Консультация для педагогов на тему: «Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников».
консультация
Задачи: приоритетным средством и методом обучения и развития дошкольников является игра. В зависимости от погодных условий, времени года, интересов детей педагоги могут использовать игры при планировании и реализации физкультурных занятий.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов. На тему: «Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников».
Приоритетным средством и методом обучения и развития дошкольников является игра. В зависимости от погодных условий, времени года, интересов детей педагоги могут использовать игры при планировании и реализации физкультурных занятий.
Игра как форма активности занимает значительное место в жизни ребенка-дошкольника, является источником радостных эмоций, здоровья.
По определению Г.К. Селевко, игровая технология – вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В рамках подхода Т.М. Михайленко понятие «игровые технологии» трактуется как достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.
Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. У детей формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.
Важной особенностью игровых технологий, которые используют педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
Игровые технологии должны отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в детском саду: игровая ситуация должна создавать ребёнку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа.
Л.В. Загрекова выделяет следующие компоненты игровых технологий:
- мотивационный (связан с отношением детей к содержанию, процессу игровой деятельности, включает мотивы, интересы и потребности в игре);
- ориентационно - целевой (связан с принятием детьми целей игровой деятельности, нравственных установок, ценностей);
- содержательно-операционный (предполагает овладение детьми содержанием игры, их способность опираться на имеющиеся знания и способы игровой деятельности);
- ценностно-волевой (обеспечивает высокую степень целенаправленности познавательной активности, включает внимание, придаёт эмоциональную окрашенность игре в виде переживаний);
- оценочный (обеспечивает сличение результатов игровой деятельности с целью игры).
Все рассмотренные компоненты находятся в тесной взаимосвязи и включают ряд структурных элементов. В.В. Николина выделяет следующие структурные элементы:
- установочный элемент (пред игровая ситуация, настройка, обеспечивающая предпосылки на восприятие игровых задач, создающая мотивацию, активизирующая мышление, воображение детей);
- игровые ситуации (могут быть в вымышленном пространстве, очерченном географической картой, историческим временем, поставленной проблемой);
- задачи игры (заинтересовывают детей, отсутствие игровой задачи превращает игру в обычное задание, упражнение);
- правила игры (организуют поведение детей, обеспечивают им равные условия);
- игровые действия (побуждаются игровыми мотивами, характеризуются сознательной целью и ориентировочной основой действия)
- игровое состояние (включает в себя наличие переживания, активизацию воображения детей, эмоциональное отношение к действительности);
- результат игры (достижение определённых целей, показатель уровня усвоения знаний и умений, норм поведения).
Рассмотренные структурные элементы тесно связаны между собой. Характер и игровые ситуации определяются возрастными особенностями детей, их интересами.
Остановимся на характеристике основных этапов игровых технологий предложенных Л.В. Загрековой.
Этапы игровых технологий:
Первый этап. Подготовка к игре. Логика подготовки к игре связана с компонентами игры: мотивационным, ориентационным, содержательно-операционным, ценностно-волевым и оценочным.
Второй этап. Проведение игры. Необходимым элементом проведения игры является наличие эмоционального фона, заинтересованности. В процессе игровой деятельности должна разрешаться проблемная ситуация.
Третий этап. Подведение итогов игры. При подведении итогов следует исходить из конечного результата игры, то есть степени усвоения знаний, формирования убеждений, развития самостоятельного творческого мышления.
Доктор педагогических наук, профессор Людмила Николаевна Волошина в своей статье «Игровые программы и технологии физического воспитания детей 5-7 лет» говорит о том, что в последнее время изменилась действительность, окружающая детей, на смену коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Ему остаётся меньше времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников. В связи с этим актуален поиск путей для оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению. Решение этой проблемы - игровые формы организации двигательной деятельности детей на свежем воздухе.
Игровая деятельность в физическом воспитании строится чаще всего на комплексном материале различных двигательных действий (бег с заданиями, прыжки с препятствиями, передачи, ловля, броски мяча и др.) Вместе с тем для подвижных игр характерна высокая интеллектуальная динамичность, связанная с решением внезапно возникающих двигательных задач. Это является важным фактором развития координации движений и других двигательных способностей.
