Программа по нравственно-патриотическому воспитанию, старшая группа.
рабочая программа (старшая группа)
Цель и задачи программы
Цель: Развитие у дошкольников гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Задачи:
- Воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, друзьям, улице, городу;
- Формировать чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- Формировать представления о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
- Развивать интерес к прошлому страны: русским традициям и промыслам;
- Воспитывать чувство патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического развития: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово;
- Воспитывать чувства уважения и гордости к защитникам Отечества;
- Воспитывать гражданско-патриотические чувства посредством изучения государственной символики России;
- Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;
- Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
- Формировать бережное отношение к природе и всему живому;
- Формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому;
- Воспитывать уважение к труду;
- Воспитывать здоровый образ жизни;
- Воспитывать чувство уважения к профессиям и труду взрослых;
- Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной речевой и творческой деятельности;
- Создать в группе предметно-пространственную среду по нравственно-патриотическому воспитанию;
- Организовать целенаправленную работу с родителями воспитанников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 103.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №390 «Берег детства»
Утверждаю: заведующий МАДОУ «Детский сад № 390 «Берег детства»
Е.Ю. Гришачева________________
ПРОГРАММА ПОНРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
" Растим патриотов "
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 5-6 лет
Авторы:
Воспитатели:
Гудовская Наталья Фёдоровна,
Шипицина Ксения Васильевна
Новосибирск, 2024
СОДЕРЖАНИЕ
I. Целевой раздел. Пояснительная записка……………………………………….
1.1.Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы……………………………………..............................................
1.2.Цель и задачи программы……………………………..………………...
1.3.Принципы и формы, осуществляемые в процессе реализации программы………………………………………………………………
1.4.Возраст детей, участвующих в реализации программы...........................
1.5.Ожидаемые результаты ………………………….………………………
1.6.Уровни усвоения программы………………………………………………
II. Содержательный раздел программы
2.1 Формы, способы, методы и средства реализации программы…………..
2.2.Тематический план в старшей группе……………………………………………………..
2.3. Перспективный план работы в старшей группе……………………………………..
2.4. Взаимодействие с родителями……………………………………………
III. Список использованной литературы…………………………………….……
- Целевой раздел
Никто не учит маленького человека:
«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,
попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
Все дело в одной, в очень важной закономерности
нравственно-патриотического воспитания.
Если человека учат добру - учат умело, умно,
настойчиво, требовательно, в результате будет добро.
Учат злу (очень редко, но бывает и так),
в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,
потому, что и человеком его надо воспитать».
В.А. Сухомлинский
Введение.
Доступны ли детям 5-7 чувства патриотизма? Можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе наблюдается явный «дефицит нравственности» как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта. Решение проблемы воспитания в детях и подростках патриотизма требует новой идеологии образовательной и воспитательной деятельности. Существенные изменения, происшедшие за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной.
С 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование». Проект, основная цель которого воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций путём вовлечения к 2025 году 25% граждан Российской Федерации в систему патриотического воспитания, станет ресурсной базой для дальнейшей реализации поправок в закон об образовании, направленных на воспитательную работу. Тема воспитания была обозначена Президентом РФ Владимиром Путиным в «Указе о национальных целях развития до 2030 года».
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе. Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на формирование его личности на основе нравственно-патриотических ценностей и представлений, направлена на углубление знаний детей о родном крае: истории, символики, достопримечательностях. Нравственно-патриотическое воспитание рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, искусство, труд, нравственное поведение, патриотические чувства). Критерий формирования содержания программы - его воспитательная ценность, достоверность, познавательность и высокий художественный уровень используемого наглядного и информационного материала. Программа построена с использованием разнообразных методов и приемов патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.). Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности. Это способствует развитию у детей представлений о мире природы, предметном мире, мире других людей и, наконец, личном мире (индивидуальности) каждого ребенка. Данное построение образовательного процесса позволяет логически объединить все этапы и вызвать заинтересованность детей.
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Содержание патриотического воспитания дошкольников:
- приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
- знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной. Знакомство с детским садом, его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями. Знакомство с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, с жизнью прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
- проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;
- организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.
- Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы
В ФГОС ДО ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС ДО также отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Ответ на вопрос: «Что такое патриотизм?», в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Большое внимание воспитанию чувств ребенка уделял В.А. Сухомлинский. Он считал, что важно, с малых лет, воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. В преддверии празднования Дня Победы возникает проблема: как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, благодарности за то, что он подарил нам счастливую жизнь. Патриотическое чувство не возникает само по себе – его надо воспитывать в ребёнке.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к Отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери и отцу, бабушке и дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе…. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей семьёй, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами.
