Игровые пособия своими руками
статья (старшая группа)

Давыдова Евгения Викторовна

В современных условиях родители не мастерят своими руками игрушки для детей, заменяют покупными, компьютерами, планшетами. Одна из наиболее важных задач каждого родителя и педагога – формирование творческой личности. Поэтому мы должны создать ребенку развивающую предметно-пространственную среду для активизации всех видов его деятельности.

Актуальность проекта на лицо, так как вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды в новых ФГОС является актуальным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrushki_svoimi_rukami.docx37.48 КБ

Предварительный просмотр:

Предисловие

 Развивающие дидактические игры как одна из форм образовательной деятельности в детском саду – универсальное средство всестороннего развития дошкольника. Во время игры развиваются личностные качества детей, «…формируются такие стороны психики, впоследствии от которых будет зависеть успешность детей, как в учебной деятельности, так и в трудовой, а также их отношения с окружающими…». Настольные дидактические игры давно и надолго вошли в жизнь наших дошкольников. Они весело и красочно разнообразят их досуг, являются частью непосредственно-образовательной деятельности. А если ещё сделать их своими руками, то интерес к таким играм увеличится в разы. Творческий процесс по изготовлению дидактических игр захватывает дошкольников, вызывает интерес к этой игре. Уже на стадии изготовления у детей появляется желание играть в эту игру, они сами пытаются придумывать правила к игре, предлагают разные варианты. К игре, изготовленной своими руками, особое отношение. Дети берегут то, что сделали сами. В одну и ту же игру они могут играть много раз, и она им не надоедает. С помощью игры легче и проще объяснить малышам любую жизненную ситуацию, и как надо себя вести в этой ситуации. Будь то формирование элементарных математических представлений или безопасное поведение, или какие-то природные явления, всегда на помощь воспитателю «спешит» игра. Введение «Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у воспитанников живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой образовательный материал увлекательным, вызывает у дошкольников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний». Дидактические игры особенно необходимы в образовании и воспитании детей старшего дошкольного возраста. В ней удаётся сконцентрировать внимание даже самых инертных дошкольников. В начале они проявляют интерес только к игре, а затем и к тому образовательному материалу, без которого игра невозможна. Постепенно у дошкольников пробуждается интерес и к образовательному предмету. Дошкольники в неигровых условиях обучаются с большим трудом. Успешное овладение многими видами деятельности тесно связано с формированием у дошкольников пространственных представлений, с умением определять положение предметов по отношению к себе и своё положение по отношению к различным объектам, умение обобщать, анализировать. Поэтому в игровой деятельности дети должны в этом постоянно и систематически упражняться. Покупные дидактические игры интересуют детей, и они в них с удовольствием играют. Но когда им были предложены игры, сделанные воспитателем из бросового материала, многие дети стали спрашивать, как можно сделать такую игру, и весь вечер интерес к этим играм не затухал. Дети сами проявили инициативу – изготавливать дидактические игры своими руками.

Данная статья была написана благодаря инициативе детей. Воспитанники стали приносить в детский сад бросовый материал, который вместе с воспитателем сначала рассматривали, придумывали игры, правила к этим играм. Никаких ограничений или условий, например, придумывать и делать игры только сенсорного или экологического содержания, перед детьми не ставилось. Сам материал «подсказывал» ребятам, какую игру можно сделать. Для того, чтобы у детей возникали идеи, следует чаще играть с детьми в дидактические игры, используя не только готовые игры, но и разнообразный материал: природный, бросовый. Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. До сих пор к числу любимых детьми относятся народные игры «Фанты», «Краски», «Что летает?» и др. В них много весёлых шуток, юмора, и в то же время они требуют от детей напряжённой умственной работы, соревнования в сообразительности, внимания. «Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность. В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребёнка, проявляются особенности этой деятельности. В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные». Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребёнка происходит накопление чувственного опыта. Накопленный опыт способствует развитию фантазии у дошкольников, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях. Таким образом, воспитанники, глядя на самодельные дидактические игры, проявляют желание сделать что-то подобное самим или принять участие в изготовлении игры.

Задачи:

 1. Развивать у старших дошкольников интерес к совместному со взрослыми и самостоятельному обследованию предметов (бросовый материал), разнообразным действиям с ними и желание изготовить из них дидактическую игру.

