САМОАНАЛИЗ интегрированной непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему «Осень»
план-конспект занятия (старшая группа)
САМОАНАЛИЗ
интегрированной непрерывной образовательной деятельности
по речевому развитию в старшей группе на тему «Осень»
Составила Зузанова Юлия Николаевна
Образовательная область__Речевое развитие
Вид детской деятельности познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная, восприятие музыки, двигательная активность
Возрастная группа _старшая группа (5-6 лет)_____
Тема: «Осень»
Форма ИНОД: ___дидактические игры, работа в центрах активности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
САМОАНАЛИЗ
интегрированной непрерывной образовательной деятельности
по речевому развитию в старшей группе на тему «Осень»
Составила Зузанова Юлия Николаевна
Образовательная область__Речевое развитие
Вид детской деятельности познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная, восприятие музыки, двигательная активность
Возрастная группа _старшая группа (5-6 лет)_____
Тема: «Осень»
Форма ИНОД: ___дидактические игры, работа в центрах активности
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе (короткие дни и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, снижение температуры воздуха).
Задачи приоритетной области:
- развивать любознательность и познавательную мотивацию; развивать мелкую моторику рук; развивать и совершенствовать коммуникативные навыки; развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, мышление, логику;
- расширять представления детей о многообразии окружающего мира; поощрять попытки делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации; формировать умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи; углублять и систематизировать знания о изменениях в природе осенью: дать представления о процессе опадания листьев с помощью опыта; обогащать и активизировать словарь детей по теме «осень»;
- воспитывать аккуратность; воспитывать чувство дружбы; воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения.
- словарная работа: ранняя, поздняя, золотая, листопад, перелетный, вянут, вещество, электронное письмо.
Интеграция образовательных областей речевое развитие, познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Структура занятия
- Организационный момент: (организация детей) – 4 минуты;
- Основная часть: (практическая деятельность) - 23 минуты;
- Заключительная часть (подведение итогов) - 3 минуты.
Непосредственно образовательная деятельность далее НОД проводилась с группой детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Занятие состояло из трех частей (этапов) взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый часть (этап) занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Деятельность на НОД характеризуется как совместная, подгрупповая, индивидуальная. Применялись следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Организационная часть НОД предполагала мотивацию деятельности - переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя. Это было сделано с помощью речевок, известных детям, а также игрового сюжета: мальчику Джону нужна помощь. Целеполагание было определено - Джон хочет с вами дружить и просит познакомить его с временем года осень. Дети с интересом восприняли данную информацию, активно готовы включиться в деятельсть.
В основной части НОД воспитатель актуализировала ранее приобретенные знания детей. Уточнили времена года, осенние месяцы, вспомнили, что осень бывает разная – ранняя и поздняя. Перечислили приметы осени. Ребята активно включились в обсуждение, применялись как групповые, так и индивидуальные ответы. Дети были очень эмоциональны и отзывчивы.
Воспитатель напомнила, что осень – очень красивая пора, поэтому поэты пишут стихи об осени, композиторы пишут музыку, художники рисуют картины, и предложила вспомнить стихотворение Сурикова Осень. Дети с удовольствием хором вспомнили ранее выученное стихотворение с использованием ритмопластики, а также интонационной выразительности.
Далее детям была предложена речевая игра малой подвижности «Зонтик», где каждый игрок должен назвать приметы осени, для того чтобы пройти под зонт. Воспитатель четко изложила правила игры, показала на примере как играть. Дети с удовольствием включились в игру и соблюдали правила. Индивидуальное внимание было оказано каждому ребенку. Даже робкие дети оказались включены в деятельность.
В продолжение занятия с целью профилактики утомления, предотвращения нарушения осанки, профилактики опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, психоэмоциональной разрядки была организована подвижная игра «Солнышко и дождик». Дети активно играли, слушали музыку и соотносили свои действия с музыкой.
Далее педагог перешла к разделу добывание (сообщение и приятие) нового знания. Детям была предложена электронная дидактическая игра «Четвертый лишний». Воспитатель сообщила правила игры - отвечать нужно красиво, не перебивать. Дети с интересом включились в игру, отвечали на вопросы: какая картинка лишняя и почему. Мнения детей разделились, педагог уточняла их знания, ненавязчиво направляла рассуждения в нужную сторону.