Родной город… Необходимо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Новизна программы заключается в том, что создается модель образовательной и воспитательной среды в условиях детского сада, развивающей личность воспитанников как субъекта культуры и духовности.
В современном обществе необходимо радикальное изменение ценностных ориентаций, при которых каждый ребенок мог бы ощутить себя звеном в цепи исторической преемственности. Программа реализуется через интеграцию образовательных областей и направлена на личностно - ориентированный подход к каждому ребенку в соответствии с ФГОС ДО.
Интеграция позволяет по мере необходимости оказывать индивидуальную работу воспитанникам, занимающимся по данному направлению, что благотворно влияет на всестороннее развитие ребенка.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования.
Программа разработана в целях системного подхода к формированию патриотических чувств к своей семье, родному краю, Родине и активации работы ДОУ среди всех субъектов образовательного процесса:
1.2. Цель и задачи программы
Цель: Развитие у дошкольников гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Задачи:
- Воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, друзьям, улице, городу;
- Формировать чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- Формировать представления о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
- Развивать интерес к прошлому страны: русским традициям и промыслам;
- Воспитывать чувство патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического развития: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово;
- Воспитывать чувства уважения и гордости к защитникам Отечества;
- Воспитывать гражданско-патриотические чувства посредством изучения государственной символики России;
- Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;
- Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
- Формировать бережное отношение к природе и всему живому;
- Формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому;
- Воспитывать уважение к труду;
- Воспитывать здоровый образ жизни;
- Воспитывать чувство уважения к профессиям и труду взрослых;
- Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной речевой и творческой деятельности;
- Создать в группе предметно-пространственную среду по нравственно-патриотическому воспитанию;
- Организовать целенаправленную работу с родителями воспитанников.
1.3. Принципы и формы, осуществляемые в процессе реализации
программы.
Педагогические принципы реализации программы
Содержание рабочей образовательной программы соответствуют основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является всестороннее развитие ребенка, обеспечивающее единство воспитательных и обучающих целей и задач.
В основу реализации программы положены следующие принципы:
- Принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи, перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
- Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна и другие.
- Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии, картины,
презентации и т.д.;
- Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;
- Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата;
- Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей;
- Принцип непрерывности. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у детей устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствование нравственных чувств;
- Принцип научности. Одним из важных принципов программы является её научность. На основе сведений об истории и культуре родного края и родной страны;
- Принцип системности. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру;
- Принцип преемственности. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в школе.
Формы реализации программы.
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий. В совместной деятельности педагог широко использует дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности – игровую, формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки. В совместную деятельность мы предлагаем включать беседы о родном крае, городах России, животных родного края и т.д., рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, большая роль в программе отводится прослушиванию музыкальных произведений.
- Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей нашей программы являются беседы, ситуативные разговоры, праздники, где происходит приобщение детей к культурному наследию, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
- Работа с семьей: знакомство с семьей, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом, его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, его историей, гербом, традициями, выдающимися гражданами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями, проведение совместных праздников и развлечений к патриотическим датам: День матери, День Защитника Отечества, 9 мая и т.д.
- Проведение онлайн-экскурсий, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и др.
- Организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.
- Постоянное участие в проектной деятельности совместно с педагогами и родителями.
1.4. Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Растим патриотов», разработана на основе требований ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, рассчитана на 1 учебный год для детей 5-6 лет, старшая группа.
Общее количество организационной образовательной деятельности за учебный год: 33.
Общее количество организационной образовательной деятельности в месяц: 4.
Длительность организационной образовательной деятельности - 25 минут.
1.5. Ожидаемые результаты
Старшая группа:
У детей сформируются:
- чувство любви к родному краю, к Родине, уважение к защитникам отечества;
- представления о самых красивых местах родного города, его достопримечательностях;
- представления о культурных ценностях (театре, цирке, зоопарке), их атрибутами, связанными с ними профессиями, правилами поведения;
- доступные представления о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, День России и т. д.);
- будут знать свой домашний адрес, название города, района, области;
- иметь представление о символике города, района, области;
- знать название близлежащих улиц;
- иметь представление о жизни и быте народа, живущего в родном городе;
- узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них;
- знать профессии своих родителей;
- знать правила поведения в природе;
- уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей;
- различать некоторые рода войск, иметь представления о Российской армии.
