Проект по пожарной безопасности для детей логопедической группы на тему: « Чтобы не было беды»
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад п. Ермаково
Проект по пожарной безопасности
для детей логопедической группы
на тему:
« Чтобы не было беды»
Рыбинск 2024
Актуальность: Сохранение жизни и здоровья детей – это главная задача не только ДОУ, но и общества в целом. Возникновение пожароопасных ситуаций с участием детей далеко не редкость. Простое любопытство, незнание, отсутствие навыков самосохранения, понимания скрытой опасности могут привести к беде, поэтому важно не только дать детям знания, но и научить их строго соблюдать и применять в экстремальных ситуациях.
Цель проекта: Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.
Вид проекта: познавательно – игровой.
Сроки реализации: 11.11.2024 – 15.11.2024
Участники: дети старшей группы, педагоги, родители.
Задачи проекта:
Образовательные:
- расширять представления детей о правилах пожарной безопасности;
- формировать правильное поведение в экстремальных ситуациях;
- познакомить с алгоритмом действий во время пожара
- обогащать словарь детей в соответствии с темой;
- формировать у родителей ответственное отношение к правилам пожарной безопасности
Развивающие:
- Развивать чувство самосохранения
- Развивать умение оценивать ситуацию
Воспитательные:
- Воспитывать ответственность за свои поступки.
Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:
Почему возникают пожары?
Как правильно действовать во время пожара?
Всегда ли огонь приносит беду?
Предполагаемый результат:
- дети должны знать номер службы спасения
- алгоритм простейших действий при пожаре
- основные правила обращения с огнем и электроприборами
Продукт проекта:
Изготовление атрибутов для подвижной игры «Я огонь – меня не тронь»
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Подготовительный этап
Постановка цели и формулирование задач.
Определение необходимого ресурсного обеспечения:
Подбор художественной литературы по теме пожарная безопасность:
Подбор обучающих мультфильмов по пожарной безопасности из серии «Аркадий Паровозов спешит на помощь»
Изготовление карточек «Эвакуационные знаки»
Обогащение уголка сюжетно – ролевых игр новыми атрибутами: каски, жилеты, огнетушители.
Подготовка консультаций для родительского уголка.
2. Реализация проекта
Образовательная область | Содержание |
Познавательное развитие | Игры – бродилки, лабиринты на пожарную тему. Д/и: «Огонь - друг, огонь - враг», «Можно - нельзя», «Подготовь пожарного к работе», «Найди выход», «Назови знак», «Вызови пожарных» Просмотр мультфильмов по пожарной безопасности: из серии «Аркадий Паровозов спешит на помощь» Открытое занятие по пожарной безопасности: «Школа юных спасателей» |
Речевое развитие | Чтение : Л. Толстой «Пожарные собаки» К. Паустовский «Заячьи лапы» Е. Холин «Как непослушная свинка едва не сгорела» Чтение стихотворений: Т. Волынский «Кошкин дом» С. Маршак «Пожар» Е. Харинская «Спичка - невиличка» Д/и «Продолжи фразу», «Третий лишний», «Найди , что потерял пожарный». |
Социально-коммуникативное развитие | Сюжетно-ролевые игры: «Пожарные - спасатели» «Пожарная часть» «Больница» Беседы: «Осторожно – электроприборы!» «Береги лес от пожаров!» «Профессия пожарный - спасатель» Экскурсия по детскому саду «Эвакуационные знаки» |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование: «Пожарная машина» Конструирование из кубиков: «Пожарная станция» |
Физическое развитие | Тематическая утренняя гимнастика: «Мы пожарные умелые, сильные и смелые» Подвижные игры: «Я – огонь, меня не тронь» «Потуши пожар» «Огонь и вода» «Птички в беде» Физкультминутка: «Пожарная машина» |
Взаимодействие с родителями
Вовлечение родителей в проектную деятельность «Чтобы не было беды»:
оформление папки передвижки в родительском уголке «Пожарная безопасность дома», « Правила поведения в лесу».
3. Продукт проекта. Плакат с правилами пожарной безопасности.
Результат проекта
Разработан и внедрен перспективный план работы с детьми и родителями по данной теме. В результате проведенной работы дети знают телефон спасательной службы, владеют основными правилами эвакуации во время пожара, поведения в быту, в лесу, на улице.
Список используемой литературы:
- В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие».
- В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада».
- В.А. Степанов «Азбука в загадках».
- Журнал «Ребёнок в детском саду» № 6 2006 год.
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 5 2006 год.
- Газета «Дошкольное образование» № 13 2008 год.
- С.Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом».
- Л.Н. Толстой «Пожарные собаки».