Далее дети выполняли пальчиковую гимнастику «Осенние листики» для активизации мыслительной деятельности и концентрации внимания на будущей задаче.
Далее воспитатель предложила детям поработать в центрах активности. На выбор было предложено два центра - центр науки и центр строительства. В центре науки предлагалось проводить опыты и узнать из чего состоит лист и почему лист зеленый. В центре строительства предлагалось конструировать настоящий осенний лес. Дети взяли жетоны и выбрали Центры активности.
Далее последовала деятельность детей в центрах активности – продуктивная деятельстьность детей.
Деятельность в Центре конструирования. Воспитатель предложила создать осенний лес. Уточнила, что лес состоит из деревьев, спросила, чего не хватает дереву и предложила украсить его листьями с помощью цветного пластилина. Показ воспитателем последовательности выполнения работы вызвал живой интерес у детей. Они выполняли работу самостоятельно, с удовольствием.
Деятельность в Центре науки. Воспитатель предложила рассмотреть гербарий – альбом с листьями, собранными на прогулке. Далее дети провели опыт №1: Исследование строения листа с помощью лупы. Ребята рассмотрели черешок, верхнюю поверхность листа, жилки, край листа «кромку», верхушка листа. Сделали вывод: у листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой. Далее был поставлен проблемный вопрос «Почему осенью листья изменяют окраску?» и проведен опыт №2«Почему лист зеленый?». Дети вложили лист внутрь согнутого пополам кусочка салфетки, деревянным кубиком сильно постучали по листочку сквозь нее. В ходе опыта на салфетке появились зеленые пятна. Воспитатель уточнила, что зеленое вещество из листочка называется хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет, вырабатывается он только на солнце. Далее опыт повторили с желтым листом. На салфетке не оказалось зеленого вещества. Значит, у желтого листа нет хлорофилла и нет влаги. Для того, чтобы лист был зеленым, нужно много хлорофилла, а значит много света. Дети сделали вывод: когда наступает осень, становится холоднее и меньше солнечного света, это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым, влаги становится меньше и лист опадает.
В заключительной части проведен итоговый сбор, на котором педагог провела анализ и самоанализ деятельности детей. Ребята, что вы узнали в центре науки? Какую работу вы выполняли в Центре строительства? Что вам больше всего понравилось? Уточнила, как же отправить письмо мальчику Джону? По окончанию рефлексии воспитатель похвалила детей и предложила осенние листья для раскрашивания в подарок. Таким образом она закрепила положительные результаты занятия.
Интерес к деятельности детей сохранялся на протяжении всего занятия. Выбор динамических пауз был обусловлен логикой самого занятия. Для снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности были проведены игра малой подвижности, подвижная игра, а также пальчиковая гимнастика.
Образовательная деятельность получилась целостной, объединенной общей идеей – показать мальчику, который никогда не видел осень, какое это время года. Методические приемы оптимально определены по месту и времени в деятельности – беседа, рассуждение чередуются с наблюдаемыми предметами и явлениями, наглядными пособиями, практические опыты чередуются с игровой деятельностью. Совокупность методических приемов обеспечивает разносторонность воздействия на дошкольников, а разнообразие видов деятельности – вовлеченность всех участников воспитательно-образовательного процесса. Воспитатель была очень эмоциональна, эмпатийна в деятельности, проявляла чувство такта и демократичность во взаимоотношениях с воспитанниками. Дети понимали ее по мимике и жестам, ярко реагировали на ее предложения. Таким образом, педагогу удалось продемонстрировать собственный стиль педагогической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной деятельности « Речевое развитие» в старшей группе на тему: «Осень»
Непосредственно образовательная деятельность по образовательной деятельности « Речевое развитие» в старшей группе на тему: «Осень»...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему: «Осень»
Активизация глагольного словаря дошкольников (капает, льет, идет, моросит, барабанит, стучит, желтеет, падает, кружится, летит, вьется, ложится и другие); согласование глагола с существител...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект НОД для старшей руппы...
конспект организованной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему:"Осенний урожай"
Представлен конспект организованной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: "Осенний урожай", разработанный с ФГОС ДО, направленный на совершенствование речи ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: продолжать расширять знания детей о многообразии профессий....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «По следам осени»
Конспект НОД по развитию речи для детей в старшей группе "По следам осени"...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны» для детей старшего дошкольного возраста...
