Кружок "Шахматная азбука" старшая группа
рабочая программа (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПОДСОСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Утверждаю
Руководитель Редкодубравского д/с «Колокольчик» -
филиала МБОУ «Подсосновская СОШ»
____________Т.В.Бедина
«___»__________20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«Шахматная азбука»
Руководитель кружка: воспитатель
Гернер Олеся Федоровна
Срок реализации – 1 год обучения
с. Редкая Дубрава
Пояснительная записка
Программа для старших дошкольников «Шахматная азбука» реализует
общеинтеллектуальное направление соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования на основе Программы «Шахматы, первый год», автор И. Г. Сухин.
Актуальность программы обусловлена тем, что в дошкольном детстве
происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается формирующая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению психики старших дошкольников и наиболее полному раскрытию способностей детей.
Введение кружка позволяет реализовать многие позитивные идеи — сделать
обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы в ДОУ положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как память, восприятие, внимание, воображение, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Игра в шахматы помогает
многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству. Расширение
круга самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально доступен детям-дошкольникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они
наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
При этом предусматривается занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет
специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование
мнемотехнических приёмов для развития памяти, приёмы обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Цель:
Создание условий для развития личностных, интеллектуальных, познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе развития дошкольников, через обучение в игры с шахматами.
Задачи:
Прививать интерес к игре.
- Продолжать знакомить детей с первоначальными навыками игры в шахматы, знакомить с историей шахмат;
- Развивать у детей вариативное мышление (анализ, синтез, сравнение,
обобщение, классификация, аналогия), фантазию, творческие способности, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
- Активизировать мыслительную деятельность дошкольника, тренировать
логическое мышление и память;
- Развивать наблюдательность, внимание, умение ориентироваться на
плоскости;
- Воспитывать настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в
своих силах;
Ожидаемые результаты освоения программы:
-Ориентироваться на шахматной доске;
-играть каждой фигурой в отдельности и
в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
-правильно помещать шахматную доску между партнерами;
-правильно расставлять фигуры перед игрой;
-различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
-рокировать;
-объявлять шах;
-ставить мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
Учебно-тематический план
п/п | Сроки проведения | Тема занятия | Цель занятия | Методические приемы, материалы | |
Сентябрь | |||||
1. | 1 неделя | «Откуда пришли шахматы?» | Сформировать первоначальные представления и заинтересовать детей игрой в шахматы. Познакомить с историей возникновения шахмат. |
| |
2. | 2-я неделя | Знакомство с шахматной доской. | Познакомить с шахматной доской, ее особенностях. Сформировать понятие прямой линии на шахматной доске. | 1. «Волшебная доска». 2.Чтение дидактической сказки: «Удивительные приключения шахматной доски». 3.Упражнение в тетради. | |
3. | 3-я неделя | Горизонталь и Вертикаль. | Продолжать формирование представлений о шахматной доске, шахматных полях, правильном расположении доски между партнерами. Познакомить детей с понятием – шахматная доска, клетка, поле, горизонталь, вертикаль. |
3.Дидактические задания и игры «Горизонталь и Вертикаль.». | |
4. | 4-я неделя | Диагональ. | Продолжать формирование представлений о шахматной доске, шахматных полях, правильном расположении доски между партнерами. Познакомить детей с понятием – диагональ. | 1.Беседа «Диагональ». 2. Просмотр диафильма «Приключения в шахматной стране». 3. Дидактические задания и игры «Диагональ». 4.Упражнение в тетради. | |
Октябрь | |||||
5. | 1-я неделя | «В гостях у пешки». | Формировать представления детей о шахматной фигуре «пешка», ее месте в начальном положении, как она ходит, бьёт другие фигуры. | 1.Беседа. 2.Заучивание стихотворения «Пешка». 3. Д/и: «Игра на уничтожение». 4. Упражнение в тетради. 5. Слепить шахматную фигуру пешку. 6. Консультация для родителей на тему: «Почему важно учить ребенка играть в шахматы» | |
