Формирование толерантности и межнационального согласия среди воспитанников ДОУ
консультация по теме

П. Алёна Викторовна

«Толерантность - означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ СРЕДИ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ

«Толерантность - означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».    

Современный культурный человек -  это не только образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими человек. Важно формировать у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества  и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Общение с людьми разных национальностей - важнейшее средство и необходимое условие толерантного воспитания дошкольников.

        В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Современный детский сад многонационален. В нем встречаются и взаимодействуют взрослые и дети, являющиеся представителями разных этнических групп и разных культур.        

Формирование толерантности у дошкольников неразрывно связано с усвоением моральных норм и эталонов поведения, предлагаемых обществом. Детьми данные правила и нормы усваиваются через художественное слово, народных персонажей из сказок, песен, совершающих те или иные поступки. По поступкам персонажи делятся на положительных и отрицательных — это и является эталоном для формирования образцов поведения у дошкольников. По мнению Л. И. Божович, особенно велика роль таких эталонов в дошкольном возрасте, когда закладываются «первые глубинные представления о наиболее общих моральных и правовых понятиях о добре и зле, хорошем и плохом, правильном и неправильном».

Целенаправленная профессиональная работа по формированию толерантности начинается с раннего возраста, когда ребенок приходит в дошкольное учреждение. На этапе адаптации к ДОУ происходит расширение и углубление социальных контактов, ребенок входит в новый детский коллектив, в котором установлены свои нормы и правила, отличные от семейных (хоть и максимально приближены по режиму дня). И воспитание в духе толерантности состоит в том, чтобы обучить детей способам поведения, которые не причинят вред другому человеку, способам принятия других образцов поведения и умения взаимодействовать в этих сложных межнациональных отношениях, уважительно относясь как друг к другу, так и к религии и традициям других народностей существующих рядом. В дошкольном возрасте начинает складываться личность и формируются основные поведенческие установки. На дошкольном этапе развития закладываются моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о достоинстве, ценности личности. Поэтому основными направлениями формирования толерантности обозначим: воспитание уважения к родителям, старшему поколению; воспитание чувства солидарности и стремления к сотрудничеству; а также формирование конструктивного поведения в конфликте.

Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у ребенка примерно с четырех лет, основываясь на элементарных проявлениях интернациональных чувств, знаниях о людях других национальностей. К четырем годам ребенок учится видеть свою отличность от других и отличность других от себя. В основе этого опыта лежит детская непосредственность, и как следствие, детская бестактность, и некоторая ограниченность жизненного опыта. Основным достоинством воспитания является формирование таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и ее носителям, взаимопонимание, терпимость, открытость и дружелюбие, что подтверждается опытом. 

Формы знакомства с национальными культурами происходит через внедрение в основную образовательную деятельность и в самостоятельную игру элементов национальной культуры. Через знакомство с фольклором (сказками, песнями, поговорками и др.) разных национальностей, через познание внутреннего мира различных народов происходит постепенное понимание, принятие другой культуры. Знакомство детей с традициями не только своей, но и другой национальности, безусловно, положительно повлияет на восприятие родной культуры, своим предкам, традициям.

Еще одним важным средством формирования межэтнической толерантности является общение. Ребенок по своей сущности всегда испытывает потребность в общении. Систематическое непосредственное живое общение с людьми разных национальностей воспитывает у детей доброжелательность, дает возможность выразить свою симпатию к представителям другой национальности — сверстникам и взрослым, и сохранить такое отношение ко всем народам.

        В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети - сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым. Родители иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детской дружбе, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда он складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы отношения ребенка к сверстникам и помочь преодолеть их - важнейшая задача родителей. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками.

        Одним из важных звеньев по формированию толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений.

        Воспитания межэтнической толерантности в ДОУ и формирование ее у будущего гражданина, живущего в согласии с представителями других национальностей, - очень важная задача. Ведь дошкольники - это многонациональная социальная группа. Дети часто негативно могут относиться к сверстникам другой национальности. Поэтому так важно воспитывать у детей этику межнационального общения уже в дошкольном возрасте. Интерес к культуре других народов всегда был и будет на очень высоком уровне, и очень важно, чтобы дети почувствовали, что позитивный настрой к другому народу, дружеские отношения делают внутренний мир богаче, а жизнь насыщеннее и интереснее.

Литература:

  1. Смирнова Т. С., Ермолаева Г. А. Основы формирования межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении. — 2016. — №28. — С. 942-944. — URL https://moluch.ru/archive/132/37117/.
  2. Строгонова Л.В.  «Воспитание толерантности» М. 2007 г.
  3. Хухлаева О. В.,  Хухлаева Н. М.,  Первушина. Тропинка к своему Я – М.: Гнезис, 2005
  4. 5.Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д. И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, МПСИ. — 3-е изд. — М.: МОДЭК, 2001. — 349 с. — (Психологи Отечества: избр. психол. тр.: В 70 т.). — Библиогр.: с. 342–348. //ELIB.gnpbu.ru. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/bozhovich_problemy-formirovaniya-lichnosti_2001.
  5. 6.Мандрыгина Н. Ю., Шанина Л. Ю. Воспитание основ толерантности у дошкольников [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — с. 44–48.

Подготовила: педагог-психолог

А. В. Пестова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки, отражающие работу социального педагога ДОУ по формированию межнационального согласия и толерантности у дошкольников

Современный мир жесток. Условия проживания большого числа этносов на ограниченной территории объективно приводят к росту межэтнической напряженности, и в связи с этим толерантность выступает в качеств...

Воспитание культуры мира и межнационального согласия в дошкольной среде.

Проблема ксенофобии и экстремизма обусловлена целым рядом факторов. Ее объективной причиной выступает неоднородность этнической структуры современного общества. Так, в Петербурге сейчас проживаю...

учебно – методическая разработка, направленная на формирование толерантности, гармонизацию межнационального и этноконфессионального согласия проект "Мы такие разные"

АннотацияСовременного культурного человека отличает не только уровень образованности и самодостаточности, но и наличие у него чувства уважения к окружающим. Следовательно, важнейшей задачей, с точки з...

Формирование толерантности и межнационального общения в ДОУ

Межнациональное общение является составной частью процесса взаимодействия в полиэтнической среде. Возросший интерес к проблемам межнациональной толерантности и межнационального общения обусловлен новы...

Формирование толерантности и культуры межнационального общения у старших дошкольников»

«Формирование толерантности и культурымежнационального общения у старших дошкольников»педагогический совет«Духовно-нравственное воспитание в ДОУ как педагогически организованныйпроцесс освоения систем...

Методическое обеспечение. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие": перспективный план по толерантному воспитанию и гармонизации межнациональных отношений между воспитанниками "Дружные национальности Российской Федерации"

Задачи: расширить представления о родной стране, государстве и народных праздниках; знакомить с народными традициями и обычаями. Формировать интерес к своей малой Родине, рассказывать детям о достопри...

Воспитание межнациональной толерантности и межнациональной культуры общения в мультикультурном образовательном пространстве

Наилучшее воздействие на формированиедружеских чувств к детям других национальностейоказывает общение с ними в быту и детском саду.М. И. Богомолова...