Методическая разработка "Подвигу животных посвящается"
методическая разработка (подготовительная группа)
Методическая разработка «Подвигу животных посвящается» направлена на формирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.
Социокультурные ценности – семья, род, Родина, защита родной земли, забота о тех, кто в ней нуждается, единение народов в празднике. Присоединение детей к данной группе ценностей помогает ребенку приобрести социокультурный опыт, воспринять традицию своего народа, обрести память народа, а в конечном итоге получить базовый опыт, на котором формируются и закладываются духовно – нравственные основы личности.
В методической разработке раскрывается роль животных, которые помогли людям на фронте и в тылу выжить и победить врага. Через эту тему раскрывается тема мужества и верности.Разработка будет полезна педагогам, реализующим программу «Социокультурные истоки» и направление «Истоки Великой Победы».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 49.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №4 «Сказка»
Авторская разработка
участника конкурса профессионального мастерства по духовно – нравственному воспитанию и развитию обучающихся «Арсенал идей» среди педагогов образовательных организаций, подведомственных департаменту образования администрации города Нижневартовска
в номинации «Авторская разработка для дошкольных образовательных организаций»
«Подвигу животных посвящается»
Непрерывная образовательная деятельность
для детей старшего дошкольного возраста (6-8 лет)
Ковальчук Юлия Константиновна,
педагог - психолог
Нижневартовск, 2021г.
Аннотация
Методическая разработка «Подвигу животных посвящается» направлена на формирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.
Социокультурные ценности – семья, род, Родина, защита родной земли, забота о тех, кто в ней нуждается, единение народов в празднике. Присоединение детей к данной группе ценностей помогает ребенку приобрести социокультурный опыт, воспринять традицию своего народа, обрести память народа, а в конечном итоге получить базовый опыт, на котором формируются и закладываются духовно – нравственные основы личности.
В методической разработке раскрывается роль животных, которые помогли людям на фронте и в тылу выжить и победить врага. Через эту тему раскрывается тема мужества и верности.
Разработка будет полезна педагогам, реализующим программу «Социокультурные истоки» и направление «Истоки Великой Победы».
СОДЕРЖАНИЕ | стр. | |
1. | Введение | 4 |
2. | Актуальность | 4 |
3. | Цель и задачи методической разработки | 5 |
4. | Конкурсная методическая работа | 6 |
5. | Направления развития методической разработки | 17 |
6. | Заключение | 17 |
Литература 18 | ||
Введение
Рождены для любви,
обучены для службы,
Преданы до смерти…
Дошкольный возраст – это тот благоприятный период, когда у ребенка возникают первые осознанные нравственные качества. В процессе общения со сверстниками, взрослыми ребенок учится понимать, за что его хвалят, а за что порицают, за какие качества его ценят. В результате у ребенка формируется мировоззрение, он учится отличать добро от зла, оценивать поступки товарищей и анализировать свои действия.
Для решения задач духовно – нравственного воспитания в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта ДОО возникает необходимость оптимизации образовательного процесса через применение образовательных педагогических технологий адекватных возможностям наших воспитанников.
Особая роль в образовательном процессе отводится реализации педагогических проектов и методических разработок духовно – нравственном направленности. Методическая разработка «Подвигу животных посвящается», методологической основой которой является Программа по духовно – нравственному развитию и воспитанию «Социокультурные истоки». Интеграция в различных образовательных областях видов деятельности по ознакомлению дошкольников с нравственными качествами личности составляет значимость методической разработки.
Актуальность методической разработки обозначена мною из анализа того, что на фоне прогрессивных изменений, происходящих в образовании, развитию социальной и коммуникативной сфер ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они затрудняются дать оценку тому или иному нравственному качеству личности.
Педагогические исследования в области содержания и методов работы с дошкольниками выявили недостатки существующих методических рекомендаций по социально – нравственному развитию. Одним из таких недостатков является однообразие форм и методических приемов работы с дошкольниками. Потенциальные возможности игровых и практических методов используются в этом процессе не в полной мере.
Тема животных рассматривается в рамках программы «Социокультурные истоки» в основном формирования первоначального представления о социокультурных ценностях (через русские народные сказки, пословицы, поговорки и т.д.). В разработке она раскрыта через тему воспитания патриотических ценностей.