- Б. Жидков «Пожар в море», «Дым», «Пожар».
- К. Чуковский «Путаница». «Жили-были» №6 2003 год.
- Приложение по теме проекта прилагается.
Приложение1
Список стихов, рассказов, сказок с "пожарным" сюжетом:
Бианки В. Береги лес! / Лесная газета.
Волынский Т. Кошкин дом
Гальченко В. Приключение пожарного.
Голосов П. Сказка о заячьем теремке и опасном коробке.
Жигулин А. Пожары.
Житков Б. Первая тревога.
Житков Б. Пожар в море.
Житков Б. Пожар.
Ильин Е. Солнечный факел.
Иоселиани О. Пожарная команда.
Куклин Л. Сталевар. Кузнец. Пожарный.
Маршак С.Я. Кошкин дом.
Маршак С.Я. Пожар.
Маршак С.Я. Рассказ о неизвестном герое.
Михалков С.В. Дядя Степа.
Новочихин Е. 01.
Новочихин Е. Спички.
Пермяк Е. Как огонь воду замуж взял.
Пермяк Е. Огонь - опасная игра.
Пермяк Е. От костра до котла.
Поликутин Е. Антошка.
Тарабукин И. Андрейкино дежурство.
Толстой Л.Н Пожарные собаки.
Толстой Л.Н. Пожар.
Успенский Э.Н. Гололёд.
Фетисова Т. Куда спешат красные машины.
Холин И.С. Как непослушная хрюшка едва не сгорела.
Хоринская Е. Спичка-невеличка.
Цыферов Г. М. Жил на свете слонёнок.
Чернышов Л. Как Гриша - проказник испортил весь праздник.
Чуковский К.И. Путаница.
Шевченко А. Как ловили Уголька.
Шефнер В. Лесной пожар.
Шим Э. Дым в лесу.
Приложение 2
Конспект занятия по пожарной безопасности в старшей логопедической группе «Школа юных спасателей»
Цель: углубить знания детей о правилах пожарной безопасности.
Задачи:
Обучающие задачи:
- Познакомить с единым номером вызова экстренных служб «112» .
- Формировать навыки безопасного поведения при возникновении пожара и эвакуации.
- Познакомить с эвакуационными знаками.
- Пополнить словарь детей словами по теме «Пожарная безопасность»
Развивающие задачи:
- Развивать физические качества: выносливость, ловкость.
- Развивать связную речь.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, к труду пожарных.
Материалы и оборудование: Телевизор с USB входом, флешка с записью, черный пакет, вспененные маты, магнитная доска, марлевые повязки, дуга для подлезания, чемодан с инструментами спасателя, «Эвакуационные знаки», грамоты для детей.
Ход НОД: Дети здороваются с гостями.
Воспитатель предлагает детям начать занятие с помощью карточек – приветствий.
Воспитатель обращает внимание детей на черный пакет в группе.
В: Дети, посмотрите, в группе лежит черный пакет? Кто его оставил? Что там может быть? Что будем делать? (дети решают проблемную ситуацию)
В: Правильно, подозрительные сумки и пакеты трогать нельзя, стоит позвонить в службу спасения. Дети, вы знаете номер телефона? Телефон единой службы спасения 112, его надо запомнить. Воспитатель набирает номер и на экране появляется видеозапись, где Аркадий Паровозов предлагает детям пройти обучение в школе «Юных спасателей».
В: Дети, вы хотите стать юными спасателями? (да) Тогда давайте начнём первый урок (дети садятся на маты полукругом).
Тема первого урока «Правила поведения при пожаре»
Если случился пожар, что нужно сделать в первую очередь? (вызвать пожарных, позвонить по номеру 112 ) Чтобы пожарные знали куда ехать, какую информацию нужно им сообщить? (адрес)
1 задание: Игра «Телефон» (дети по цепочке передают адрес, пока он не дойдёт до диспетчера)
2 задание: «Эвакуационные знаки» (знакомство)
В: Мы вызвали пожарных, что необходимо сделать дальше? (покинуть горящее здание или эвакуироваться) Дети повторяют новое слово «эвакуация». Куда нужно двигаться при пожаре? (к лестнице, к выходу)
Нам помогут найти выход эвакуационные знаки. Где мы их можем увидеть? (на стене) воспитатель показывает знаки и знакомит детей с ними.
3 задание: «Лабиринт»
Помогите сказочным героям выбраться из горящего здания.
4 задание: «Эвакуация»
Дети, во время пожара опасен только огонь? (нет, ещё и дым)
Дым ядовит, можно упасть и потерять сознание. Как нужно эвакуироваться из задымленного помещения? (в мокрой повязке)
Дети берут смоченные марлевые повязки и проползают под дугой.
