Программа по нравственно-патриотическому воспитанию, старшая группа.
рабочая программа (старшая группа)

Шипицина Ксения Васильевна

Цель и задачи программы

Цель: Развитие у дошкольников гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества.

 Задачи:

  • Воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, друзьям, улице, городу;
  • Формировать чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
  • Формировать представления о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
  • Развивать интерес к прошлому страны: русским традициям и промыслам; 
  • Воспитывать чувство патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического развития: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово;
  • Воспитывать чувства уважения и гордости к защитникам Отечества;
  • Воспитывать гражданско-патриотические чувства посредством изучения государственной символики России;
  • Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны; 
  • Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
  • Формировать бережное отношение к природе и всему живому; 
  • Формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому;
  • Воспитывать уважение к труду; 
  • Воспитывать здоровый образ жизни;
  • Воспитывать чувство уважения к профессиям и труду взрослых;
  • Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной речевой и творческой деятельности;
  • Создать в группе предметно-пространственную среду по нравственно-патриотическому воспитанию;
  • Организовать целенаправленную работу с родителями воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение                                                                                             города Новосибирска  «Детский сад №390 «Берег детства»

Утверждаю:                                                                                                                          заведующий МАДОУ «Детский сад                                                                                  № 390 «Берег детства»

    Е.Ю. Гришачева________________

ПРОГРАММА  ПОНРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

" Растим патриотов "

Срок реализации:  1 год                                                                                        

Возраст детей:  5-6 лет

Авторы:

Воспитатели:

Гудовская Наталья Фёдоровна,

Шипицина Ксения Васильевна

Новосибирск, 2024

СОДЕРЖАНИЕ

I. Целевой раздел. Пояснительная записка……………………………………….

1.1.Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы……………………………………..............................................

1.2.Цель и задачи программы……………………………..………………...

1.3.Принципы и формы, осуществляемые в процессе реализации программы………………………………………………………………

1.4.Возраст детей, участвующих в реализации программы...........................

1.5.Ожидаемые результаты ………………………….………………………

1.6.Уровни усвоения программы………………………………………………

II. Содержательный раздел программы

2.1 Формы, способы, методы и средства реализации программы…………..

 

2.2.Тематический план в старшей группе……………………………………………………..

2.3. Перспективный план работы в старшей группе……………………………………..

2.4. Взаимодействие с родителями……………………………………………

III. Список использованной литературы…………………………………….……

  1. Целевой раздел

Никто не учит маленького человека:

«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,

попирай красоту, выше всего ставь свое личное».

Все дело в одной, в очень важной закономерности

нравственно-патриотического воспитания.

Если человека учат добру - учат умело, умно,

настойчиво, требовательно, в результате будет добро.

Учат злу (очень редко, но бывает и так),

в результате будет зло.

Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,

потому, что и человеком его надо воспитать».

В.А. Сухомлинский

Введение.

Доступны ли детям 5-7 чувства патриотизма? Можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе наблюдается явный «дефицит нравственности» как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта. Решение проблемы воспитания в детях и подростках патриотизма требует новой идеологии образовательной и воспитательной деятельности. Существенные изменения, происшедшие за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной.

С 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование». Проект, основная цель которого воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций путём вовлечения к 2025 году 25% граждан Российской Федерации в систему патриотического воспитания, станет ресурсной базой для дальнейшей реализации поправок в закон об образовании, направленных на воспитательную работу. Тема воспитания была обозначена Президентом РФ Владимиром Путиным в «Указе о национальных целях развития до 2030 года».

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе. Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на формирование его личности на основе нравственно-патриотических ценностей и представлений, направлена на углубление знаний детей о родном крае: истории, символики, достопримечательностях. Нравственно-патриотическое воспитание рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, искусство, труд, нравственное поведение, патриотические чувства). Критерий формирования содержания программы - его воспитательная ценность, достоверность, познавательность и высокий художественный уровень используемого наглядного и информационного материала. Программа построена с использованием разнообразных методов и приемов патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.). Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности. Это способствует развитию у детей представлений о мире природы, предметном мире, мире других людей и, наконец, личном мире (индивидуальности) каждого ребенка. Данное построение образовательного процесса позволяет логически объединить все этапы и вызвать заинтересованность детей.

Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Содержание                                  патриотического воспитания дошкольников:

  • приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
  • знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной. Знакомство с детским садом, его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями. Знакомство с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, с жизнью прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
  • проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;
  • организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.
  1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы

В ФГОС ДО ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

В содержании ФГОС ДО также отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Ответ на вопрос: «Что такое патриотизм?», в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Большое внимание воспитанию чувств ребенка уделял В.А. Сухомлинский. Он считал, что важно, с малых лет, воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.  В преддверии празднования Дня Победы возникает проблема: как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, благодарности за то, что он подарил нам счастливую жизнь. Патриотическое чувство не возникает само по себе – его надо воспитывать в ребёнке.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к Отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери и отцу, бабушке и дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе…. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей семьёй, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами.

Родной город… Необходимо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Новизна программы заключается в том, что создается модель образовательной и воспитательной среды в условиях детского сада, развивающей личность воспитанников как субъекта культуры и духовности.

В современном обществе необходимо радикальное изменение ценностных ориентаций, при которых каждый ребенок мог бы ощутить себя звеном в цепи исторической преемственности. Программа реализуется через интеграцию образовательных областей и направлена на личностно - ориентированный подход к каждому ребенку в соответствии с ФГОС ДО.

Интеграция позволяет по мере необходимости оказывать индивидуальную работу воспитанникам, занимающимся по данному направлению, что благотворно влияет на всестороннее развитие ребенка.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования.

Программа разработана в целях системного подхода к формированию патриотических чувств к своей семье, родному краю, Родине и активации работы ДОУ среди всех субъектов образовательного процесса:

1.2. Цель и задачи программы

Цель: Развитие у дошкольников гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества.

 Задачи:

  • Воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, друзьям, улице, городу;
  • Формировать чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
  • Формировать представления о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
  • Развивать интерес к прошлому страны: русским традициям и промыслам; 
  • Воспитывать чувство патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического развития: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово;
  • Воспитывать чувства уважения и гордости к защитникам Отечества;
  • Воспитывать гражданско-патриотические чувства посредством изучения государственной символики России;
  • Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны; 
  • Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
  • Формировать бережное отношение к природе и всему живому; 
  • Формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому;
  • Воспитывать уважение к труду; 
  • Воспитывать здоровый образ жизни;
  • Воспитывать чувство уважения к профессиям и труду взрослых;
  • Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной речевой и творческой деятельности;
  • Создать в группе предметно-пространственную среду по нравственно-патриотическому воспитанию;
  • Организовать целенаправленную работу с родителями воспитанников.

1.3. Принципы и формы, осуществляемые в процессе реализации

программы.

Педагогические принципы реализации программы

Содержание  рабочей образовательной  программы соответствуют  основным  положениям  возрастной  психологии  и  дошкольной  педагогики  и  выстроено  по  принципу  развивающего  образования, целью  которого  является  всестороннее  развитие  ребенка,  обеспечивающее  единство  воспитательных  и  обучающих  целей  и  задач.

В основу реализации программы положены следующие принципы:

  • Принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи, перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
  • Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна и другие.
  • Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии, картины,

презентации и т.д.;

  • Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;
  • Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата;
  • Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей;
  • Принцип непрерывности. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у детей устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствование нравственных чувств;
  • Принцип научности. Одним из важных принципов программы является её научность. На основе сведений об истории и культуре родного края и родной страны;
  • Принцип системности. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру;
  • Принцип преемственности. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в школе.

Формы реализации программы.

Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий. В совместной деятельности педагог широко использует дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности – игровую, формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки. В совместную деятельность мы предлагаем включать беседы о родном крае, городах России, животных родного края и т.д., рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, большая роль в программе отводится прослушиванию музыкальных произведений.

  • Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей нашей программы являются  беседы, ситуативные разговоры, праздники, где происходит приобщение детей к культурному наследию, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

  • Работа с семьей: знакомство с семьей, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом, его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, его историей, гербом, традициями, выдающимися гражданами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями, проведение совместных праздников и развлечений к патриотическим датам: День матери, День Защитника Отечества, 9 мая и т.д.

  • Проведение онлайн-экскурсий, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и др.

  • Организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.

  • Постоянное участие в проектной деятельности совместно с педагогами и родителями.

1.4. Возраст детей, участвующих в реализации программы

        Программа   по нравственно – патриотическому воспитанию  «Растим патриотов», разработана на основе требований ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, рассчитана  на 1 учебный год для детей 5-6 лет, старшая группа.

Общее количество организационной образовательной деятельности за учебный год: 33.

        Общее количество организационной образовательной деятельности в месяц: 4.

Длительность организационной образовательной деятельности - 25 минут.

