"Сохраняем и укрепляем физическое, психическое и социальное здоровье воспитанников летом"
проект

Организация работы с коллегами-специалистами летом, чтобы комплексно решать задачи, сохранять и укреплять здоровье детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сохраняем и укрепляем физическое, психическое и социальное здоровье воспитанников летом

Какую работу организовать с коллегами-специалистами летом, чтобы комплексно решать задачи, сохранять и укреплять здоровье детей? Организация Недели физического, психического и социального здоровья «Посмотри, какое лето» объединит всех специалистов, воспитателей ДОО и родителей. Предлагаем план мероприятий Недели, игры и задания.

Здоровье ребенка определяют пять условий:

1) адаптация — приспособляемость к окружающей среде;

2) равновесие — способность организма функционировать во внешней среде, сохраняя постоянство своего внутреннего состояния;

3) благополучие — состояние душевного и физического покоя, вызванное благоприятным протеканием всех жизненных процессов ребенка;

4) гармоничность — уравновешенность всех функций, которые обеспечивают наиболее успешное протекание роста и развития организма;

5) способность функционировать — главная составляющая здоровья, которая отражает степень согласованности всех вышеперечисленных признаков, обеспечивающих высокий уровень биологической и социальной активности и трудоспособности человека.

Чтобы обеспечить эти условия в летний период, проведите вместе со специалистами ДОО Неделю физического, психического и социального здоровья «Посмотри, какое лето».

Цели недели: содействовать сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья воспитанников ДОО.

Задачи:

  • создать условия, которые обеспечат охрану жизни и здоровья детей;
  • развить двигательные и психические способности дошкольников;
  • сохранить положительный эмоциональный климат;
  • укрепить взаимодействие всех участников образовательных отношений — детей, педагогов и специалистов ДОО, родителей.

Предварительная работа:

1. Составьте план-черновик мероприятий на пять дней.

2. Определите обязанности и содержание работы каждого специалиста — педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, учителя ИЗО.

3. Создайте общий банк игр, заданий, коллективных дел и распределите их по дням недели так, чтобы воздействие на физическое и психическое состояние детей было всесторонним и комплексным. Каждый специалист готовит игры и задания по своему профилю.

4. Внесите коррективы в предварительный план работы. В соответствии с окончательным вариантом подготовьте необходимые материалы и оборудование. План мероприятий приведен в таблице.

5. Ознакомьтесь дополнительно с медицинскими картами детей. Составьте список дошкольников, во взаимодействии с которыми необходимо соблюдать определенные условия (например, у ребенка аллергия) или которым необходимо дополнительное внимание и поддержка взрослых (например, ребенок в силу каких-то личных особенностей застенчивый). Это позволит вам в ходе проведения мероприятий Недели держать данных детей в поле зрения и своевременно оказывать им помощь.

6. Оформите объявление для родителей о мероприятии. Повесьте план Недели и пригласите их к участию.

План мероприятий Недели физического, психического и социального здоровья
«Посмотри, какое лето»

День недели

Тема

Содержание

Понедельник

«Радужный день»

Утренняя зарядка.
Акция «Радуга настроения».
Групповой коллаж «Все цвета радуги».
Релаксация перед сном «Необычная радуга».
Акция для родителей «Цветное настроение».
Игры с инструктором по физической культуре: «Радужные брызги» (бросать мяч вверх и ловить); эстафета «Радуга» (дети переносят разноцветные кегли)

Вторник

«День в песочнице»

Утренняя зарядка.
Игры с малышами — «Песочный дождик», «Необыкновенные следы», «Идут медвежата», «Прыгают зайцы», «Ползут змейки», «Бегут жучки- паучки», «Кроказябла», «Узоры на песке».
Конкурс песочных замков.
Акция «Следы на песке».
Релаксация перед сном «На берегу моря».
Игры с инструктором по физической культуре: метание мешочков с песком, эстафета «Перейди пустыню» (подскоки через обруч на одной ноге), игра малой подвижности «Кактус» (по типу «Море волнуется раз…» — замереть, изобразив разные позиции кактуса в пустыне).
Консультация для родителей «Игры в песочнице»

Среда

«День мыльных пузырей»

Утренняя зарядка.
Конкурсы:
• «Помоги мыльным пузырям перелететь через веревку»;
• «Пройди по мостику»;
• «Поймай пузырь»;
• «У кого пышнее пена».
Подвижные игры — «Мыльные пузыри», «Озорные ладошки и мыльные пузыри»

Четверг

«На цветочной поляне»

