"Экологическое воспитание по методике Марии Монтессори"
консультация

Александрова Т.Ю.

Выдающийся педагог Мария Монтессори не пользовалась термином «экологическое воспитание». Она рассматривала ребёнка как часть Природы, различая разницу между естественным развитием и социальным воспитанием.

По её мнению в помещениях должно быть много цветов и зелени, животные, птицы в клетках, аквариумы. Природный материал представлен коллекциями семян, высушенных плодов,, гербариями, образцами минералов, почв.

Дети с интересом рассматривают картины, изображающие три стихии: землю, воду, воздух; знакомятся с географическими картами, глобусом. Ребёнок должен иметь возможность не только наблюдать, но и действовать, ставить опыты, используя различные приборы (весы, градусник, магнит, измерительные ёмкости, а т. ж. песок, воду, землю, глину).

Можно разделить некоторые виды работ в зависимости от времени года:

Что можно делать весной?

Составлять коллекцию запахов. Запах расширяет представления, знания об окружающей природе, делает ребёнка более внимательным и тонко чувствующим.

Положите в закрывающиеся баночки с крышечкой кусочки коры, веточки, почки, опилки (в каждую баночку по одному материалу). Собирая материал и укладывая в коробочки, покажите детям какое наслаждение вдыхать тонкий запах весенних почек, свежих опилок, кусочков коры.

Сравните собранные в природе запахи с уже привычной коллекцией кулинарных запахов (лавровый лист, перец, ваниль, корица, гвоздика), заметьте что кулинарные запахи не меняются, они стойкие (в результате появилось новое словосочетание «стойкие запахи»).

Поиграйте в игру «Вспомни запахи».

Это одновременно и аромотерапия и воспитание чуткого ребёнка, не только вглядывающегося, но и вслушивающегося и «внюхивающегося» в Природу. Это упражнение на развитие органов обоняния.

Разводить сады и огороды на подоконнике.

В плоских ящичках можно увидеть только рост растения сверху, а вот посадки в аквариуме дают возможность увидеть и появление корней и дальнейший рост растения.

Дети обожают опыты с подкрашенной водой. Поставим любые ветки или стебли сельдерея, корни петрушки в три одинаковых стакана. А затем в одном подкрасим воду чернилами, в двух других пищевой краской – красной и желтой – и будем удивляться изменению цвета стебля.

Дети вскоре подскажут вам новые опыты. И родителям посоветуют завести «лаборатории» на окне. А какие они станут внимательные на прогулке, как начнут присматриваться к растениям, корням, почкам! Какие сравнения и выводы сделают!

Что можно делать летом?

Летом дети будут заняты выращиванием растений на участке.

Что можно делать осенью?

Осенью вы будите собирать урожай, готовить корм для птиц и конечно делать открытия.

Осенью мы собираем листья и разглаживаем их утюгом и таким образом сохраняем и для композиций, и для гербариев.

Маленьким детям осенью понравится проводить опыты-упражнения, связанные с сортировкой, просеиванием через сито мелких и крупных семян. Смешайте и насыпьте в ёмкость различные семена, дайте ребёнку ситечко, и он будит поражен тем, как ситечко мелкие семечки высыпает, а крупные оставляет.

Осенью можно на ручной мельнице из зёрен смолоть муку. Изделия из «своей муки» запомнятся навсегда.

Т. ж. осенью вместе с детьми можно приготовить собственные «сухие духи» на зиму. Для этого собирайте в маленькие марлевые мешочки высушенные лепестки любых цветов и листьев, играйте в парфюмеров, угадывайте запахи, сравнивайте и различайте.

Что можно делать зимой?

Зимой вам предстоит придумывать кормушки из всевозможных материалов. А в корм пойдёт всё, что засушили, заготовили летом и осенью, семена трав, семечки, мелкие плоды. Когда дети начнут наблюдать за птицами, сами собой начнутся «уроки созерцания». Вскоре кто-то придумает новую конструкцию кормушки: из еловой шишки с воткнутыми кусочками сала, кормушку-бусы из ягод калины. Изготовление таких кормушек развивает детскую руку и фантазию.

Что ещё можно делать?

Подбирать литературу, которая поможет понять, объяснить, рассказать о том, что в наших условиях невозможно увидеть, фотоиллюстрации. Взгляд художника-натуралиста вместе с фотообъективом остановил мгновения жизни животных. Не оторвать взгляд от фотографий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_po_metodike_marii_montessori.docx14.39 КБ

Предварительный просмотр:

"Экологическое воспитание по методике Марии Монтессори"

Выдающийся педагог Мария Монтессори не пользовалась термином «экологическое воспитание». Она рассматривала ребёнка как часть Природы, различая разницу между естественным развитием и социальным воспитанием.

По её мнению в помещениях должно быть много цветов и зелени, животные, птицы в клетках, аквариумы. Природный материал представлен коллекциями семян, высушенных плодов,, гербариями, образцами минералов, почв.

Дети с интересом рассматривают картины, изображающие три стихии: землю, воду, воздух; знакомятся с географическими картами, глобусом. Ребёнок должен иметь возможность не только наблюдать, но и действовать, ставить опыты, используя различные приборы (весы, градусник, магнит, измерительные ёмкости, а т. ж. песок, воду, землю, глину).

