Методическая разработка на тему: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через технологию экспериментирования»
методическая разработка (старшая группа)

Методическая разработка посвящена развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей 5-7 лет через технологию экспериментирования. В материале представлена практическая система работы, включающая создание развивающей среды (центр «Лаборатория»), пошаговую организацию детских опытов и эффективные формы взаимодействия с родителями.

Разработка будет полезна воспитателям ДОУ для формирования у детей основ исследовательского поведения, развития критического мышления и познавательной активности в соответствии с требованиями ФГОС ДО.


Ключевые аспекты разработки:

  • Практические методы вовлечения детей в экспериментальную деятельность

  • Конкретные примеры опытов с водой, воздухом, магнитами и другими материалами

  • Система работы по развитию умения выдвигать гипотезы и делать выводы

  • Формы совместной деятельности с родителями

Материал может использоваться в организованной образовательной деятельности, в режимных моментах и проектной работе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_na_temu.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через технологию экспериментирования»

Актуальность и педагогическое обоснование

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется стремительным обновлением и усложнением его содержания, что требует от воспитанников не столько владения набором готовых знаний, сколько умения самостоятельно добывать их и применять в жизни. В этой связи особую актуальность приобретает познавательно-исследовательская деятельность, которая является естественным состоянием ребенка, испытывающего жажду познания окружающего мира. Именно в процессе самостоятельного исследования и экспериментирования у детей формируются универсальные предпосылки учебной деятельности: умение видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения. Данная методическая разработка направлена на систематизацию и углубление работы по развитию исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста через целенаправленное использование технологии детского экспериментирования, которая по праву считается ведущей деятельностью в познании мира дошкольником.

Цель и задачи методической разработки

Главной целью данной работы является создание эффективной системы педагогической деятельности, направленной на развитие познавательной активности, любознательности и интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка через включение его в исследовательский поиск. Для достижения этой цели мною решаются следующие задачи: создание предметно-пространственной развивающей среды, стимулирующей интерес к экспериментированию; формирование у детей целостного представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания; развитие умений самостоятельно работать с информацией, выдвигать предположения и проверять их на практике доступными методами; воспитание коммуникативных навыков, умения работать в микрогруппах и договариваться; привлечение родителей к совместной исследовательской деятельности, повышение их педагогической компетентности в вопросах развития познавательной сферы ребенка.

Теоретическая основа и методы

Методологической основой разработки являются научные положения и труды выдающихся отечественных психологов и педагогов, таких как Л.С. Выготский, утверждавший, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы сознательной деятельности ребенка, и Н.Н. Поддьяков, который рассматривал экспериментирование как основной вид ориентировочно-исследовательской деятельности. В своей практике я опираюсь на личностно-ориентированный и деятельностный подходы, что позволяет учитывать индивидуальные особенности и темп развития каждого воспитанника. Основными методами, которые я применяю, являются эвристические беседы, проблемно-игровые ситуации, практическое экспериментирование с различными материалами (вода, песок, воздух, магниты, бумага и др.), проектная деятельность, а также методы стимулирования и поощрения.

Практическая реализация и содержание работы

Практическая работа по развитию исследовательской деятельности выстроена как система, интегрированная в ежедневный образовательный процесс. Она реализуется через три взаимосвязанных блока: организованную образовательную деятельность, совместную деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах и самостоятельную деятельность самих воспитанников.

Первый этап: Мотивационно-пробуждающий

Начальной точкой любого исследования является удивление и возникновение вопроса. Моя задача на этом этапе — создать ситуацию, которая вызовет у детей интерес и познавательный вопрос. Для этого я активно использую:

Проблемные ситуации: Например, на прогулке весной мы обнаруживаем, что на одной стороне холма снег уже растаял, а на другой — еще нет. Я задаю вопрос: «Как вы думаете, почему так произошло?». Дети высказывают предположения: одна сторона была на солнце, а другая в тени. Это предположение становится нашей первой гипотезой, которую нужно проверить.

«Письма» от литературных героев: Любопытный Зайчик или Знайка присылают нам проблему: они не знают, как очистить грязную воду для питья, или как помочь Муравьишке переправиться через ручей, не намочив лапки. Это придает деятельности игровой, личностно значимый характер.