6. | 2-я неделя | Знакомство с Ладьями. | Познакомить с шахматной фигурой – Ладья. Учить сравнивать с другими фигурами, упражнять в нахождении ее в ряду остальных. | 1.Беседа. 2. Презентация. 3. Д/и: «Перехитри часовых», «Кратчайший путь». | |
7. | 3-я неделя | Шахматная фигура «Слон». | Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях. Познакомить с шахматной фигурой слон, вспомнить место слона в начальном положении, ход слона, что такое белопольные и чернопольные слоны. | 1.Беседа. 2. Заучивание стихотворения «Слон». 3. Д/игра: «Самая короткая дорожка». | |
8. | 4-я неделя | «Ладья против слона» (игровая практика). | Закреплять полученные знания о шахматных фигурах «слон» и «ладья» в игровой практике на шахматной доске. Упражнять в умении взаимодействовать между фигурами на шахматной доске. | 1.Беседа. 2.«Игра на уничтожение». 3.Упражнение на карточках. 4.Рисование на тему «Шахматное королевство». 5.Буклет для родителей: «Игры и упражнения с шахматами» | |
Ноябрь | |||||
9. | 1-я неделя | Знакомство с Ферзями. | Познакомить с новой фигурой «Ферзь». Путем анализа и сравнения подвести к пониманию относительной силы фигуры. Упражнять в ориентировки на плоскости. Активизировать мыслительную деятельность при решении шахматных задач. | 1.Беседа. 2. Заучивание стихотворение «Фигура Ферзь», 3. Д/игры: «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение». | |
10. | 2-я неделя | Шахматная фигура «Ферзь» (игровая практика) | Закреплять полученные знания детей о шахматной фигуре «ферзь» в игровой практике. Учить детей выполнять правила ведения шахматной партии. Учить детей понимать и правильно решать поставленную учебную задачу. Учить справедливо, оценивать свое поведение и поведение сверстников. | 1.Беседа. 2.Д/игра: «Цепочка» «Разыгрывание позиции». 3.Упражнение на карточках. 4.Рекомендации для родителей. | |
11. | 3-я неделя | «Прыг, скок и в бок» | Познакомить детей с шахматной фигурой «конь». Место коня в начальной позиции. Ход коня, взятие. | 1.Презентация «Знакомство с конем». 2.Заучивание стихотворения о шахматной фигуре «Конь». 3. Упражнения с шахматной фигурой «конь». | |
12. | 4-я неделя | Конь угрожает (игровая практика) | Упражнять в ходе коня и во взятии. Учить детей правильно понимать и решать поставленную перед ними учебную задачу. | 1.Беседа. 2. Д/и: «Цепочка». 3.Задание (белым конем добраться до пешки за два хода, за три хода и т. д.) | |
Декабрь | |||||
13. | 1-я неделя | Знакомство с Королями. | Познакомить детей с шахматной фигурой «король». Место короля начальной позиции. Ход короля. Взятие. | 1.Беседа. 2.Заучивание стихотворения о короле. 3.Работа с диаграммами, фишками Игра «Самая короткая дорожка» | |
14. | 2-я неделя | Начальное положение фигур на шахматной доске. Эстафета | Учить расставлять шахматные фигуры в начальном положении по стишку. | 1.Беседа. 2.Д/и: «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт». | |
15. | 3-я неделя | «Как Незнайка заболел шахматной горячкой». | Учить детей понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Прививать интерес к шахматам | 1.Чтение сказки: «Как Незнайка заболел шахматной горячкой». 2.Рисование на тему «Как Незнайка заболел шахматной горячкой». | |
16. | 4-я неделя | Досуг «Вечер загадок» | Приучать детей активно участвовать в развлечениях. Учить доброжелательности и умению самостоятельно оценивать действия персонажей. |
Памятка для родителей «Правила игры в шахматы». | |
Январь | |||||
17. | 2-я неделя | «Сказка о том, как на Руси в шахматы играли» | Развивать любознательность, воспитывать интерес, стремление изучать шахматную игру. | 1.Чтение сказки. 2. Рисование «Шахматная страна» | |
18. | 3-я неделя | Ценность фигур. | Познакомить с ценностью каждой шахматной фигуры. | 1.Беседа. 2.Д/и: «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности». | |
19. | 4-я неделя | ||||
Февраль | |||||
20. | 1-я неделя | Шах. | Познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Учить находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет. Закрепить новые знания посредством индивидуальных игр – заданий, учить детей правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно решать. | 1.Беседа. 2.Загадки, задания: «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха», работа с диаграммами. | |
21. | 2-я неделя | Мат | Познакомить с новым понятием «мат». Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр. | Беседа, задания: «Мат или не мат», работа с диаграммами. | |
22. | 3-я неделя | Шах и мат. | Формировать представления о комбинациях «шах», «мат». Практические упражнения. | Беседа, работа с диаграммами | |
23. | 4-я неделя | Мат в один ход. | Вспомнить значение понятия «мат», познакомить с новым понятием - «мат в один ход». Учить определять среди остальных фигур в шахматной позиции ту, которая объявляет (ставит) мат в один ход неприятельскому королю. | Беседа, работа с диаграммами | |
Март | |||||
