учебно – методическая разработка, направленная на формирование толерантности, гармонизацию межнационального и этноконфессионального согласия проект "Мы такие разные"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа) по теме

Болдырева Любовь Васильевна

Аннотация

Современного культурного человека отличает не только уровень образованности и самодостаточности, но и наличие у него чувства уважения к окружающим. Следовательно, важнейшей задачей, с точки зрения гуманистической психологии и гуманной педагогики, является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принимать других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

Задачу детского сада мы видим в том, чтобы из его стен выходили воспитанники, мировосприятие которых основано на принципах толерантности. Толерантность является фактором социализации личности, определяющим её отзывчивость, чувствительность и внимание к другим людям, их проблемам, горестям и радостям.

Данный проект  разработан с целью создания толерантной образовательной среды в учреждении в условиях обновления содержания обучения и воспитания, внедрения новой образовательной технологии воспитания толерантности у детей и взрослых.

Основная идея проекта - воспитание толерантности в ходе реализации интеграционного подхода к развитию детей в условиях детского сада с применением  педагогических  технологий  междисциплинарного характера.

В соответствии с ФГОС  проект опирается на научные принципы ее построения:

1. Принцип субъектности;

2. Принцип адекватности;

3. Принцип индивидуализации;

4. Принцип рефлексивной позиции;

5. Принцип создания толерантной среды.

Пути решения проекта: разработать систему реализации идей на основе реальной практики возможностей конкретного ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_takie_raznye.docx473.7 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Desktop\титульник.bmp

Аннотация

Современного культурного человека отличает не только уровень образованности и самодостаточности, но и наличие у него чувства уважения к окружающим. Следовательно, важнейшей задачей, с точки зрения гуманистической психологии и гуманной педагогики, является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принимать других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

Задачу детского сада мы видим в том, чтобы из его стен выходили воспитанники, мировосприятие которых основано на принципах толерантности. Толерантность является фактором социализации личности, определяющим её отзывчивость, чувствительность и внимание к другим людям, их проблемам, горестям и радостям.

Данный проект  разработан с целью создания толерантной образовательной среды в учреждении в условиях обновления содержания обучения и воспитания, внедрения новой образовательной технологии воспитания толерантности у детей и взрослых.

Основная идея проекта - воспитание толерантности в ходе реализации интеграционного подхода к развитию детей в условиях детского сада с применением  педагогических  технологий  междисциплинарного характера.

В соответствии с ФГОС  проект опирается на научные принципы ее построения:

1. Принцип субъектности;

2. Принцип адекватности;

3. Принцип индивидуализации;

4. Принцип рефлексивной позиции;

5. Принцип создания толерантной среды.

Пути решения проекта: разработать систему реализации идей на основе реальной практики возможностей конкретного ДОУ.

                                                                                                                     

Введение

«Глухой к другим людям останется глухим к самому себе:

ему будет недоступно самое главное в самовоспитании –

                         эмоциональная оценка собственных поступков».

В.А. Сухомлинский.

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством народов Урала; с их изобразительным и декоративно-прикладным искусством; с историко-географическими и природоведческими особенностями народов, живущих на Урале.

Россия всегда являлась многонациональным государством, а Урал, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной  национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач в нашей работе. В нашем крае, да и в нашем районе  живет много представителей народов. Это -  русские, украинцы, татары, чуваши, мордва и т.д. Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности он ни был, каждый является представителем своего мира, традиций, культуры. И маленький мордвин, и маленький татарин, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. А наша задача – научить их толерантно относиться друг к другу, уважать традиции других народов. Но ребенок может научиться любить и уважать традиции других, только если он знает, уважает и чтит традиции своего народа. Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, на мой взгляд, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка. К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, когда не понятен смысл торжества и воспринимаются они только с материальной стороны  – вкусно поесть, получить подарки, а сам процесс с определенными ритуалами становиться далеко не важным. Многие из них были изъяты, утеряны и забыты в социалистическое время, поэтому мы не привыкли их соблюдать, и в свою очередь не приучаем своих детей.

Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы  -  проблемы толерантности.

Объект исследования: условия формирования толерантности у старших дошкольников.

Предмет деятельности: процесс формирования толерантности  у старших дошкольников.