Цель методической разработки – воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников старшего дошкольного возраста через раскрытие героической роли животных в Великой Отечественной войне.
Данная цель решается через следующие задачи:
- Формировать нравственные представления о верности родной земле.
- Развивать мотивацию на взаимодействие обучающихся и взрослых:
- Формировать у детей представление о взаимосвязи прошлого и настоящего и будущего;
- Развивать умение поступки, их влияние на эмоциональное состояние других людей;
- Развитие коммуникативных умений и социальных навыков общения;
- Воспитывать чувства гордости, любви к Родине, гуманное отношение к животным;
- Воспитывать ум детей желание получить яркие впечатления от рассказов о животных и от совместной работы с родителями.
В преддверии празднования Дня Победы с детьми был проведен ряд бесед о подвиге русского народа в Великой отечественной войне и о роли животных в трудный для людей период. Эта тема нашла эмоциональный отклик у детей старшего дошкольного возраста. Данный детский интерес послужил стимулом к созданию проекта «Они помогали победить». Проект помог педагогу сформировать у обучающихся представления о роли животных во время войны, их подвиге. Частью этого проекта стало развивающее активное занятие с родителями «Подвигу животных посвящается».
Мы предположили, что привлечение внимание старших дошкольников и их родителей к теме занятия и через различные виды деятельности позволит сформировать у дошкольников положительные духовно-нравственные качества и повысить интерес родителей к изучаемой теме.
Образовательная деятельность осуществляется в ходе:
- развивающих занятий педагога – психолога;
- совместной деятельности детей, музыкального руководителя, воспитателей, родителей;
- самостоятельной деятельности дошкольников;
- досуговой деятельности.
Данное активное занятие было заключительным мероприятием реализации проекта «Они помогали победить». Родители (законные представители), педагоги вместе с обучающимися, провели большую исследовательскую работу, результаты которой можно увидеть в занятии.
Конкурсная методическая работа
участника конкурса профессионального мастерства по духовно – нравственному воспитанию и развитию обучающихся «Арсенал идей» среди педагогов образовательных организаций, подведомственных департаменту образования администрации города Нижневартовска
Ф.И.О. педагога | Ковальчук Юлия Константиновна |
Должность | педагог-психолог |
педагогический стаж | 25 лет |
в том числе стаж по программе «Социокультурные истоки» | 5 лет |
квалификационная категория | высшая |
Образовательная организация | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №4 «Сказка» |
форма занятия | подгрупповая |
группа/класс | старший дошкольный возраст |
Возраст обучающихся | 6-8 лет |
Тема занятия: Подвигу животных посвящается
Цель для педагога | Дальнейшее освоение и осмысление социокультурной категории – верности родной земле, подвиге русского народа | Цель для обучающихся: | Дальнейшее приобщение ребенка к базовым социокультурным ценностям - верности родной земле | |||
Задачи для педагога: | Образовательные: -формировать нравственные представления о верности родной земле. -развивать мотивацию на взаимодействие воспитанников и взрослых: -формировать представление о взаимосвязи прошлого и настоящего и будущего. -формировать умение понятно и грамотно формулировать свои мысли. Развивающие: -развивать умение поступки, их влияние на эмоциональное состояние других людей. -развивать коммуникативные умения и социальные навыки общения. Воспитывающие - воспитывать чувства гордости, любви к Родине, гуманное отношение к животным; - воспитывать у детей желание получить яркие впечатления от рассказов о животных и от совместной работы с родителями. | Задачи для обучающихся: | -Воспроизводить информацию, необходимую для успешного усвоения нового. -Получить новый социокультурный опыт. -Овладеть умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. -Осознать себя как участника познавательного, творческого процесса. | |||
Термины, понятия | Пограничники, разведчики, минеры, экспонаты | |||||
Планируемые результаты: | Формируемые компетентности | |||||
Знать: - Знать, что животные (собаки, кошки, копытные, птицы) внесли большой вклад в победу в Великой Отечественной войне Уметь: - Работать по правилу, слушать взрослого и выполнять словесные инструкции. Владеть: - Способами познавательной и самостоятельной деятельности. - Навыками работы в паре с родителями -Навыками элементарного самоконтроля | ||||||