2. Развивать творчество и фантазию.

3. Обучать навыкам изготовления поделок из бросового материала.

4. Воспитывать терпение во время игры, умение самостоятельно принимать решения. Основное содержание (концепция, методика, технологии) методической разработки Данная методическая разработка направлена не только на обучение детей навыкам изготовления дидактических игр из бросового материала, но и правильного их использования, соблюдая правила игры. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Всё это делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе. Умственное воспитание в игре тесно связано с нравственным. Решение дидактической задачи всегда служит и упражнением воли. Выполнение правил игры требует от детей выдержки, самообладания, дисциплинированности. Добросовестное выполнение правил приучает к честности, справедливости. Дидактические игры можно изготовить самостоятельно.

Процесс изготовления игры состоит из нескольких шагов:

1. Первый шаг – формулировка цели. Необходимо понять, что именно даст детям будущая дидактическая игра, будет ли она соответствовать возрасту воспитанников, быть понятной и доступной. Реально ли изготовить игру из имеющегося бросового материала.

 2. Второй шаг — это выбор темы, в рамках которой будет создаваться дидактическая игра. Например, для того чтобы ребёнок выучил название цвета и соотнёс его с конкретным объектом (животным, фруктом или предметом), формируются наборы, например, пластиковых крышек разных цветов («Подбери по цвету»).

 3. Шаг третий — продумать концепцию игры. На данном этапе создания дидактической игры следует решить, какой именно вид примет игра: карточки, стенд, плакат или, возможно, предметную игру.

 4. Шаг четвёртый — отобрать из имеющегося подходящие материалы для создания игры.

К дидактическим играм, используемым в ДОО, предъявляется ряд требований: o Материал должен быть ярким или запоминающимся (например, лабиринт сделан из коробки, в котором когда-то был торт). o Материал не должен быть слишком хрупким или легко ломающимся. Во время изготовления игры, а потом, во время её использования, она не должна легко ломаться (качественное скрепление деталей контролирует воспитатель и при необходимости помогает). o Материал должен быть максимально безопасен для дошкольников. o Используемые материалы должны быть гипоаллергенными. Во избежание аллергической реакции у воспитанников. o Материал должен выдерживать санитарную обработку (обработка бактерицидной лампой, если картон или бумага, мытьё дезрастворами, если пластик).

 5. Пятый шаг — это непосредственная сборка игры. При изготовлении игры воспитатель самые трудные моменты берёт под свой контроль, помогает при необходимости. Акцентирует внимание дошкольников на соблюдении правил безопасности и аккуратности во время работы.

6. Заключительный шаг – игра, проговаривание и соблюдение правил, призыв к бережному обращению и аккуратному хранению игр. Прежде чем приступить к первому шагу и предложить детям придумать игру, надо собрать хотя бы небольшое количество разнообразного бросового материала, который в последствии будет использован для изготовления придуманной игры. Рассматривая имеющийся материал, воспитанники берут его в руки, играют с ним, придумывают какие-то истории, используя бросовый материал в качестве игрушек-заместителей. Воспитатель, наблюдая за игрой детей, предлагает, исходя из придуманных ими персонажей, сюжета, сделать дидактическую игру, в которой, например, лоток из-под яиц может превратиться в лунный или, какой-то неизвестной планеты, ландшафт с кратерами и валунами. И тут самые инициативные воспитанники-фантазёры, которые встречаются в каждой группе, подхватывают идею воспитателя, начинают предлагать свои версии игры. Воспитатель, конечно, ведёт разговор, направляя его в правильное русло, чтобы он не зашёл в тупик, но делает это так, что детям кажется – эту игру они придумали сами. Выигрышно связывать сюжет игры с праздниками месяца или временем года. Дальнейшая работа по подбору материала и изготовлению игры длится в течении двух-трёх недель, в зависимости от количества и сложности игровых элементов придуманной игры. В процессе изготовления игра может видоизмениться, может поменяться концепция, но интерес у детей к будущей игре останется. Так как эта работа проводится с детьми старшего дошкольного возраста, то определённые навыки ручного труда у детей уже сформированы.