1.6. Уровни усвоения программы
Чтобы выявить уровень знаний детей старшей группы о родном доме, семье, городе, мы определили основные критерии нравственно-патриотической воспитанности, разработанные в исследованиях Р.С.Буре, М.Д. Маханевой, С.А.Козловой:
- Отношение к окружающим: сверстникам, друзьям, членам семьи и ближайшим родственникам, к взрослым в детском саду.
- Знания о родном доме (улица, двор, квартира).
- Отношение к песенному народному творчеству.
- Содержательный раздел программы.
- Формы, способы, методы и средства реализации программы.
Национально региональный компонент реализовывается во всех видах деятельности детей, как часть ООД, а так же на практических видах деятельности, играх, беседах, чтении художественной литературы. Структура ООД позволяет сочетать и успешно решать задачи из разных разделов программы. Система работы, включающая комплекс заданий и упражнений, разнообразных методов и приемов работы с детьми (наглядно-практические, игровые, словесные), помогает дошкольникам овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.
Игровые ситуации с элементами соревнований, беседы, экскурсии, наблюдения, элементарные опыты, чтение отрывков художественной литературы мотивируют детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика работы не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком заданий, а подразумевает всем детям равный старт, который позволит им успешно учиться в школе.
Инновационные технологии обучения:
- проектная деятельность («В гостях у сказки», «Растительный мир нашего края», «Я, моя семья и Родина», «Здравствуй, музей!», «Твори добро - на всей земле!», «Защитники Родины - это наша доблесть и слава!», «Планета Земля заболела. Диагноз — Мусор», «Здравствуй, Осень золотая!», «Природа моего родного края», «Образ материнства в русской иконописи».
- создание мини-музеев: «Русские сувениры», «Русская изба».
- тематические акции совместно с информационно - компьютерными технологиями, презентации.
- лэпбуки: «Народные праздники и традиции», «Коляда, коляда отворяй ворота…».
2.2. Тематический план в старшей группе.
№ п/п | Тема | Количество ООД |
Сентябрь | ||
1 | «Праздник знаний» | 1 |
2 | «Наш детский сад. Профессии взрослых» | 1 |
3 | «Как хлеб на стол пришел» | 1 |
4 | «Осень золотая в гости к нам пришла!» | 1 |
5 | «Любимые домашние животные» | 1 |
Октябрь | ||
1 | «Я вырасту здоровым и воспитанным и добрым» | 1 |
2 | «Моя семья» | 1 |
3 | «Улицы моего города. Дорожная безопасность». | 1 |
4 | «Правила общения детей. Предметы, которые нас окружают». | 1 |
Ноябрь | ||
1 | «Родная страна, мой город» | 1 |
2 | «Осенние посиделки» | 1 |
3 | «Россия- родина моя» | 1 |
4 | « Путешествие по Москве» | 1 |
Декабрь | ||
1 | « Что за чудо - эти сказки» | 1 |
2 | «Зимушка- зима» | 1 |
3 | «Новый год у ворот» | 1 |
4 | «Кем я хочу стать? Профессии» | 1 |
Январь | ||
2 | «Народные праздники и традиции» | 1 |
3,4 | «Если хочешь быть здоров - закаляйся!» | 1 |
Февраль | ||
1 | «Транспорт» | 1 |
2 | «Защитники Отечества. Армия» | 1 |
3 | «Я и мои друзья». | 1 |
Март | ||
1 | «Мама – самое прекрасное слово». | 1 |
2 | «Одежда. История русского костюма» | 1 |
3 | «Разные науки. Зачем нужна школа» | 1 |
Апрель | ||
1 | «Книги - источник знаний». | 1 |
2 | «На ракете к звёздам!». | 1 |
3 | «Архитектура. Разные дома». | 1 |
4 | «Природа родного края. По страницам «Красной книги » | 1 |
Май | ||
1 | «История Великой Отечественной войны. День Победы» | 1 |
2 | « Мир искусства России» | 1 |
3 | «Времена года. Ах, лето красное» | 1 |
4 | «Законы, по которым мы живем» | 1 |
Общее количество НОД | 34 |
2.3. Перспективный план работы в старшей группе.
