Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего возраста
проект (старшая группа)

Васильева Ольга Павловна

Тип проекта: инновационный, тематический, информационно-творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.

Цель проекта: формирование нравственно - патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, селу, стране.

Задачи проекта:

· формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям;

· формировать нравственно-патриотические чувства посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;

· формировать эмоциональный отклик, бережное, заботливое отношение к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности;

· расширять представления о городах России;

· знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

· развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;

· развивать интерес к русским традициям, обычаям, промыслам;

· воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности.

Актуальность проекта

          Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

      В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_malenkie_patrioty_rossiidokument_microsoft_word_4.docx724.19 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад Ромашка»              государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

Самарской области средней общеобразовательной школы

«Образовательный центр имени В.Н.Татищева» с.Челно-Вершины

муниципального района Челно-Вершинский Самарской области

ПРОЕКТ ПОДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДОШКОЛЬНИКАМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

«МАЛЕНЬКИЕ ПАТРИОТЫ РОССИИ»

https://docviewer.yandex.ru/view/201294216/htmlimage?id=62us-cyxz8bgd3mp3tntow5yyish3pwqvl82i5ffrpvdw5nizqgeljpe5mz73fq0of76x4ftv4fajf8042oli9np4gzzn09o1cna9kib&name=image-8hmi51arc6JlcnQbFZ.jpg&dsid=4d98901c6906b9fa434f636bf899a37d

   

                        Воспитатель: Васильева О.П.

                          2024-2025 уч. год

Тип проекта: инновационный, тематический, информационно-творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.

Цель проекта: формирование нравственно - патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, селу, стране.

Задачи проекта:

· формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям;

· формировать нравственно-патриотические чувства посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;

· формировать эмоциональный отклик, бережное, заботливое отношение к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности;

· расширять представления о городах России;

· знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

· развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;

· развивать интерес к русским традициям, обычаям, промыслам;

· воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности.

Актуальность проекта

          Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

      В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

           Поэт Симонов в стихотворении «Родина» написал:

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Пояснительная записка

     Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

     Поэтому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

      Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей:

- Семья

- Детский сад

- Родная улица, район

- Родное село

- Страна, ее столица, символика

- Права и обязанности (Конституция)

- Права ребенка(конвенция)

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Кроме этого наглядные пособия и окружающая среда способствуют легкому и прочному запоминанию пройденного материала.

Формы работы:

с детьми:

беседы, занятия, рассматривание семейных альбомов, иллюстраций, выставки детских работ по проекту в ДОУ, заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью, творческая речевая деятельность, утренники, развлечения; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту.

с родителями:

беседы, консультации.

Ожидаемые результаты:

Прогнозируемый результат на уровне ребенка:

освоение детьми доступных знаний об истории родного села Челно-Вершины;

расширение знаний детей об известных людях родного села, улицах, названных в честь героев, памятниках и других культурных ценностях с.Челно-Вершины;

сформированность системы понятий духовных семейных ценностей;

сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков;

Сроки реализации проекта: 1 год (2024-2025 учебный год)

Перспективный план работы по реализации проекта:

Сентябрь

Тема: «Мое родное село»

Тема: «Природа родного села»

Задачи:

Вызвать интерес к истории с.Челно-Вершины

Закрепить знания детей о достопримечательностях родного края;

Дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками родного края.

Воспитывать чувство восхищения красотой, любовь к родному краю, желание сделать его еще красивее.

Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды; расширять знания детей о природе родного края.

Форма проведения:

Презентации «Мое село Челно-Вершины» и «Достопримечательности с.Челно-Вершины»

Октябрь

Тема: «Моя родословная»

Задачи:

Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитывать уважение к членам семьи;

Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.

Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;

Формы проведения:

Беседа «Что я знаю о своей семье», семейные праздники, семейное чаепитие

Выставка детских рисунков «Моя семья»;

Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;

Семейный мини-проект «Моя родословная»

Ноябрь

Тема: «Герб нашей семьи»

Тема: «Профессии моих родителей»

Задачи:

Продолжать формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;

Продолжать работу по изучению своей семьи, придумать совместно с родителями герб своей семьи;

Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;

Закрепить знания детей о профессиях родителях, их названии и роде деятельности.

Декабрь

Тема: «Архитектура моего села Челно-Вершины»

Задачи:

Познакомить детей с символикой нашего села (гербом)

Поддерживать интерес детей и взрослых к истории села;

Закрепить знания детей об архитектуре родного села; познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками родного села. Воспитывать чувство восхищения красотой родного села, любовь к родному селу, желание сделать его еще красивее.

Познакомить детей с рекой Челнинка, ее расположением на карте села.

Воспитывать любовь к родному селу, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Форма проведения:

Демонстрация слайдов «Село Челно-Вершины», выставка фотографий исторических памятников села Челно-Вершины.

Январь

Тема: «Спорт, культура »

Задачи:

Познакомить со спортивными учреждениями района

Формы проведения:

 заочная экскурсия по селу, фронтальная беседа.

Февраль

Тема: «Люди прославившие наше село»

Задачи:

Воспитывать чувство уважения профессиям и труду взрослых;

Познакомить с именами тех, кто основал и прославил село;

Способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее своего села.

Беседа «Что значит быть настоящим мужчиной?»

Календарные праздники: «День Защитника Отечества»

Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны

Март

Тема: «Мой край родной – частица нашей Родины» (знакомство с Самарской областью)

Задачи:

Расширять и уточнять знания детей о родном крае;

Прививать бережное отношение к культурному и духовному наследию своей малой Родины;

Формировать представления детей о разных населенных пунктах. Познакомить с особенностями труда жителей города и ближайших сельских поселений. Учить находить между городом и селом сходства и отличия;

Познакомить детей с картой Самарской области, обратить внимание на соседние города и области;

Дать понятия «физическая карта», «земная поверхность» (показать, что вся территория области на карте имеет разную окраску);

Расширять знания детей об истории родного края

Формы проведения:

Рассматривание иллюстраций о г. Самара

Работа с картой Самарской области (отметить вместе с детьми главные города области);

Календарные праздники: «8 марта - женский праздник»

Консультация: «Как знакомить детей с историческим прошлым  своего края»

Апрель

Тема: «Природные богатства земли нашей»

Задачи:

Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края,

Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.

Расширять и систематизировать знания детей о водоемах области;

Уточнить знания детей о правилах поведения на воде;

Учить детей беречь и заботиться о реках, лесах;

Отгадывание загадок и ребусов о животных области;

Дидактическая игра «Кто где живет?»

Лепка животных и птиц области.

Май

Тема: «Я знаю. Я помню. Я горжусь».

Тема: «Мы эковоины земли русской»

Задачи:

Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны;

Расширять знания детей о ВОВ, воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших нашу страну;

Выявить уровень знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным селом и областью, об улицах, названных в честь героев, о музее, памятниках.

Формировать представления детей о проблемах загрязнения окружающей среды;

Расширять знания детей о природе родного края, экологическом состоянии природы;

Совершенствовать знания о нормах и правилах поведения в природе;

Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;

Систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках, их роль в экологии села.

Продолжать формировать семейные ценности.

Формы проведения:

Рассказ о детях-героях войны;

Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;

Календарные праздники: «9 мая - День Победы»;

Литературно-музыкальная гостиная «Знаю. Помню. Горжусь»

Конкурс рисунков: «Деревья в нашем парке»,

Видео-презентация «Интересные факты о деревьях»

 «Виртуальное путешествие по лесам области»;

Список художественной литературы для чтения детям: Гержидович Л. «Приглашаю в лес гулять», А. Береснев «Как дела, лесной народ?

Участие родителей в концерте, посвященному Дню Победы.

Семейный клуб, посвященный международному дню семьи.

Итоги проекта:

- освоение детьми доступных знаний об истории родного села - 100%

- дети освоили умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;

- расширились знаний детей об известных людях родного села, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;

- расширились у детей области социально-нравственных чувств и отношений;

- сформировались системы понятий духовных семейных ценностей;

-самовыражение творческих способностей детей 100%;

результат на уровне родителей:

- повышена педагогическая грамотность и компетентность в вопросах нравственно - патриотического воспитания;

- развиты исследовательские, проектировочные, коммуникативные, организаторские, рефлексивные способности;

- сформировано желание сотрудничества с детским садом;

-укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.

 

Используемая литература

       1. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет.сада.-            М.:Просвещение.1987

      2.Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа – руководство. Уфа: БИРО, 2004.

      3. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе «Школа 2100» // Журнал «Начальная школа. Плюс: до и после», 2004, № 5.

       4. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Журнал «Директор школы», 1995

       5.Дмитриева, В.Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003.

       6. Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002

       7.Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – N1. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н.А. Арапова-Пискурева -М.,2005.

       8.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Лика-Пресс, 2003

9. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс15.

    10. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. 2. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез Год: 201416.

    11. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова.   М.: АРКТИ, 2005.

    12. Интернет – ресурс: Википедия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность о Великой Отечественной войне»

Приобщение детей к культуре и традициям своего народа является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Очень важно донести до дошкольников и сохранить историческое ге...

Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей Великой Отечественной Войны в условиях ДОУ».

Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию ...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Проект формированию нравственно-патриотических чувств у детей старшего возраста «Пусть новые поколения знают и помнят!»

Проект разработан по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.Проблема патриотического воспитания приобрела в последние годы государственное значение. Нестабильность в обществ...

Проект ,,Развитие нравственно-патриотических чувств у детей раннего возраста в играх с песком и водой"

laquo;…Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников возможно только с учётом создания условий, которые будут способствовать социализации ребёнка в позитивном ключе, морально-нравственном...