24. | 1-я неделя | Ничья, пат. | Познакомить детей с новым понятиями – «ничья и пат». Показать несколько вариантов шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции. Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет. Воспитывать самостоятельность в выполнении учебной задачи. | Проиграть со всей подгруппой варианты прохода пешки, | |
25. | 2-я неделя | Рокировка. | Познакомить детей с новым понятием «рокировка», «длинная», «короткая». Познакомить с правилами рокировки. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр заданий. | Дома: поупражняться в постановке мата двумя слонами. Поиграть в | |
26. | 3-я неделя | Закрепление. | Закрепить знания о позициях шах и мат. | Повторение всего, что делали до этого. Дети играют партию до постановки мата (если мат | |
27. | 4-я неделя | Шахматная партия. | Продолжать знакомить с правилами ведения шахматных партий. Показать несколько вариантов разыгрывания дебютов, закреплять полученные знания с помощью индивидуальных игр-заданий. | Беседа, д/игра «Два хода», работа с диаграммами. | |
Апрель | |||||
28. | 1-я неделя | Чтение «Правдивая история об одной шахматной деревни». | Продолжать знакомить детей с интересными историями связанные, с шахматной игрой. Развивать любознательность, воспитывать интерес, стремление изучать шахматную игру. | Беседа, просмотр мультфильма «Гамбит» | |
29. | 2-3-я неделя | Шахматная партия. | Продолжать знакомить с правилами ведения шахматных партий. Показать несколько вариантов разыгрывания дебютов, закреплять полученные знания с помощью индивидуальных игр-заданий. | Беседа | |
30. | 4-я неделя | Шахматная эстафета. | Разделить детей на две команды, предложить решить занимательные | ||
Май | |||||
31. | 2-3-я неделя | Шахматный турнир. | Разбить всю группу на 2 подгруппы, приблизительно равные по силам. Затем выигравшие играют друг с другом, а проигравшие с | ||
32. | 4-я неделя | Квест-игра «Путешествие по шахматному королевству». | Приучать детей активно участвовать в развлечениях. | Беседа, развлечение | |
Методические условия реализации программы
Образовательная программа относится к дополнительным и направлена на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей детей дошкольного возраста в речевом, коммуникативном, интеллектуальном, познавательном и духовно-нравственном развитии.
При создании программы соблюдены принципы личностно-ориентированного обучения, индивидуального подхода, системности, от простого к сложному, обучения с опорой на «зону ближайшего развития», онтогенетический принцип. Материал занятий имеет занимательный и увлекательный характер.
Расписание работы
Программа рассчитана на один год (сентябрь – май) обучения детей старшей группы (5-6 лет). Занятия проводятся во вторую половину дня, один раз в неделю, продолжительностью 20 мин.
Формы работы: групповые и индивидуальные.
Методы и приёмы:
1. Словесные методы обучения (беседа, разучивание стихотворений , загадок, текстов пальчиковых игр и пр.) ;
2. Наглядные методы обучения – показ действий, рассматривание иллюстраций.
3. Практические методы обучения – действия руками ребёнка, самостоятельные действия.
Используемая литература:
1. Весела, И. Шахматный букварь [текст] / И. Весела, И. Веселы. — М.: Просвещение, 1983;
2. Гришин, В. Г. Шахматная азбука [текст] / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.: Детская литература, 1980;
3. Зак, В. Г. Я играю в шахматы [текст] / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. — Л.: Детская литература, 1985;
4. Карпов, А. Е. Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;
5. Г.М. Зенков «Первый шаг» (<<Пласт», 1993г., Кемеровская
область).
5. в.г. Гришин «Малыши играют в шахматы» (Москва
«Просвещение» 1991г.)
Результаты диагностики
№ | ФИ Ребёнка | Методика 1 | Методика 2 | Методика 3 | Методика 4 | Методика 5 | |||||
нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | ||
1. | |||||||||||
2. | |||||||||||
3. | |||||||||||
4. | |||||||||||
5. | |||||||||||
6. | |||||||||||
7. | |||||||||||
8. | |||||||||||
9. | |||||||||||
10. | |||||||||||
11. | |||||||||||
12. | |||||||||||
13. | |||||||||||
14. | |||||||||||
15. | |||||||||||
16. | |||||||||||
17. | |||||||||||
18. | |||||||||||
19. | |||||||||||
20. | |||||||||||
21. | |||||||||||
22. | |||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)
Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит. Данные небольшие сценарии к...

Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)
При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.
: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...

Отчёт воспитателя группы о проделанной работе за 2020-2021 учебный год Группа: старшая группа и подготовительная группа Воспитатель: Башарова Светлана Явдатовна
Ваши достижения за учебный год(грамоты, дипломы, сертификаты, название конкурса, публикации, уровень)Диплом 1 степени Республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мер...
