Учебно-методическое пособие "Формирование патриотического и толерантного сознания в условиях МОУ детского сада"
учебно-методическое пособие
Очевидно, что воспитание патриотических чувств – социальная потребность современного российского общества. Укрепление и поддержка чувства национального достоинства - комплексная работа, включающая в себя духовно-нравственное воспитание, формирование гражданского сознания и национального самосознания, исторического мышления и многое другое.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 87.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 290 Дзержинского района Волгограда»
Учебно - методическое пособие
«Формирование патриотизма и толерантного сознания в условиях МОУ детского сада»
Старший воспитатель Акимова Наталья Викторовна |
Волгоград
Объяснительная записка
На сегодняшний день проблема модернизации образовательных систем с целью детерминации гармоничного развития каждого человека имеет всеобъемлющий характер, человечество столкнулось с тяжелыми проблемами межнациональных разногласий, проблемами общечеловеческих отношений. От детей, которые приходят к нам сегодня, завтра будет зависеть безопасность и благополучие государства.
Очевидно, что воспитание патриотических чувств – социальная потребность современного российского общества. Укрепление и поддержка чувства национального достоинства - комплексная работа, включающая в себя духовно-нравственное воспитание, формирование гражданского сознания и национального самосознания, исторического мышления и многое другое.
Эффективным направлением становится нравственно-эстетическое развитие детей, культурное межнациональное взаимодействие, воспитание толерантного отношения к представителям других конфессий и народностей.
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Толерантность в современном обществе – формируемая модель взаимоотношения людей, народов, стран. В области дошкольного образования становление толерантного отношения к представителям других национальностей является одним из требований к содержанию деятельности детских садов, предъявляемых государственным образовательным стандартом.
Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
В решении задач формирования патриотизма и толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. В этом возрасте активно формируются личностные механизмы поведения, формируется самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств, усвоение норм и форм поведения через становление внутренней саморегуляции поступков.
Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.
В.В.Путин подчеркивает, что “взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций”.
В последние десятилетия психологи и педагоги активно ищут выхода из сложившейся ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности.
В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.
Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с багажом знаний, умений, навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.
Цель пособия: Формирование патриотизма и основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя.
Задачи:
- Создать условия в ДОУ для формирования патриотизма и толерантности детей, педагогов, родителей.
- Совершенствовать профессиональную компетентность педагогов дошкольного образовательного учреждения в вопросах гражданского воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с актуальными тенденциями развития современного общества.
- Организовать системную работу в ДОУ по формированию позитивного отношения к окружающему миру и культуре своего народа, народов других республик РФ.
- Направить познавательную активность детей на системное выявление важнейших мировоззренческих идей: взаимосвязь человека и природы, человека и семьи, человека и общества в целом, средствами народной культуры.
- Формировать представление о прошлом и настоящем малой Родины детей, о людях разных национальных культур, живущих на Пермской земле и создающих своим трудом ценности культуры и все необходимое человеку для удовлетворения материальных и духовных потребностей.
- Воспитывать любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.
- Содействовать формированию патриотических чувств и толерантного поведения дошкольника, формированию активной позиции родителей и сотрудников по воспитанию и обучению детей.
- Организовать систему взаимодействия детского сада и семьи по формированию толерантной культуры.
- Повысить компетентность родителей воспитанников по проблемам гражданского воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи
Концептуальные основы
Существенную роль в становлении современных концепций гражданского воспитания имеют работы, представленные в теориях социального развития (Д.И.Фельдштейн, С.А.Козловой, Л.В.Коломийченко); рассматривающие деятельностный подход к становлению гражданственности (В.И.Кожокарь, Н.И.Шевченко). Особое место в данных исследованиях занимают работы, связанные с изучением механизмов становления гражданственности (В.Г.Ронкин, Н.И.Судаков); изучению возрастных особенностей становления гражданственности и специфики организации педагогического процесса по ее формированию в различные возрастные периоды (С.А.Козловой, Е.Н.Радиной, Э,К.Сусловой).
Разделяя теории Л.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.И.Фельдштейна об универсальности деятельности как способа реализации социального бытия и человеческого отношения к действительности, мы считаем, что становление гражданственности как личностного образования возможно только через активную деятельность ребенка.
Концептуальную основу нашей работы составил ряд позиций, представленных в программе по социальному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста Л.В.Коломийченко. Исходя из концепции данной программы, гражданское воспитание дошкольников мы рассматриваем как одно из направлений социально – личностного развития и считаем, что оно является динамичным процессом не только приобщения человека к народной, национальной, правовой культуре, но и условием социального взросления ребенка, развитием универсальных человеческих способностей, творческой деятельности. Чрезвычайно важным для нас в этом отношении является то, что в процессе гражданского воспитания происходит не только усвоение определенного содержания культуры, но и постоянное открытие, утверждение ребенком себя как социального субъекта.
Предлагаемая работа связана с конкретизацией методологических основ гражданского воспитания дошкольников в детском саду представлением о педагогических доминантах, которыми являются: развитие патриотизма, толерантности, правовой воспитанности; в обосновании методологических подходов к организации педагогического процесса гражданского воспитания. Формируя у детей созидательное отношение к общечеловеческим ценностям: человеку, природе, культуре, мы определим его место в окружающем мире.
Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, мог лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь представление о разных сторонах своего «Я», уметь разбираться в чувствах и переживаниях, адекватно на них реагировать и находить конструктивные способы выражения своего отношения к действительности.
По мнению Л.А. Высотиной, формирование нравственных категорий проходит ряд ступеней. Вначале формируются у детей лишь конкретные представления о тех или иных моральных поступках, причём часто в этих представлениях отражаются второстепенные признаки. Постепенно дети начинают понимать и вычленять существенные, общие. Оперируя понятиями, они резко ограничивают содержание одного нравственного понятия от другого. Наконец, на более высокой ступени усваивается система нравственных категорий, устанавливаются взаимные связи между отдельными понятиями. На этой стадии нравственные категории начинают оказывать всё большее влияние на формирование нравственного поведения.
