Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему: «Осень»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Махамаева Аида Салмановна

 Активизация глагольного словаря дошкольников (капает, льет, идет, моросит, барабанит, стучит, желтеет, падает, кружится, летит, вьется, ложится и другие); согласование глагола с существительным в роде и числе; закрепление   признаков осени; умение различать листья деревьев ; развитие памяти, логического мышления, мелкой моторики рук.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_osen_srednyaya_gruppa.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Теремок» с.Становое

Конспект

образовательной деятельности

по речевому развитию в средней группе

на тему: «Осень»

                                Выполнила:

воспитатель Махамаева А.С.

2017г

Цель: Активизировать глагольный словарь дошкольников (капает, льет, идет, моросит, барабанит, стучит, желтеет, падает, кружится, летит, вьется, ложится и другие).

Задачи:

1. Учить согласовывать глагол с существительным в роде и числе.

2. Закрепить признаки осени.

3. Формировать умение различать листья деревьев.

4. Развивать память, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Интеграция:

Ввести в активный словарь детей имена существительные: ветер, лист, дождь, овощи и др.

Активизировать глагольный словарь:

Прилагательными, которые обозначают цвет: желтый, золотой, багряный.

Использовать в речи имена существительные в родительном падеже.

Стимулировать дошкольников отвечать на вопросы несложными предложениями.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Времена года»,

показ во время прогулок признаков осени.

Беседы на тему: «Ранняя осень», «Что мы знаем про осень» и  т.д.

Рассказ воспитателя: «Осень за окном».

Рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий.

Материал. Нарисованный замок. Вырезанные из цветной бумаги листья деревьев различных пород. Лист ватмана, на котором изображено дерево (дуб или береза). Изображение солнца, которое прикреплено к палочке. Корзина с грибами. Игрушечные ежик и птица. Осенний листочек. Мяч. Карандаши, трафарет или шаблон для изображения листа дерева (дуба, клена или березы); лист, вырезанный из белой бумаги на каждого ребенка.

Ход ОД

Группа раздела на две части атласной лентой. Посередине ленты лежит нарисованный замок.

Дети сидят на стульчиках в первой части группы перед ними стоит небольшой стол с коробкой и двумя подносами.

Воспитатель надевает венок из осенних листьев – это осень.

Осень. Здравствуйте, дорогие дети! Меня зовут Осень. Я хочу пригласить вас в гости на свою осеннюю полянку.  Вы согласны? (Да.). Но прежде чем поехать, поиграем с вами в игру.

Проводится дидактическая игра «Разложи картинки»

На столе перед детьми лежат карточки с разными временами года. Я предлагаю вам разделить их, карточки с временем года Осень сложить на один поднос, а остальные - на другой.

Воспитатель задает вопросы:

- Дима, почему ты решил, что здесь изображена осень?

-  Катя, а может быть это осень (показывая на изображение весенних ручейков? Почему?

- Саша, скажи, какие признаки осени ты знаешь?

Дети садятся на свои стульчики, а Осень обобщает все признаки:

- Осенью листья на деревьях меняют свой цвет. Они становятся красными, желтыми, багряными.

- Осенью на улице становится холоднее. Люди одеваются теплее чем летом – в теплые шапки, пальто и куртки, на ноги одевают ботинки и сапоги.

- Постепенно дни становятся короче, а ночи длиннее. Вечером быстро начинает темнеть. Когда Вы идете домой с садика становится уже темно.

- Вместе с холодами осенью начинают лить дожди. Постоянно моросит небольшой осенний дождик.

- Люди ходят под зонтиками, на дорогах большие лужи.

- По утрам стелются туманы.

- Ветер срывает с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые застилают землю пестрым ковром. Наступает пора листопада. Листья опадают с деревьев и выстилают все вокруг.

- Осенью небо пасмурное, тучи которые на нем находятся хмурые.

Осень: А сейчас мы с вами на волшебном паровозике отправимся на мою осеннюю полянку.

Дети становятся дуг за другом и изображая поезд едут за Осенью.

Дети вместе с Осенью двигаются по кругу, а затем едут к границе ленты, на которой лежит нарисованный замок.

Осень делает вид, что ищет по карманам ключ.

Осень: Ребята, я, кажется, где то обронила свой ключик. Помогите, пожалуйста, открыть замок.

Осень вместе с детьми проводит пальчиковую игру «Замок». Дети выполняют движения совместно с воспитателем.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали,

На этом слове ритмично постукивают друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянут к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

Потянули

Тянут ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

И открыли!

Резко отпускают руки, разводят их широко в стороны.

Осень: Спасибо вам за помощь. Проходите.

Дети перешагивают через ленту во вторую часть группы.

Осень: Вот мы с вами и оказались на моей осенней полянке.

