Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего возраста
проект (старшая группа)
Тип проекта: инновационный, тематический, информационно-творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.
Цель проекта: формирование нравственно - патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, селу, стране.
Задачи проекта:
· формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям;
· формировать нравственно-патриотические чувства посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
· формировать эмоциональный отклик, бережное, заботливое отношение к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности;
· расширять представления о городах России;
· знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
· развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;
· развивать интерес к русским традициям, обычаям, промыслам;
· воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности.
Актуальность проекта
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 724.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Детский сад Ромашка» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Самарской области средней общеобразовательной школы
«Образовательный центр имени В.Н.Татищева» с.Челно-Вершины
муниципального района Челно-Вершинский Самарской области
ПРОЕКТ ПОДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДОШКОЛЬНИКАМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
«МАЛЕНЬКИЕ ПАТРИОТЫ РОССИИ»
Воспитатель: Васильева О.П.
2024-2025 уч. год
Тип проекта: инновационный, тематический, информационно-творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.
Цель проекта: формирование нравственно - патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, селу, стране.
Задачи проекта:
· формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям;
· формировать нравственно-патриотические чувства посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
· формировать эмоциональный отклик, бережное, заботливое отношение к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности;
· расширять представления о городах России;
· знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
· развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;
· развивать интерес к русским традициям, обычаям, промыслам;
· воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности.
Актуальность проекта
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Поэт Симонов в стихотворении «Родина» написал:
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
Поэтому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей:
- Семья
- Детский сад
- Родная улица, район
- Родное село
- Страна, ее столица, символика
- Права и обязанности (Конституция)
- Права ребенка(конвенция)
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Кроме этого наглядные пособия и окружающая среда способствуют легкому и прочному запоминанию пройденного материала.
Формы работы:
с детьми:
беседы, занятия, рассматривание семейных альбомов, иллюстраций, выставки детских работ по проекту в ДОУ, заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью, творческая речевая деятельность, утренники, развлечения; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту.
с родителями:
беседы, консультации.
Ожидаемые результаты:
Прогнозируемый результат на уровне ребенка:
освоение детьми доступных знаний об истории родного села Челно-Вершины;
расширение знаний детей об известных людях родного села, улицах, названных в честь героев, памятниках и других культурных ценностях с.Челно-Вершины;
сформированность системы понятий духовных семейных ценностей;
сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков;
Сроки реализации проекта: 1 год (2024-2025 учебный год)
Перспективный план работы по реализации проекта:
Сентябрь
Тема: «Мое родное село»
Тема: «Природа родного села»
Задачи:
Вызвать интерес к истории с.Челно-Вершины
Закрепить знания детей о достопримечательностях родного края;
Дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками родного края.
Воспитывать чувство восхищения красотой, любовь к родному краю, желание сделать его еще красивее.
Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды; расширять знания детей о природе родного края.
Форма проведения:
Презентации «Мое село Челно-Вершины» и «Достопримечательности с.Челно-Вершины»
Октябрь
Тема: «Моя родословная»
Задачи:
Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитывать уважение к членам семьи;
Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;
Формы проведения:
Беседа «Что я знаю о своей семье», семейные праздники, семейное чаепитие
Выставка детских рисунков «Моя семья»;
Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;
Семейный мини-проект «Моя родословная»
Ноябрь
Тема: «Герб нашей семьи»
Тема: «Профессии моих родителей»
Задачи:
Продолжать формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;
Продолжать работу по изучению своей семьи, придумать совместно с родителями герб своей семьи;
Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;
Закрепить знания детей о профессиях родителях, их названии и роде деятельности.
Декабрь
Тема: «Архитектура моего села Челно-Вершины»
Задачи:
Познакомить детей с символикой нашего села (гербом)
Поддерживать интерес детей и взрослых к истории села;
Закрепить знания детей об архитектуре родного села; познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками родного села. Воспитывать чувство восхищения красотой родного села, любовь к родному селу, желание сделать его еще красивее.
Познакомить детей с рекой Челнинка, ее расположением на карте села.
Воспитывать любовь к родному селу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Форма проведения:
Демонстрация слайдов «Село Челно-Вершины», выставка фотографий исторических памятников села Челно-Вершины.
Январь
Тема: «Спорт, культура »
Задачи:
Познакомить со спортивными учреждениями района
Формы проведения:
заочная экскурсия по селу, фронтальная беседа.
Февраль
Тема: «Люди прославившие наше село»
Задачи:
Воспитывать чувство уважения профессиям и труду взрослых;
Познакомить с именами тех, кто основал и прославил село;
Способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее своего села.