1.5. Ожидаемые результаты

Старшая группа:

У детей сформируются:

  • чувство любви к родному краю, к Родине, уважение к защитникам отечества;
  • представления о самых красивых местах родного города, его достопримечательностях;
  • представления о культурных ценностях (театре, цирке, зоопарке), их атрибутами, связанными с ними профессиями, правилами поведения;
  • доступные представления о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, День России и т. д.);
  • будут знать свой домашний адрес, название города, района, области;
  • иметь представление о символике города, района, области;
  • знать название близлежащих улиц;
  • иметь представление о жизни и быте народа, живущего в родном городе;
  • узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них;
  • знать профессии своих родителей;
  • знать правила поведения в природе;
  • уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей;
  • различать некоторые рода войск, иметь  представления о Российской армии.

1.6. Уровни усвоения программы

Чтобы выявить уровень знаний детей старшей группы о родном доме, семье, городе, мы определили основные критерии нравственно-патриотической воспитанности, разработанные в исследованиях Р.С.Буре, М.Д. Маханевой, С.А.Козловой:

  1. Отношение к окружающим: сверстникам, друзьям, членам семьи и ближайшим родственникам, к взрослым в детском саду.
  2. Знания о родном доме (улица, двор, квартира).
  3. Отношение к песенному народному творчеству.

  1. Содержательный  раздел  программы.

  1. Формы, способы, методы и средства реализации программы.

Национально региональный компонент реализовывается во всех видах деятельности детей, как часть ООД, а так же на практических видах деятельности, играх, беседах, чтении художественной литературы.                                    Структура ООД позволяет сочетать и успешно решать задачи из разных разделов программы. Система работы, включающая комплекс заданий и упражнений, разнообразных методов и приемов работы с детьми (наглядно-практические, игровые, словесные), помогает дошкольникам овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.

Игровые ситуации с элементами соревнований, беседы, экскурсии, наблюдения, элементарные опыты, чтение отрывков художественной литературы мотивируют детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика работы не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком заданий, а подразумевает всем детям равный старт, который позволит им успешно учиться в школе.

Инновационные технологии обучения:

- проектная деятельность («В гостях у сказки», «Растительный мир нашего края»,  «Я, моя семья и Родина», «Здравствуй, музей!», «Твори добро -  на всей земле!», «Защитники Родины - это наша доблесть и слава!», «Планета Земля заболела. Диагноз — Мусор», «Здравствуй, Осень золотая!», «Природа моего родного края», «Образ материнства в русской иконописи».

-  создание мини-музеев: «Русские сувениры», «Русская изба».

- тематические акции совместно с информационно - компьютерными технологиями, презентации.

- лэпбуки: «Народные праздники и традиции», «Коляда, коляда отворяй ворота…».

2.2. Тематический план в старшей группе.

№ п/п

Тема

Количество ООД

Сентябрь

1

«Праздник знаний»

1

2

«Наш детский сад. Профессии взрослых»

1

3

«Как хлеб на стол пришел»

1

4

«Осень золотая в гости к нам пришла!»

1

5

«Любимые домашние животные»

1

Октябрь

1

«Я вырасту здоровым и воспитанным и добрым»

1

2

«Моя семья»

1

3

 «Улицы моего города. Дорожная безопасность».

1

4

«Правила общения детей. Предметы, которые нас окружают».

1

Ноябрь

1

«Родная страна, мой город»

1

2

 «Осенние посиделки»

1

3

«Россия- родина моя»

1

4

« Путешествие по Москве»            

1

Декабрь

1

« Что за чудо  - эти сказки»

1

2

«Зимушка- зима»

1

3

«Новый год у ворот»

1

4

«Кем я хочу стать? Профессии»

1

Январь

2

«Народные праздники и традиции»

1

3,4

«Если хочешь быть здоров - закаляйся!»  

1

Февраль

1

«Транспорт»

1

2

«Защитники Отечества. Армия»

1

3

«Я и мои друзья».

1

Март

1

«Мама – самое прекрасное слово».

1

2

 «Одежда. История русского костюма»

1

3

«Разные науки. Зачем нужна школа»  

1

Апрель

1

«Книги - источник знаний».

1

2

«На ракете к звёздам!».

1

3

«Архитектура. Разные дома».

1

4

«Природа родного края. По страницам «Красной книги »

1

Май

1

«История Великой Отечественной войны. День Победы»

1

2

« Мир искусства России»

1

3

«Времена года. Ах, лето красное»

1

4

«Законы, по которым мы живем»

1

Общее количество НОД

34

2.3. Перспективный план работы в старшей группе.