Демонстрация необычного эффекта: Я показываю «фокус»: свеча, горящая под банкой, гаснет. Или кладу в стакан с водой монетку, и она «исчезает» (эффект преломления света). Дети сразу хотят узнать: «Почему так произошло? Как это повторить?».

Второй этап: Основной (Планирование и проведение эксперимента)

Это самый важный и продолжительный этап, на котором дети становятся полноценными исследователями.

Определение цели и выдвижение гипотез. Мы вместе формулируем, что именно мы хотим узнать. Целью может быть: «Узнать, от чего тает лед?» или «Выяснить, какие предметы магнитные, а какие нет». Затем я прошу детей высказать свои предположения — гипотезы. Гипотезы могут быть самыми разными, и все они имеют право на существование. Мы их фиксируем (рисуночным письмом или записываем значками), чтобы потом вернуться и проверить.

Отбор средств и материалов, обсуждение плана действий. Вместе решаем, что нам понадобится для проверки наших догадок. Дети учатся самостоятельно отбирать необходимое оборудование в нашем центре «Лаборатория». Мы проговариваем последовательность шагов и, что крайне важно, правила безопасности (не пробовать вещества на вкус, не трогать глаза руками, аккуратно обращаться со стеклом).

Непосредственное проведение опыта и наблюдение. Дети своими руками проводят эксперимент. Моя роль здесь — направляющая: задаю наводящие вопросы («Что произошло?», «А что будет, если мы добавим еще?», «Сравни, каким был предмет до опыта и каким стал после?»), обращаю внимание на ключевые изменения, помогаю организовать работу в паре или микрогруппе.

Конкретные примеры экспериментов:

С водой: «Ищем форму воды» (переливание в сосуды разной формы), «Вода течет вверх» (опыт с салфеткой и двумя стаканами — один с чистой, другой с окрашенной водой), «Тонет — не тонет» (с предметами из разных материалов).

С воздухом: «Улови невидимку» (опускание стакана в воду и наблюдение, как воздух не пускает воду), «Сила воздуха» (сдуваем легкие и тяжелые предметы с поверхности, надуваем шарик с помощью пластиковой бутылки, соды и уксуса).

С песком и глиной: «Следы на песке» (сравнение сухого и мокрого песка), «Впитывает ли глина воду?» (сравнение с песком).

С магнитом: «Рыбалка» (из таза с водой и предметов из разных материалов), «Магнитные свойства через препятствия» (проверяем, действует ли магнит через стекло, бумагу, воду).

Фиксация результатов. Чтобы сделать вывод, необходимо зафиксировать то, что увидели. Мы используем доступные дошкольникам методы:

Зарисовывание в «Дневниках исследователей» (что было в начале, что в конце).

Составление простых таблиц с использованием символов («+» и «-» тонет/не тонет, магнитный/немагнитный).

Схемы-пиктограммы, отображающие этапы опыта.

Фотографирование этапов эксперимента.

Третий этап: Аналитический (Подведение итогов и формулирование выводов)

На этом этапе мы возвращаемся к нашим гипотезам. Сопоставляем их с полученными результатами. Дети учатся анализировать: какая из догадок подтвердилась, а какая — нет. Мы вместе формулируем вербальный вывод. Например: «Наше предположение подтвердилось: лед тает от тепла. Быстрее всего он растаял рядом с батареей, медленнее — на подоконнике и совсем не таял в холодильнике. Значит, чем теплее, тем быстрее тает лед».

Четвертый этап: Презентационный (Представление результатов)

Исследованием важно поделиться. Это развивает речь и уверенность в себе. Дети представляют свои открытия:

Внутри группы: проводят мини-доклады для ребят из другой подгруппы, показывают «научный спектакль» для малышей.

Для родителей: на тематических выставках, во время открытых показов, при оформлении стенгазет «Наши открытия».

Через проекты: долгосрочный проект «Огород на подоконнике» с ежедневным ведением дневника наблюдений за ростом растений при разных условиях (свет, вода, тепло) становится живой иллюстрацией их исследовательской деятельности.

