Оборудование: Разноцветные полоски бумаги, клей ПВА, инструмент для квиллинга. | 2 |
2-я неделя | Тема: «Весенний лес » (коллективная) Цель: Продолжать учить детей накручивать элементы «свободная спираль», «капелька» и «глаз». Учить детей накручивать элемент квиллинга – «тугая спираль». Оборудование: Цветной картон, бумага для квиллинга, клей ПВА, кисточка, ножницы, инструмент для квиллинга. | 2 |
3-я неделя | Итоговая диагностика Выявить уровень развития мелкой моторики после реализации программы. Задания и упражнения по методике Н.О. Озерецкого, Н.Н. Гуревич | 1 |
4-я неделя | Итоговое занятие Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. -Игровая мотивация - Беседа о достижениях детей -Оформление альбома «Наши достижения». | 1 |
РАЗДЕЛ 3
Мониторинг
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы выявить педагогическую эффективность реализации программы.
Мониторинг детского развития проводится два раза в год: вводный - в октябре, итоговый – в мае.
Методика и критерии диагностического обследования уровня развития мелкой моторики рук
Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Н.О Озерецкого, Н.Н Гуревич.
Задание №1
Цель: выявить уровень умения детей принять правильную позицию пальцев.
Все упражнения выполняются после показа.
«Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);
«Кошечка» (средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх);
«Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);
«Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);
«Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно принимает правильную позицию пальцев
2 балла – ребенок принимает правильную позицию пальцев с помощью взрослого после повторного показа.
1 балл – Ребенок не может найти нужный набор движений (перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается)
Задание №2
Цель: выявить уровень умения детей последовательно выполнять движения руками.
Педагог показывает детям, как выполнить это упражнение. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;
«Ладонь, кулак, ребро»
Оценка:
3 балла – ребенок правильно выполняет динамические движения
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет динамические движения
1 балл – ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому; движения разорваны, изолированы:
Задание №3
Цель: выявить уровень умения детей правильно держать карандаш, проводить линии.
Педагог предлагает дорисовать линии.
«Дорисуй прямую линию»
«Дорисуй волнистую линию»
«Дорисуй ломаную линию» (заборчик)
Оценка:
3 балла - ребенок правильно держит карандаш, продолжает линию карандашом: с нажимом не прерываясь или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая, ломаная
2 балла - ребенок правильно держит карандаш, проводит тонкую линию без нажима, требуется помощь взрослого.
1 балл - ребенок держит карандаш не правильно, линия тонкая, прерывистая, изолированная.
Задание №4
Цель: выявить у детей уровень сформированности координации движений рук.
Вырезание ножницами
Сгибание листа бумаги пополам
Педагог предлагает ребенку ножницы и бумагу, просит согнуть лист пополам и вырезать по контуру изображение.
Оценка:
3 балла – ребенок правильно сгибает лист, держит ножницы и самостоятельно вырезает по контуру.
2 балла – ребенок испытывает затруднения, требуется помощь взрослого;
1 балл – ребенок не умеет сгибать лист, правильно держать ножницы и пользоваться ими.
Протокол обследования уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста
Фамилия Имя ребенка | Повторяет фигуры из сложенных пальцев | Повторяет движения рук | Проводит линии | Умеет работать с бумагой и ножницами | Общее количество баллов | Уровень | |||||||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||||||
Высокий уровень: (10-12 баллов)
Средний уровень: (от 6 до 9 баллов)
Низкий уровень: (ниже 5 баллов)
Качественная характеристика уровней развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
Высокий уровень: (от 10 до 12 баллов) ребенок самостоятельно принимает правильную позицию пальцев, правильно выполняет динамические движения, уверенно держит карандаш, продолжает линию карандашом: с нажимом не прерываясь, правильно сгибает лист, держит ножницы и самостоятельно вырезает по контуру.
Средний уровень: (от 6 до 9 баллов) ребенок после повторного показа с помощью взрослого принимает правильную позицию пальцев, испытывает затруднения при выполнении выполняет динамических движений, проводит тонкую линию без нажима, требуется помощь взрослого, при сгибании листа, вырезании по контуру.
Низкий уровень: (ниже 5 баллов) Ребенок не может найти нужный набор движений (перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается), не умеет плавно переходить от одного движения к другому; движения разорваны, изолированы, держит карандаш не правильно, линия тонкая, прерывистая , изолированная, не умеет сгибать лист, правильно держать ножницы и пользоваться ими.
Требования к уровню подготовки воспитанников
При успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка:
Интегративное качество «Любознательный, активный»: Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения. Проявляет устойчивый интерес к конструированию. | |
Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»: В театрализованных играх умеет интонационно выделять речь тех или иных персонажей. | |
Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»: У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности | |
Ребенок | |
Знает: | • виды и назначение изделий; • необходимые инструменты и материалы; • основные этапы изготовления изделий; • основные приемы квиллинга, технологию выполнения; • композиционные основы построения изделия; • законы сочетания цветов; • требования к качеству и отделке изделий; • правила безопасной работы во время изготовления изделий. |
Умеет: | •нарезать полоски для работы; • использовать инструменты для работы; • изготовлять отдельные детали; • соединять детали в готовое изделие; • составлять композицию из отдельных элементов; • гармонично сочетать цвета; • выполнять правила безопасной работы; • организовывать рабочее место. |
Список используемой литературы
- А. Быстрицкая. Бумажная филигрань- Просвещение, Москва Айрис Пресс 2010 год.
- Чудесные поделки из бумаги. Книга для воспитателей детского сада. / З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1992. Методическое пособие, допущенное Министерством образования РФ.
- Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы.- М: Издательство «Скрипторий 2003»,2007 г.
- Хана Линд. Бумажная мозаика.- М: Айрис-Пресс, 2007 г.
- Бумажные поделки в детском саду. Квиллинг. Удивительные вещи – своими руками. И. В. Новикова Из серии: Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям. Изд. ЛИТРЕС- 2015. - 114с.
6. А. Зайцева Искусство квиллинга – И.: Эксмо-Пресс, 2009. – 64с.
7. Уолтер Хелен Популярный квиллинг – И.: Ниола-Пресс, 2008.-104с.
8. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.
9. Уолтер Хелен «Узоры из бумажных лент». – «Университет», Москва 2000г
10. Е.А. Шилкова Квиллинг. Поделки из бумажных лент. Изд.: Рипол-Классик, 2014 – 256с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная нить»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяПрограмма художественной направленности«Волшебная нить» Возраст обучающихся: 6-7 летСрок реализации 1 год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный завиток»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный завиток»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебная кисточка" - возраст 5-6 лет
Программа по изо- деятельности...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сказочный квиллинг» филигранное бумагокручение
Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная клякса» 2018 - 2019 уч.год
Цель: Развитие у детей художественно-творческих способностей, посредством нетрадиционных техник рисования и формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная бусинка»
Кружок по бисероплитению - Возраст обучающихся 5-7 лет. Срок реализации 2 года...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная бумага»
Цели и задачи программы: Цель программы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых....
