Доклад на педсовете "Использование средств театрализованной деятельности в социально-коммуникативном развитии ребёнка дошкольного возраста"
учебно-методический материал (старшая группа)
Театрализованная, театрально-игровая деятельность имеет большое значение для развития детей. О положительном влиянии театра на человека во все времена говорилось много и серьезно, да и трудно переоценить его значимость, тем более для ребенка. Чем раньше ребенок познакомится с этим удивительным миром, чем богаче будут его представления о возможностях театра, тем богаче станет он сам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педсовет №3
«Развитие речевых и творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности»
Доклад на тему:
«Использование средств
театрализованной деятельности
в социально-коммуникативном развитии
ребёнка дошкольного возраста»
Подготовила:
Воспитатель
Илингина Марина Васильевна
МДОУ «Детский сад «Василек»
р.п. Мулловка»
Цель:
Систематизировать знания педагогов по театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста и создание в детском саду условий для их самореализации.
Задачи:
- обсудить возможности театрализованной деятельности в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста;
- уточнить методы и приемы, технологии работы по театрализованной деятельности;
- развивать возможности «актерского мастерства» педагогов, упражнять в способах совершенствования актерских способностей.
Театрализованная, театрально-игровая деятельность имеет большое значение для развития детей. О положительном влиянии театра на человека во все времена говорилось много и серьезно, да и трудно переоценить его значимость, тем более для ребенка. Чем раньше ребенок познакомится с этим удивительным миром, чем богаче будут его представления о возможностях театра, тем богаче станет он сам.
Театрально-игровая деятельность представлена в д/с кукольным театром и театрализованными играми. Кукольный театр воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств: это и художественное слово, и наглядный образ, и живописное декоративное оформление и музыка. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе с детьми. Дети очень любят смотреть спектакли.
В условиях детского сада нельзя поставить большой сложный спектакль своими силами – собственно это и не нужно. Пусть это будет короткая сказка на фланелеграфе, небольшая сценка или короткий спектакль, театр картинок. Важно, чтобы такие показы проводились систематически и при этом использовались все виды театра.
Однако в последнее время педагоги и психологи отмечают снижение уровня игр, в том числе и театрализованных. Игры “уходят” из детского сада, дети практически не играют. Причин тому несколько. Причины следует искать и в особенности семейного досуга. Дошкольники много времени проводят у экрана телевизора или с телефонами и гаджетами. Другая важная проблема – необходимо восстановить у педагогов умение играть вместе с детьми и грамотно руководить детскими играми.
Театрализованные игры включают в себя различную работу:
- Это и действия с кукольными персонажами (сюжетными и образными игрушками, пальчиковыми, би-ба-бо, плоскостными фигурками)
• Непосредственные действия по ролям
• Литературная деятельность, т. е. воспроизведение диалогов, монологов от лица персонажей
• Изобразительная деятельность, т. е. дети могут создавать декорации, костюмы персонажей
• Музыкальная деятельность: исполнение знакомых песен от лица героев, напевание, приплясывание.
Руководство театрализованной деятельностью требует умения строить работу в системе, во взаимодействии со всеми видами деятельности, тем самым развивая творческие способности.
Театрализованная деятельность дошкольников развивается в определенных педагогических условиях, важнейшими из которых, на мой взгляд, являются: использование художественного слова, вызывание эмоционального отклика, воспитание у детей интереса к театральной деятельности, оснащение театрализованных игр, серьезный подбор литературных произведений.
Основные параметры диагностики по театрализованной деятельности в старшем возрасте: ребенок умеет разыгрывать несложные сюжеты, использует выразительные средства, пантомимические навыки, умеет проявлять творческую инициативу, импровизировать.
Характерные особенности театрализованных представлений: литературная или фольклорная основа и наличие зрителей.
Театрализованная деятельность связана с изобразительной: изготовление афиш, изготовление костюмов и декораций, рисование пригласительных билетов, изготовление театров (картинки на руке, на фланелеграф, рисование после просмотренных спектаклей, использование игрушек народных промыслов в спектакле.
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы, в зависимости от средств изображения:
- Режиссерские игры:
• настольный театр картинок и игрушек;
• теневой театр;
• театр на фланелеграфе;
• стенд-книжка.
В режиссерских играх ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
- Игры-драматизации:
• игры-драматизации с пальчиками;
• с куклами би-ба-бо;
• импровизации;
• с атрибутами (маски, шапочки, элементы костюмов).
Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Ребенок или взрослый действует сам, преимущественно используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомиму.
Желательно проводить с детьми игру «Актерская мастерская» для развития в ребенке этюдов. Они помогают понимать эмоциональное состояние другого человека, героя литературного произведения, адекватно выразить свое, осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способность к формированию самоконтроля, повысить уверенность в себе и т. д.
Педагогам предлагается:
1.Регулярно включать в план воспитательно-образовательной работы с дошкольниками театрализованные игры.
2.Организовывать для детей других групп драматизацию сказок и литературных произведений, используя материалы театрализованных уголков.
3.Пополнить папки с материалами для родителей информацией о значении театрализованной деятельности в развитии ребенка.
Список используемой литературы:
Волобуева Л.М. работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М.,2005.
Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. С-П, 2009.
Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2001. - №2.
Елжова Н.В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ. Р-н-Д, 2007.
Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника.-М. 2004.
Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2001.
Маханева М.Театрализованная деятельность дошкольников//Дошкольное воспитание.–1999.- №11.
Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду. Великий Новгород ,2006.
Михайлова А.Я. Ребенок в мире театра: Методическое пособие по воспитанию зрительской культуры.-М., 2001.
Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.
Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1983. - №12.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста».
Консультация для родителей...

«Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста» (консультация для родителей)
«Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста» (консультация для родителей) Паршина И.Е.,воспитатель МБДОУ де...

Театрализованная деятельность как инструмент всестороннего развития ребёнка раннего возраста.
Статья о развитии детей раннего возраста посредством вовлечения их в театрализованную деятельность....

Консультация на тему: «Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста».
Театрализованная деятельность, виды театра....

«Использование средств театрализованной деятельности в социально-коммуникативном развитии ребёнка дошкольного возраста»
С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. При прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми....

Сообщение из опыта работы «Использование средств театрализованной деятельности в социально - коммуникативном и личностном развитии детей 2 мл. группы»
С принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования проблема развития социально – коммуникативной сферы детей вышла на новый уровень. Согласно требования...

