Методическая разработка "Мамины руки"
методическая разработка (средняя группа)

Юлия Константиновна Ковальчук

Методическая разработка направлена на формирование  представления детей о семье и домашнем тепле, о роли мамы в семье 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maminy_ruki_metodicheskaya_razrabotka_zanyatie.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

 Методическая разработка

Ф.И.О. педагогов:   Пястолова Наталья Петровна – воспитатель, Ковальчук Юлия Константиновна – педагог - психолог

Образовательная организация Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №4 «Сказка»

форма занятия  подгрупповая

группа  средний дошкольный возраст

возраст обучающихся 4-5 лет

Тема занятия «Мамины руки»

Цель для педагога:

Формирование  представления детей о семье и домашнем тепле, о роли мамы в семье

Цель для обучающихся:

Первичное приобщение  ребенка к базовым социокультурным ценностям –  ценности семьи

Задачи для педагога:

Образовательные:

Учить использовать в речи наиболее употребляемые прилагательные, глаголы, наречия;

Продолжать формировать умение согласовывать слова в предложении, отвечать полным ответом;

Формировать нравственные ценности – почитание родителей, заботу о ближнем, доброту, чувства сострадания.

Развивающие:

Совершенствовать интонационную выразительность речи;

Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении;

Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.

Воспитывающие:

Воспитывать эмпатию, умение понимать эмоции и чувства другого человека.

Задачи для обучающихся:

Воспроизводить информацию, необходимую для успешного усвоения нового.

Получить новый социокультурный опыт.

Овладеть умениями слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Осознать себя как участника творческого процесса.

Термины, понятия

Золотые руки, мамино благословление

Организация пространства

Межпредметные связи Речевое развитие, социально - коммуникативное развитие

Формы организации, методы и приемы работы

Формы организации: Ресурсный круг,  работа в микрогруппе, индивидуальная, фронтальная.

Методы и приемы:

Словесный метод – живое общение взрослого и детей (рассказ, объяснение, беседа, рассказы детей, использование произведений устного народного творчества).

 Наглядный метод -  показ предмета,  показ способа действия, демонстрация мультимедийной презентации

Практический метод  - упражнение подражательного и творческого характера

Игровой метод  - предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами (вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом)

Методы повышения познавательной активности – элементарный анализ, сравнение, метод вопросов, метод повторения.

Метод повышения эмоциональной активности – игровые ситуации,  элементы творчества и новизны.

Методы обучения и развития творчества – эмоциональная насыщенность окружения, мотивирование детской деятельности, исследование предметов и явлений, проблемные ситуации и задачи.

Ресурсы

Оборудование:

Наглядно-демонстрационный материал: солнышко, пособие «Эмоции», пособие «Что умеют мамины руки», варежки с разной поверхностью, мультимедийная презентация, ладошки, раскраски, цветные карандаши, клей, выставка «Моя мама – рукодельница», Плакат «Мамочка любимая моя».

I этап. Целеполагание

Цель этапа:

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Примечание

Установление педагогом и детьми цели и задач предстоящей образовательной деятельности Создание положительного эмоционального настроя и готовности к предстоящей деятельности

- Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие.  К нам пришли гости. Пожелаем нашим гостям здоровья и скажем и «Здравствуйте!»

 - Ребята, недавно мы с вами  дружно встречали праздник. Какой? Кого мы поздравляли?  

Педагог держит в руках солнышко.

 - Сколько добрых и ласковых слов можно сказать про маму. У меня в руках теплое весеннее солнышко, и на каждый его лучик предлагаю вам по очереди называть ласковое слово про свою маму.

Педагог: Мама – самый дорогой человек на свете. Она советчик и друг, помощник и учитель. И все слова, которые вы подарили солнышку про маму. Про маму мы будем сегодня вести разговор…

Дети стоят на ковре полукругом. Здороваются с гостями.

 Мамин праздник, 8 марта

Поздравляли мам, девочек, бабушек

Дети стоят в кругу и по очереди, дотрагиваясь до лучика, называют ласковое слово про маму: добрая, ласковая, красивая, нежная.

II этап. Актуализация опорных знаний и умений

Актуализация имеющихся знаний, представлений.

Создание ситуации, в которой возникает необходимость

в получении новых представлений, умений

Педагог: Ребята нашей группы знают красивое стихотворение. Послушайте его и расскажите о чем оно.

Педагог: Верно ребята, это стихотворение о маминых руках. Недаром в народе говорят, что руки у мамы золотые. Как вы понимаете это выражение?

Верно, «нет милей и краше, чем руки матери нашей» - эту поговорку тоже придумал народ про мамины руки. И сегодня на занятии мы поговорим с вами про мамины руки.

Дети садятся полукругом напротив доски.

Три человека по очереди читают стихотворение:

1 ребенок

У мамы, как солнышко теплые руки,

Так нежно умеют они приласкать.

Излечат от боли, избавят от скуки,

В любую минуту готовы обнять.

2 ребенок

Играя, мне волосы нежно взлохматят,

Пекут пирожки в выходной по утрам,

И весело ножки щекочут в кровати

Когда не хочу просыпаться я сам.

3 ребенок

Проворно погладят рубашку и брюки

И тут же другую работу найдут…

Я глажу уставшие мамины руки,

Пускай хоть немного они отдохнут.