Актуальность создания проекта

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что:

• Сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития человечества.

• Каким будет наше общество, и как будут решаться экономические проблемы, определяется тем социально-культурным потенциалом, который закладывается еще в детском возрасте.

• Остро обозначается сегодня проблема толерантности в семье. Наблюдается низкий уровень этнического самосознания современных родителей.

Исторически так сложилось, что Урал - огромный полиэтничный край. Издавна заселенный представителями разных национальностей: это русские, мордва, чуваши, татары  и  многие другие ( менее малочисленные народы), дети от смешанных браков, которые впитали культуру нескольких народов и др.

Представители различных народов привносят в социум свою культуру, обычаи, взгляды на жизненные идеалы, обогащая тем самым, друг друга, формируя общечеловеческие ценности.

Практически любое образовательное учреждение города или села поликультурно, в детских коллективах воспитываются дети разных национальностей.

За последние несколько лет в дошкольном образовании основной акцент все больше делается на когнитивное (познавательное) развитие, данная позиция ведет в ущерб социально - личностному развитию дошкольника, препятствует формированию навыков межличностного общения, становлению образа «Я» и самооценки.

Поэтому вопрос воспитания толерантности у детей дошкольного возраста остается важным и значимым, его нельзя рассматривать как модное направление педагогической деятельности и нельзя забывать в потоке множества дел.

Цели, задачи, ожидаемые результаты

Стратегическая цель проекта:

Создание благоприятных  условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру. Поиск путей развития личности через взаимодействие культур.

Тактические  цели проекта:

  1. Создать предметно-развивающую среду, способствующую сопричастности детей к культуре других народов.
  2. Сформировать уважительное отношение, открытость, дружелюбие к сверстникам и родителям.
  3. Организовать встречи с людьми разных национальностей.

Задачи проекта для детей:

  • Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.
  • Формирование у детей толерантного поведения, внутренней и внешней правовой культуры.
  • Повышение культуры межличностного взаимодействия детей в группе.
  • Закрепление нравственных представлений, навыков социально приемлемого поведения.

Задачи для педагогов и родителей:

  • Ознакомление педагогического коллектива с новинками методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного поведения и общения.
  • Повышение компетентности родителей по правовым вопросам
  • Оснащение предметно-развивающей среды в группах и в ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности.
  • Применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности.
  • Взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.
  • Создание в ДОУ условий для приобретения         опыта через знакомство с культурой, традициями разных народов.
  • Познакомить с национальными традициями, культурой воспитанников, и семей, посещающих детский сад.
  • Воспитание любви и уважения к своей Родине, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям.

Ожидаемые результаты:

  1. Познания в области национальной культуры народов Урала способствуют воспитанию интереса дошкольников к региональной культуре, её фольклору, поэзии, изобразительному искусству, архитектуре и т.д.
  2.  Дети будут  не только знать, но и  научатся  ценить произведения культуры края.
  3. Интерес детей характеризуется эмоционально — личностными и персонально - значимым отношением дошкольников к  народам Урала, познавательной активностью, действенностью и относительной устойчивостью.

Продукты  проекта:

Семейные альбомы: «Наша национальная кухня», «Наш национальный костюм», «Наши национальные игры», «Наша национальная культура».

Вид проекта: познавательно - творческий, межгрупповой, долгосрочный.

Участники: педагоги и специалисты детского сада, родители, дети старшего дошкольного возраста.

Характеристика методов и средств реализации проекта

  • Циклы занятий, включающие различные виды деятельности: познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и др.-  на основе единого содержания.
  • Беседы. Нам представляется важным использовать беседы в качестве не только словесного метода на занятии, но и самостоятельной формы работы с детьми.
  • Видеопросмотры, которые могут использоваться и на занятиях, и в свободное время.
  • Развлечения и праздники с этнокультурной тематикой.
  • Фольклорные концерты и театрализованные представления.
  • Целевые прогулки, экскурсии.

Этапы реализации проекта программы

Реализация проекта рассчитана на 1 учебный год с сентября по май.

№п/п

Этапы

Цель

Сроки

1

Подготовительно-проектировочный этап

1.Выявить национальное состояние семей воспитанников детского сада.