По определению отечественных психологов Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, игра есть ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения. Подвижная игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений. Многие исследователи: В.Г. Барабаш, О.И. Кокорева, Т.И. Осокина; Е.А. Тимофеева, Н.В. Полтавцева, Е.А. Сагайдачная, Э.Я. Степаненкова - констатируют тот факт, что подвижная игра является средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния.
Подвижным играм с элементами спорта как виду деятельности присущи изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому большинство этих игр связано с проявлением двигательных способностей: скоростно-силовых, координационных, на выносливость, силу, гибкость. В играх с элементами спорта совершенствуются чувства мышечных усилий, пространства, времени, совершенствуются функции различных анализаторов.
В литературе по теории и методике физического воспитания и развития ребенка (Э.Й. Адашкявичене; Е.Н. Вавилова; В.Г. Гришин; Т.И. Осокина) подчеркивается, что подвижные игры с элементами спорта позволяют ему овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество. В методических пособиях названных авторов достаточно глубоко раскрыты содержание, педагогические условия обучения дошкольников элементам спортивных игр и упражнений.
Подвижная игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений. Она является средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния.
Народные подвижные игры способствуют приобщению детей к духовно-нравственным ценностям нашего народа, основанным на исторических и религиозных традициях региона.
Современные тенденции развития дошкольного образования предполагают поиск новых форм организации образовательного процесса. В работе с малышами основное место занимает предметно-игровая двигательная деятельность. Это несложные игровые упражнения с шариками, султанчиками, небольшими кольцами, флажками, кирпичиками из строительных наборов. Такие игрушки можно прятать и искать, бросать и догонять, дарить друг другу или взрослому, из них можно построить домики для зверушек, которые обязательно «придут поиграть» с малышами.
Для средних и старших дошкольников чаще всего используются образно-игровые комплексы по мотивам литературных произведений, спортивных событий, фольклорных праздников. Подвижные игры для всей группы или игры-эстафеты – обязательный компонент любого из названных комплексов.
Для подготовительных групп – это интегрированные занятия, тренировочно-игровая совместная деятельность взрослого с детьми по освоению спортивных игр с использованием спортивных комплексов и тренажеров.
Среди разнообразия детских игр, можно выделить особый вид - игры с мячом. Еще в древние времена эти игры носили не только развлекательный, но и лечебный характер. Римский врач Клавдий Гален прописывал игры с мячом своим больным в качестве лекарства. Создатель системы общественного дошкольного воспитания Фридрих Фребель считал мяч средством всестороннего развития ребенка-дошкольника. И сегодня мяч не должен потерять свой статус "спутника детства". Игры с мячом - это не только развитие ловкости, быстроты, координации, глазомера, но и разгрузка нервной системы, масса радостных эмоций и переживаний. А ребенку, чтобы он был здоровым, очень важно быть счастливым.
Игры-эстафеты, подвижные игры с элементами спорта дают возможность каждому ребенку почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для достижения результата и успеха, т.е. приобщают детей к универсальным ценностям человеческой жизни: доброте, коллективизму, взаимопомощи.
Обогащение двигательного опыта детей элементами спортивных игр создает условия для их творческого самовыражения в двигательной деятельности. Систематическое использование игр с элементами спорта на прогулке поможет ликвидировать дефицит движений, сбалансировать процессы роста и физиологического созревания, сформировать у детей привычки здорового образа жизни
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (конспекты мастер - классов для педагогов) на тему: «Игровые технологии по ознакомлению с окружающим» (из опыта работы)
Уважаемые коллеги, девиз моих представленных работ звучит так: «Не лишайте ребенка радости играть, помните, что вы сами были детьми»....
Консультация для педагогов на тему «Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов на тему «Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов на тему: «Игровые технологии в образовательном процессе дошкольников»
Презентация "Игровые технологии в образователном процессе дошкольников" была создана в целях консультации коллег-педагогов.Всегда помните, что игровые технологии - одна из важнейших частей о...

Консультация для педагогов на тему:«Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий о...

Консультация для педагогов по теме: «Игровые технологии для заучивания стихотворений»
Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Быстрыми темпами идет развитие психических процессов: восприятия, внимания, мышления, памяти. Но память в дошкольном возрасте ...

Консультация для педагогов на тему "Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ»
Консультация для педагогов на тему "Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ»...