 (На полу лежит лист ватмана с изображением деревьев; он весь покрыт вырезанными из цветной бумаги листьями.)

Осень: Я хочу рассказать вам стихотворение про осень.

За окошком лист осенний пожелтел,

Оторвался, закружился, полетел.

Желтый листик подружился с ветерком,

Все кружатся и играют под окном.

А когда веселый ветер улетал,

Желтый листик на асфальте заскучал.

Я пошла во двор и листик подняла,

Принесла домой и маме отдала.

Оставлять его на улице нельзя,

Пусть живет всю зиму у меня (О. Чусовитина).

Что делает лист в этом стихотворении? (Пожелтел, оторвался, закружился, полетел.) А что делает ветерок? (Подружился, играют, улетал.). А что делала девочка? (пошла, подняла, принесла, отдала).

Осень: Ребята посмотрите сколько на полянке осенних листочков.  Давайте сядем вокруг дерева и внимательно посмотрим на них. С каких деревьев эти листочки? (Дети отвечают.) А сейчас давайте станем ветерком и подуем на наши листочки.

Дети начинают дуть сначала тихо, затем сильнее, после этого еще сильнее. Таким образом, что сдуть листья с ватмана.

Осень. Ребята посмотрите, а под листочками у нас с вами оказалась незаконченная картина! Давайте ее закончим. Я буду говорить слова-действия, а вы их изобразите. Итак, желтеет, падает, кружится, летит, вьется, ложится... Что это? (Лист.)

Дети, сидя за столом, с помощью трафаретов (или шаблонов) пытаются нарисовать листья в движении. В процессе рисования воспитатель подходит к каждому ребенку и задает вопрос: Что делает твой листочек? После того как все дети нарисовали листочки, воспитатель спрашивает: Что делают такие красивые листья на осенней картине? Дети поочередно называют глаголы.

Осень. Сейчас я снова назову слова-действия, а вы отгадайте, к чему они относятся. Капает, льет, идет, моросит, барабанит, стучит. (Дождь.)

Правильно. Нарисуйте его. (Дети рисуют дождик)

- Вот вы и закончили нашу осеннюю картину. (Воспитатель достает изображение солнца на деревянной палочке). Ребята посмотрите даже солнышко вышло из-за тучек, увидев вашу красивую картину!

- Вы очень много рисовали, и глазки у вас устали. Закройте их и попытайтесь носом нарисовать солнце.

Дети носом в воздухе пытаются нарисовать круг, лучи вокруг круга.

Откройте глазки. Они уже отдохнули!

Осень:

Осень добрая пришла,

нам подарки принесла:

Гречку загорелую, и пшеницу зрелую,

Дыню полосатую, свеклу бородатую,

Яблоки душистые, персики пушистые,

Груши золотистые – осень принесла.

(дети загибают пальчики при перечислении).

        Ребята, а давайте их соберем.

Воспитатель проводит физкультминутка. Дети выполняют движения в соответствии со словами, которые произносит воспитатель.

Мы картошку накопали,

Огурцы с гряды сорвали,

Выдернули всю морковку,

Срезали капусту ловко,

И в корзине от земли

Вам подарок принесли.

Воспитатель ставит на стол корзину с грибами.

- Здесь в корзинке собраны грибы. Кто из зверей их очень любит? (Ежик) Вот он, ежик! (Воспитатель ставит на стол игрушку ежика.) Ежик спрашивает, что вы знаете о нем: что он умеет делать.

Воспитатель проводит игру«Кто что делает?»: дети становятся в кругу, передавая друг другу мяч, они говорят слова-действия, которые относятся к ежику: фыркает, шуршит, бегает и т.д. После этого в игру вводятся игрушечная птичка и осенний лист. Детям задается опрос: «Что она (он) может (умеет) делать?»

Осень. Вот и пришла пара нам с вами прощаться. Я хочу подарить вам на память вот такие красивые осенние листочки. (Воспитатель отдает листья, которые вырезаны из белой бумаги.) Ой ребята, кажется дождик смыл с них краски. Что же нам делать? (Дети отвечают, что нужно опять их раскрасить.) Правильно, вот вечером вы это и сделайте после прогулки. А этими разноцветными листьями мы потом украсим наше дерево (лист ватмана прикрепляется к мольберту).

Итог. Ребята вам понравилось наше занятие? Какие признаки осени вы знаете? (на каждый ответ воспитатель на мольберте выкладывает рисунки с признаками осени).

Что понравилось вам сегодня больше всего? А что оказалось для вас выполнить сложно?

Вы сегодня старались, отвечали на вопросы, выполняли различные задания. Вы молодцы! До свидания!

Список литературы

1. Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Раз - словечко, два – словечко»/ Е.В. Колесникова. - М.: Ювента, 2012. - 72 c.

2. Рудик О.С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации / О.С. Рудик. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 192 c.

3. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 176 c.