Методических разработок по воспитанию у детей нравственных ценностей в настоящее время достаточно, но не всегда они несут в своем содержании региональный компонент приемлемый для работы с нашими детьми. Именно социальная потребность, пробелы в работе нашего педагогического коллектива с детьми побудили нас начать эту работу.
В основу содержания легли:
– работа с педагогическим коллективом;
– работа с детьми;
– работа с семьей воспитанников ДОУ;
Работа строилась в соответствии с планом мероприятий по формированию патриотизма и толерантного сознания
№ п/п | Содержание работы |
1. | Первый этап
-анализ нормативно-методической и научной литературы; -анализ существующего опыта и выявление конкретных затруднений; -определение участников; -решение организационных вопросов.
4. создание системы повышения компетентности педагогов по вопросам воспитания толерантности через: а) изучение научно-методической литературы; б) консультаций; в) семинаров - практикумов. |
2. | Второй этап
|
3. | Третий этап
|
Формы работы с педагогическим коллективом:
– анкетирование;
– повышение профессиональной компетентности каждого педагога через систему семинарских занятий-практикумов, рекомендаций –видеопрезентаций;
– системное самообразование педагогов;
– творческие мастерские, конкурсы.
Этапы работы с педагогическим коллективом
- анализ годового плана;
- анализ воспитательно-образовательной работы;
- анкетирование педагогов;
- определение проблемы;
- составление плана работы;
- подготовка теоретического материала (семинары, презентации конспектов НОД, образовательные проекты, перспективное планирование, методические рекомендации);
- подготовка практического материала;
- Организация развивающей среды (фольклорная комната, изостудия, театральная мини - студия, патриотические уголки, оформление фотоальбомов);
- Открытые просмотры;
Накопление теоретического и практического материала;
- Оформление материалов.
Работа с воспитанниками ДОУ:
Важным условием для успешности реализации пособия является исходные функции показателей патриотического и толерантного развития у детей. Полученные первичные результаты являются отчетом для прогнозирования развития особенностей личности ребенка, подбора оптимального содержания обучения и воспитания, средств и приемов психолого-педагогического воздействия, использования инновационных технологий и национального регионального компонента. В связи этим особую важность приобретает формирование навыков успешного социального развития через следующие основные виды активной деятельности ребенка:
1.Игровая деятельность – система применение игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а так же освоение и закрепление социальных норм поведения в социуме через сюжетно – ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия, театральную деятельность, дидактические игры, русские народные подвижные игры, такие как “Гори, гори ясно”, “Бояре” и другие;
2. Чтение художественной литературы из серии “Развитие безусловного принятия себя и другого человека”, устный народный фольклор народов РФ.
3. Система блочных занятий.
Непосредственно образовательная деятельность строится на гуманистической позиции, субъект - субъектном подходе во взаимодействии с детьми, что предполагает:
– свободу высказываний и поведение ребенка в разных формах педагогического процесса;
– проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребенка по разным поводам, воспроизведение по ходу такого взаимодействия индивидуального опыта;
– недопущение насильных, жестоких мер, ограничивающих порывы и желания детей;
Содержание НОД ориентировано на развитие интереса к человеку, обществу, учет личных качеств и формирование навыков и норм поведения с другими людьми, что приводит к осознанию и накоплению своего жизненного опыта. Это позволяет активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу.
Данные занятия позволят реализовать стратегию обществоведческого образования и позволят сконструировать педагогический процесс с учетом минимальной нагрузки на детей, предусматривает баланс между специальными организованными видами деятельности и двигательной и интеллектуальной активностью дошкольника.
Изучаемый материал разделен на четыре блока:
I Блок «Моя семья»
II Блок «Родной город»
III Блок «Родная страна»
IV Блок «Вместе мы сможем найти больше»
Занятия каждого блока проводятся 1 раз в месяц
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию
РАЗДЕЛ «Моя семья»
№ п.п. | месяц | тема | содержание работы |
октябрь | Выставка фотографий детей всей группы: «Какие мы» | Рассматривание фотографий с каждым ребенком в отдельности и с подгруппой детей. Узнавание себя и других на фотографиях. Рассказ воспитателя о каждом ласковым и доброжелательным тоном. Дети делятся на мальчиков и девочек. Они во многом похожи: любят играть, слушать интересные истории, петь, танцевать, любят своих родителей, ходят в детский сад. Вместе с тем они отличаются друг от друга: у них разная одежда, разные прически, разные игрушки. Девочки слабее мальчиков - им нужно во всем помогать, уступать место, пропускать вперед. | |
ноябрь | Что мы любим | Беседы с детьми о том, что им нравится, чем любят заниматься, семейное хобби | |
декабрь | Мой младший/старший брат, сестра | Рассматривание фотографий, внешние сходства и различия детей, их братьев и сестер. Рассказы детей о своем отношении к младшим. | |
январь | Моя семья | Рассматривание фотографий. Беседа о взаимоотношениях в семье. У каждого человека есть семья: папа, мама, Брат, сестра. Папа и дедушка - мужчины, брат- мальчик; они носят мужские имена. Мама и бабушка - женщины, сестра- девочка; они носят женские имена. В семье все заботятся друг о друге, друг другу помогают. Составление генеалогического древа. Чтобы в семье все было хорошо, члены семьи выполняют обязательные правила: желают доброго утра и спокойной ночи, приятных снов, просят прощения за предоставленные неудобства, благодарят за заботу. Семья состоит не только из тех, кто живет в одном доме (квартире), тети, дяди, дедушки, бабушки могут жить в других домах и даже городах. | |
февраль | Мои друзья | Составление детьми рассказов о своих друзьях. | |
март | Наш детский сад. | История детского сада в фотографиях. Все взрослые работают. Чтобы дети не оставались дома одни, их приводят в детский сад, где много разных людей: детей и взрослых. Всем им хорошо, когда они заботятся друг о друге, приветливо здороваются, прощаются, благодарят за оказанную услугу, замечают плохое настроение других. В детском саду есть добрые, умные, заботливые люди - воспитатели. Они знают много интересного, могут научить лепить, рисовать, читают книги, играют с детьми. Есть няня - она наводит чистоту, кормит детей. Есть повар - он готовит для детей вкусную еду, заботится о том, чтобы они быстрее выросли. В детский сад дети ходят не только потому, что им нельзя оставаться одним дома, но еще и потому. Что в детском саду много интересных занятий, многому можно научиться. | |