2.Установить партнерские отношения с родителями, детьми.

3.Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса.

4.Разработка проекта, перспективного плана мероприятий. (Приложение 1)

5.Диагностика детей по выявлению уровня сформированности толерантного отношения друг к другу.

6.Анкетирование родителей.

(Приложение 2)

7.Оформление перспективно -тематического плана, паспорта проекта.

Сентябрь - октябрь

2

Практический этап

1.Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, родителям.

2.Подбор материала.

3.Реализация проекта в образовательную практику.

4.Закрепление полученных знаний на практике через презентацию проекта

5.Пополнение предметно-развивающей среды демонстрационным материалом по теме.

6.Реализация запланированных мероприятий.

7.Конкурсно - игровая программа с участием родителей, презентация семейных альбомов «Мы такие разные».

Ноябрь - март

3

Обобщающе - результативный этап

1.Фестиваль национальных культур.

 2. Фотовыставка «Широка страна моя родная».

3.Диагностика детей по выявлению уровня сформированности толерантного отношения друг к другу.

4. Анкетирование родителей.

5.Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность, через организацию экскурсий, семейных праздников.

Май

План мероприятий

I этап: Подготовительно – проектировочный

Разработать план работы МК ДОУ по формированию толерантности на учебный год.

Ст. воспитатель

Продумать и подготовить систему мероприятий для проведения недели толерантности.

Творческая группа

Приобретение дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов, картин художников мира.

Заведующий д/с    

Ст. воспитатель

Создание картотеки подвижных игр народов мира.

Инструктор по физкультуре

Ознакомление педагогического коллектива с новинками методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного поведения и общения.

Ст. воспитатель

Педагог-психолог

Оснащение предметно-развивающей среды в группах и в ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности.

Ст. воспитатель

Воспитатели групп

Отражение вопросов и проблем воспитания толерантности у детей в выпусках газеты детского сада.

Ст. воспитатель

Педагоги детского сада

Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку общесадовских и групповых мероприятий по теме толерантности.

Заведующий д/с    

Ст. воспитатель

Педагоги групп

Повышение компетентности родителей по правовым вопросам, изучение социального статуса семей воспитанников.

Педагог-психолог

Педагоги групп

II этап: Реализация проекта.

Разработка плана работы МК ДОУ по формированию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Ознакомление педагогического коллектива с новинками методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного поведения и общения.

2. Повышение компетентности родителей по правовым вопросам.

3. Оснащение предметно-развивающей среды в группах и в ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности.

Дата

Темы

Мероприятия

Ответственные

В течение года

Оснащение  и обогащение предметно – развивающей среды в ДОУ и в группах.

Организация  информационного пространства среди родителей.

 

 

Приобретение  дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов.

Приобретение  картин художников мира.

Создание  картотеки подвижных игр народов мира.

В выпусках общесадовской газеты отражать вопросы и проблемы воспитания толерантности у детей.

Привлечение  социокультурных учреждений города и района для создания кружков социальной, художественно-эстетической направленности.

Создание альбомов об обычаях и традициях народов России.

Ст. воспитатель

 

 

 Инструктор по физкультуре

Ст. воспитатель

 

 

Заведующий МК ДОУ

Ст.воспитатель

Педагоги групп

Родители

Октябрь

Декабрь

Март

«Вопросы формирования толерантности в дошкольной практике».

Семинар – практикум для педагогов.

Ст. воспитатель

Педагог-психолог

Ноябрь

«Игры народов мира».

Спортивное  развлечение.

Подвижные игры на прогулке.

Инструктор по физкультуре

Педагоги групп

Декабрь

«Новогодние обычаи стран и народов мира».

Настольные и напольные игры.

Мультимедиа-презентации по темам.

Сюжетные  игры.

Творческие   рассказы по теме.

Педагоги старших групп

 

 

Январь

 «Моя страна».

«Символика нашей страны».

«Мой город».

«Русские народные праздники и традиции».

Фильмы  о городе, о людях живущих в нашем городе, селе,  о том какие религии исповедаются в нашем городе.

Рассматривание  альбомов.

Неделя  зимних игр и забав.