Неделя

Тема

Программные задачи

Формы работы

Сентябрь

Первая неделя

«Праздник знания».

Формировать у детей знания  о празднике. День радостных встреч. Игры, задачи на смекалку, загадки – шутки. Развивать внимание, радость от встреч с друзьями. Воспитывать любовь и уважение к сверстникам и сотрудникам ДОУ.

Праздник «День знаний». Организованная образовательная деятельность: «Школа».                              Сюжетно-ролевая игра: «Детский сад встречает детей».

Вторая неделя

«Наш детский сад.                 Профессии взрослых».

Знать ближайшее окружение сотрудников, обращаться по имени отчеству. Экскурсии в кабинеты ДОУ. Учить детей свободно ориентироваться в помещениях детского сада. Употребление обобщенных названий профессий: в земледелии, транспорте, связи, швейной промышленности, строительстве, педагогике. Различать трудовые действия, характерные для специальностей. Воспитывать уважение к своему труду, труду взрослых в ДОУ.

Викторина «Путешествие в мир профессий».      Сюжетно-ролевая  игра: « Детский сад».     Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: « Мой любимый детский сад». Рисование:   «Моя любимая игрушка». Дидактическая игра: «Кому, что нужно. Профессии».

Третья

неделя

«Как хлеб на стол пришел».

Формировать знания детей о труде хлеборобов, о значимости и истории хлеба, о том, как превратить зерно в муку и в муку в тесто? Воспитывать уважение к труду взрослых, к своей стране, к главному продукту стола.

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Хлеб – всему голова. Комбайнеры вышли в поле. Ржаной и пшеничный хлеб».   Рисование: «Хлебное поле»                                Сюжетно-ролевая игра: «Водители везут хлеб. Пекарня».

Четвёртая неделя

«Осень золотая в гости к нам пришла!».

Продолжать учить детей наблюдать за явлениями природы в родном городе. Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Расширять и уточнять представления о растениях, о природе родного края. Воспитывать уважение к труду взрослых, к своей стране, любовь к малой родине и природе.

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Осень золотая».  Рисование:  «Что нам осень принесла?». Дидактическая игра: «Похож не похож».  Конструктивная деятельность: « Панно из осенних листьев».                  Выставка детско-родительского  творчества: «Дары осени».

Пятая неделя

«Любимые домашние животные».

Углублять представления детей об условиях жизни домашних животных, о их повадках, условиях проживания, уходе за ними.  Воспитывать доброту и сострадание к животным, желание не причинять им вред.

Беседа: «Мое любимое животное».  Рисование: «Я и мой питомец ». Дидактическая игра: «Любимые игры и игрушки животных».    

 Октябрь

Первая неделя

«Я вырасту здоровым, воспитанным и добрым».

Расширение представлений об особенностях человеческого организма (правильное питание, движение, сон, хорошее настроение, положительные эмоции), о соблюдении правил культуры, вежливого общения с окружающими людьми. Воспитывать любовь и уважение к окружающим.

Беседа: «Уроки культуры и нравственности»                          Конструктивная деятельность:              «Здание больницы».     Чтение художественной литературы: «Маленькое дело лучше большого безделья».

Вторая неделя

«Моя семья. Традиции».

Формировать знания детей о своей семье, о месте работы родителей, важность их труда для общества и государства. Закрепить домашний адрес, семейные праздники. Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью и страну.

Беседа: «Моя семья». Организованная образовательная деятельность: «В родной семье»,  Оформление альбома (портфолио): «Я и моя семья». Дидактическая игра: «Профессии».                                              

Третья неделя

«Улицы моего города».

Формировать знания детей о соблюдении правил уличного движения. Закрепить виды пассажирского транспорта: наземный, подземный, воздушный, водный. Воспитывать любовь и уважение к окружающим, развивать познавательный интерес.

Беседа: «Моя страна, мой город, мои улицы».

Сюжетно-ролевая  игра:  «Машины на улице».                                   Рисование: « Автобус едет по улице».                                           Дидактическая игра: «Путешествие по городу».

Четвертая неделя

«Правила общения детей. Предметы, которые нас окружают».

Воспитывать у детей нравственные нормы: умение общаться с детьми разного возраста, использовать вежливые формы обращения, просить помощи и оказывать ее другим, чувствовать настроение близких, оказывать эмоциональную поддержку.

Беседа: «Учимся быть вежливыми и добрыми».  Дидактическая игра: «Предметы, которые нас окружают». Викторина «Вежливые слова».

                                                                 Ноябрь

Первая неделя

«Родная страна, мой город».

