Кружок "Шахматная азбука" старшая группа
рабочая программа (старшая группа)

Гернер Олеся Федоровна

Рабочая программа кружка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_starshaya_gruppa.docx34.26 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПОДСОСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Утверждаю

Руководитель Редкодубравского д/с «Колокольчик» -

филиала МБОУ «Подсосновская СОШ»

____________Т.В.Бедина

«___»__________20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

 «Шахматная азбука»


Руководитель кружка: воспитатель

Гернер Олеся Федоровна

Срок реализации – 1 год обучения



с. Редкая Дубрава

Пояснительная записка

Программа для старших дошкольников «Шахматная азбука» реализует

общеинтеллектуальное направление соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования на основе Программы «Шахматы, первый год», автор И. Г. Сухин.

Актуальность программы обусловлена тем, что в дошкольном детстве

происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается формирующая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению психики старших дошкольников и наиболее полному раскрытию способностей детей.

Введение кружка позволяет реализовать многие позитивные идеи — сделать

обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы в ДОУ положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как память, восприятие, внимание, воображение, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Игра в шахматы помогает

многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству. Расширение

круга самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально доступен детям-дошкольникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они

наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

При этом предусматривается занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет

специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование

мнемотехнических приёмов для развития памяти, приёмы обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Цель:

Создание условий для развития личностных, интеллектуальных, познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе развития дошкольников, через обучение в игры с шахматами.

Задачи:

Прививать интерес к игре.

- Продолжать знакомить детей с первоначальными навыками игры в шахматы, знакомить с историей шахмат;

- Развивать у детей вариативное мышление (анализ, синтез, сравнение,

обобщение, классификация, аналогия), фантазию, творческие способности, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

- Активизировать мыслительную деятельность дошкольника, тренировать

логическое мышление и память;

- Развивать наблюдательность, внимание, умение ориентироваться на

плоскости;

- Воспитывать настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в

своих силах;

Ожидаемые результаты освоения программы:

-Ориентироваться на шахматной доске;

-играть каждой фигурой в отдельности и

в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

-правильно помещать шахматную доску между партнерами;

-правильно расставлять фигуры перед игрой;

-различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

-рокировать;

-объявлять шах;

-ставить мат;

- решать элементарные задачи на мат в один ход.

Учебно-тематический план

п/п

Сроки проведения

Тема занятия

Цель занятия

Методические приемы,

материалы

Сентябрь

1.

1 неделя

«Откуда пришли шахматы?»

Сформировать первоначальные представления и заинтересовать детей игрой в шахматы. Познакомить с историей возникновения шахмат.

  1. Рассказ истории шахмат.
  2. Просмотр мультфильма «Ежик – шахматист» из цикла «Мудрые сказки тетушки Совы».
  3. Чтении сказки «Сказка про шаха и про шахматы».
  4. Консультация для родителей на тему: «Как вы относитесь к   тому, чтобы ваш ребенок научился играть в шахматы?»
  5. Анкетирование «Шахматы в семье»

2.

2-я неделя

Знакомство с шахматной доской.

Познакомить с шахматной доской, ее особенностях. Сформировать понятие прямой линии на шахматной доске.

1. «Волшебная доска».

2.Чтение дидактической сказки: «Удивительные приключения шахматной доски».

3.Упражнение в тетради.

3.

3-я неделя

Горизонталь и Вертикаль.

Продолжать формирование представлений о шахматной доске, шахматных полях, правильном расположении доски между партнерами. Познакомить детей с понятием – шахматная доска, клетка, поле, горизонталь, вертикаль.

  1. Беседа «Горизонталь и вертикаль».
  2. Презентация «Оля, Лена, Баба Яга и Даша».

3.Дидактические задания и игры «Горизонталь и Вертикаль.».

4.

4-я неделя

Диагональ.

Продолжать формирование представлений о шахматной доске, шахматных полях, правильном расположении доски между партнерами. Познакомить детей с понятием – диагональ.

1.Беседа «Диагональ».

2. Просмотр диафильма «Приключения в шахматной стране».

3. Дидактические задания и игры «Диагональ».

4.Упражнение в тетради.

Октябрь

5.

1-я неделя

«В гостях у пешки».

Формировать представления детей о шахматной фигуре «пешка», ее месте в начальном положении, как она ходит, бьёт другие фигуры.

1.Беседа.

2.Заучивание стихотворения «Пешка».

3. Д/и: «Игра на уничтожение».

4. Упражнение в тетради.

5. Слепить шахматную фигуру пешку.

6. Консультация для родителей на тему: «Почему важно учить ребенка играть в шахматы»

6.

2-я неделя

Знакомство с Ладьями.

Познакомить с шахматной фигурой – Ладья. Учить сравнивать с другими фигурами, упражнять в нахождении ее в ряду остальных.

1.Беседа.

2. Презентация.

3. Д/и: «Перехитри часовых»,

«Кратчайший путь».

7.

3-я неделя

Шахматная фигура «Слон».

Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях. Познакомить с шахматной фигурой слон, вспомнить место слона в начальном положении, ход слона, что такое белопольные и чернопольные слоны.