Чтение  русских народных закличек, песенок, потешек.

Обзорная  экскурсия по городу.

Ст. воспитатель Педагоги групп

Февраль

«Моя родословная».

 

 

 

«Наши защитники».

Творческие  игры.

Сюжетные  игры.

Мини -проекты о своей семье.

Выставки .

Экскурсии  в музеи.

Фотовыставка  любимых мест в городе.

 

 

Педагоги групп

 

 

 

Март

«Семейные династии».

 

 

Творческие  рассказы детей.

Встречи  с членами семьи.

Смотр - конкурс папок-передвижек о правах и обязанностях взрослых и детей.

Родители

 

Педагоги групп

 

Апрель

«День Земли».

Развлечения  по теме.

Выпуск  сборник стихов о Земле.

Педагоги групп

Май

«День Победы».

 

 

 

 

 

 «День семьи»

«День рождение русской березы»

Беседы  с детьми о том, что завоевывали победу люди разных национальностей.

Музыкально  – спортивное развлечение.

Конкурс  рисунков, презентаций о своем прадедушки и прабабушке в годы войны.

Праздник ко Дню семьи.

Целевая  прогулка к березе. Чтение  и заучивание стихотворений о символе России.

Педагоги групп

 

 Муз. руководитель

 

 

 Муз. руководитель

Педагоги групп

Реализация практического  этапа проекта

Предварительная работа:

  • Создание картотек подвижных игр и развлечений народов России и других стран.
  • Организация уголка «Дружбы». Коробочка-копилка «Добрых дел».
  • Предметно - развивающая среда в группе для организации режиссерских и ролевых игр.
  • Подборка иллюстраций на формирование правильного поведения в различных ситуациях.
  • Создание в группе библиотеки произведений переводной литературы разных народов, сказок, пословиц и поговорок о мире, дружбе, доброте, доме и Родине.
  • Дидактические игры на развитие у детей толерантности.
  • Музыкальные произведения композиторов мира.
  • Альбомы, фотографии, видеоматериал.
  • Демонстрационный  и раздаточный материал по темам: «Моя семья», «Мой город», «Моя страна», «Планета людей», «Дружат дети на планете», «Мои друзья»; карты (России, мира), глобус.
  • Оформление интерьера помещений группы иллюстративным материалом по теме.
  • Внесение предметов быта, предметов народно-прикладного искусства, кукол в национальных костюмах, музыкальных инструментов.
  • Организация фотовыставки «Широка страна моя родная»

Практическая деятельность

  • Народные игры России и других стран: «Сокол и лиса», «Утушка», «Скок –перескок», «Пятнашки на санках», «Барашек», «Канатоходец», «Перепелочка».
  • Сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Путешествуем по России», «Путешествие за рубеж», «Башня мира», «Готовимся к празднику», «Детский сад».
  • Театрализованные игры: «Друг всегда придет на помощь», «Как поссорились Солнце и Луна», «Как вести себя на улице», «Театр».
  • Сочинение сказок и историй детьми.
  • Создание  книг, их иллюстрирование и инсценировка.
  • Д\И «Назови ласково», «Ты мне нравишься, потому что… », «Дружить- это значит... », «Приветствие других стран», «Добрые пожелания», «Добрые новости», «Волшебная палочка добрых дел», «Подарок для друзей», «Комплименты», «Чем я могу помочь», «Я- хороший, ты- хороший», «Я хочу подружиться с… ».
  • Психологические этюды: «Цветок дружбы», «Каким я буду, когда вырасту», «Паровозик имён, или в страну Дружбы», «Дракон ловит свой хвост», «Заячья семья», «Если нравится тебе», «Не прослушай имя своего друга», «Зеркало». Д/и «Путешествуем по сказкам», «Чей это орнамент? », «Вещи перепутались», «Чей это дом! » «Встречаем гостей», «В гостях у друзей» Беседы «Моя семья», «Зачем нужны традиции? ».
  • Рассказы детей о членах своей семьи, оформление странички альбома «Я и моя семья».
  • НОД: «Мы - жители планеты Земля», «Моя страна», «Мой город», «Все мы разные, но все мы вместе».
  • Рисование по мотивам (татарских, мордовских) узоров, по темам; «Мы дети земли», «Я и моя семья».
  • Аппликации по мотивам народных орнаментов (Украсим сапожок, рукавичку, рушник) .
  • Оформление группового помещения и музыкального зала к праздникам и совместным досугам.