Расширять знания о родной стране, городе, огосударственных и народных праздниках, традициях и обычаях. Многонациональность нашей страны: толерантное отношение к людям разных рас и национальностей. Развивать умение называть символы: герб, флаг, гимн; главные, значимые объекты города: школа, почта, магазины, банки, больницы, памятник войнам ВОВ и т.д. Воспитывать патриотические чувства у детей.

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «День народного единства»,                                  «Игра – путешествие в страну знаний о России. Мой любимый город».  Рисование:  «Дом, в котором мы живём»,                               Развлечение: «Нет ничего дороже – Родины!».                                                    Проект: «Я, моя семья и Родина».

Третья неделя

«Осенние посиделки».

Продолжать учить детей наблюдать за явлениями природы. Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Расширять и уточнять представления о животных и растениях, развивать у детей умение различать деревья по окрасу ствола, главное дерево России – березку. Воспитывать интерес к народным праздникам, проводимым поздней осенью, любовь к природе, патриотические чувства.

Беседа: «Скоро придет зима.  Как природа и люди готовятся к зиме».  Рисование: «Русская природа». Развлечение - народный праздник:                                             «Кузьминки». Дидактическая игра: «Животные леса»,  «Деревья».

Проект: «Планета Земля заболела. «Диагноз — Мусор»

Четвертая неделя

«Россия  -родина моя».

Воспитывать чувства любви, патриотизма и гордости к своей Родине; ценностное отношение к памятникам культуры родного города; патриотическое отношение между дошкольниками. Способствовать воспитанию любви к Родине, гордости за нее, уважительного отношения к Государственному флагу РФ; воспитывать уважение к своему народу, помочь осознать детям свою причастность к жизни страны.

Беседа: «С чего начинается родина?» Дидактическая игра: «Достопримечательности моей родины»

Исследовательская деятельность: «История моей родины».

 Декабрь

Первая неделя

 Путешест-вие по Москве».  

Закрепить с детьми понятия: Родина, Москва, Россия, президент, символы. Расширять знания о родной стране, о государственных и народных праздниках, традициях и обычаях играх, о том, что Москва – главный город страны. (Кремль. Красная площадь). Воспитывать любовь к Родине, патриотические чувства.

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Москва- столица нашей Родины». Составление рассказа из личного опыта:                                                       «Путешествие по Москве»,                            Дидактические игры:                                                              «Найди флаг и герб».

Вторая неделя

«Что за чудо - эти сказки».

Формировать умение отличать сказку от рассказа, через русские народные сказки закладывать основы нравственности, понимать, где правда, а где вымысел, где зло противостоит добру, почему в сказках добро побеждает,  воспитывать любовь к родине.

Викторина: «Русские народные сказки». Рисование:   «Народные игрушки».     Выставка детских книг: «Моя любимая сказка».

Третья неделя

«Зимушка- зима».

Формировать основы экологической культуры. Формировать понятие о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. Побуждать детей замечать красоту зимних пейзажей, рассказывать об изменениях в природе. Воспитывать любовь к окружающему миру.

Беседа: «Зимушка- зима». Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию. Рисование «Зима пришла»,                            «Снег – снежок».                            Дидактическая игра:                                 «Животные и птицы России».            

Акция «Покормим птиц зимой».

Четвертая неделя

«Новый год у ворот. Традиции русского народа».

Формировать понятие о празднике Нового года. Через различные виды детской деятельности дать сведения о зимних развлечениях детворы в России. Воспитывать любовь к окружающему миру, традициям.

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Новогодние традиции».  Рисование: «Наряжаем елку».

Сюжетно-ролевая  игра: «Едем в гости на праздник».

Праздник:                               «Новый год у ворот»

                                                                   Январь

Вторая

неделя

«Кем я хочу стать? Профессии»

Обогатить представления детей о мире профессий и предметах связанными с ними. Рассказы о предметах, облегчающих труд человека в быту. Различать трудовые действия, характерные для специальности. Воспитывать уважение к труду.

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Кем я хочу стать, когда вырасту и почему».

Рисование:   «Профессии моих родителей». Дидактические игры: «Профессии».

Проект «Чем пахнут ремесла?».

Третья  и четвертая недели

Народные праздники и традиции.  

Продолжение знакомства детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством. Расширение представлений о народных игрушках. Продолжать знакомить детей  с национальным декоративно-прикладным искусством. Рассказы детям о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежде. Воспитывать любовь к окружающему миру, традициям русского народа.

Посещение музея                     «Русская изба». Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Русское народное прикладное  искусство и традиции. Русские народные игрушки».  