апрель | Каким я был, каким я стал | Рассматривание с детьми семейного альбома. Беседы по его созданию | |
май | Мы разные | Описание внешнего вида детей: рост, цвет волос, глаз. Определение настроения по выражению лица, если лицо веселое- настроение хорошее, если лицо грустное- настроение- плохое, настроение можно определить по положению губ, бровей. Если брови сдвинуты, уголки губ опущены - настроение плохое. Если брови расправлены, уголки губ приподняты - хорошее. Того, у кого плохое настроение, нужно пожалеть, погладить, сказать ласковые слова. Когда дети вырастут, мальчики станут мужчинами, девочки - женщинами. Быть настоящими мужчинами и женщинами непросто, готовиться к этому нужно с детства. Разговор о том, что люди не все одинаковые |
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию
РАЗДЕЛ «Родной город»
№ п.п. | месяц | тема | содержание работы |
1 | октябрь | Мой родной город | Местоположение города, его экономическое значение. История возникновения города. Люди, населяющие город. Герб города. Город, где человек родился, называется родным. Все любят родной город, тоскуют по нему, когда уезжают, много делают для того, чтобы он стал лучше. У каждого города, как и у человека, есть имя, день рождения. |
2 | ноябрь | Улицы моего города | «Малая родина - мой дом, двор, улица». Дорога от дома к детскому саду. История главной улицы города. В городе много улиц, они тоже имеют свои названия |
3 | декабрь | Транспорт города | Виды транспорта, история создания городского транспорта. |
4 | январь | Природа родного города | Флора и фауна. Беседы о сохранении природы. Места отдыха (парковая зона, набережная) |
5 | февраль | Наше наследие | Культурное наследие жителей города: произведения местных поэтов, художников, музыкантов. Архитектура города. |
6 | март | Почетные люди города. | Славные подвиги защитников родной земли. |
7 | апрель | Исторические памятники | Музей. История его создания. Вечный огонь, Мамаев курган и т.д. |
8 | май | Я и мой город | Составление рассказов о том как сохранить наш город таким красивым, чистым и т.д. |
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию
РАЗДЕЛ «Родная страна»
№ п.п. | месяц | тема | содержание работы |
1 | октябрь | Кто такие богатыри | Познакомить детей с образами русских былинных богатырей: Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич. |
2 | ноябрь | Полководцы - слава и гордость земли русской | Дать знания о предках. Показать ум, преданность Отечеству. |
3 | декабрь | Герои - освободители | На примере конкретных исторических событий знакомить детей с героическими подвигами русских людей; показать, что благодарность им и память народа о них живет в произведениях искусства. |
4 | январь | Что такое героизм | Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоционально- положительное отношение к воинам. Уточнять и расширять представления о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны. |
5 | февраль | День защитника Отечества | Расширить знания о Российской Армии - надежной защитнице нашей Родины. Познакомить и расширить представления о разных родах войск. |
6 | март | В музее славы | Подвести детей к пониманию того, что во все времена народ защищал свою Родину, что люди всегда помнят о защитниках Отечества, воздвигают памятники. Слава нашим генералам, Слава нашим адмиралам И солдатам рядовым- Пешим, плавающим, конным, В жарких битвах закаленным! Слава павшим и живым. От души спасибо им! Не забудем тех героев, Что лежат в земле сырой, Жизнь, отдав на поле боя За народ – за нас с тобой! |
7 | апрель | Худой мир лучше доброй ссоры | Формировать у детей правильное отношение к войне, учить рассуждать, договариваться с другими, решать все сообща. Война – это беда, это несчастье для многих людей, «Легко про войну слушать, да тяжело видеть |
8 | май | Ордена и медали | Показ и рассматривание фотоматериалов с изображением орденов и медалей. Правительство по достоинству оценило тех, кто совершил ратные и трудовые подвиги в годы войны. «За отвагу», «За боевые заслуги», орден Красного Знамени, орден Красной звезды, орден Славы трех степеней, специальные медали: «За оборону Севастополя», «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда». |
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию толерантности
РАЗДЕЛ «Вместе мы сможем найти больше»
№ п.п. | месяц | тема | содержание работы |
1 | октябрь | Что такое толерантность | Ввести понятие «толерантность», помочь детям увидеть общие ценности, объединяющие всех людей, несмотря на национальность, образ жизни. |
2 | ноябрь | Добрые отношения с друзьями. | Понятие «дружба»: содержание понятия, особенности дружеских отношений, «правила» взаимодействия; |
3 | декабрь | Справедливость и сочувствие. | Осознание смысла нравственных категорий «справедливость, сочувствие»; развитие навыков самопознания, конструктивного взаимодействия. |
4 | январь | Уважение к людям | Познакомить детей с понятием «уважение», что оно включает в себя, от чего зависит, как мы влияем на проявление уважения/ неуважения людей к нам. |
5 | февраль | Жизненные ценности людей. Толерантность. | Выявление ценностей в общении с людьми каждого из участников группы. |
6 | март | Я и группа. Индивидуаль ные особенности личности | Принятие своей индивидуальности и терпимое отношение к индивидуальности окружающих. |
7 | апрель | Толерантность к другим. Толерантное общение | Воспитание толерантного отношения к окружающим. |
8 | май | Мы жители планеты Земля | Воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности; формировать представление о планете Земля и жизни людей на планете; учить находить отличительные особенности людей, живущих в разных странах и частях света; закрепить умение ориентироваться на карте и глобусе. |
4.Проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира:
- 2 февраля (День разгрома немецко-фашистких войск под Сталинградом)
- 23 февраля (День защитника Отечества)
- 9 мая (День Победы)
- театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира
- проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем
- изучение народных праздников ближайших стран-соседей; праздников народов Востока и мусульманских стран
- знакомство детей с традициями народов разных стран;
5. Издание групповых тематических газет и плакатов.