Разработка и проведение мероприятий недели толерантности (Приложение 3)

Проведение семинаров-практикумов для педагогов «Вопросы формирования толерантности в дошкольной практике»    

Работа с родителями:

  • Консультация «Психологическое здоровье ребенка».
  • Блиц-опрос для родителей: «Что вы понимаете под словом толерантность? ».
  • Анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка? ».
  • Консультации для родителей «Чему мы учимся друг у друга? », «Семейные традиции».
  • Акции «Покормите птиц зимой», «Построим горку сами».
  • Создание семейных альбомов «Наша национальная кухня», «Наш национальный костюм», «Наши национальные игры», «Наша национальная культура».
  • Конкурсно - игровая программа с участием родителей.
  • Презентация  семейных альбомов «Мы такие разные».
  • Оформление стенда: «С чего начинается Родина? ».
  • Выпуск папок-передвижек « Права и обязанности взрослых и детей», брошюр, стенгазет, памяток-рекомендаций по воспитанию толерантного отношения к окружающему миру. 
  • Организация совместной деятельности, чаепитий с родителями.

III этап: Презентация проекта.

  • Презентация проекта на собрании педагогов
  • Проведение фестиваля театральных мини-постановок

        «Театральный калейдоскоп» для детей детского сада  и родителей         воспитанников.

Результаты работы:

Повышение педагогической компетентности воспитателей и специалистов детского сада.

Составление картотеки подвижных игр, сценариев спортивного праздника, досугов с родителями.

Повышение правовой и педагогической культуры родителей (папки-передвижки, памятки-рекомендации по воспитанию толерантности).

Развитие творческих способностей воспитанников и педагогов детского сада, их коммуникативных качеств.

Укрепление отношений сотрудничества между детским садом и родителями воспитанников.

Ресурсное обеспечение программы

Нормативно-правовые ресурсы

• Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992г. №3266-1. С изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 13 января 1996г. № 12-ФЗ; от 16 ноября 1997г. № 144-ФЗ; от 20 июля 2000г. № 102-ФЗ; от 7 августа 2000г. № 122-ФЗ (извлечение).

• УСТАВ ДОУ

• СанПиН 2.4.1.2660-10

• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)

• Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ

• ФГОС ДО - утвержден  Приказом Министерства  образования и науки РФ  от 17 октября 2013 г.  №1155

Кадровые ресурсы

Для работы в проекте привлекаются: заведующая детского сада, старший воспитатель, музыкальный руководитель, руководитель по физическому воспитанию, педагог – психолог, воспитатели.

Образовательный и профессиональный  ценз педагогов ДОУ достаточно высокий, способный организовать воспитание и образование на достаточном уровне.

Фонд методического кабинета:

  • библиотека
  • игротека
  •  аудиотека
  • фонотека.

Материально-технические ресурсы:

  • телевизор
  • компьютер
  • магнитофон
  • мультимедиа

Финансовые ресурсы

Финансирование проекта производится за счет спонсорских вложений.

Вся финансово-экономическая деятельность направлена на реализацию данного проекта.

№ п/п

Наименование мероприятий

Ориентировочная стоимость

1

Приобретение дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов, картин художников мира.

5000рублей

2

Приобретение методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного поведения и общения.

500 рублей

3

Приобретение кукол в национальных костюмах, музыкальных инструментов.

2000 рублей

4

Приобрести: бумагу «Снегурочка»;

 папки; файлы.

1000 рублей

5

Ресурсы сети Интернет

1000 рублей

ИТОГО 9500 рублей

Критерии оценивания проекта

1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу) .

2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.

3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.

4. Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе.

Выводы:

Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства.

• В группах  будут созданы условия для развития толерантных отношений у детей.

• У детей постепенно сформируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение друг к другу независимо от национальности, культуры, социального статуса и физических возможностей.

• Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений, и что важнее всего, претворят их в жизнь.

В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только научить детей бесконфликтному социальному взаимодействию, но и даст  толчок для развития у старших дошкольников навыков коммуникации.

