"Сохраняем и укрепляем физическое, психическое и социальное здоровье воспитанников летом"
проект
Организация работы с коллегами-специалистами летом, чтобы комплексно решать задачи, сохранять и укреплять здоровье детей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сохраняем и укрепляем физическое, психическое и социальное здоровье воспитанников летом
Какую работу организовать с коллегами-специалистами летом, чтобы комплексно решать задачи, сохранять и укреплять здоровье детей? Организация Недели физического, психического и социального здоровья «Посмотри, какое лето» объединит всех специалистов, воспитателей ДОО и родителей. Предлагаем план мероприятий Недели, игры и задания.
Здоровье ребенка определяют пять условий:
1) адаптация — приспособляемость к окружающей среде;
2) равновесие — способность организма функционировать во внешней среде, сохраняя постоянство своего внутреннего состояния;
3) благополучие — состояние душевного и физического покоя, вызванное благоприятным протеканием всех жизненных процессов ребенка;
4) гармоничность — уравновешенность всех функций, которые обеспечивают наиболее успешное протекание роста и развития организма;
5) способность функционировать — главная составляющая здоровья, которая отражает степень согласованности всех вышеперечисленных признаков, обеспечивающих высокий уровень биологической и социальной активности и трудоспособности человека.
Чтобы обеспечить эти условия в летний период, проведите вместе со специалистами ДОО Неделю физического, психического и социального здоровья «Посмотри, какое лето».
Цели недели: содействовать сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья воспитанников ДОО.
Задачи:
- создать условия, которые обеспечат охрану жизни и здоровья детей;
- развить двигательные и психические способности дошкольников;
- сохранить положительный эмоциональный климат;
- укрепить взаимодействие всех участников образовательных отношений — детей, педагогов и специалистов ДОО, родителей.
Предварительная работа:
1. Составьте план-черновик мероприятий на пять дней.
2. Определите обязанности и содержание работы каждого специалиста — педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, учителя ИЗО.
3. Создайте общий банк игр, заданий, коллективных дел и распределите их по дням недели так, чтобы воздействие на физическое и психическое состояние детей было всесторонним и комплексным. Каждый специалист готовит игры и задания по своему профилю.
4. Внесите коррективы в предварительный план работы. В соответствии с окончательным вариантом подготовьте необходимые материалы и оборудование. План мероприятий приведен в таблице.
5. Ознакомьтесь дополнительно с медицинскими картами детей. Составьте список дошкольников, во взаимодействии с которыми необходимо соблюдать определенные условия (например, у ребенка аллергия) или которым необходимо дополнительное внимание и поддержка взрослых (например, ребенок в силу каких-то личных особенностей застенчивый). Это позволит вам в ходе проведения мероприятий Недели держать данных детей в поле зрения и своевременно оказывать им помощь.
6. Оформите объявление для родителей о мероприятии. Повесьте план Недели и пригласите их к участию.
План мероприятий Недели физического, психического и социального здоровья
«Посмотри, какое лето»
День недели | Тема | Содержание |
Понедельник | «Радужный день» | Утренняя зарядка. |
Вторник | «День в песочнице» | Утренняя зарядка. |
Среда | «День мыльных пузырей» | Утренняя зарядка. |
Четверг | «На цветочной поляне» | Утренняя зарядка. |
Пятница | «Солнечный денек» | Утренняя зарядка. |
Свяжите тему каждого дня с одним из явлений или занятий, которые характерны для лета. День начните с песни, которая отражает тему и которой посвящены мероприятия дня. Под эту же музыку инструктор по физической культуре проводит утреннюю зарядку с детьми всех групп. Закончите Неделю общим праздником, подготовьте по итогам выставку семейных фотографий «Лето — это здорово» и проведите конкурс чтецов «Лето, ах, лето!».