Цель: дать возможность каждому ребенку высказаться по волнующейся его проблеме, проявить свое творчество и фантазию, свои мысли и чувства.
6.Тренинги со старшими дошкольниками по освоению социальных норм.
– разрешение проявления агрессивности у детей по принципу “ Здесь и
сейчас”,
– коррекционно-развивающая работа с детьми по поведению и
взаимодействию друг с другом и т.д.
7.Целевые экскурсии по городу, посещение музеев, встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, почетными людьми города.
8. Участие в акциях
-«Посади дерево с ветераном»
-«Соберем посылку в госпиталь»
-«Поможем птицам» ,
- «Помним, гордимся!» и т.д.
Этапы работы с детьми
- обследование знаний детей;
- определение проблемы;
- подготовка теоретического материала (занятия познавательного цикла, занятия по художественной литературе, экскурсии, беседы, дидактические игры, посещение музеев, праздники, развлечения);
- подготовка практического материала (сбор фотоматериалов и оформление альбомов, организация выставок, конкурсов, составление генеалогического древа, продуктивная деятельность);
- накопление и оформление практического материала.
Основные формы работы с родителями воспитанников ДОУ.
Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума.
1. Анкетирование.
2. Проведение тренингов, семейных игротек.
3. Консультативный пункт.
8. Выпуск тематических групповых газет.
9. Целевые экскурсии совместно с детьми по городу. Встреча с интересными людьми.
Этапы работы с родителями
- анкетирование;
- составление плана работы с родителями;
- определение основных форм работы (совместные праздники, открытые просмотры, консультации, смотр- конкурс «Фото из семейного альбома», составление генеалогического древа, встречи с ветеранами войны и труда, конкурсы: «Мамины руки не знают скуки», «Папа может все что угодно», «Папа, мама и я – спортивная семья», «Праздник пожилого человека», организация фотовыставки «Наши папы и мамы»)
- оформление материалов, методические рекомендации.
Организация гражданского воспитания является актуальной проблемой современного российского образования и одним из новых подходов к проблеме формирования у детей созидательного отношения к общечеловеческим ценностям в современных условиях.
Основы патриотического воспитания и толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий, в частности посещение библиотек города, музея экологии и краеведения. А также – это огромная каждодневная работа педагогов.
Одним из важных звеньев является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании патриотического воспитания, толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать чувства патриотизма и толерантности у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений.
Наша Россия – это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по–своему самобытен и имеет богатые традиции. Тысячелетний опыт совместного проживания на российских просторах обобщен и зафиксирован в фольклоре. В многочисленных хрестоматиях для дошкольников показан огромный нравственный потенциал по воспитанию в детях чувства дружбы, миролюбия, взаимопомощи, добрососедства,
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками. В младшем школьном возрасте, когда рациональный интеллект только формируется, ничто не мешает закладывать эмоциональный фундамент нормального морального развития личности.
Свое отношение к человеку иной национальности начинается формироваться у ребенка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубежденных знаниях. Дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей, но в тоже время имеется проявления детской агрессии по отношению друг к другу, к объектам природы, и т.д. Замечены проявления: осмеяния, передразнивание, не желание общаться с человеком проявление детской бестактности, не умение правильно вести себя в различных ситуациях. Это длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка, так как воспитание патриотических чувств не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий.
Представленная разработка определяет основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности».
Современные подходы к понятиям «патриотизм» и «толерантность»
Содержание проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости ее решения программными методами.
За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.
Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.
Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начали формироваться ещё в древности. Зародыш патриотического воспитания появился примерно в период разложения родового строя и зарождения феодальной собственности. В качестве новых явлений педагогической мысли на Руси X - XIII веков можно отметить: выдвижение отдельной личности как цели воспитания, воспитание веры в победу, в непобедимость богатырей русских (главный герой русского эпоса Илья Муромец, которому смерть в бою не писана).
Важное место в народной педагогике России занимали пословицы и поговорки. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме любви к родине и защите отечества:
- С родимой земли - умри не сходи.
- Русский не с мечом, ни с калачом не шутит.
- Один в поле не воин.
- Храбрость города берёт.
Эти пословицы любимы в народе и дошли до нашего времени.
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв.
Понятие патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводятся. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведёт к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
В своей истории многие народы осуществляют духовно-творческие свершения, переживающие века (древнегреческое искусство, римское право, германская музыка и т. д.). Каждый народ привносит в культуру своё и каждое достижение народа является общим для всего человечества.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека – гражданина. Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, обеспечивающие защиту и развитие ребенка системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей определены Законом РФ «Об образовании» (раздел 1, ст.2), «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года», государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы». В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «…система образования призвана обеспечить…воспитание патриотов России».
Что же такое «гражданское воспитание»? Это целостный педагогический процесс, результатом которого является определенный уровень гражданственности как интегративного личностного образования, включающего ряд компонентов: патриотизм, толерантность, правовая воспитанность.