Рисование «Золотая хохлома».                                                  «Развлечение- концерт:                                            «Зимние посиделки. Святки».  Дидактические  игры: «Народные промыслы».

                                                                  Февраль

Первая неделя

«Если хочешь быть здоров - закаляйся!».

Формировать знания о спорте, как об  основе здоровья человека, об олимпийском движении, о видах спорта, об олимпийских чемпионах России и нашего города. Воспитывать любовь к окружающему миру, гордость за людей достигших высоких наград государства и мира в области спорта.

Беседа: «Спорт в моем городе. Чемпионы», «Олимпийское движение».                                       Художественное творчество: « Мой любимый вид спорта». Дидактические игры: «Узнай по описанию»,  «Зимние виды спорта».                                                                                  

Вторая неделя

«Транспорт. Профессии».

Формировать представление детей о транспорте, его видах, значении для человека. Закрепить виды пассажирского транспорта. Воспитывать любовь и уважение к окружающим, к людям с разной профессией. Закрепление навыков культурного поведения в транспорте.

Беседа: «Транспорт родного города».   Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Транспорт – помощник для людей».                                        Сюжетно-ролевая игра: «Шофер на скорой помощи».                                   Дидактическая игра: «Транспорт».

Третья неделя

«Защитни-

ки Отечества. Родная Армия».

 Формировать представления детей о российской армии, о воинах и видах войск: воины охраняют границы Родины, есть пехотинцы, танкисты, моряки, летчики, ракетчики, артиллеристы, пограничники. Познакомить с историей защитников земли Русской (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович), Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение и гордость к защитникам Отечества.

Беседа: «Недаром помнит вся Россия…».

Рассматривание картины «Богатыри» В.Васнецова;       Чтение пословиц о храбрости, героизме («Смелость города берет», «Тот герой, кто за Родину горой»).                Чтение З. Александрова «Дозор». А. Нехода «Летчики». Аппликация                      « Подарок для пап и дедушек».

Рисование:

«Пограничник с собакой». Дидактическая игра: «Наша Армия». Праздник: «День защитника Отечества».

Четвертая неделя

«Я и мои друзья».

Формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга (разные имена, фамилии, внешность, характеры), но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к окружающим людям, детям,  независимо от их социального происхождения, внешнего облика, физических недостатков.

Беседа: «Друг в беде не бросит. Наши добрые дела».
Дидактические игры:
«Назови ласково». Рисование: «Мой лучший друг».  Сюжетно-ролевая игра: «Едем с друзьями путешествовать».

                                                                         Март

Первая неделя

«Мама – самое прекрасное слово на земле».

Формировать у детей любовь и уважение к маме (бабушке), оказывать помощь в домашних делах,  проявлять заботу к ней. Развивать умение рассказывать о маминых привычках, мечтах, желаниях, о профессии, о её важности для семьи. Формировать  знания о том, что бабушка - мама родителей. Закрепить с детьми женские профессии, их значение. Воспитывать любовь и уважение к женщинам России.

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию:  «Расскажи  о своей маме и бабушке»                            Дидактическая игра: «Профессии женщин».
Праздник для мам и бабушек.

Проект: «Образ материнства в русской иконописи ».

Вторая неделя

«Одежда. История русского костюма».

Формировать у детей понятие о том, что одежда в разные времена была разной; познакомить  с историей русской одежды, учить ценить труд людей, изготовляющих её.

Развивать понимание значимости одежды для человека. Воспитывать у детей уважение к людям труда, русским традициям и наследию.

Рассматривание костюмов и деталей женской одежды на Руси. Беседа: «Русский костюм. Какой он был. Национальная одежда коренных народов». Рисование: « Роспись рубашки, платья».                                  Рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей.

Третья неделя

«Разные науки. Зачем нужна школа?».  

Формировать знания о том, что в детском саду  дети получают  простые знания. В школе есть разные науки: астрономия, география, история, математика, русский язык, иностранный язык, экология. К школе нужно быть готовым: уметь рисовать, лепить, держать ручку. Нужно учиться, красиво рассказывать, много читать, знать для того чтобы пригодится своей родине и получить профессию. Воспитывать любовь к окружающему миру, желание узнавать новое о своей стране и мире.

Беседа: «Чему учат в нашей школе»,                                Дидактические игры: «Предметы которые нас окружают»,  «Что мы положим в портфель».              Сюжетно-ролевая игра: «Идем в школу».  

                                                                         Апрель

Первая неделя

«Книги - источник знаний».