Утренняя зарядка.
Акция «Дети — цветы жизни».
Конкурс «Лучшая клумба».
Чаепитие «Целительный аромат».
Этюд «Цветок».
Релаксация перед сном «Бабочка».
Игры с инструктором по физической культуре: подвижная игра «Цветик-семицветик», эстафеты «Веночек» (дети поочередно привязывают ленточки к обручу), «Клумба» (бег между обручами — «посадка цветов»), игра «Важные цветы» (ходьба с мешочками на голове).
Упражнения с учителем-логопедом:
•«Душистый цветок» — дыхательное, на задержку дыхания;
• «Пчелка на цветке» — для глаз (круговые движения);
• «Анютины глазки» (смотреть влево — вправо, вверх — вниз);
• «Разговор цветов» — для развития связной речи, воображения, умения составлять рассказ

Пятница

«Солнечный денек»

Утренняя зарядка.
Акция «Солнышко на детский сад».
Конкурс рисунков на асфальте.
Релаксация перед сном «Игры ветерка».
Акция для родителей «Стена».
Игры с инструктором по физической культуре: ходьба врассыпную — по команде построение в круг, эстафеты «Солнечные монетки» (перенести желтые бусинки на ложке), «Вокруг солнышка хожу» (ведение мяча одной рукой), игра «Я и моя тень» (повторяют движения в парах).
Упражнения и игры с учителем-логопедом: «Рисуем солнышко» (на выдохе нарисовать потоком воздуха солнышко), пальчиковые игры, подвижная игра «Горелки с платком»

Свяжите тему каждого дня с одним из явлений или занятий, которые характерны для лета. День начните с песни, которая отражает тему и которой посвящены мероприятия дня. Под эту же музыку инструктор по физической культуре проводит утреннюю зарядку с детьми всех групп. Закончите Неделю общим праздником, подготовьте по итогам выставку семейных фотографий «Лето — это здорово» и проведите конкурс чтецов «Лето, ах, лето!».

Приложение

Игры и задания для Недели физического, психического и социального здоровья «Посмотри, какое лето»

АКЦИИ

Тематические акции — интерактивная форма работы, с помощью которой вы сможете сблизить участников образовательных отношений, улучшить отношения между родителями и детьми, создать пространство, в котором педагоги и родители будут делиться опытом взаимодействия с детьми. Сама творческая атмосфера акции побуждает раскрыться, поделиться своими знаниями и учиться у других, а также познать своего ребенка, его способности.

Материалы и оборудование: тематические картинки, ватманы, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, нитки, клей, ножницы, полотенца или влажные салфетки, фотоаппарат.

Ответственные: педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели групп.

«Радуга настроения»

Участники: дети всех групп, воспитатели.

Цели: создать благоприятный эмоциональный фон, активизировать активность всех участников.

В холле ДОО повесьте плакат, на котором нарисована радуга — «радуга настроения». Попросите детей определить, с каким настроением они пришли в детский сад, соотнести его с одним из цветов радуги и прикрепите жетончик на выбранную полоску.

В течение дня предложите создать в группах коллажи «Все цвета радуги» — дети вместе с воспитателями рисуют пальцами радугу. Это поможет снять напряжение через тактильные ощущения, развить мелкую моторику. Затем радугу надо вырезать по контуру и украсить бабочками, капельками, звездочками — вырезать из разноцветной бумаги и прикрепить на ниточках. Таким образом, в каждой группе появится модуль для дыхательной гимнастики, который можно повесить на веранде.

Примечание. Если в детском саду есть дети, которые на летний период пришли из других ДОО, эта акция поможет им адаптироваться, познакомиться с другими детьми и воспитателями, проявить себя.

Групповой коллаж «Все цвета радуги»

«Цветное настроение»

Участники: родители.

Цели: создать благоприятную эмоциональную атмосферу, улучшить настроение, активизировать родителей.

В приемных групп повесьте картинки с изображением цыганки, которая предлагает погадать. Рядом поставьте три коробочки разного цвета и положите в них карточки-пожелания-предсказания: положительные, мотивирующие, загадочные.

«Следы на песке»

Участники: младшие группы, воспитатели.

Цели: развить тактильные ощущения, мелкую моторику, создать благоприятную эмоциональную атмосферу, дать почувствовать каждому ребенку сопричастность к коллективу.

Предложите детям и воспитателям оставить отпечатки рук на мокром песке, сфотографировать их и в группе оформить выставку. Фотографии можно сделать индивидуальными и затем предложить детям отгадать, чьи отпечатки изображены на фото; или создать целую картину из отпечатков.

«Дети — цветы жизни»

Участники: дети всех групп, родители.

Цель: укрепить отношения в семье, дать возможность детям и родителям в совместном творчестве лучше узнать друг друга, вместе пережить эмоциональные состояния.

Воспитатели групп готовят макеты цветов. Дома родители помещают в центр цветка фотографию своего ребенка и вместе с ним заполняют лепестки уменьшительно-ласкательными именами. Затем воспитатели на групповых стендах оформляют «цветники».

Акция «Дети — цветы жизни»

«Солнышко на детский сад»

Участники: дети всех групп.

Цели: развить мелкую моторику, активизировать положительные эмоции по отношению к ДОО и людям, которые составляют его коллектив.

Попросите детей на листах бумаги обвести свои ладошки, раскрасить их и вырезать. Затем все ладошки приклейте по кругу к круглой заготовке желтого цвета, начиная с маленьких, так, чтобы получились лучики. «Солнце» повесьте в холле ДОО.

Акция «Солнышко на детский сад»

«Стена»

Участники: родители.

Цель: получить обратную связь.

На фасаде здания ДОО повесьте полосу из ватманов, расчерченных «на кирпичики». Предложите родителям написать в них свои пожелания, отзывы о мероприятиях.

ИГРЫ С МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ

Мыльные пузыри — мощный стимул для всестороннего развития детей. Игра с ними совершенствует зрительное восприятие. Во-первых, функцию слежения за движущимся объектом, когда пузырь летит. Во-вторых, способность фиксировать взгляд на неподвижном объекте (когда пузырь выдувается). В-третьих, дети учатся оценивать размер объекта, который меняется, пока пузырь выдувают. В-четвертых — цветовосприятие. Если ребенок ловит пузыри, он учится оценивать расстояние до движущегося объекта и одновременно развивает координацию движений и важную для развития маленького человека координацию рука-взгляд. Кроме зрения, развивается температурная и тактильная чувствительность, когда мокрый пузырь приземляется на открытые участки тела и лопается. Закладывается база для формирования будущей работоспособности: развивается внимание, в первую очередь концентрация, формируется целенаправленность. Дети учатся контролировать дыхание, произвольно регулировать воздушную струю, ее направленность, длительность выдоха — это полезно для речевого развития.

Материалы и оборудование: наборы для выдувания мыльных пузырей, обручи, веревки, пластмассовые тазы с мыльной водой, коктейльные трубочки, флажки, стулья, доски для мостика.

Ответственные: педагог-психолог, воспитатели групп, инструктор по физической культуре, учитель-логопед.

«Помоги мыльным пузырям перелететь через веревку»

Натяните веревку. Предложите детям надуть мыльные пузыри и, дуя на них, «перевести» их через веревку. Выигрывает тот, кто первым «перешел границу» и не лопнул. Игру можно сделать командной. В этом случае выигрывает та команда, у которой большее количество пузырей перелетело за веревку.

«Пройди по мостику»

Разделите детей на команды. Задача — участники поочередно должны пройти по доске-«мостику» от стула до флажка, при этом выдувать пузыри. Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием.

«У кого пышнее пена»

Дети располагаются по трое-четверо вокруг тазов с мыльной водой. Задача — всем вместе через коктейльные трубочки создать обильную пену. Побеждает команда, у которой пена пышнее.

«Мыльные пузыри»

Инструкция детям: Вы сейчас будете пузырьками, а обручи — вашими домиками. Занимайте их. По сигналу «Вылетаем» вы выбегаете из своих домиков и начинаете летать. (В это время уберите 1 или 2 обруча.) По сигналу «Домой!» — вы должны вернуться в домики. Дети возвращаются в обручи. Тот, кому не хватило обруча, выбывает из игры и становится болельщиком.

«Озорные ладошки и мыльные пузыри»

Разделите детей на две команды — «пузыри» и «ловишки». «Пузыри» убегают, «ловишки» их догоняют. Выигрывают те пузыри, до которых «ловишки» не дотронулись.

ИГРЫ С ПЕСКОМ

Цели: развить тактильную чувствительность детей, воображение, творческую фантазию; закрепить знания о сенсорных эталонах; сплотить детский коллектив.

Участники: младшие группы.

Ответственные: педагог-психолог, воспитатели групп.

«Необыкновенные следы»

«Идут медвежата» — дети кулачками и ладонями с силой надавливают на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ударяют по поверхности песка, при этом двигаются в разных направлениях, имитируют прыжки зайцев.

«Ползут змейки» — сначала расслабленными, затем напряженными пальцами рук воспитанники делают поверхность песка волнистой. Двигаются в разных направлениях.

«Бегут жучки-паучки» — дети двигают всеми пальцами, имитируя движения насекомых. При этом можно полностью погружать руки в песок, встречаться под песком руками друг с другом — «жучки здороваются».

«Кроказябла» — воспитанники оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы. Потом попросите детей нарисовать это животное и сделать его жителем песочной страны.

«Узоры на песке»

Пальцем, ребром ладони, кисточкой нарисуйте в песочнице узор. Попросите детей нарисовать такой же узор или продолжить ваш. Дополнительно попросите детей украсить получившиеся рисунки камешками, бусинами и другими материалами.

ТЕКСТЫ ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ ПЕРЕД СНОМ

Цели релаксации: снять эмоциональное напряжение, стимулировать воображение, дать возможность детям ощутить спокойствие и безмятежность — это поможет им принять себя и повысить уверенность.

Предварительная работа. Проведите для воспитателей мини-лекцию — расскажите о значении релаксации, как ее надо проводить, чтобы дети могли спокойно заснуть. Попросите музыкального руководителя подобрать мелодии для каждой группы — можно попросить детей выбрать те мелодии, которые им больше всего нравятся.

Ответственные: педагог-психолог, воспитатели групп, музыкальный руководитель.

«Необычная радуга»

Инструкция детям: Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга. Первый цвет — голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает, как купание в озере. Ощутите эту свежесть. Следующий цвет — желтый. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение. Зеленый — цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, если мы чувствуем себя неуверенно — зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше. Возьмите с собой эти ощущения на весь день.

«На берегу моря»

Инструкция детям: Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Найдите внутри себя место, в котором тихо и спокойно… Сделайте глубокий вдох… выдох… А теперь прислушайтесь…

Волны океана мягко накатывают на берег. Быть может, сначала шум океана слышится где-то далеко, но постепенно звук накатывающейся на берег воды становится все громче и громче… Затем волна откатывается обратно… Потом снова бросается на берег и снова отступает… Ритм прибоя звучит ровно и успокаивающе. Пусть волны смоют и унесут ваши заботы и все, что вас напрягает. По мере того как волны разглаживают песок на берегу, вы становитесь спокойными.

«Бабочка»

Инструкция детям: Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он — бабочка с красивыми большими крыльями. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат…

«Игры ветерка»

Инструкция детям: Сделайте глубокий вдох… выдох… Представьте, как теплый, ласковый ветерок радостно играет с маленькими, желтыми песчинками на берегу озера. Ветерок разгоняется, пробегает легко-легко по песку и поднимает песчинки в воздух. Песчинки кружатся, вертятся, кувыркаются и не спеша опускаются вниз. Играет ветерок с песчинками, словно в колыбельке качает. Песчинкам легко и спокойно. Резвится ветерок, укачивает, убаюкивает маленьких песчинок. Песчинки хотят спать. Им нужен покой и отдых. Песчинки все сильнее и сильнее хотят спать, спать, спать. Ветерок стал слабее, слабее и совсем затих. Он удобно уложил песчинки в мягкую, нагретую солнышком постельку и едва слышно прошелестел: «Спите, спите сладко, мои маленькие друзья. Я буду охранять вас». Песчинки подумали: «Ах, как хорошо, как чудесно спать. Какую славную песенку поет ветерок». Потом песчинки широко зевнули, медленно закрыли глазки и крепко уснули…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников старшей группы «День здоровья»

Проект «День здоровья»Цель: Формирование интереса, эмоционально положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников.Задачи:Обогащать и ...

«Создание оптимальных условий для повышения компетенций педагогов в охране и укреплении физического и психологического здоровья воспитанников, сохраняя их индивидуальность и приобщая к здоровому образу жизни»

Подготовил:Инструктор по ФИЗОПутинцева Наталья Александровна   «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерад...

«Физическое воспитание, как социальная составляющая охраны и укрепления физического и психического здоровья дошкольников».

Партнёрские взаимоотношения между педагогами ДОУ и родителями являются одной из социальной составляющей в достижении наиважнейшей цели: «Сохранение и укрепление здоровья детей». Дошкольное...

Влияние двигательной активности на психическое и социальное здоровье детей

При рассмотрении основных процессов функционирования нервной системы становится ясным, что без движения невозможно осуществление ни одного психического процесса. Таким образом, движение определяет не ...

Закаливание - залог физического, психического и социального благополучия ребенка

Закаливание - система процедур, направленных на повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных воздействий внешней среды. «Здоровье - это состояние полного физического, психиче...

Образовательный проект по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников Подготовительной группы «День здоровья»

Цель: Формирование интереса, эмоционально положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников.Задачи:Обогащать и углублять представлени...