Патриотизм рассматривается как любовь и преданность своей Родине, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства, как одно из наиболее значимых социальных чувств, венчающих лучшие качества человеческого характера.
Правовая культура – это одна из форм социально – значимой творческой деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений. Становление основ правовой культуры осуществляется в общем контексте процесса социализации человека, важнейшее место в котором отводится целенаправленному нравственно – правовому воспитанию.
Толерантность в современном обществе – формируемая модель взаимоотношения людей, народов, стран. Означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. В документах конференций ЮНЕСКО 1997 года толерантность трактуется уже как терпимость к чужим мнениям, верованиям, расовым различиям, поведению, образу жизни и национальности.
В области дошкольного образования становление толерантного отношения к представителям других национальностей является одним из требований к содержанию деятельности детских садов, предъявляемых государственным образовательным стандартом.
Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведёт к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачёв).
Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом продолжающим личность.
Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.
Поэтому нами был составлен годовой перспективный план работы ДОУ по формированию патриотизма и межнациональной толерантности на 2013-2014 учебный год
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1. | Работа с педагогами | ||
Анкетирование | Октябрь | Старший воспитатель | |
Просмотр видеопрезентаций «Толерантность» «Патриотическое воспитание» | Октябрь | Старший воспитатель | |
Семинар «Содержание воспитания толерантности в системе современного поликультурного образования». | Ноябрь | Старший воспитатель | |
Тест: «Толерантны - ли Вы?» | Февраль | Старший воспитатель | |
2. | Работа с детьми | ||
Диагностика | Сентябрь | Воспитатели | |
Знакомство с разными народными инструментами. Прослушивание музыки разных народов. | На музыкаль ных занятиях в течение года | Муз. руководитель | |
Развлечение «Мамин праздник» | Март | Муз. руководитель. | |
«Пришла масленица» | Апрель | ПДО по приобщению к истокам русской народной культуры | |
Народные подвижные игры | На физкульт. занятиях | Инструктор по физ. культуре | |
Патриотический праздник «День защитника Отечества» | Февраль | Инструктор по физ. культуре | |
2 февраля (День разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом) | Февраль | ПДО по приобщению к истокам русской народной культуры | |
«День здоровья» | Ноябрь Апрель | Инструктор по физ. культуре | |
Праздник Великой Победы праздник «Есть такая профессия – Родину защищать» | Май | ПДО по приобщению к истокам русской народной культуры | |
Сюжетно-ролевые игры в «Фольклорной комнате». Знакомство с бытом и историей русского народа. | В течение года | ПДО по приобщению к истокам русской народной культуры | |
Оформление выставок, уголков: -«Россия – родина моя» -Знакомство с живописью. -Выставки детских работ. | В течение года | Воспитатели | |
Организация мероприятий в экологических зонах: -ухаживание за растениями -проведение опытов, экспериментов -знакомство с разными природными зонами. | В течение года | Воспитатели | |
Кружковая работа в детской кухне: -привитие навыков культуры поведения за столом; -знакомство с профессией повара; -дать знания о национальных блюдах. | В течение года | Воспитатели | |
Реализация программы социально – личностного развития от 5 до 7 лет по воспитанию основ толерантного поведения «Путешествие в страну Толерантность» | Социальный педагог | ||
Инсценировка произведений разных народов мира. Кукольный, настольный и другие виды театральной деятельности. | 1 раз в месяц | Воспитатели, муз. руководитель | |
Беседы с детьми о нравственном воспитании, проблемные ситуации, просмотр видеофильмов. | На занятиях | Воспитатели | |
3. | Работа с родителями | ||
Анкетирование | Октябрь | Воспитатели | |
Оформление альбомов «Я и моя семья» | Воспитатели | ||
Привлечение родителей к организации праздников. | В течение года | Муз. руководитель | |
Конкурс газет «Никто не забыт, ничто не забыто!» | Май | Воспитатели | |
4. | Взаимодействие с социумом | ||
Принимать участие в районных мероприятиях | По плану | Старший воспитатель | |
Приглашение работников Пожарной части в д/сад. | Старший воспитатель | ||
Участие в акциях «Посади дерево с ветераном» «Соберем посылку в госпиталь» «Поможем птицам» и т.д. | Старший воспитатель | ||
5. | Преемственность с различными субъектами | ||
Экскурсии детей в школьную библиотеку. | Сетябрь Январь Март | Старший воспитатель, воспитатели, библиотекарь МОУ СОШ № 128 | |
Экскурсии детей в районную библиотеку. | 1 раз в квартал | Ст. воспитатель | |
Выступления музыкальной школы № 9 | 1 раз в квартал | Музыкальный руководитель | |
Показательные выступления ДЮСШ № 10 | 2 раза в год | Старший воспитатель | |
Просмотр спектаклей в ТЮЗе | 1 раз в квартал | Заведующий, старший воспитатель | |
К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важными условиями реализации цели и задач патриотического воспитания формирования толерантности у дошкольников относятся:
- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста)
- дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
- сочетание научности и доступности исторического материала
- наглядность
- рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок
- профессиональная компетентность педагога
- систематичность и последовательность
- принцип системно- организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов
- принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, городу, краю
- принцип от близкого к далекому
- – этика и стратегия ненасилия
- – идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям
- –необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.
Детство — это то, что дается каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это то чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаем его следующему поколению.
Поэтому от нас, взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям.
Педагогические методы и средства, используемые в процессе формирования патриотизма и толерантного сознания у детей старшего возраста:
1. Методы, повышающие познавательную активность:
- метод сравнения
- элементарный анализ
- метод моделирования и конструирования
- метод проектной деятельности
- метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать
- метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств
- решение логических задач
- экспериментирование
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
- игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств
- сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться
3. Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
- прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает об изобретении человека, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в изобретательстве
- беседа – является связующим звеном
4. Методы коррекции и уточнения:
- повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний
- метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.