Формировать знания о том, что книга источник знаний, о том как она появилась и о необходимости  ценить труд многих людей, вложенный в  книгу: работников типографии, художников, писателей.  Научить понимать ценность книги как объекта познания, объяснять основные жанровые особенности русских сказок, пословиц, загадок. Воспитывать умение беречь книги. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям книги, а затем к людям попавшим в беду, помочь почувствовать красоту и выразительность языка.

Беседа: «Книжки, для чего они нужны. Как появилась первая книга».

 Дидактическая игра: «Что за сказка?», «Назови, автора произведения».

Ручной труд:                       «Доктор Айболит для наших книг».

Посещение мини- музея: «Книжки- малышки».

Вторая неделя

«На ракете к звёздам!».

Формировать знания о  космосе, о луне, звездах, солнце, планетах,  о том, что русский человек первым побывал в космосе, о героическом труде космонавтов для пользы науки страны, познакомить их с российскими учёными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики, о  том, что в космосе летают люди разных национальностей. Воспитывать любовь к окружающему миру, желание узнавать новое о своей стране, о покорителях космоса.

Онлайн - экскурсия:                       «Планетарий».

Беседа: « Первый космонавт. Этот загадочный космос».

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты». Развлечение: «Мы – космонавты».

Конструирование: «Космический  корабль».

Третья неделя

«Архитектура. Разные дома».

Учить детей различать и называть различные типы и виды домов: каменные, деревянные, кирпичные, высотные, в несколько этажей, деревенская изба, современные здания. Дать детям знание о том, что такое  архитектура. Воспитывать чувство восхищения красотой родного города, желание сделать его еще красивее.

Беседа:                                 «Архитектура России».

 Аппликация «Высотные дома». Рисование: «Мой родной дом». Дидактическая игра: «Чей это дом?».                  Конкурс построек: «Мой дом».

Четвертая неделя

«Природа родного края. По страницам «Красной книги».

Формировать знания  детей о  природе родного края, об экологической обстановке. Углублять представления об условиях жизни растений и животных, о влиянии человека на них,  устанавливать связь между состоянием роста и жизни растений (животных) и условиями окружающей среды. Познакомить детей с «Красной книгой» России. Развивать экологическое мышление, бережное отношение к природе.

Беседа: «Чем богат наш край родной». Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Человек – защитник, окружающий среды. Красная книга России»

Выставка детского творчества: «Природа глазами ребят».

                                                             Май

Первая неделя

«История Великой Отечественной войны. День Победы».

Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них, о героическом вкладе в победу над врагом, людей в тылу, взрослых и детей. Воспитывать чувство гордости за Родину, уважения к ветеранам.

Беседа: «Чтобы не было войны»                   Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию:                              «Поклонимся великим тем годам». Развлечение ко Дню Победы.

Акция: «Бессмертный полк».                 Посещение музея «Боевая слава» (с родителями)

Вторая неделя

«Мир искусства России».

Формировать знания о мире искусства России: театры, музеи, выставки, галереи, цирки, балет. О том, как они появилась и о необходимости  ценить труд людей, работающих в этой сфере. Научить понимать ценность искусства как объектов познания и истории русского народа. Воспитывать чувство гордости за Родину, за людей прославивших Россию.

Беседа: «Чем богат наш край».   Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию: «Искусство России. Музеи и театры». Дидактическая игра: «Назови вид искусства».                  

Создание мини- музея: « Русские сувениры».

Третья неделя

Времена года. «Лето - дивная пора».

Продолжать наблюдать за явлениями природы. Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и деревьями. Расширять и уточнять представления о деревьях и кустарниках, пользе деревьев: тень, кислород, эстетика, укрепление почвы. Развивать умение называть деревья, наиболее часто встречающиеся на нашей российской территории: береза, клен, сосна, ель, тополь, липа, рябина и др., развивать внимательность. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к русской природе.

НОД по познавательному развитию: «Родная природа»   Дидактическая игры: «Насекомые», « Цветы России», « Птицы».               Конкурс рисунков:                                   «Здравствуй, лето!»

День взаимопомощи «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада).

Четвертая неделя


«Законы, по которым мы живем».

Расширять знания детей о правилах и законах в семье, государстве,  детском саду; о правах каждого человека, о людях разных национальностей, живущих в России; познакомить с понятиями: "гражданин", закон, право; знакомить с национальными праздниками разных народов России. Воспитывать любовь к окружающему миру, желание узнавать новое о себе, о своей стране.

Беседа «Мы все разные, но мы все равны».
Беседа о Конституции. Права и обязанности. Рисование: «Я и мои родители»   Дидактическая игра: «Права ребенка».                  