Литература

1. Галицких Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности : учеб.-метод. пособие. –  М. : Академический проект, 2004. – 240 с.

2. Гукаленко О. В. Поликультурное образование: теория и практика. – Ростов н/Д. : Изд-во РГПУ, 2003.

3. «Диалог культур»: проект программы поликультурного образования детей 3–7 лет. – Тимашевск, 2012. – 117 с.

Приложение 1

Перспективный план мероприятий

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

1.«Россия-многонациональное государство»

2.Знакомство с  татарской национальностью ( татары).

Тема: Здравствуй Казань.

Знакомство с культурой, традициями других народов. (Чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, музыка, сотрудничество с семьями воспитанников).

Октябрь

3.Знакомство с мордовской национальностью (мордва).

Тема: Знакомство с мордовским национальным костюмом.

Знакомство с культурой, традициями других народов. (Чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, музыкально-художественная деятельность, сотрудничество с семьями воспитанников)

Ноябрь

4.Проведение недели толерантности

5.Музыкальный праздник -презентация.

Подведение итогов проектной деятельности групп по ознакомлению с культурой народов России

Декабрь

6.Инсценировка народной сказки по выбору.

7. Новогодний утренник.

Закрепление знаний о культуре различных народов России через театрализованную деятельность

Январь

8.Просмотр мультфильмов по сказкам

9.Чтение  сказок народов России (эта работа в течении года)

Знакомство со сказками народов России.

Показать  детям, что многие сказки очень похожи и значит, культуры разных народов взаимосвязаны между собой.

Февраль

10.Спортивный праздник

11.Знакомство с  чувашской национальностью( чуваши) -

Тема: Акатуй.

Соревнования  и подвижные игры народов мира.

Знакомство с культурой, традициями других народов.

Март

12.«Образ матери в стихах авторов разных стран».

13.Праздник « Масленица».

Дать представление детям о том, что образ матери в стихах разных странах имеет общие черты. Познакомить детей с национальным праздником.

Апрель

14.«Музыкальные инструменты народов России» -видеопрезентация.

Познакомить детей с разнообразными музыкальными инструментами

Май

15.«Фестиваль национальностей»  - праздник

Закрепить знания детей о культуре других народов

Приложение 2

Анкета  для родителей.

Цель: изучить представления и интерес – отношение родителей к этнокультурному развитию детей.

1.Считаете ли Вы необходимым приобщать детей к культуре своего народа? Почему?

2.Считаете ли Вы необходимым знакомить детей с культурой других народов? Почему?

3.Нужна ли работа по этнокультурному развитию дошкольников в детском саду? Почему?

4.Обладаете ли Вы знаниями о родной культуре и культуре других народов (праздники, устное народное творчество, значение имён, игрушки, обычаи и др.).

5.Из каких источников Вы приобрели эти знания?

6.Как Вы приобщаете детей к родной культуре в своей семье?

7.Что бы Вы хотели узнать об этнокультурном образовании детей?

8.Нужно ли взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к культуре разных народов?

Приложение 3

Разработка и проведение мероприятий недели толерантности с 12 по 16 ноября

  • Чтение сказок народов мира в течение недели.

12 ноября   выпуск листков для родителей «Рекомендации для родителей по   толерантному воспитанию детей»

  • Стенгазета « 16 ноября - Всемирный день толерантности»

(ответственные: воспитатели)

13 ноября   «День помощи малышам» - изготовление сувениров и поделок для детей первой и второй младших групп (средняя, старшая, подготовительная группы; ответственные: воспитатели)

14 ноября   Акция «Шлем приветики» (старшая, подготовительная группы; ответственный: педагог-психолог)

15 ноября  Спортивный праздник «Игры разных народов»

(ответственный: инструктор по физкультуре)

  • Выставка детских рисунков «Мои друзья»

(старшая и подготовительная группы; ответственные: воспитатели)

  • Фотовыставка «Мы и братья наши меньшие»

(младшие, средняя группы; ответственные: воспитатели).

16 ноября   Спектакль «Муха-Цокотуха» для детей всех возрастов.