Неделя | Тема | Программные задачи | Формы работы | |
Сентябрь | ||||
Первая неделя | «Праздник знания». | Формировать у детей знания о празднике. День радостных встреч. Игры, задачи на смекалку, загадки – шутки. Развивать внимание, радость от встреч с друзьями. Воспитывать любовь и уважение к сверстникам и сотрудникам ДОУ. | Праздник «День знаний». Организованная образовательная деятельность: «Школа». Сюжетно-ролевая игра: «Детский сад встречает детей». | |
Вторая неделя | «Наш детский сад. Профессии взрослых». | Знать ближайшее окружение сотрудников, обращаться по имени отчеству. Экскурсии в кабинеты ДОУ. Учить детей свободно ориентироваться в помещениях детского сада. Употребление обобщенных названий профессий: в земледелии, транспорте, связи, швейной промышленности, строительстве, педагогике. Различать трудовые действия, характерные для специальностей. Воспитывать уважение к своему труду, труду взрослых в ДОУ. | Викторина «Путешествие в мир профессий». Сюжетно-ролевая игра: « Детский сад». Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: « Мой любимый детский сад». Рисование: «Моя любимая игрушка». Дидактическая игра: «Кому, что нужно. Профессии». | |
Третья неделя | «Как хлеб на стол пришел». | Формировать знания детей о труде хлеборобов, о значимости и истории хлеба, о том, как превратить зерно в муку и в муку в тесто? Воспитывать уважение к труду взрослых, к своей стране, к главному продукту стола. | Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Хлеб – всему голова. Комбайнеры вышли в поле. Ржаной и пшеничный хлеб». Рисование: «Хлебное поле» Сюжетно-ролевая игра: «Водители везут хлеб. Пекарня». | |
Четвёртая неделя | «Осень золотая в гости к нам пришла!». | Продолжать учить детей наблюдать за явлениями природы в родном городе. Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Расширять и уточнять представления о растениях, о природе родного края. Воспитывать уважение к труду взрослых, к своей стране, любовь к малой родине и природе. | Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Осень золотая». Рисование: «Что нам осень принесла?». Дидактическая игра: «Похож не похож». Конструктивная деятельность: « Панно из осенних листьев». Выставка детско-родительского творчества: «Дары осени». | |
Пятая неделя | «Любимые домашние животные». | Углублять представления детей об условиях жизни домашних животных, о их повадках, условиях проживания, уходе за ними. Воспитывать доброту и сострадание к животным, желание не причинять им вред. | Беседа: «Мое любимое животное». Рисование: «Я и мой питомец ». Дидактическая игра: «Любимые игры и игрушки животных». | |
Октябрь | ||||
Первая неделя | «Я вырасту здоровым, воспитанным и добрым». | Расширение представлений об особенностях человеческого организма (правильное питание, движение, сон, хорошее настроение, положительные эмоции), о соблюдении правил культуры, вежливого общения с окружающими людьми. Воспитывать любовь и уважение к окружающим. | Беседа: «Уроки культуры и нравственности» Конструктивная деятельность: «Здание больницы». Чтение художественной литературы: «Маленькое дело лучше большого безделья». | |
Вторая неделя | «Моя семья. Традиции». | Формировать знания детей о своей семье, о месте работы родителей, важность их труда для общества и государства. Закрепить домашний адрес, семейные праздники. Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью и страну. | Беседа: «Моя семья». Организованная образовательная деятельность: «В родной семье», Оформление альбома (портфолио): «Я и моя семья». Дидактическая игра: «Профессии». | |
Третья неделя | «Улицы моего города». | Формировать знания детей о соблюдении правил уличного движения. Закрепить виды пассажирского транспорта: наземный, подземный, воздушный, водный. Воспитывать любовь и уважение к окружающим, развивать познавательный интерес. | Беседа: «Моя страна, мой город, мои улицы». Сюжетно-ролевая игра: «Машины на улице». Рисование: « Автобус едет по улице». Дидактическая игра: «Путешествие по городу». | |
Четвертая неделя | «Правила общения детей. Предметы, которые нас окружают». | Воспитывать у детей нравственные нормы: умение общаться с детьми разного возраста, использовать вежливые формы обращения, просить помощи и оказывать ее другим, чувствовать настроение близких, оказывать эмоциональную поддержку. | Беседа: «Учимся быть вежливыми и добрыми». Дидактическая игра: «Предметы, которые нас окружают». Викторина «Вежливые слова». | |
Ноябрь | ||||
Первая неделя | «Родная страна, мой город». | Расширять знания о родной стране, городе, огосударственных и народных праздниках, традициях и обычаях. Многонациональность нашей страны: толерантное отношение к людям разных рас и национальностей. Развивать умение называть символы: герб, флаг, гимн; главные, значимые объекты города: школа, почта, магазины, банки, больницы, памятник войнам ВОВ и т.д. Воспитывать патриотические чувства у детей. | Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «День народного единства», «Игра – путешествие в страну знаний о России. Мой любимый город». Рисование: «Дом, в котором мы живём», Развлечение: «Нет ничего дороже – