Формирование толерантности и межнационального общения в ДОУ
консультация на тему

Бутаева Тасмила Аслановна

Межнациональное общение является составной частью процесса взаимодействия в полиэтнической среде. Возросший интерес к проблемам межнациональной толерантности и межнационального общения обусловлен новым этапом развития науки о человеке и запросами социальной практики. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование толерантности и межнационального общения в ДОУ

        Современный культурный человек -  это не только образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими человек. Важно формировать у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества  и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

        Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

        В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка. В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Современный детский сад многонационален. В нем встречаются и взаимодействуют взрослые и дети, являющиеся представителями разных этнических групп и разных культур.        Условия проживания большого числа этносов на ограниченной территории объективно приводят к росту межэтнической напряженности, и в связи с этим толерантность выступает в качестве формирующей основы культуры межнационального общения. Способность к межнациональному общению можно считать врожденной, но и как другие способности ее надо развивать в процессе воспитания.

        Межнациональное общение является составной частью процесса взаимодействия в полиэтнической среде. Возросший интерес к проблемам межнациональной толерантности и межнационального общения обусловлен новым этапом развития науки о человеке и запросами социальной практики. Многие виды человеческой деятельности, в какой бы форме они не протекали, реализуются коллективными усилиями представителей различных этносов, опосредуются процессом их общения. Общение, в частности межнациональное, выступает в качестве одного из важнейших факторов человеческой деятельности. В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети - сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым. Родители иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детской дружбе, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда он складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы отношения ребенка к сверстникам и помочь преодолеть их - важнейшая задача родителей. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками.

        Общение детей, особенно в период дошкольного детства - процесс чрезвычайно многоплановый, развертывающийся в разных сферах человеческой жизни: в семье, ДОУ, организациях дополнительного образования. Одним из важных звеньев по формированию толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений.

        Бесспорно, в современных условиях воспитания межэтнической толерантности в ДОУ и формирование ее у будущего гражданина, живущего в согласии с представителями других национальностей, - очень важная задача. Ведь дошкольники - это многонациональная социальная группа. Они входят в жизнь с определенным уровнем знаний и умений, которые в последующем становятся для них важным ориентиром в процессе общения в разнонациональных коллективах - ученических, трудовых, творческих и др.  Широко известно, что существуют и значительные индивидуальные различия в отношении ребенка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и, в конечном счете, особенности становления личности. Дети часто негативно могут относиться к сверстникам другой национальности. Поэтому так важно воспитывать у детей этику межнационального общения уже в дошкольном возрасте.

        

Используемая литература:

  1. Макарова Т.В., Ларионова Г.Ф. Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации – М., ТЦ Сфера, 2008.
  2. Петровский В.А. Учимся общаться с ребенком. /В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина. М., 1993
  3. Строгонова Л.В.  «Воспитание толерантности» М. 2007 г.
  4. Хухлаева О. В.,  Хухлаева Н. М.,  Первушина. Тропинка к своему Я – М.: Гнезис, 2005

 

Подготовила: педагог-психолог

Т.А. Бутаева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Воспитание толерантности у дошкольников в условиях межнационального общения"

Целью данного проекта является формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных кул...

учебно – методическая разработка, направленная на формирование толерантности, гармонизацию межнационального и этноконфессионального согласия проект "Мы такие разные"

АннотацияСовременного культурного человека отличает не только уровень образованности и самодостаточности, но и наличие у него чувства уважения к окружающим. Следовательно, важнейшей задачей, с точки з...

Формирование толерантности и культуры межнационального общения у старших дошкольников»

«Формирование толерантности и культурымежнационального общения у старших дошкольников»педагогический совет«Духовно-нравственное воспитание в ДОУ как педагогически организованныйпроцесс освоения систем...

Формирование толерантности и межнационального согласия среди воспитанников ДОУ

laquo;Толерантность - означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности»...

Этнопедагогика как средство формирования культуры межнационального общения и гармонизации отношений в обществе

laquo;Зачатки педагогической культуры является общими у всехкультурных групп»Г.С.Волков          Россия является многонациональным государством...

Воспитание межнациональной толерантности и межнациональной культуры общения в мультикультурном образовательном пространстве

Наилучшее воздействие на формированиедружеских чувств к детям других национальностейоказывает общение с ними в быту и детском саду.М. И. Богомолова...