Существенное значение имеют предварительное рассматривание бросового материала и игра с ним, зрительный и словесный анализ изготовленных деталей игры, придумывание правил. Воспитатель частично показывает отдельные действия. Основными художественными средствами в художественном ручном труде являются цвет, выразительность контура. Работая разными инструментами и с разным материалом (картон, пластик, бумага, проволока и т. д.), важно учить детей соблюдать правила техники безопасности, обращаться в случае затруднения к воспитателю. С детьми 6-7 лет широко используются коллективные формы работы.

Педагог должен уметь самостоятельно подбирать и размещать материалы и оборудование в группе, которые будут будоражить любопытство детей и подталкивать их к самостоятельному действию с ними.   

И в этом ему на помощь может прийти как один из вариантов нетрадиционного материала – картонная коробка.

Почему – коробки? Потому что коробка – многофункциональный атрибут для детского развития. 

Преимущества картонных коробок заключаются в следующем:

– создаются предпосылки для проявления детьми новых идей, фантазии, творчества и т.д.

– оригинальные предметы из коробок становятся украшением в группе.

– необычные «пособия» из коробок способны вызвать интерес у детей применять их в свободных видах деятельности. 

– пособия из коробок не дают детскому «мозгу уснуть».

Как оказалось, данный материал даёт ещё больше возможностей для творчества и вариативности.

Совершенно в любой образовательной области можно использовать картонные коробки. Именно они становятся тем самым доступным материалом, который способствует интеллектуальному, эмоциональному и творческому росту ребенка. 

И более подробно я бы хотела остановиться на образовательных областях и показать какие игры, пособия и атрибуты педагоги моего д/с создают для работы с детьми.

Социально – коммуникативное развитие: «Трудовизор»; «Уголок дежурства»; «Пришей пуговицу».

С помощью данных пособий у детей развивается саморегуляция,  игровая деятельность, навыки самообслуживания, формируются основы безопасности (при работе с материалами); формируется навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками,  позитивные установки к различным видам труда.

Познавательное развитие: «Лягушка – путешественница»; «Числовые карточки»; «Покормим птичку»; «Подбери фигуру»; «Игры с палочками».

у детей происходит формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развиваются мыслительные задатки и воображение, формируются знания об окружающей среде и свойствах различных предметов  (цвет, форма, количество и т.д.). 

Речевое развитие: «Кубик эмоций»; «Названия уголка»; «Говорящий столб»

у детей развивается свобода общения с взрослыми и сверстниками, формируются компоненты обогащения активного словаря; происходит развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи, формируются предпосылки к обучению грамоте и т.д.

Художественно – эстетическое развитие: «Самолеты»; «Дом – расскраска»; «Коробочка – раскраска»; «Журнал песен и стихов»; «Шарнирные игрушки»

у детей развивается интерес к самостоятельной творческой  деятельности, где они знакомятся с различными видами материалов, учатся их соединять, объединять единым сюжетом. Развивается художественный вкус, формируется умение ценить творческий труд.

Физическое развитие: «Попади в цель»; «Следы великана», «Твистер».

повышается интерес детей к выполнению основных видов движений (ходьба, прыжки, лазание и т.д.); формируются и совершенствуются физические качества и двигательные умения детей (находчивость, смелось, выдержка, ловкость и т.д.).

(кидаем кубик, прыгаем по тем цифрам которые выпали /  развитие двигательных навыков, закрепление цифр и т.д.)

ВЫВОД: Жизнь в детском саду интересная, захватывающая, удивительная и наполненная яркими событиями. Проживая эти события, ребенок совершает бесценные открытия, познает мир и себя  в нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игрушки - подушки" - игровое пособие своими руками.

Информация для родителей. Игровое пособие "Игрушки - подушки". Цель - развитие моторики, речи, мышления....

Кинезиологические тренажеры игровое пособие своими руками

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.Современные кинезиологические методики направлены на...

Мастер класс для родителей «Изготовление маркеров игрового пространства». Конструируем игровое поле своими руками: фотографии и рекомендации.

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее и, конечно, проявляет большие фантазии и воображения, чем во мн...

Игровые пособия своими руками для сюжетно-ролевых игр.

Ни для кого не секрет, что ведущий вид деятельности дошкольника – игра, в которой формируется его личность.Игра хороша тем, что не только дарит малышу положительные эмоции, но и позволяет ему оз...

Игры и игровые пособия своими руками для детей раннего возраста

Игры и игровые пособия своими руками для детей раннего возраста...