Анкета для воспитателей.
№ | Вопрос | Да | нет |
1 | Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания? | ||
2 | Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям дошкольного возраста? | ||
3 | Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей? | ||
4 | Считаете ли Вы нужным увеличить запас знаний по истории и географии России? | ||
5 | Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции? | ||
6 | Достаточно ли у Вас знаний о городе, в котором вы живете? | ||
7 | Позволяет ли Вам ясность, образность и выразительность речи донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания? | ||
8 | Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, с которой работаете? | ||
9 | Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями? | ||
10 | Правильно ли организована в групповой комнате предметно - развивающая среда: подобран демонстрационный материал, дидактические игры по патриотическому воспитанию? | ||
11 | Проводите ли вы досуги и развлечения по теме? | ||
12 | Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с семьей? |
Анализ деятельности педагога
№ | Критерии оценки | Оценка старшего воспитателя | Оценка педагога |
1 | Создает условия для развития эмоционально положительного отношения к родному городу, культуре, традициям, символике, природе России. | ||
2 | Представляет детям возможность осваивать предлагаемую в доступной форме информацию (художественная литература, иллюстрации, наглядные пособия, экскурсии) | ||
3 | Создает условия для самостоятельной творческой деятельности дошкольников. | ||
4 | Дает детям элементарные представления: Об истории государства Об истории быта народов России О традициях О народных праздниках О народной игрушке, истории ее возникновения | ||
5 | Знакомит с устным народным творчеством | ||
6 | Дает представления об историко - географических и природных компонентах: размерах страны и ее природных богатствах, природно- климатических зонах и условиях жизни людей в них | ||
7 | Формирует бережное отношение к природе | ||
8 | Рассказывает о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе (Земля- наш общий дом, а человек- часть природы) | ||
9 | Знакомит детей с символикой государства: Флагами (государственный, военно- морской, знамя Победы) и гербами (государственный, герб города, района), их назначением | ||
10 | Знакомит с историей родного города, его улицами, площадями, проспектами, достопримечательностями, зелеными зонами | ||
11 | Организует совместную деятельность детей и взрослых: игры, досуги и развлечения | ||
12 | Создает в группе соответствующую предметно - развивающую среду: дидактические игры, демонстрационный материал. |
Диагностическая карта
Ф.И.ребенка | ||||||||||||||||||||
1.Родная страна: Название страны Название города Домашний адрес Название достопримечательностей города Название зеленых зон Название улиц, площадей | ||||||||||||||||||||
2.Символика Флаг России Герб России Герб родного города Гимн России | ||||||||||||||||||||
3.История народной культуры и традиций Народная игрушка Народные праздники Жилище человека и предметы быта | ||||||||||||||||||||
4.Историко- географический и природный компоненты Природные богатства нашей страны Различные природно- климатические зоны (тундра, лес Виды ладшафта(горы, равнина) | ||||||||||||||||||||
5.Личностный компонент Отношение к окружающей среде Забота о близких Проявление дружелюбия Умение управлять своими чувствами, договориться Умение анализировать свои поступки и поступки других |
Высокий уровень-
Знает название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно - климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки.
Средний уровень-
Знает название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно - климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень-
Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно - климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки
Анкета для родителей.
1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
2.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
ПАМЯТКА
С РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО ВОСПИТАНИЮ ВНУКОВ
(разработана Л.Я.Верб)
- Слушайте своих внуков, не перебивайте их, вникайте в интересующие детей вопросы и проблемы.
- Помогайте всем, чем только можно. Деньги- наименьшее, что можно дать близким, но иногда они очень важны.
- Интересуйтесь друзьями, подругами внуков. Попытайтесь понять, чем они привлекательны, отметьте их лучшие качества.
- Выполняйте свои обещания, не откладывайте их в долгий ящик и не надеясь, что внуки забудут о них.
- Помните: главные воспитатели- родители, а бабушки и дедушки имеют лишь право совещательного голоса.
- Обращайте внимание на хорошие качества внуков, и их станет больше.
- Умейте планировать радость. Помните: нет ничего лучше искреннего детского смеха, детской непосредственности, детской любви.
Рекомендации для родителей.
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
- Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
- Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
- Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
- Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
- Расширяйте собственный кругозор
- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
- Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
- Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Спасибо за сотрудничество!
Список литературы
- Актуальные проблемы нравственного воспитания /Л.Ф. Колесников. – М.: Наука, 1987г.
- Актуальные задачи гражданского образования и патриотического воспитания: идеи сотрудничества и толерантности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Центральная городская детская б-ка им. А. С. Пушкина . - С.Петербург, 2005г. - 139 с.
- Бондаренко О.Я. Анатомия толерантности. – М., 1998г.
- Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия /И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999г.
- Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И., Козлова С. А. Родной край. - М., Просвещение, 1990г.
- Высотина Л.А. Нравственное воспитание младших школьников. – М.: Просвещение, 1960г.
- Государственная программа. - Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2002 годы. - Российская газета. 2001 год.
- Грейс Крайг. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000г.
- Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – СПб.: Речь, 2001г.
- Козлов Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников. – М.: Просвещение, 1983г.
- Князева О. Л., Маханева М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - Санкт-Петербург,- 1999 г.
- Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1997г.
- Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. – М.: Просвещение, 1985г.
- Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников.– М.: Педагогика, 1980г.
- Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Педагогика, 1999г.
- На пути к толерантному сознанию /А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2000г.
- Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков и способы педагогического воздействия на личность. – М.: Просвещение, 1968г.
- Непомнящая Н.И. Становление личности ребёнка. – М.: Педагогика, 1992г.
- Обучение и развитие младших школьников: Межвузовский сборник научных трудов. – Волгоград: ВГПИ, 1990г.
- Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. – М.: Педагогич. поиск, 2000г.
- Подпрограмма Министерства образования Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2002 годы», // Вестник образования. Декабрь № 23, 2001 год..
- Практикум по возрастной психологии /Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001г.
- Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – М.: Генезис, 2000г.
- Рюмина Л.И. Библиотека психологии и педагогики толерантности // Вопросы психологии. – 2002г. – № 2.
- Скворцов Л.В. Толерантность иллюзия или средство спасения? // Публицистика и очерки. – М., 1997г. – № 2. – Октябрь.
- Солдатова Г.У. Научная конференция «Толерантность – норма жизни в мире разнообразия» //Вопросы психологии. – 2002г. – № 1.
- Фопель К. Сплочённость и толерантность в группе. – СПб.: Питер, 2002г.
- Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. – М.: Педагогика, 1983г.
Приложение
Конспект мероприятия «О войне мы не забыли»
Цель:
1.Растить патриотов России
2. Формировать интерес к изучению истории родного края
3.Воспитывать чувство любви к Родине, стремление совершать дела на благо страны.
Оборудование: карты Сталинградской битвы, плакат «Мать Родина зовет», «Советский воин», письма с фронта, фляжка, кружка, котелок, каска, литература, фонограммы, выставка военной техники на картинках, медали, фуфайка, валенки, темный хлеб, сахар,
Ход
Вход детей под музыку «Прощание славянки». Сели.
Педагог дополнительного образования: 22 июня 1941г. началась Великая Отечественная война, а через год враг оказался на территории нашей области, цель которого-захватить Сталинград, так раньше назывался наш город Волгоград (Работа с картой).
Началась Сталинградская битва на дальних подступах к городу между Волгой и Доном. На Сталинградском направлении действовала 6 гитлеровская армия под командованием генерала Фридриха Паулюса, который подписал приказ о наступлении на Сталинград. 25 августа в 16.00 часов, выполняя приказ Гитлера, фашисты подвергли Сталинград массированной бомбардировке. Город был разрушен, он превратился в море огня.
В сентябре немецкая армия начала штурм Сталинграда. Начались самые тяжелые дни для Сталинграда. Бои развернулись в районе Мамаева кургана (Обратить внимание на карту и мать Родину). У элеватора, где хранилось зерно, в районе железнодорожного вокзала битва за Мамаев курган продолжалась до конца января 1943года.
Исп. стихотворение «На Мамаевом кургане», дети 10 группы
На Мамаевом кургане
Днем и ночью ходит мать
Вы скажите, добры люди,
Где мне сына отыскать?
Ей в ответ вздыхает Волга
«Крепко спит в земле герой,
Не буди его напрасно
И иди себе домой»
Разогнулась, повернулась, непокорна и горда
«Не гони меня отсюда,
Не уйду я никогда
Стану камнем на кургане,
Подниму священный меч
И останусь возле сына
Чтоб покой его стеречь»
И стоит она над Волгой
Непокорна и горда
И все матери погибших
Видят в ней самих себя.
Педагог дополнительного образования:: Героически сражались, защищая свой город, наши воины. Многие из них погибли. Давайте почтим минутой молчания тех, кто погиб в битве за Сталинград.
Минута молчания.
Педагог дополнительного образования: Мирным жителям, оставшимся в Сталинграде, помогали подростки и дети.
Самым юным защитником Сталинграда был Сережа Алешков, было ему 6 лет. До войны семья Алешковых жила в Калужской области в деревне Грынь. Осенью 1941г. область была захвачена гитлеровцами. Затерянная в лесах деревня стала базой партизанского отряда, а ее жители – партизанами. Однажды мать с десятилетним Петей – старшим братом Сережи – ушли на задание. Были схвачены гитлеровцами. И были уничтожены. Сережа остался сиротой. Спал под деревьями, питался ягодами. Бойцы 142-го гвардейского стрелкового полка подобрали обессиленного и голодного мальчика, выходили его, сшили военную форму, зачислили в списки полка, с которым он прошел славный боевой путь, в том числе и Сталинград. Конечно, непосредственного участия в боевых действиях Сережа принимать не мог, но из всех сил старался помочь советским бойцам: приносил им пищу, подносил снаряды, патроны, разносил почту. Его очень полюбили в полку и называли боец Алешкин. Однажды он спас жизнь командиру полка полковнику М.Д. Воробьеву. Во время обстрела полковник был завален в землянке. Сережа не растерялся и вовремя позвал советских бойцов. Подоспевшие солдаты извлекли командира из под обломков, и он остался жив. Однажды с солдатами одной роты Сережа попал под минометный обстрел. Осколом мины был ранен в ногу, попал в госпиталь. После лечения вернулся в полк. Солдаты устроили по этому поводу чествование. Перед строем был зачитан приказ о награждении Сережи медалью «За боевые заслуги № 013 (Приказ от 24.04.1943г). По материалам интернет сайтов: http://www.volgograd.ru, http://www.stalingrad.ws
Дети изготовили 6000 деревянных корпусов противотанковых мин, склеили 1,5 млн. конвертов. Из детской типографии (при Доме пионеров) массовым тиражом выходили листовки с образованием к румынским, немецким солдатам прекратить огонь.
На детские деньги (от сбора металлолома) были построены танки под названием «ТАНЯ», «СТАЛИНГРАДСКИЙ ПИОНЕР», «ЗАЩИТНИК СТАЛИНГРАДА» и т.д.
Во время войны дети и подростки Краснооктябрьского района собрали 2800 рублей на строительство авиаэскадрильи, была получена благодарственная телеграмма от И.В. Сталина.
Дети, как и взрослые, делали все для победы. Враг был окружен и попал в плен.