Ответы детей: Это стихотворение о маме, о маминых руках, о маминой заботе.

Ответы детей: они все умеют, они красивые.

III этап. Основной этап

Расширять представления детей о роли мамы в семье

Развивать эмоциональную отзывчивость на восприятие материала;

Совершенствовать навыки раскрашивания карандашом и творческого воображения.

Смена вида деятельности, предупреждение  утомляемости.

Упражнять в умении соотносить движения с текстом стихотворения. Удовлетворение детей в двигательной активности

Педагог: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Я покажу вам небольшой фильм.

Демонтируется слайдовая презентация, сопровождаемая музыкой.

Педагог задает детям вопросы:

 - О ком этот фильм?

 - Что вы чувствуете, когда мамины руки вас обнимают?

 - Могут ли мамины руки сердиться? Как?

 - Что еще могут делать мамины руки?

Педагог: мама может быть требовательной и строгой, но мы на нее не обижаемся, потому что знаем, что она желает нам только добра.

Раньше, когда человек задумывал сделать какое  - ни будь дело, он приходил к своей маме и просил ее совета. Она говорила ему добрые слова – благословила – обязательно обнимала. И человеку все удавалось. Недаром говорится, что материнское благословление в воде не тонет, в огне не горит.

Педагог:

 - Мамины руки пахнут работой. Они не знают скуки и целый день трудятся. А какую работу делают мамины руки, нам подскажут цветочки.

 - Ребята, каждый из вас сейчас возьмет себе цветок и расскажет, какую работу выполняют мамины руки. Отвечаем полным ответом. Например, мама моет пол.

Педагог предлагает детям пройти на ковер и сесть полукругом.

 - У меня есть волшебные рукавички, и мы с ними поиграем. Положите свои руки на колени ладошками вверх и закройте глаза. Рукавички разные.

Педагог проводит каждому ребенку по одной ладони шершавой рукавичкой, по другой – мягкой, пушистой.

Подумайте и скажите, прикосновение какой рукавичкой понравилось вам больше.

- Почему мамина ладошка может стать шершавой?

-Что мы можем сделать, чтобы у мамы были мягкие и ласковые руки.

Педагог обобщает: Мать трудолюбива, и дети не ленивы.

Детям предлагается пособие «Эмоции»

- Предлагаю вам выложить двух мам: у одной - руки мягкие, теплые, а у другой – шершавые, неприятные.

Ребята, я думаю, что у ваших мам всегда будут мягкие и заботливые руки, которые будут не только трудится, но и заниматься любимым делом – рукоделием – шить, вязать, вышивать.

Обращает внимание на выставку поделок.

Педагог:

 - Ребята, вы любите делать сюрпризы. Предлагаю вам сделать для мамы небольшой подарок. Каждый из вас получит ладошку. Вы выбираете картинку с изображением подарка, который приятно получать каждой маме, разукрашиваете и приклеиваете на ладошку. Это и будет ваш подарок!

Дети сидят полукругом, напротив экрана.

О маме, о маминых руках

Они могут погрозить

Мамины руки могут жалеть, обнимать, лечить, готовить

Дети становятся вокруг стола, на котором разложены цветы. На обратной стороне цветка картинка.

Дети:

 - Мама печет пирог.

- Мама стирает белье.

 - Мама пылесосит пол.

Дети садятся полукругом на ковер.

Дети:

 - Мягкой, потому что она как мамина ладошка.

 - Потому что она выполняет разную работу, моет, чистит.

Ответы детей:

 - помогать ей по хозяйству, стирать носочки, платочки, смазывать ей руки кремом…

Физминутка

Дети выполняют движения, соответствующие стихотворению

Дружно маме помогаем

Пыль повсюду вытираем

Мы белье теперь стираем

Прополощем, отжимаем

Подметаем все кругом

И бегом за молоком

Маму вечером встречаем

Двери настежь открываем

Маму крепко обнимаем.

Дети выкладывают два портрета, подбирают прическу.

Дети подходят к столу, на котором разложены раскраски (бусы, платье, духи и т.п.), выбирают картинку, раскрашивают и приклеивают на ладошку.

IV этап. Итоги занятия. Рефлексия

Подведение итогов ОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки.

Педагог:

 - Ребята о ком  и о чем мы с вами говорили на занятии?

 - Что вам больше всего понравилось?

 - Какие слова вы будете говорить маме, когда будете дарить свой сюрприз.

Дети выставляют свои работы на мольберты.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие «Наши руки не знают скуки»

"Развитие речи с помощью развития рук"...

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Учебно-методическое пособие - игры своими руками. "Занимательные карманы". Коврик "В гостях у Мурки".

В настоящем посибии Вы найдете игры и упражнения, Способствующие развитию мелкой моторики рук, внимания, усидчивости и трудолюбия.Для изготовления пособий потребуются предметы, которые найдутся в доме...

Методическая разработка на тему: «Определение особенностей развития мелкой моторики ведущей руки»

Подборка методик на определение особенностей развития мелкой моторики ведущей руки....

Методические рекомендации для воспитателей «Подготовка руки к письму»

Методические рекомендации для воспитателей«Подготовка руки к письму»...

Методические рекомендации для воспитателей к подготовке руки дошкольника к письму.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практичес...