Доклад на педсовете "Использование средств театрализованной деятельности в социально-коммуникативном развитии ребёнка дошкольного возраста"
учебно-методический материал (старшая группа)

Илингина Марина Васильевна

Театрализованная, театрально-игровая деятельность имеет большое значение для развития детей. О положительном влиянии театра на человека во все времена говорилось много и серьезно, да и трудно переоценить его значимость, тем более для ребенка. Чем раньше ребенок познакомится с этим удивительным миром, чем богаче будут его представления о возможностях театра, тем богаче станет он сам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педсовет №3

«Развитие речевых и творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности»

Доклад на тему:

«Использование средств

театрализованной деятельности

в социально-коммуникативном развитии

ребёнка дошкольного возраста»

Подготовила:

Воспитатель

Илингина Марина Васильевна

МДОУ «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка»

Цель: 

Систематизировать знания педагогов по театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста и создание в детском саду условий для их самореализации.

Задачи:

- обсудить возможности театрализованной деятельности в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста;

- уточнить методы и приемы, технологии работы по театрализованной деятельности;

- развивать возможности «актерского мастерства» педагогов, упражнять в способах совершенствования актерских способностей.

Театрализованная, театрально-игровая деятельность имеет большое значение для развития детей. О положительном влиянии театра на человека во все времена говорилось много и серьезно, да и трудно переоценить его значимость, тем более для ребенка. Чем раньше ребенок познакомится с этим удивительным миром, чем богаче будут его представления о возможностях театра, тем богаче станет он сам.

Театрально-игровая деятельность представлена в д/с кукольным театром и театрализованными играми. Кукольный театр воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств: это и художественное слово, и наглядный образ, и живописное декоративное оформление и музыка. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе с детьми. Дети очень любят смотреть спектакли.

В условиях детского сада нельзя поставить большой сложный спектакль своими силами – собственно это и не нужно. Пусть это будет короткая сказка на фланелеграфе, небольшая сценка или короткий спектакль, театр картинок. Важно, чтобы такие показы проводились систематически и при этом использовались все виды театра.

Однако в последнее время педагоги и психологи отмечают снижение уровня игр, в том числе и театрализованных. Игры “уходят” из детского сада, дети практически не играют. Причин тому несколько. Причины следует искать и в особенности семейного досуга. Дошкольники много времени проводят у экрана телевизора или с телефонами и гаджетами. Другая важная проблема – необходимо восстановить у педагогов умение играть вместе с детьми и грамотно руководить детскими играми.

Театрализованные игры включают в себя различную работу:

  • Это и действия с кукольными персонажами (сюжетными и образными игрушками, пальчиковыми, би-ба-бо, плоскостными фигурками)

• Непосредственные действия по ролям

• Литературная деятельность, т. е. воспроизведение диалогов, монологов от лица персонажей

• Изобразительная деятельность, т. е. дети могут создавать декорации, костюмы персонажей

• Музыкальная деятельность: исполнение знакомых песен от лица героев, напевание, приплясывание.

Руководство театрализованной деятельностью требует умения строить работу в системе, во взаимодействии со всеми видами деятельности, тем самым развивая творческие способности.

Театрализованная деятельность дошкольников развивается в определенных педагогических условиях, важнейшими из которых, на мой взгляд, являются: использование художественного слова, вызывание эмоционального отклика, воспитание у детей интереса к театральной деятельности, оснащение театрализованных игр, серьезный подбор литературных произведений.

Основные параметры диагностики по театрализованной деятельности в старшем возрасте: ребенок умеет разыгрывать несложные сюжеты, использует выразительные средства, пантомимические навыки, умеет проявлять творческую инициативу, импровизировать.

Характерные особенности театрализованных представлений: литературная или фольклорная основа и наличие зрителей.

Театрализованная деятельность связана с изобразительной: изготовление афиш, изготовление костюмов и декораций, рисование пригласительных билетов, изготовление театров (картинки на руке, на фланелеграф, рисование после просмотренных спектаклей, использование игрушек народных промыслов в спектакле.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы, в зависимости от средств изображения:

  1. Режиссерские игры:

• настольный театр картинок и игрушек;

• теневой театр;

• театр на фланелеграфе;

• стенд-книжка.

В режиссерских играх ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

  1. Игры-драматизации:

• игры-драматизации с пальчиками;

• с куклами би-ба-бо;

• импровизации;

• с атрибутами (маски, шапочки, элементы костюмов).

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Ребенок или взрослый действует сам, преимущественно используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомиму.

Желательно проводить с детьми игру «Актерская мастерская» для развития в ребенке этюдов. Они помогают понимать эмоциональное состояние другого человека, героя литературного произведения, адекватно выразить свое, осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способность к формированию самоконтроля, повысить уверенность в себе и т. д.

Педагогам предлагается:

1.Регулярно включать в план воспитательно-образовательной работы с дошкольниками театрализованные игры.

2.Организовывать для детей других групп драматизацию сказок и литературных произведений, используя материалы театрализованных уголков.

3.Пополнить папки с материалами для родителей информацией о значении театрализованной деятельности в развитии ребенка.

Список используемой литературы:

Волобуева Л.М. работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М.,2005.

Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. С-П, 2009.

Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2001. - №2.

Елжова Н.В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ. Р-н-Д, 2007.

Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошкольное воспитание, 2005.-№4.

Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника.-М. 2004.

Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2001.

Маханева М.Театрализованная деятельность дошкольников//Дошкольное воспитание.–1999.- №11.

Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду. Великий Новгород ,2006.

Михайлова А.Я. Ребенок в мире театра: Методическое пособие по воспитанию зрительской культуры.-М., 2001.

Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.

Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1983. - №12.

Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста» (консультация для родителей)

«Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного   возраста» (консультация   для родителей)  Паршина И.Е.,воспитатель МБДОУ де...

Театрализованная деятельность как инструмент всестороннего развития ребёнка раннего возраста.

Статья о развитии детей раннего возраста посредством вовлечения  их в театрализованную деятельность....

«Использование средств театрализованной деятельности в социально-коммуникативном развитии ребёнка дошкольного возраста»

С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. При прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми....

Сообщение из опыта работы «Использование средств театрализованной деятельности в социально - коммуникативном и личностном развитии детей 2 мл. группы»

С принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования проблема развития социально – коммуникативной сферы детей вышла на новый уровень. Согласно требования...