Дыхательная гимнастика.
Зрительная гимнастика.
Поиграем мы немножко
И потрем свои ладошки
1,2,3,4,5 наши глазки будут спать.
1,2,3,4,5 продолжаем мы играть.
5 задание:
Я буду задавать вопросы, а вы хором должны ответить «Это я, это я, это все мои друзья» или промолчать.
- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
- кто из вас, заметив дым, закричит: «Пожар! Горим!»
- кто из вас шалит с огнем Утром, вечером, и днем?
- кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?
- Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
- А кто летом поутру сухую поджигал траву?
- Кто ползком покинет дом, если дымно стало в нём?
- Кто с розетками играет и без спроса всё включает?
Дети, я вижу, что вы знаете правила пожарной безопасности, их соблюдаете. Я уверена, что новые знания, которые вы сегодня получили, обязательно вам пригодятся. Поздравляю вас, вы стали юными спасателями, позвольте вручить вам награды от Аркадия Паровозова.
Далее воспитатель берёт микрофон и берёт интервью у детей, подходит к каждому спасателю и спрашивает, за что ты получил медаль?
Приложение 3
Комплекс утренней гимнастики
«Мы пожарные умелые, сильные и смелые»
Речевка: «Чтоб пожара не бояться, и всегда его тушить. Нужно спортом заниматься, с физкультурою дружить»
Разминка
Ходьба, бег на месте с чередованием.
Ходьба на носках, пятках (руки на поясе) между предметами (игрушки), расставленными в один ряд.
Упражнение на восстановление дыхания «А огонь все ниже-ниже, а огонь все тише-тише».
Сидя по-турецки. Поднять руки вверх. Вдох. На выдохе – опустить вниз с длительным произнесением звука «с-с-с-с-с». Повторить 3-5 раз.
Общеразвивающие упражнения (с ведерками) «Юные пожарные»
- «Пожарные проснулись»
Исходное положение (И.п.) – стоя, руки с ведерком внизу.
1 - наклон головы к правому плечу,
2 - вернуться в исходное положение,
3 - наклоны головы к левому плечу,
4 - вернуться в исходное положение, ( 4 раз в каждую сторону)
- «Пожарные потянулись»
И. п. – стоя, ведерко в правой руке внизу.
1 - поднять прямые руки с ведерком вверх, переложить ведерко в левую руку.
2 - вернуться в исходное положение. ( 8 раз)
- «Где пожар»
И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки с ведерком внизу.
1 - поворот вправо, поднимая руки с ведерком в туже сторону,
2 - вернуться в исходное положение
3 - поворот влево, поднимая руки с ведерком в туже сторону. (4 раз в каждую сторону)
- «Набираем воду»
И. п. – сидя, ноги врозь, руки с ведерком у груди.
1 - наклоны вперед, руки с ведерком выносим вперед к полу, изображая набор воды,
2 - вернуться в исходное положение. ( 8 раз)
- «Тушим пожар»
И. п. – встать прямо, пятки вместе – носки врозь, руки с ведерком внизу.
1 - приседания с выносом рук вперед, переворачиванием ведра кверху дном, говорим «ПШШ»,
2 - вернуться в исходное положение. (8 раз)
- «Пожар потушен»
И. п. – стоя, руки на пояс, ведро стоит на полу.
Прыжки на двух ногах вокруг ведерка в одну и другую сторону в чередовании с ходьбой. (2-3 раза)
Повторить упражнение на восстановление дыхания
«А огонь все ниже-ниже, а огонь все тише-тише».
Упражнение на релаксацию «Огонь» Для этого упражнения полезно иметь прозрачную ткань (например, тюль). Когда происходит превращение в пламя, можно накинуть на ребёнка ткань, для того чтобы они изобразили язычки пламени.
Текст
«В сказочной стране живет огонь. Он может быть разным. Сейчас мы превращаемся в маленькие уголёчки. Огонек на них маленький-маленький. Но вот подул ветер - и из уголечков раздувается огонь. Сначала он небольшой, а потом он становится все больше и больше. И вот мы становимся большим красивым пламенем». Пламя медленно затухает и вот мы снова превращаемся в маленькие уголёчки.
Приложение 4
Беседа «Осторожно, электроприборы»
Цель: формирование представления детей об электроприборах
Задачи: дать представления о предметах, опасных для жизни и здоровья детей, с
которыми они встречаются в быту; помогать самостоятельно, делать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами.