Организация пространства | ||||||
Межпредметные связи Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие | Формы организации, методы и приемы работ Формы организации: Ресурсный круг, работа в микро группе, индивидуальная, групповая. Методы и приемы: Словесный метод – живое общение взрослого и детей (рассказ, объяснение, беседа, использование произведений авторского литературного творчества). Наглядный метод - показ предмета, демонстрация видеоролика, демонстрация фрагмента встречи дошкольников с ветераном труда, ребенком войны. Методы повышения познавательной активности – элементарный анализ, сравнение, метод вопросов, метод повторения. Метод повышения эмоциональной активности – элементы творчества и новизны. Методы обучения и развития творчества – эмоциональная насыщенность окружения, мотивирование детской деятельности | Ре Ресурсы подушки по количеству детей, столы, стулья, карандаши, фломастеры, бумага, ватман, клей - карандаш Наглядно-демонстрационный материал: ноутбук, мультимедийная система, мини – музей «Кукла военных лет» | ||||
I этап. Целеполагание | ||||||
Цель этапа: | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | ||||
Установление педагогом и детьми цели и задач предстоящей образовательной деятельности Создание положительного эмоционального настроя и готовности к предстоящей деятельности | Педагог - психолог приглашает детей пройти в холл, где расположен музей детского сада «Куклы в военной форме» Педагог: Доброе утро! Ребята, я рада видеть вас таких хороших, красивых, с настроением! Пусть вам наша встреча принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга! Педагог: «Ребята, посмотрите, На наш музей. Что Вы видите? Расскажите? Педагог: правильно ребята. А как вы думаете, зачем мы их собрали в своем музеи? Педагог: Конечно, ребята, пока мы будем помнить тех, кто отдал свою жизнь за Родину, мы будет оставаться людьми, отзывчивыми, человечными. Об этом мы сегодня поговорим вместе с вашими родителями. | Дети встают полукругом Здравствуйте! Доброе утро! (дети здороваются) Дети становятся полукругом около полочек. Ответы детей: - куклы в военной форме; - письма – треугольники; - старые фотографии; - награды. -старые вещи Солдатов. Ответы детей: - Чтобы другие увидели; - Чтобы память была; - Чтобы не забывал тех, кто погиб за Родину. | ||||
II этап. Актуализация опорных знаний и умений | ||||||
Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений. | Педагог: - Ребята, посмотрите, на полочках нашего музея есть еще экспонаты. Напомню вам, что экспонат – это предмет, выставляемый для всеобщего обозрения в музее. - Посмотрите внимательно! Педагог поддерживает, задает наводящие вопросы. Педагог: Великая Отечественная война – это страшный период в истории страны. Но именно в это время, наиболее ярко проявляясь такие качества как отвага, дружба, взаимопомощь, мужество, преданность. Но их проявляли не только люди, но и их четвероногие друзья – животные. Они сражались на фронте и в тылу, спасли много человеческих жизней. Ресурсный круг (дети рассаживаются на подушки на пол) Педагог – Предлагаю вам подумать и сказать, как животные могли совершить подвиг, стать героями, если у них не было оружия, они не могли разговаривать. Педагог – Правильно ребята, с давних времен животные служили людям, а во время войны еще и подвиги совершали и люди им до сих порт благодарны. Предлагаю вам посмотреть презентацию, которая познакомит вас теми животными, которые помогали людям победить. https://infourok.ru/zhivotnie-na-voyne-248523.html | Дети: - На нашей выставке появились фотографии, на которых изображены разные животные, которые тоже были на войне.
Ресурсный круг Предполагаемые ответы детей: - Они помогали человеку, доставляли донесения, минировали мосты, ходили в разведку. | ||||
III этап. Основной этап | ||||||
Расширять представления детей о Развивать эмоциональную отзывчивость на выполнение совместной работы. Развивать коммуникативные умения: работа в паре, умение договариваться. Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости. | Педагог – Ребята, предлагаю вам присесть за столы, рядом со своей мамой. Каждая семья заранее получила задание найти интересный материал о каком-нибудь животном, участвовавшим в великой отечественной войне и рассказать о нем. Педагог: Предоставляю слово семье Ишмухаметовых. Они подготовили рассказ, про героического пса Джульбарса.