Приложение
Игры и задания для Недели физического, психического и социального здоровья «Посмотри, какое лето»
АКЦИИ
Тематические акции — интерактивная форма работы, с помощью которой вы сможете сблизить участников образовательных отношений, улучшить отношения между родителями и детьми, создать пространство, в котором педагоги и родители будут делиться опытом взаимодействия с детьми. Сама творческая атмосфера акции побуждает раскрыться, поделиться своими знаниями и учиться у других, а также познать своего ребенка, его способности.
Материалы и оборудование: тематические картинки, ватманы, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, нитки, клей, ножницы, полотенца или влажные салфетки, фотоаппарат.
Ответственные: педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели групп.
«Радуга настроения»
Участники: дети всех групп, воспитатели.
Цели: создать благоприятный эмоциональный фон, активизировать активность всех участников.
В холле ДОО повесьте плакат, на котором нарисована радуга — «радуга настроения». Попросите детей определить, с каким настроением они пришли в детский сад, соотнести его с одним из цветов радуги и прикрепите жетончик на выбранную полоску.
В течение дня предложите создать в группах коллажи «Все цвета радуги» — дети вместе с воспитателями рисуют пальцами радугу. Это поможет снять напряжение через тактильные ощущения, развить мелкую моторику. Затем радугу надо вырезать по контуру и украсить бабочками, капельками, звездочками — вырезать из разноцветной бумаги и прикрепить на ниточках. Таким образом, в каждой группе появится модуль для дыхательной гимнастики, который можно повесить на веранде.
Примечание. Если в детском саду есть дети, которые на летний период пришли из других ДОО, эта акция поможет им адаптироваться, познакомиться с другими детьми и воспитателями, проявить себя.
Групповой коллаж «Все цвета радуги»
«Цветное настроение»
Участники: родители.
Цели: создать благоприятную эмоциональную атмосферу, улучшить настроение, активизировать родителей.
В приемных групп повесьте картинки с изображением цыганки, которая предлагает погадать. Рядом поставьте три коробочки разного цвета и положите в них карточки-пожелания-предсказания: положительные, мотивирующие, загадочные.
«Следы на песке»
Участники: младшие группы, воспитатели.
Цели: развить тактильные ощущения, мелкую моторику, создать благоприятную эмоциональную атмосферу, дать почувствовать каждому ребенку сопричастность к коллективу.
Предложите детям и воспитателям оставить отпечатки рук на мокром песке, сфотографировать их и в группе оформить выставку. Фотографии можно сделать индивидуальными и затем предложить детям отгадать, чьи отпечатки изображены на фото; или создать целую картину из отпечатков.
«Дети — цветы жизни»
Участники: дети всех групп, родители.
Цель: укрепить отношения в семье, дать возможность детям и родителям в совместном творчестве лучше узнать друг друга, вместе пережить эмоциональные состояния.
Воспитатели групп готовят макеты цветов. Дома родители помещают в центр цветка фотографию своего ребенка и вместе с ним заполняют лепестки уменьшительно-ласкательными именами. Затем воспитатели на групповых стендах оформляют «цветники».
Акция «Дети — цветы жизни»
«Солнышко на детский сад»
Участники: дети всех групп.
Цели: развить мелкую моторику, активизировать положительные эмоции по отношению к ДОО и людям, которые составляют его коллектив.
Попросите детей на листах бумаги обвести свои ладошки, раскрасить их и вырезать. Затем все ладошки приклейте по кругу к круглой заготовке желтого цвета, начиная с маленьких, так, чтобы получились лучики. «Солнце» повесьте в холле ДОО.
Акция «Солнышко на детский сад»
«Стена»
Участники: родители.
Цель: получить обратную связь.
На фасаде здания ДОО повесьте полосу из ватманов, расчерченных «на кирпичики». Предложите родителям написать в них свои пожелания, отзывы о мероприятиях.