1.Беседа.

2. Заучивание стихотворения «Слон».

3. Д/игра: «Самая короткая дорожка».

8.

4-я неделя

«Ладья против слона» (игровая практика).

Закреплять полученные знания о шахматных фигурах «слон» и «ладья» в игровой практике на шахматной доске. Упражнять в умении взаимодействовать между фигурами на шахматной доске.

1.Беседа.

2.«Игра на уничтожение».

3.Упражнение на карточках.

4.Рисование на тему «Шахматное королевство».

5.Буклет для родителей: «Игры и упражнения с шахматами»

Ноябрь

9.

1-я неделя

Знакомство с Ферзями.

Познакомить с новой фигурой «Ферзь». Путем анализа и сравнения подвести к пониманию относительной силы фигуры. Упражнять в ориентировки на плоскости. Активизировать мыслительную деятельность при решении шахматных задач.

1.Беседа.

2. Заучивание стихотворение «Фигура Ферзь»,

3. Д/игры: «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение».

10.

2-я неделя

Шахматная фигура «Ферзь» (игровая практика)

Закреплять полученные знания детей о шахматной фигуре «ферзь» в игровой практике. Учить детей выполнять правила ведения шахматной партии. Учить детей понимать и правильно решать поставленную учебную задачу. Учить справедливо, оценивать свое поведение и поведение сверстников.

1.Беседа.

2.Д/игра: «Цепочка»

  «Разыгрывание позиции».

3.Упражнение на карточках.

4.Рекомендации для родителей.

11.

3-я неделя

«Прыг, скок и в бок»

Познакомить детей с шахматной фигурой «конь». Место коня в начальной позиции. Ход коня, взятие.

1.Презентация «Знакомство с конем».

2.Заучивание стихотворения о шахматной фигуре «Конь».

3. Упражнения с шахматной фигурой «конь».

12.

4-я неделя

Конь угрожает (игровая практика)

Упражнять в ходе коня и во взятии. Учить детей правильно понимать и решать поставленную перед ними учебную задачу.

1.Беседа.

2. Д/и: «Цепочка».

3.Задание (белым конем добраться до пешки за два хода, за три хода и т. д.)

Декабрь

13.

1-я неделя

Знакомство с Королями.

Познакомить детей с шахматной фигурой «король». Место короля начальной позиции. Ход короля. Взятие.

1.Беседа.

2.Заучивание стихотворения о короле.

3.Работа с диаграммами, фишками

Игра «Самая короткая дорожка»

14.

2-я неделя

Начальное положение фигур на шахматной доске. Эстафета

Учить расставлять шахматные фигуры в начальном положении по стишку.

1.Беседа.

2.Д/и: «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт».

15.

3-я неделя

 «Как Незнайка заболел шахматной горячкой».

Учить детей понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Прививать интерес к шахматам

1.Чтение сказки: «Как Незнайка заболел шахматной горячкой».

2.Рисование на тему «Как Незнайка заболел шахматной горячкой».

16.

4-я неделя

Досуг «Вечер загадок»

Приучать детей активно участвовать в развлечениях. Учить доброжелательности и умению самостоятельно оценивать действия персонажей.

  1. «Загадки шахматной шкатулки».

Памятка для родителей «Правила игры в шахматы».

Январь

17.

2-я неделя

«Сказка о том, как на Руси в шахматы играли»

Развивать любознательность, воспитывать интерес, стремление изучать шахматную игру.

1.Чтение сказки.

2. Рисование «Шахматная страна»

18.

3-я неделя

Ценность фигур.

Познакомить с ценностью каждой шахматной фигуры.

1.Беседа.

2.Д/и: «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности».

19.

4-я неделя

Февраль

20.

1-я неделя

Шах.

Познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Учить находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет. Закрепить новые знания посредством индивидуальных игр – заданий, учить детей правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно решать.

1.Беседа.

2.Загадки, задания: «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха», работа с диаграммами.

21.

2-я неделя

Мат

Познакомить с новым понятием «мат». Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.

Беседа, задания: «Мат или не мат», работа с диаграммами.

22.

3-я неделя

Шах и мат.

Формировать представления о комбинациях «шах», «мат». Практические упражнения.

Беседа, работа с диаграммами

23.

4-я неделя

Мат в один ход.

Вспомнить значение понятия «мат», познакомить с новым понятием - «мат в один ход». Учить определять среди остальных фигур в шахматной позиции ту, которая объявляет (ставит) мат в один ход неприятельскому королю.

Беседа, работа с диаграммами 

Март

24.

1-я неделя

Ничья, пат.

Познакомить детей с новым понятиями – «ничья и пат». Показать несколько вариантов шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции. Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет. Воспитывать самостоятельность в выполнении учебной задачи.

Проиграть со всей подгруппой варианты прохода пешки, 
потренироваться, в расчете вариантов. Показать когда правило не действует 
(для пешек на крайних вертикалях, если чужой король стоит на той же 
вертикали, что и пешка). 
Тренировка в парах.
2. задание: провести пешки на поле превращения. 
3. задание: король противника побеждает и делает ничью. 
Дома: отметить в блокноте «ключевые поля» для пешек 2Й, 3Й, 4Й 
горизонтали (7Й, 6Й 5Й - для черных). Потренироваться проводить пешку с 
помощью короля, а также наоборот - делать, ничью.