Исп. сценка И.У.Барышников «В фуфаечке» (Исполняет ребенок Демьянов Ярослав, 6 лет, гр. № 10)
Гнали немецких военнопленных длинными колоннами. Шли они укутанные в одеяла, на ногах соломенные башмаки.
«А я стою в фуфаечке и подшитых валенках, с буханкой хлеба под мышкой, я – гордый, непобедимый сын Сталинграда!»
Педагог дополнительного образования: Какая техника приближала час победы? (обращает внимание на выставку – танки, ракеты, самолеты и др. военные техника.)
Ответы детей.
Исп. стихотворение Владимира Овчинцева «ТАНК НА ПЛОЩАДИ» дети 2 группы,6 лет
Там, где труб стальную рощу
Поднял тракторный завод,
Грозный танк пришел на площадь
Через самый страшный год.
Он сражался в нашем городе,
Он горел на лютом холоде,
Как его боялся враг!
Встал на отдых грозный танк!
Он на солнышке блестящий,
Он в броне пренастоящей,
Пулеметы в нем и пушка.
Танк, конечно, не игрушка.
Понимаю, мне ведь – шесть.
Только хочется погладить
И еще… в кабину сесть.
Воспитатель: Давайте вместе с вами посмотрим, какие вы меткие.
Игра – аттракцион «Сбей вражеский танк» (8-10 человек)
Педагог дополнительного образования: «Молодцы, вы очень меткие, настоящие защитники!»
Вспомним тех, кто защищал наш город.
Исп. стихотворение «О дедушке» Саклаков Степан, 6 лет, гр. № 10.
У меня есть дедушка, дедушка родной
На груди у дедушки орден боевой
На войне мой дедушка храбро воевал
За отвагу дедушку маршал награждал
Хорошо и весело мне, ребята, с ним
Вам бы познакомиться с дедушкой моим!
А теперь ребята из 5 группы исполнят песню «Прадедушка».
Исп. песня «Прадедушка».
Педагог дополнительного образования: О положении на фронте люди узнавали из писем. Кроме конвертов, где были письма, послания, отправляли в виде треугольника (показ на выставке)
На фронте очень ждали письма из дома.
Исп. стихотворение «Письмо отцу» (дети 5 группы, 6 лет)
Здравствуй, папка!
Ты опять мне снился,
Только в этот раз не на войне.
Я немного даже удивился-
До чего ты прежний был во сне.
Папа! Ты вернешься невредимый
Ведь война когда-нибудь пройдет.
Миленький голубчик мой родимый,
Знаешь, вправду скоро Новый год.
Я тебя, конечно, поздравляю,
И желаю вовсе не болеть
Я тебе желаю прежелаю
Поскорей фашистов одолеть!
Чтоб они наш край не разрушали,
Чтоб как прежде можно было жить
Чтоб они мне больше не мешали
Обнимать тебя, тебя любить.
Воспитатель: Письма на фронт доставлялись и на самолетах. Давайте посмотрим, кто быстрее на своем самолете доставит почту фронтовикам.
Игра-аттракцион «Самолеты»
Педагог дополнительного образования: Сегодня 2 февраля. В далеком 1943 мы пришли к победе на Сталинградской земле. Мы победили! Много песен и стихотворений написано о событиях и участниках этой битвы.
Исп. стихотворение М. Агашиной «Мой город» - исп. Политов Никита, 6 лет. гр.№10.
Гудками теплоходов встречая
Стоит над Волгой город,
В котором я живу.
Я знаю: есть на Волге другие города
Но над моим сияет солдатская звезда.
Нам ним зимой и летом,
И в ночь и среди дня
Горит, не гаснет пламя
Солдатского огня.
Педагог дополнительного образования: Многие воины за свои подвиги получили награды. 22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Сталинграда». Более 760 тысяч солдат получили эту награду. (показ выставки орденов и медалей за героические подвигиx: орден Красной Звезды, орден Отечественной войны 2-ой степени, медаль «За Победу над Германией», медаль «За победу над Японией, медаль к столетию рождения Г.Жукова, гвардейский знак.)
Исп. стихотворение «Вы берегите ордена!» - исп. Климчук Елизавета, 6 лет, гр.№ 10
Вы берегите ордена!
Ведь здесь когда-то шла война,
Горело сердце Сталинграда
И тот огонь еще не спит
Храните ж мальчики награды,
Ушедших стариков своих.
Вы берегите ордена!
А то опять придет война.
Пусть больше здесь не будет войн
И не пойдут солдаты в бой.
Пусть бьется сердце Волгограда
Храните ж мальчики награды!
Педагог дополнительного образования: но до разгрома фашисткой Германии оставалось более 2х лет. Давайте послушаем песню о том, как все ждали нашу Победу!
Просмотр детьми выставки под музыкальное сопровождение (Звучит запись песни О.Даль).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический материал по теме: Сценарий праздника, посвященный Дню Знаний в детском саду.
Сценарий праздника: " В гостях у госпожи Науки ."...

учебно – методическая разработка, направленная на формирование толерантности, гармонизацию межнационального и этноконфессионального согласия проект "Мы такие разные"
АннотацияСовременного культурного человека отличает не только уровень образованности и самодостаточности, но и наличие у него чувства уважения к окружающим. Следовательно, важнейшей задачей, с точки з...

Нравственно-патриотическое воспитание, краеведение в условиях современного детского сада
В презентации представлен опыт работы МБДОУ № 30 г.Н.Новгород по нравственно-патриотическому воспитанию и краеведению...

Учебно-методическая разработка занятия по обучению грамоте в стершей-подготовительной группе детского сада.
Программное содержание: - Продолжить учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;- Закреплять знания о словоразличительной роли зв...

"Патриотическо е воспитание дошкольников в условиях современного детского сада"
Консультация для родителей...

Учебно-методические материалы по теме "Методы и приемы музыкального воспитания в детском саду"
Виды методов и приемов музыкального воспитания...