ИГРЫ С МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ
Мыльные пузыри — мощный стимул для всестороннего развития детей. Игра с ними совершенствует зрительное восприятие. Во-первых, функцию слежения за движущимся объектом, когда пузырь летит. Во-вторых, способность фиксировать взгляд на неподвижном объекте (когда пузырь выдувается). В-третьих, дети учатся оценивать размер объекта, который меняется, пока пузырь выдувают. В-четвертых — цветовосприятие. Если ребенок ловит пузыри, он учится оценивать расстояние до движущегося объекта и одновременно развивает координацию движений и важную для развития маленького человека координацию рука-взгляд. Кроме зрения, развивается температурная и тактильная чувствительность, когда мокрый пузырь приземляется на открытые участки тела и лопается. Закладывается база для формирования будущей работоспособности: развивается внимание, в первую очередь концентрация, формируется целенаправленность. Дети учатся контролировать дыхание, произвольно регулировать воздушную струю, ее направленность, длительность выдоха — это полезно для речевого развития.
Материалы и оборудование: наборы для выдувания мыльных пузырей, обручи, веревки, пластмассовые тазы с мыльной водой, коктейльные трубочки, флажки, стулья, доски для мостика.
Ответственные: педагог-психолог, воспитатели групп, инструктор по физической культуре, учитель-логопед.
«Помоги мыльным пузырям перелететь через веревку»
Натяните веревку. Предложите детям надуть мыльные пузыри и, дуя на них, «перевести» их через веревку. Выигрывает тот, кто первым «перешел границу» и не лопнул. Игру можно сделать командной. В этом случае выигрывает та команда, у которой большее количество пузырей перелетело за веревку.
«Пройди по мостику»
Разделите детей на команды. Задача — участники поочередно должны пройти по доске-«мостику» от стула до флажка, при этом выдувать пузыри. Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием.
«У кого пышнее пена»
Дети располагаются по трое-четверо вокруг тазов с мыльной водой. Задача — всем вместе через коктейльные трубочки создать обильную пену. Побеждает команда, у которой пена пышнее.
«Мыльные пузыри»
Инструкция детям: Вы сейчас будете пузырьками, а обручи — вашими домиками. Занимайте их. По сигналу «Вылетаем» вы выбегаете из своих домиков и начинаете летать. (В это время уберите 1 или 2 обруча.) По сигналу «Домой!» — вы должны вернуться в домики. Дети возвращаются в обручи. Тот, кому не хватило обруча, выбывает из игры и становится болельщиком.
«Озорные ладошки и мыльные пузыри»
Разделите детей на две команды — «пузыри» и «ловишки». «Пузыри» убегают, «ловишки» их догоняют. Выигрывают те пузыри, до которых «ловишки» не дотронулись.
ИГРЫ С ПЕСКОМ
Цели: развить тактильную чувствительность детей, воображение, творческую фантазию; закрепить знания о сенсорных эталонах; сплотить детский коллектив.
Участники: младшие группы.
Ответственные: педагог-психолог, воспитатели групп.
«Необыкновенные следы»
«Идут медвежата» — дети кулачками и ладонями с силой надавливают на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ударяют по поверхности песка, при этом двигаются в разных направлениях, имитируют прыжки зайцев.
«Ползут змейки» — сначала расслабленными, затем напряженными пальцами рук воспитанники делают поверхность песка волнистой. Двигаются в разных направлениях.
«Бегут жучки-паучки» — дети двигают всеми пальцами, имитируя движения насекомых. При этом можно полностью погружать руки в песок, встречаться под песком руками друг с другом — «жучки здороваются».
«Кроказябла» — воспитанники оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы. Потом попросите детей нарисовать это животное и сделать его жителем песочной страны.
«Узоры на песке»
Пальцем, ребром ладони, кисточкой нарисуйте в песочнице узор. Попросите детей нарисовать такой же узор или продолжить ваш. Дополнительно попросите детей украсить получившиеся рисунки камешками, бусинами и другими материалами.
ТЕКСТЫ ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ ПЕРЕД СНОМ
Цели релаксации: снять эмоциональное напряжение, стимулировать воображение, дать возможность детям ощутить спокойствие и безмятежность — это поможет им принять себя и повысить уверенность.
Предварительная работа. Проведите для воспитателей мини-лекцию — расскажите о значении релаксации, как ее надо проводить, чтобы дети могли спокойно заснуть. Попросите музыкального руководителя подобрать мелодии для каждой группы — можно попросить детей выбрать те мелодии, которые им больше всего нравятся.
Ответственные: педагог-психолог, воспитатели групп, музыкальный руководитель.
«Необычная радуга»
Инструкция детям: Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга. Первый цвет — голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает, как купание в озере. Ощутите эту свежесть. Следующий цвет — желтый. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение. Зеленый — цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, если мы чувствуем себя неуверенно — зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше. Возьмите с собой эти ощущения на весь день.
«На берегу моря»
Инструкция детям: Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Найдите внутри себя место, в котором тихо и спокойно… Сделайте глубокий вдох… выдох… А теперь прислушайтесь…
Волны океана мягко накатывают на берег. Быть может, сначала шум океана слышится где-то далеко, но постепенно звук накатывающейся на берег воды становится все громче и громче… Затем волна откатывается обратно… Потом снова бросается на берег и снова отступает… Ритм прибоя звучит ровно и успокаивающе. Пусть волны смоют и унесут ваши заботы и все, что вас напрягает. По мере того как волны разглаживают песок на берегу, вы становитесь спокойными.
«Бабочка»
Инструкция детям: Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он — бабочка с красивыми большими крыльями. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат…
«Игры ветерка»
Инструкция детям: Сделайте глубокий вдох… выдох… Представьте, как теплый, ласковый ветерок радостно играет с маленькими, желтыми песчинками на берегу озера. Ветерок разгоняется, пробегает легко-легко по песку и поднимает песчинки в воздух. Песчинки кружатся, вертятся, кувыркаются и не спеша опускаются вниз. Играет ветерок с песчинками, словно в колыбельке качает. Песчинкам легко и спокойно. Резвится ветерок, укачивает, убаюкивает маленьких песчинок. Песчинки хотят спать. Им нужен покой и отдых. Песчинки все сильнее и сильнее хотят спать, спать, спать. Ветерок стал слабее, слабее и совсем затих. Он удобно уложил песчинки в мягкую, нагретую солнышком постельку и едва слышно прошелестел: «Спите, спите сладко, мои маленькие друзья. Я буду охранять вас». Песчинки подумали: «Ах, как хорошо, как чудесно спать. Какую славную песенку поет ветерок». Потом песчинки широко зевнули, медленно закрыли глазки и крепко уснули…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников старшей группы «День здоровья»
Проект «День здоровья»Цель: Формирование интереса, эмоционально положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников.Задачи:Обогащать и ...

«Создание оптимальных условий для повышения компетенций педагогов в охране и укреплении физического и психологического здоровья воспитанников, сохраняя их индивидуальность и приобщая к здоровому образу жизни»
Подготовил:Инструктор по ФИЗОПутинцева Наталья Александровна «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерад...

«Физическое воспитание, как социальная составляющая охраны и укрепления физического и психического здоровья дошкольников».
Партнёрские взаимоотношения между педагогами ДОУ и родителями являются одной из социальной составляющей в достижении наиважнейшей цели: «Сохранение и укрепление здоровья детей». Дошкольное...

Влияние двигательной активности на психическое и социальное здоровье детей
При рассмотрении основных процессов функционирования нервной системы становится ясным, что без движения невозможно осуществление ни одного психического процесса. Таким образом, движение определяет не ...
Закаливание - залог физического, психического и социального благополучия ребенка
Закаливание - система процедур, направленных на повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных воздействий внешней среды. «Здоровье - это состояние полного физического, психиче...

Образовательный проект по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников Подготовительной группы «День здоровья»
Цель: Формирование интереса, эмоционально положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников.Задачи:Обогащать и углублять представлени...
Организация и проведение мероприятий, способствующих сохранению и восстановлению психического, физического и социального здоровья воспитанников
Занятие "Самые спортивные ребята моей группы"...