25.

2-я неделя

Рокировка.

Познакомить детей с новым понятием «рокировка», «длинная», «короткая». Познакомить с правилами рокировки. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр заданий.

Дома: поупражняться в постановке мата двумя слонами. Поиграть в 
«войну» слонов против пешек (цель - уничтожить всех пешек противника).

26.

3-я неделя

Закрепление.

Закрепить знания о позициях шах и мат.

Повторение всего, что делали до этого.

Дети играют партию до постановки мата (если мат 
поставлен быстро, играют вторую партию, если мат не получается - 
преподаватель помогает).. 
Дома: игра в шахматы до мата.

27.

4-я неделя

Шахматная партия.

Продолжать знакомить с правилами ведения шахматных партий. Показать несколько вариантов разыгрывания дебютов, закреплять полученные знания с помощью индивидуальных игр-заданий.

Беседа, д/игра «Два хода», работа с диаграммами.

Апрель

28.

1-я неделя

Чтение «Правдивая история об одной шахматной деревни».

Продолжать знакомить детей с интересными историями связанные, с шахматной игрой. Развивать любознательность, воспитывать интерес, стремление изучать шахматную игру.

Беседа, просмотр мультфильма «Гамбит»

29.

2-3-я неделя

Шахматная партия.

Продолжать знакомить с правилами ведения шахматных партий. Показать несколько вариантов разыгрывания дебютов, закреплять полученные знания с помощью индивидуальных игр-заданий.

Беседа

30.

4-я неделя

Шахматная эстафета. 

Разделить детей на две команды, предложить решить занимательные 
задачки с шахматными фигурами на скорость. 
1.Проходная решетка.
2. 
«Запри фигуры в ящик» (чтобы они могли сделать как можно меньше ходов).
3. 
«Расставь часовых» (расставить пять ферзей на доске, что бы они контролировали как можно больше полей). 
4. 
«Поставь защиту»
5. 
«Самый быстрый джигит» (упражнения с конями) 
6. 
«Расставь конечную позицию» (мат двумя слонами, линейный мат, 
мат ладьёй, мат ферзём, мат с помощью пешек). 
Эстафета может быть проведена совместно с родителями.

Май

31.

2-3-я неделя

Шахматный турнир. 

Разбить всю группу на 2 подгруппы, приблизительно равные по силам. Затем выигравшие играют друг с другом, а проигравшие с 
проигравшими и т. д. за мат получают одно очко, ничью - 1/2 очка, 
поражение о. Результаты фиксируются в таблице. Затем определяются дети, 
занявшие 1 место, 2 м, 3 м. Победители награждаются грамотами и призами.

32.

4-я неделя

Квест-игра «Путешествие по шахматному королевству».

Приучать детей активно участвовать в развлечениях.

Беседа, развлечение

Методические условия реализации программы

Образовательная программа относится к дополнительным и направлена на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей детей дошкольного возраста в речевом, коммуникативном, интеллектуальном, познавательном и духовно-нравственном развитии.

При создании программы соблюдены принципы личностно-ориентированного обучения, индивидуального подхода, системности, от простого к сложному, обучения с опорой на «зону ближайшего развития», онтогенетический принцип. Материал занятий имеет занимательный и увлекательный характер.

Расписание работы

Программа рассчитана на один год (сентябрь – май) обучения детей старшей группы (5-6 лет). Занятия проводятся во вторую половину дня, один раз в неделю, продолжительностью 20 мин.

Формы работы: групповые и индивидуальные.

Методы и приёмы:

1. Словесные методы обучения (беседа, разучивание стихотворений , загадок, текстов пальчиковых игр и пр.) ;

2. Наглядные методы обучения – показ действий, рассматривание иллюстраций.

3. Практические методы обучения – действия руками ребёнка, самостоятельные действия.

Используемая литература:

1. Весела, И. Шахматный букварь [текст] / И. Весела, И. Веселы. — М.: Просвещение, 1983;

2. Гришин, В. Г. Шахматная азбука [текст] / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.: Детская литература, 1980;

3. Зак, В. Г. Я играю в шахматы [текст] / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. — Л.: Детская литература, 1985;

4. Карпов, А. Е. Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;

5. Г.М. Зенков «Первый шаг» (<<Пласт», 1993г., Кемеровская 
область). 

5. в.г. Гришин «Малыши играют в шахматы» (Москва 
«Просвещение» 1991г.)

Результаты диагностики

 

ФИ Ребёнка

Методика

1

Методика

2

Методика

3

Методика

4

Методика

5

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)

Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит.  Данные небольшие сценарии к...

Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)

При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.

: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...

Отчёт воспитателя группы о проделанной работе за 2020-2021 учебный год Группа: старшая группа и подготовительная группа Воспитатель: Башарова Светлана Явдатовна

Ваши достижения за учебный год(грамоты, дипломы, сертификаты, название конкурса, публикации, уровень)Диплом 1 степени Республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мер...