Беседа «Что значит быть настоящим мужчиной?»
Календарные праздники: «День Защитника Отечества»
Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны
Март
Тема: «Мой край родной – частица нашей Родины» (знакомство с Самарской областью)
Задачи:
Расширять и уточнять знания детей о родном крае;
Прививать бережное отношение к культурному и духовному наследию своей малой Родины;
Формировать представления детей о разных населенных пунктах. Познакомить с особенностями труда жителей города и ближайших сельских поселений. Учить находить между городом и селом сходства и отличия;
Познакомить детей с картой Самарской области, обратить внимание на соседние города и области;
Дать понятия «физическая карта», «земная поверхность» (показать, что вся территория области на карте имеет разную окраску);
Расширять знания детей об истории родного края
Формы проведения:
Рассматривание иллюстраций о г. Самара
Работа с картой Самарской области (отметить вместе с детьми главные города области);
Календарные праздники: «8 марта - женский праздник»
Консультация: «Как знакомить детей с историческим прошлым своего края»
Апрель
Тема: «Природные богатства земли нашей»
Задачи:
Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края,
Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
Расширять и систематизировать знания детей о водоемах области;
Уточнить знания детей о правилах поведения на воде;
Учить детей беречь и заботиться о реках, лесах;
Отгадывание загадок и ребусов о животных области;
Дидактическая игра «Кто где живет?»
Лепка животных и птиц области.
Май
Тема: «Я знаю. Я помню. Я горжусь».
Тема: «Мы эковоины земли русской»
Задачи:
Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны;
Расширять знания детей о ВОВ, воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших нашу страну;
Выявить уровень знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным селом и областью, об улицах, названных в честь героев, о музее, памятниках.
Формировать представления детей о проблемах загрязнения окружающей среды;
Расширять знания детей о природе родного края, экологическом состоянии природы;
Совершенствовать знания о нормах и правилах поведения в природе;
Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
Систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках, их роль в экологии села.
Продолжать формировать семейные ценности.
Формы проведения:
Рассказ о детях-героях войны;
Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;
Календарные праздники: «9 мая - День Победы»;
Литературно-музыкальная гостиная «Знаю. Помню. Горжусь»
Конкурс рисунков: «Деревья в нашем парке»,
Видео-презентация «Интересные факты о деревьях»
«Виртуальное путешествие по лесам области»;
Список художественной литературы для чтения детям: Гержидович Л. «Приглашаю в лес гулять», А. Береснев «Как дела, лесной народ?
Участие родителей в концерте, посвященному Дню Победы.
Семейный клуб, посвященный международному дню семьи.
Итоги проекта:
- освоение детьми доступных знаний об истории родного села - 100%
- дети освоили умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;
- расширились знаний детей об известных людях родного села, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
- расширились у детей области социально-нравственных чувств и отношений;
- сформировались системы понятий духовных семейных ценностей;
-самовыражение творческих способностей детей 100%;
результат на уровне родителей:
- повышена педагогическая грамотность и компетентность в вопросах нравственно - патриотического воспитания;
- развиты исследовательские, проектировочные, коммуникативные, организаторские, рефлексивные способности;
- сформировано желание сотрудничества с детским садом;
-укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.
Используемая литература
1. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет.сада.- М.:Просвещение.1987
2.Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа – руководство. Уфа: БИРО, 2004.
3. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе «Школа 2100» // Журнал «Начальная школа. Плюс: до и после», 2004, № 5.
4. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Журнал «Директор школы», 1995
5.Дмитриева, В.Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003.
6. Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002
7.Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – N1. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н.А. Арапова-Пискурева -М.,2005.
8.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Лика-Пресс, 2003
9. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс15.
10. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. 2. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез Год: 201416.
11. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005.
12. Интернет – ресурс: Википедия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность о Великой Отечественной войне»
Приобщение детей к культуре и традициям своего народа является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Очень важно донести до дошкольников и сохранить историческое ге...

Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей Великой Отечественной Войны в условиях ДОУ».
Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию ...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)
(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Проект формированию нравственно-патриотических чувств у детей старшего возраста «Пусть новые поколения знают и помнят!»
Проект разработан по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.Проблема патриотического воспитания приобрела в последние годы государственное значение. Нестабильность в обществ...

Авторский педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшего возраста на тему:"Откройся сказка!"МДОУ №15 БРИГАНТИНА г.Люберцы
проект "Откройся сказка!"...
Проект ,,Развитие нравственно-патриотических чувств у детей раннего возраста в играх с песком и водой"
laquo;…Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников возможно только с учётом создания условий, которые будут способствовать социализации ребёнка в позитивном ключе, морально-нравственном...