Таким образом, практическая работа строится как непрерывный цикл: вопрос — гипотеза — проверка — анализ — вывод — новый вопрос. Это обеспечивает постоянное поддержание познавательного интереса и постепенное усложнение исследовательских навыков детей.

Заключение

Проведенная систематическая работа по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через технологию экспериментирования позволяет сделать ряд важных выводов, подтверждающих ее эффективность и результативность. Данная методическая разработка не является теоретическим проектом, а прошла успешную апробацию в реальной педагогической практике, показав свою жизнеспособность и высокую образовательную ценность.

Главным достижением считаю не столько усвоение детьми конкретных фактов о свойствах воды, воздуха или магнита, хотя это и очень важно, сколько кардинальное изменение в их позиции и мышлении. Из пассивных接收телей готовой информации мои воспитанники превратились в активных, инициативных и любознательных исследователей, которые не ждут указаний, а самостоятельно задают вопросы окружающему миру: «Почему?», «Как?», «А что будет, если?». У них сформировалось подлинное, а не ситуативное желание докопаться до сути явлений, что является краеугольным камнем для всего последующего обучения. Развитие критического мышления, умения выдвигать и проверять собственные гипотезы, анализировать и делать выводы — это те метапредметные компетенции, которые составляют прочный фундамент для успешного обучения в школе и формирования целостной картины мира.

Не менее значимым результатом является ярко выраженное речевое развитие. В процессе обсуждения опытов, аргументации своей точки зрения и формулирования выводов словарь детей обогатился точными понятиями («гипотеза», «эксперимент», «наблюдение», «свойство», «испарение», «притяжение»), улучшилась связность и доказательность речи. Они научились не просто описывать то, что видят, но и выстраивать логические цепочки, объясняя причинно-следственные связи происходящего.

Важнейшим условием успеха стало создание гибкой, насыщенной и трансформируемой предметно-пространственной среды — центра «Лаборатория», который стал сердцем исследовательской активности. Его доступность и постоянное обновление стимулировали детей к самостоятельному поиску, превращая процесс познания в увлекательную повседневную норму.

Крайне плодотворным оказался и выбранный формат взаимодействия с семьями воспитанников. Родители, первоначально выступавшие в роли зрителей, стали активными соучастниками и партнерами. Они не только поддержали наши начинания, но и перенесли элементы исследовательской деятельности в домашнюю обстановку, что многократно усилило эффект. Совместные проекты и творческие задания сплотили детей, родителей и педагогов, создав единое образовательное и воспитательное пространство.

В заключение хочу подчеркнуть, что представленная методическая разработка является эффективным, практико-ориентированным инструментом в работе современного воспитателя. Она полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, ориентирована на развитие личности ребенка и формирование у него предпосылок к универсальным учебным действиям. Технология детского экспериментирования доказала свою универсальность и высокий развивающий потенциал, а положительная динамика в проявлении любознательности, познавательной активности и самостоятельности детей является главным показателем ее результативности. Данный опыт может быть успешно тиражирован и адаптирован коллегами в своих дошкольных образовательных учреждениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Развитие восприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста"

Цвет является одним из самых доступных средств выразительности для ребенка дошкольного возраста. Данная методическая разработка поможет построить работу по данной теме....

Методическая разработка «Развитие познавательно – исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Данная методическая разработка ориентирована на педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка на тему "Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

В   методической разработке раскрыты  новые подходы  к организации  математического развития детей дошкольного возраста в условиях реализации  ФГОС ДО...

Методическая разработка на тему: «Формирование экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста с использованием информационно коммуникативных технологий в рамках реализации ФГОС».

Методическая разработка на тему:«Формирование экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста с использованием информационно коммуникативных технологий в рамках реализации ФГО...

Методическая разработка на тему: «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных подвижных игр»

Физические качества имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движений. Их развитие и совершенствование осуществляются разными путям...

Собственная методическая разработка.Перспективное планирование образовательной работы по теме: «Развитие естественно – научных представлений детей старшего дошкольного возраста через поисковую деятельность»

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится  к познавательному развитию.Известно, что ребенок усваивает ...

Опыт работы. «Развитие поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста по развитию поисково-исследовательской деятельности через экспериментирование....