Педагог: Ребята, понравился ли вам рассказ о Джульбарсе? Что больше в нем запомнилось. Вы знаете ребята, таких собак, как Джульбарс были тысячи и по всей стране и им стоят памятники. https://www.youtube.com/watch?v=kf6492ENIaE Демонстрация ролика Педагог: Семья Закировых расскажет о копытных героев Великой отечественной войны Послушайте стихотворение, которое прочитает о верблюдах Марья Закирова. Педагог: Видите ребята, не только собаки совершали подвиги и завоевывали награды. Солдатам помогали и копытные животные: лошади, олень, верблюды, лось, ослы. И о них когда – нибудь мы тоже поговорим. Педагог: И еще об одном животном расскажет нам семья Ивановых – это кошки. Педагог: Ребята, посмотрите, сколько нового мы узнали из рассказов ребят и их родителей и сколько нам еще предстоять узнать. -Как вы думаете, какие качества проявляли животные? А люди, которые занимались этими животными? Педагог: Ребята, мы все хотим, чтобы с стране был мир, чтобы были живы люди, а животные приносили им радость. Предлагаю сделать коллективную аппликацию «Голубь мира» | Дети рассаживаются на стулья рядом с родителями. Рассказ девочки дополняет мама: Самой известной собакой-сапёром является пес Джульбарс, который сумел обнаружить более 7468 мин и более 150 снарядов. Джульбарс служил в составе 14-й штурмовой инженерно-саперной бригады. Он был обычной дворнягой, но благодаря чутью и специальным тренировкам способный пес вскоре стал настоящим асом минно-розыскной служб. 21 марта 1945 года за успешное выполнение боевого задания Джульбарс был награжден медалью «За боевые заслуги». В конце войны Джульбарс был ранен и не смог самостоятельно участвовать в Параде Победы в Москве 24 июня 1945 года, поэтому майор Александр Мазовер, нес Джульбарса с забинтованными лапами и гордо вскинутой мордой на кителе генералиссимуса Ответы детей: Он участвовал на параде Победы. Верблюды дошли до самого Берлина. Именно орудийный расчет, в составе которого служили верблюды Машка и Мишка, сделал один из первых выстрелов по Рейхстагу. Наши солдаты нашли в Берлине неиспользованный склад гитлеровских наград и укрепили на верблюдах полный комплект фашистских отличий. Сначала верблюдам не нравилась эта катавасия, но вскоре Машка и Мишка так привыкли к своим блестящим украшениям, что не желали выходить на улицу без наград. Походка у верблюдов медленная, горделивая. Народ расступался…» Видать, на службу фронтовую Сполна он получил права: То возит кухню полевую, То тащит для нее дрова. Хотя шумит стальная вьюга, И смерть грозит со всех сторон, Верблюд не чувствует испуга, Покуда делом занят он. Семья Ивановых: Страшной и героической, как и для людей, оказалась для кошек Великая отечественная война. Благодаря чувствительности и интуиции, кошки много количество раз спасали жизни людей. В числе легенд военного времени есть и история про рыжего кота-«слухача», поселившегося при зенитной батарее под Ленинградом и точно предсказывавшего налёты вражеской авиации. Причём, как гласит история, на приближение советских самолетов животное не реагировало. Командование батареей ценило кота за его уникальный дар, поставило на довольствие и даже выделило одного солдата за ним присматривать. Но не только благодаря своей чувствительности надвигающейся опасности кошки спасали людей, очень часто им приходилось это делать ценой собственной жизни. Так, например, известно, что в блокадном Ленинграде, кошки приносили всю свою добычу хозяевам, а сами погибали от голода. Своими маленькими тельцами кошки в Великую отечественную войну согревали замерзающих детей, замерзая при этом сами. А после прорыва блокады Ленинграда первым делом наряду с продуктами питания в город завезли груз- четыре вагона дымчатых кошек, так как именно дымчатые кошки считались лучшими крысоловами. Те, кто пережил блокаду, рассказывали, что за кошками выстраивались огромные очереди, настолько велика была их потребность в городе, оккупированном совершенно обнаглевшими крысами. Кошки в Великую отечественную войну спасшие наибольшее количество человеческих жизней, были удостоены специальной награды. Специально для них была учреждена медаль «Мы тоже служим Родине», которая считается самой почетной в зверином мире. Ответы детей: - Они уважали друг друга, были верными, преданными. Дети и родители усаживаются на один стол, обсуждают проект аппликации и всеми необходимыми средствами ее воплощают. | ||||
IV этап. Итоги занятия. Рефлексия | ||||||
Подведение итогов ОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование навыков самооценки. | Педагог - Ребята, о каких важных для каждого человека качествах мы сегодня говорили? Я хочу предложить вам и Вашим родителям оформить одну страницу о животном герое и поместить ее в наш музей, чтобы его смогли рассмотреть другие ребята, а группа «Лукоморье» сделает вкладку с виртуальном музеи своей группы и тогда об этом узнают многие дети из других детских садов. «Будем помнить молчаливых героев войны! Предлагаю закончить наше занятие танцем «Голубь мира» | - О преданности, верности, о смелости, о подвиге.
-Мне понравились рассказы всех ребят, потому что я узнал много нового и интересного и смогу рассказать другим.
| ||||
Направления развития методической разработки:
- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды мини-музея ДОУ;
- Повышение квалификации педагогов;
- Диссеминация накопленного опыта: участие в вебинарах, конкурсах различного уровня, форсайт-центрах, тиражирование и публикация материала.
- Создание книги памяти «Животные на войне», как нового экспоната мини – музея.
Заключение
В процессе проведения образовательной деятельности отмечена заинтересованность дошкольников к теме занятия. Совершенствовались навыки исследовательской деятельности, самостоятельность, творчество, умение работать в коллективе и паре, устанавливать доверительные отношения.
У дошкольников появилась мотивация «Я хочу рассказать и представить другим результаты своего поиска»
Активное участие в художественно – эстетической деятельности (чтение стихов, танец, аппликация) способствовало развитию творческого потенциала, познавательной активности детей.
Повысился уровень заинтересованности родителей.
Обучающиеся узнали о роли животных во время войны, познакомились с произведениями писателей, отразившись жизнь и подвиг животных во время Великой Отечественной войны.
Список используемой литературы
- Программе "Социокультурные истоки" авторы: И.А. Кузьмин, А.В. Камкин
- Веракса Н.Е. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 352с.
- Антоновская Ю.А. «Лохматые санитары» / / Чудеса и приключения 2010-№ 5.-с.20-21
- Антонов Ю.А. «Великой Победе посвящается» / Антонов Ю.А. – М.; ТЦ Сфера, 2010. 128с. – (Библиотека воспитателя) (5).
- Казаков А. П., Шорыгина Т.А. «Детям о великой победе. Беседы о Второй мировой войне в детском саду и школе» - М.: Гном, 2011.- 25с
- Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» - М.: ТЦ Сфера, 2010.- 96 с.
- Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребёнка» / Тарабарина Т.И. – М. «Академия развития», 1997. – 106с.
- Торопцев А.П. «Чтобы знали и помнили» / Торопцев А.П. – М.о. «Подмосковье», 2014. – 220с.
- Сертакова Н.М, Кулдашова Н.В. «Патриотическое воспитание детей 4- 7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности» - Волгоград: Учитель, 2015. – 116 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Животные водоемов Волгоградской области"
Данная методическая разработка направлена на освоение детьми конкретных представлений и знаний о существовании животных водоемов (конкретно по Волгоградской области), их разнообразии...

Методический проект "Животный мир Арктики и Антарктики"
Методический проект "Животный мир Арктики и Антарктики" Расширить знания детей в познавательно-исследовательской области....

Методическая разработка "Животные севера"
Конспект занятия по тематике "Животные Севера", нацеленный на развитие речи. В программу входят образовательные, воспитательные, коррекционные и другие задачи. ...

Учебно-методическое пособие "ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН"
•Познакомить детей с животными жарких стран•Уточнить названия животных жарких стран...
Учебно-методическое пособие "Животные леса зимой"
Презентация знакомит детей с образом жизни животных леса в зимний период....

методическая разработка "Животные жарких стран"
Методическая разработка «Животные жарких стран»Животные жарких стран»(подготовительная группа)Вид проекта: познавательныйПроект «Животные жарких стран»(краткосрочный, дети 6-7лет)Актуальност...

Методическая разработка "Животные нашего леса"
Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности «Животные нашего леса» предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений и направлена на воспитание у дошкольников...