ХОД БЕСЕДЫ:
- Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад, встретила Мишку. Но у него забинтована рука. Оказывается он поранился, дома. Он хотел погладить платок. Но когда включил утюг, а нагрелся и мишка обжегся. Ребята, расскажем и научим мишку, как правильно нужно пользоваться этими предметами и приборами которые есть у него дома. Я Вам
сейчас загадаю загадки.
(дети отгадывают и вывешивают картинки с изображениями бытовых электроприборов на доске.)
ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК
1. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу
Больше грется не хочу
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела» (Чайник).
2. Я на кухне – главная!
Без меня, как ни трудитесь,
Без обеда наседитесь! (Плита).
3. То назад, то вперед.
Ходит - бродит пароход
Он погладит нам бельё
Будет ровненьким оно. (Утюг).
4. Пыль увижу – заворчу,
Заворчу и проглочу. (Пылесос).
5. Угадай, кто ветром дует
И над головой колдует
В этом маленьком предмете
Посилился тёплый ветер! (Фен).
- Молодцы ребята Вы правильно отгадали загадки. Все они были об электрических приборах. Они так называются, потому что работают от электричества. Все эти приборы имеют электрический провод. На конце, которого есть электрическая вилка, которую нужно включать в розетку (показ картинки с изображением розетки)
- Как Вы думаете можно ли детям самостоятельно включать и выключать электрические приборы.
-Нет.
- Что может произойти?
- Может ударить током, обжечься, может быть, пожар.
- Также нельзя ни в коем случае трогать руками висящий или торчащий
электрический провод и не наступать на него. Нельзя нечего вставлять в розетки.
- Давайте рассмотрим картинки об этом
-Ребята, для чего нужны и чем они могут быть опасны электроприборы?
РАССКАЗ ДЕТЕЙ ОБ ЭЛЕКТРОПРИБОРАХ
- Это чайник. Он нужен чтобы греть, воду. Горячей водой можно обжечься.
- Это плита. На ней готовят еду. У плиты горячая поверхность, можно получить
ожог.
- Это фен. Феном делают прически. У него горячий воздух, поэтому можно обжечься.
- Это утюг. Утюгом гладят вещи. Он сильно нагревается, можно обжечься.
ИГРА «НАЙДИ ОПАСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ»
-А сейчас ребятами, я Вам буду показывать картинки. Вы должны найди на
картинке опасные предметы, которыми нельзя пользоваться без разрешения взрослых, а только в присутствии взрослого.
РЕФЛЕКСИЯ
- Давайте ещё раз повторим правила, которые необходимо соблюдать при обращении с приборами?
Вместе с детьми формулируют правила:
∙ Не включать и не выключать электроприборы.
∙ Не трогать руками электропровода.
∙ Ни чего не втыкать и не засовывать в розетки.
Приложение 5
Познавательная беседа «Лес нужно беречь от огня»
Задачи: Формировать у детей представление о пожарной безопасности в природе, об опасности разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья. Познакомить с правилами поведения при пожаре. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, чувство дружбы и товарищества.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы: С. Маршак «Пожар», Л. Толстой «Пожарные собаки», «Пожар», Б. Житков «Дым», «Пожар».
Оборудование: Альбом с иллюстрациями «Детям о правилах пожарной безопасности».
Ход беседы:
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:
Рыжий зверёк по дереву ползёт
Дерево гибнет, зверёк растёт. (Огонь)
Яркий светлячок, проглотил сучок
Ещё в древние времена люди научились добывать огонь, они высекали искры из камней или трением палок друг о друга. (картинки)
Зачем же древним людям был нужен огонь?
Расскажите, как вам помогает огонь?(Ответы детей).
Но, огонь бывает разный -
Бледно-жёлтый, ярко-красный,
Синий или золотой.
Очень добрый, очень злой.
Люди научились добывать огонь, но нарушение правил безопасности может принести беду. Все видели, хотя бы по телевизору, как горят леса, огонь уничтожает все живое и маленьких птенчиков в гнездах, и ушастых зайчишек. Почему это происходит? (ответы детей)
Кто-то обронил в лесу спичку или не погасил разведенный костер, и злой джин тут как тут. Вначале маленький, тлеющий, но потом разрастается до огненной стены во все небо. (Показ иллюстраций о лесных пожарах). Но не только спички могут стать причиной пожаров. Пожар может произойти даже от брошенной на сухую листву пустой бутылки, стеклянной банки. Солнечные лучи, проходя через стекло, как через лупу нагревают и воспламеняют сухую траву, листву или даже шишку.
Мы вчера ходили в лес,
Ну а ночью он исчез.
Так от нашего костра
Целый лес сгорел дотла!