Можно разделить некоторые виды работ в зависимости от времени года:

Что можно делать весной?

Составлять коллекцию запахов. Запах расширяет представления, знания об окружающей природе, делает ребёнка более внимательным и тонко чувствующим.

Положите в закрывающиеся баночки с крышечкой кусочки коры, веточки, почки, опилки (в каждую баночку по одному материалу). Собирая материал и укладывая в коробочки, покажите детям какое наслаждение вдыхать тонкий запах весенних почек, свежих опилок, кусочков коры.

Сравните собранные в природе запахи с уже привычной коллекцией кулинарных запахов (лавровый лист, перец, ваниль, корица, гвоздика), заметьте что кулинарные запахи не меняются, они стойкие (в результате появилось новое словосочетание «стойкие запахи»).

Поиграйте в игру «Вспомни запахи».

Это одновременно и аромотерапия и воспитание чуткого ребёнка, не только вглядывающегося, но и вслушивающегося и «внюхивающегося» в Природу. Это упражнение на развитие органов обоняния.

Разводить сады и огороды на подоконнике.

В плоских ящичках можно увидеть только рост растения сверху, а вот посадки в аквариуме дают возможность увидеть и появление корней и дальнейший рост растения.

Дети обожают опыты с подкрашенной водой. Поставим любые ветки или стебли сельдерея, корни петрушки в три одинаковых стакана. А затем в одном подкрасим воду чернилами, в двух других пищевой краской – красной и желтой – и будем удивляться изменению цвета стебля.

Дети вскоре подскажут вам новые опыты. И родителям посоветуют завести «лаборатории» на окне. А какие они станут внимательные на прогулке, как начнут присматриваться к растениям, корням, почкам! Какие сравнения и выводы сделают!

Что можно делать летом?

Летом дети будут заняты выращиванием растений на участке.

Что можно делать осенью?

Осенью вы будите собирать урожай, готовить корм для птиц и конечно делать открытия.

Осенью мы собираем листья и разглаживаем их утюгом и таким образом сохраняем и для композиций, и для гербариев.

Маленьким детям осенью понравится проводить опыты-упражнения, связанные с сортировкой, просеиванием через сито мелких и крупных семян. Смешайте и насыпьте в ёмкость различные семена, дайте ребёнку ситечко, и он будит поражен тем, как ситечко мелкие семечки высыпает, а крупные оставляет.

Осенью можно на ручной мельнице из зёрен смолоть муку. Изделия из «своей муки» запомнятся навсегда.

Т. ж. осенью вместе с детьми можно приготовить собственные «сухие духи» на зиму. Для этого собирайте в маленькие марлевые мешочки высушенные лепестки любых цветов и листьев, играйте в парфюмеров, угадывайте запахи, сравнивайте и различайте.

Что можно делать зимой?

Зимой вам предстоит придумывать кормушки из всевозможных материалов. А в корм пойдёт всё, что засушили, заготовили летом и осенью, семена трав, семечки, мелкие плоды. Когда дети начнут наблюдать за птицами, сами собой начнутся «уроки созерцания». Вскоре кто-то придумает новую конструкцию кормушки: из еловой шишки с воткнутыми кусочками сала, кормушку-бусы из ягод калины. Изготовление таких кормушек развивает детскую руку и фантазию.

Что ещё можно делать?

Подбирать литературу, которая поможет понять, объяснить, рассказать о том, что в наших условиях невозможно увидеть, фотоиллюстрации. Взгляд художника-натуралиста вместе с фотообъективом остановил мгновения жизни животных. Не оторвать взгляд от фотографий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление. Впитывающий ум ребёнка в методике Марии Монтессори

В основе педагогики Марии Монтессори лежит идея, что каждый ребенок рождается со своим внутренним потенциалом, раскрытие которого зависит от среды, в которой он находится. Мария Монтессори считала, чт...

Сенсорное развитие детей третьего года жизни по методике Марии Монтессори в клубе семейного воспитания «Капелька»

Педагог раскрывает систему работы с детьми третьего года жизни по методике Марии Монтессори с использованием Монтессори-материала. Актуальность исследования состоит во взаимодействии педагога с родите...

Сенсорное развитие детей третьего года жизни по методике Марии Монтессори в клубе семейного воспитания «Капелька»

Педагог раскрывает систему работы с детьми третьего года жизни по методике Марии Монтессори с использованием Монтессори-материала. Актуальность исследования состоит во взаимодействии педагога с родите...

Сенсорное развитие детей третьего года жизни по методике Марии Монтессори в клубе семейного воспитания «Капелька»

Педагог раскрывает систему работы с детьми третьего года жизни по методике Марии Монтессори с использованием Монтессори-материала. Актуальность исследования состоит во взаимодействии педагога с родите...

Презентация "Методика раннего развития детей - методика Марии Монтессори"

Посмотрев эту презентацию, вы познакомитесь с самыми простыми и интересными играми по методике Марии Монтессори, которые наверняка не оставят равнодушными детей раннего дошкольного возраста....