Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении
консультация (младшая группа)
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.
Используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Необходимо постоянно расширять формы работы с семьей, использовать нетрадиционные методы относительно вопросов педагогического просвещения и воспитания родителей.
Выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные и наглядно-информационные.
Информационно-аналитические: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»
Досуговые: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми; совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках.
Познавательные: ознакомление родителей с психологическими и возрастными особенностями дошкольников, формирование у родителей практических навыков воспитания детей; семинары-практиумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, собрания, консультации в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека.
Наглядно-информационные: ознакомительные, просветительские. Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания и развития детей. Информационные проспекты, папки-передвижки, видеофильмы, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, памятки, организация мини-библиотек.
Родительские собрания можно проводить в нетрадиционных формах: семинар-практикум, ток-шоу, вечера вопросов и ответов, обращение к опыту родителей, мозговой штурм, педагогическая игра-тренинг, круглый стол, родительский совет и так далее.
Предложенные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Можно предложить родителям выбрать тему из близкой области знаний и подготовить занятие вместе со своим ребёнком, при этом объяснить, чтобы это был не рассказ, а конкурсы, эксперименты, игры, в которых бы поучаствовали и другие дети. Общие праздники, игры, заучивание стихов, работа над ролью, помощь в изготовлении костюма, сюрпризов, подарков – такой подход побуждает родителей, педагогов и детей к творческому сотрудничеству между собой. Устраняет отчуждённость, способствует уверенности и решению многих проблем.
Удачной находкой в работе с родителями является проектная деятельность, где родителя становятся активными участниками образовательного и воспитательного процесса.
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями приносят удивительные результаты! Чем лучше налажено общение между семьёй и детским садом, тем большую поддержку получит ребёнок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверию к окружению, а первый социальный опыт будет успешным. Только совместными усилиями семья и детский сад могут достичь желаемых результатов.
Литература
- Зверева О.Л. Общение педагогов в ДОУ: Методический аспект. - М., ТЦ Сфера, 2010.
- Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Практическое пособие. – М., АРКТИ, 2011.
- Шитова Е.В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. – М., УЧИТЕЛЬ, 2015.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.
Используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Необходимо постоянно расширять формы работы с семьей, использовать нетрадиционные методы относительно вопросов педагогического просвещения и воспитания родителей.
Выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные и наглядно-информационные.
Информационно-аналитические: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»
Досуговые: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми; совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках.
Познавательные: ознакомление родителей с психологическими и возрастными особенностями дошкольников, формирование у родителей практических навыков воспитания детей; семинары-практиумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, собрания, консультации в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека.
Наглядно-информационные: ознакомительные, просветительские. Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания и развития детей. Информационные проспекты, папки-передвижки, видеофильмы, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, памятки, организация мини-библиотек.
Родительские собрания можно проводить в нетрадиционных формах: семинар-практикум, ток-шоу, вечера вопросов и ответов, обращение к опыту родителей, мозговой штурм, педагогическая игра-тренинг, круглый стол, родительский совет и так далее.
Предложенные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Можно предложить родителям выбрать тему из близкой области знаний и подготовить занятие вместе со своим ребёнком, при этом объяснить, чтобы это был не рассказ, а конкурсы, эксперименты, игры, в которых бы поучаствовали и другие дети. Общие праздники, игры, заучивание стихов, работа над ролью, помощь в изготовлении костюма, сюрпризов, подарков – такой подход побуждает родителей, педагогов и детей к творческому сотрудничеству между собой. Устраняет отчуждённость, способствует уверенности и решению многих проблем.
Удачной находкой в работе с родителями является проектная деятельность, где родителя становятся активными участниками образовательного и воспитательного процесса.
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями приносят удивительные результаты! Чем лучше налажено общение между семьёй и детским садом, тем большую поддержку получит ребёнок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверию к окружению, а первый социальный опыт будет успешным. Только совместными усилиями семья и детский сад могут достичь желаемых результатов.
Литература
- Зверева О.Л. Общение педагогов в ДОУ: Методический аспект. - М., ТЦ Сфера, 2010.
- Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Практическое пособие. – М., АРКТИ, 2011.
- Шитова Е.В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. – М., УЧИТЕЛЬ, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы)
годовой план работы с родителями....

Формы взаимодействия с родителями воспитанников дошкольного учреждения
Установление партнерских отношений участников педагогического процесса,приобщение родителей к жизни детского сада....

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРИВИТИЮ КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННУЮ СРЕДУ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
В настоящее время растёт поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. Книга как носитель духовности перестала воздействовать на юного читателя. Плоды этого мы нача...
Методическая разработка на тему: "Нетрадиционные формы работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении"
В методической разработке представлены нетрадиционные формы работы с родителями в дошкольном образоательном учреждение, что является актуальным на сегодняшний день и будет служить помощью в работе вос...
Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями в дошкольном образовательном учреждении
Наглядно-информационные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют прави...
"Нетрадиционные формы работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении"
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. Они счит...
Активные формы взаимодействия с родителями в дошкольном образовательном учреждении.
Семья – поистине высокое творенье.Она заслон надёжный и причал.Она даёт призванье и рожденье.Она для нас основа всех начал.(Е. А. Мухачёва)...