  • Совместное проведение мероприятий по толерантному взаимопониманию с чаепитием «Мы разные, но мы дружные» (дети и родители; по группам; ответственные: воспитатели).

Реализация проекта в образовательных областях:

День помощи малышам - социализация, коммуникация, художественное творчество, познание, труд, безопасность.

Акция «Шлём приветики» - социализация, коммуникация, познание, художественное творчество, труд.

Спортивный праздник «Игры разных народов» - физическая культура, здоровье, познание, коммуникация, социализация, безопасность.

Чтение сказок народов мира, произведений русских и зарубежных писателей - художественная литература, познание, социализация, коммуникация.

Выставка детских рисунков «Мои друзья» - художественное творчество, коммуникация.

Фотовыставка «Мы и братья наши меньшие» - художественное творчество, социализация, коммуникация, познание, безопасность.

Спектакли «Муха-Цокотуха», «Колобок на новый лад» - социализация, коммуникация, познание, художественная литература.

Подготовка спектакля «Новые приключения Красной Шапочки» и фестиваля театральных мини-постановок «Театральный калейдоскоп»

Приложение 4

Формы работы с родителями

1. Клубы на основе взаимодействия взрослых и детей, презентация семейных и творческих проектов – журналы, книги, энциклопедии, газеты и др.

2. Изучение особенностей семьи и ребёнка, запросов родителей через анкетирование, диагностирование, опрос, интервьюирование, информационные корзины.

3. Досуги, праздники, развлечения на основе активного взаимодействия с семьями воспитанников.

4. Обеспечение информационной среды, просветительской работы и координации взаимодействия ДОУ и семьи средствами наглядной пропаганды: стенды, папки-раскладушки, тематические выставки по разным направлениям, спец. выпуски газет и т.д.

5. Библиотека «В помощь родителю».

6. Домашняя игротека.

7. Фронтальные встречи с родителями: родительские собрания, устные журналы, консультации и др.

8. Дни открытых дверей.

9. Информационный банк: аудио-, медиа-, видеотека.

10. Благодарственные письма.

11. Массовые мероприятия для детей с участием родителей, : «Весёлые старты», «Клуб любознательных», «Папа, мама, я –спортивная семья» и др.

12. Месячник безопасности здоровья.

13. Сотрудничество через реализацию творческих проектов (видиофильмы из жизни ребёнка, презентации семейного опыта, выставки детского и детско-взрослого творчества; фотоальбомы и фотоколлажи).

14. Творческое и познавательное взаимодействие с социумом: театр, выставочный зал, библиотека и др. культурные учреждений города, школа, памятные места города.

15. Творческие накопительные альбомы.

16.Портфолио.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы. Тема «Мы такие разные».

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы на тему "Мы такие разные", направленная на сплочение детского коллектива....

Формирование толерантной культуры у дошкольников в ознакомлении с культурой разных народов малой Родины

Формирование толерантной культуры у дошкольников в ознакомлении с культурой разных народов малой Родины...

Формирование толерантности и межнационального общения в ДОУ

Межнациональное общение является составной частью процесса взаимодействия в полиэтнической среде. Возросший интерес к проблемам межнациональной толерантности и межнационального общения обусловлен новы...

Методическая разработка конспекта интегрированной непосредственно - образовательной деятельности с детьми раннего возраста «ТАКИЕ РАЗНЫЕ ШАРЫ»

Методическая разработка конспекта  интегрированной непосредственно -  образовательной деятельности по сенсорике с детьми раннего возраста «ТАКИЕ РАЗНЫЕ ШАРЫ»В результате НОД восп...

Формирование толерантности и межнационального согласия среди воспитанников ДОУ

laquo;Толерантность - означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности»...

Учебно-методическая разработка по окружающему миру( старшая группа) по теме : Проект Что такое русская изба?

Цель проекта: Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважение к русской народной культуре.Задачи проекта: Познакомить детей с устройством русской избы;Познакомить с многообразием...

Методическая разработка по изготовлению дидактического пособия для детей дошкольного возраста «Игры такие разные»

Цель методической разработки состоит в том, чтобы рассмотреть роль дидактических игр в коррекционно-педагогическом процессе с дошкольниками, в частности роль дидактических игр в обучении детей ма...