Акция: «Свеча Памяти»

2.4. Взаимодействие с родителями.

 

План  работы с родителями:

1. Консультации, рекомендации, беседы и т.д.

2. Анкетирование, тестирование.

3.Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков, в составлении рассказов о семье.

4. Создание интересной и содержательной жизни ребенка в семье.

5. Соблюдение прав ребенка на игру, досуг, труд.

6. «Трудовой десант» с детьми и родителями «Помощь детскому саду».

7. Досуг в семье: выходные дни, семейные праздники, мастер- классы, ассамблеи.

Изобразительная деятельность

1. Рисование на тему: «Выходные в семье», «Семейные праздники», «С кем я живу», «Портреты членов семьи».

2. Оформление выставок: «Моя семья», «Мой детский сад», генеалогическое древо семьи.

Трудовая деятельность

1. Посильная трудовая деятельность в ДОУ, акции: «Посади свое дерево»,                  «Лучший участок», «Лучший Цветник».

Образовательная  деятельность.

1. Ориентирование: составление плана квартиры, комнаты.

Социальное развитие

1. Выпуски семейной газеты «Патриотическое воспитание детей в семье», «Семейные традиции».

2. Создание альбомов, газет, портфолио.

Здоровье и физическое развитие

1. Составление правил безопасного поведения на улице, дома.

Музыка.

1. Проведение праздников: «Рождество Христово», «Масленица»,  «Мамин день», «День Защитников Отечества»,  «День Победы».

2. Разучивание песен, стихов: о детском саде, доме, о маме, России, природе, защитниках Родины.

Работа с родителями  по нравственно - патриотическому воспитанию

Старшая  группа

Месяц

Содержание  работы

Сентябрь

Консультация: «Роль семьи в приобщении детей к патриотическому и гражданскому воспитанию»

Рекомендации: «Влияние фольклора на общение ребенка со  взрослыми»                        

Октябрь

Консультация: «Влияние родительских установок  на нравственное воспитание детей»

Семейная ассамблея: «Права ребенка»

Ноябрь

Консультация: «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Государственная символика России»

Рекомендации: «Роль сюжетной игры в социальном развитии детей дошкольного возраста»                                                                                                                    

Декабрь

Консультация: «Духовно – нравственное воспитание детей. Правила общения в окружающем мире»

Рекомендации: «Как организовать уголок книголюба дома. Книги, которые воспитывают гражданина своей страны»                                                    

Январь

Стенд: «Познавательное развитие детей через знакомство с окружающим и социальным миром»

Февраль

Консультация: «Семья и семейные ценности. Традиции ». Беседа: «Наши добрые дела, их значение для окружающего мира»                            

Март

Семейная ассамблея: «Мама моя и я»

Беседа: «Согласие между родителями - средство в развитие нравственности у детей»

Апрель

Консультация: «Памятные места героического прошлого нашего города»

Памятка: «Гордись своим именем улица. Известные имена нашего города»

Май

Консультация: «Терапия материнской любовью и добротой к окружающему миру»

Семейная ассамблея: «С чего начинается Родина!»

Участие в акции - Бессмертный полк.

3. Список использованной литературы:

1. Н.Г. Зеленова, Л.Н. Осипова «Мы живем в России» Москва 2008г.

2. М.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Москва 2008г.

3. Е.А. Алябьева «Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками» Москва 2003г.

4. О.С. Зверева, Т.С. Кротова «Родительские собрания в ДОУ 2007г.
Журнал «Дошкольное воспитание №12 – 2007г., №2 – 2008г.

5. Е.И.Удальцова «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников» 1976г.;

6. Е. А. Позднякова «Гражданское воспитание в ДОУ» Москва 2009г.

7. Л.Н. Земскова-Названова «Люби и знай родной свой край» Москва 2007г.

8. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» М.Ю. Новицкая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование нравственно-патриотического направления в старшей группе

нравственно-патриотическое напрваление работы, с региональным компонентом...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Нравственно - патриотический проект для старшей группы

Нравственно - патриотический проект для детей  старшей группы "Поклонимся великим тем годам"...

Конспект по нравственно-патриотическому воспитатнию в старшей группе " Путешествие в страну доброты"

Конспект организованной  образовательной деятельности по духовно-нравственномувоспитанию старшей группы"Путешествие в страну доброты"....

«В поисках России». Нравственно - патриотическое занятие в старшей группе.

Формирование гражданской позиции, чувства любви к своей стране, Родине....

РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

        Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответ­ственн...