Сейчас я загадаю вам загадки, если отгадаете, то узнаете, какие «слуги» костра могут стать причиной пожаров:
В воду идет красный,
А из воды – черный (уголь).
Я мала, да зла,
Чуть – чуть свечу,
Иногда так упаду,
Что много горя принесу. (искра)
Костер–это всегда опасность для леса, но эта опасность и для нас с вами. Если не соблюдать правила безопасности, можно пострадать. Что может случиться с человеком около костра? (Ответы детей).
Ожог, если мы схватимся за уголек или сунем руку в огонь. Но многие из вас говорили, что для разведения огня собирали веточки, сучья, коряги, но ведь все деревья разные и горят по-разному. Например, хвойные деревья содержат много смолы. Смола плавится и надувается, образуя пузырьки, которые лопаются. Брызги разлетаются в разные стороны. Если вы стоите близко к костру, то они могут попасть вам на кожу, в глаза и нанести вред.
Запомните:
- Нельзя разводить костры без взрослых
- Нельзя разводить костры в не предназначенном для этого месте
- Нельзя близко стоять около костра
- Нельзя бросать в огонь предметы.
Всегда интересно бросит в горящий костре банку, пакет, пластиковую бутылку или еще что-нибудь и стоять смотреть, что же будет. А вот этого делать нельзя. Каждый предмет при нагревании ведет себя по-разному: баллончики и банки взрываются, осколки разлетаются в стороны и могут ранить или вызвать пожар. Пластмасса выделяет ядовитые вещества, вдыхая их, можно отравиться. Как видите, шалости с огнем несут в себе опасность.
Но если случилась беда. Как себя вести? Что делать? (Ответы детей.)
Воспитатель. Конечно, лесной пожар вы не потушите, тут нужна работа команды профессионалов-пожарных. Вы должны обязательно сообщить о случившемся пожаре взрослым и в пожарную часть. Скажите, пожалуйста, кто из вас знает номер телефона пожарной части?(Ответы детей.)
Если вдруг пожар возник,
То звонить обязан вмиг,
Как и всякий гражданин
В часть к пожарным “01”.
А вы знаете ребята, чем затушить начинающийся пожар и затушить костёр, если он вам уже не нужен и вы уходите с места отдыха? (Ответы детей.)
Молодцы, правильно водой, огнетушителем, песком, землёй. Но лучше всего не допускать пожаров в лесу.
Вопросы к викторине:
1. Какую пользу приносит огонь для людей?
2. Какой вред наносит огонь?
3. Какие «слуги» огня могут стать причинами пожаров?
4. Можно ли без взрослых брать спички и разводить костры?
5. Какие правила нужно соблюдать у костра?
6. Какие ещё бывают причины возникновения в лесу пожаров?
7. Как себя вести при возникновении пожара?
8. Какой номер телефона используют при вызове пожарных?
9. Что нужно сделать, чтобы затушить костёр?
10. Расскажите, какие правила поведения в лесу вы запомнили?
В викторине побеждают дети, набравшие большее количество правильных и полных ответов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-исследовательский проект по пожарной безопасности для детей старшей группы «Пожару – НЕТ!»
Проект посвящен актуальной проблеме: формированию у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Желание пос...

НОД по пожарной безопасности в средней группе на тему «Чтобы не было беды».
Задачи: - Уточнить, углубить знания детей о пользе и вреде огня, правилах пожарной безопасности и правилах поведения при возникновении пожара. - Формировать практические навыки действий в сл...

календарно - тематическое планирование в подготовительной группе по теме "Чтобы не было беды"
календарно - тематическое планирование в подготовительной группе по теме "Чтобы не было беды"...
Проект по пожарной безопасности в старшей группе на тему: «Чтобы не было беды»
Проект по пожарной безопасности в старшей группе на тему: «Чтобы не было беды»...

Проект по пожарной безопасности для детей подготовительных групп «Пожарная команда»
Неосторожное, неумелое обращение с огнем, детские игры и шалость с огнем, огнеопасными предметами детей дошкольного и младшего школьного возраста – это причины пожаров в результате случайного на...

Конспект тематического занятия в подготовительной к школе группе по теме: "Чтобы не было беды!"
Цель: формирование у воспитанников представления о терроризме.Задачи:Образовательные: - научить детей противостоять опасности и действовать в экстремальной ситуации.Развивающие:- формировать...

Конспект ООД по ОБЖ в средней группе на тему: «Чтобы не было беды».
Цель:Формировать основы безопасности жизнедеятельности детей.Задачи:ОбразовательныеЗнакомить детей с некоторыми опасными для жизни и здоровья предметам, с которыми они встречаются дома и на улице.Дать...



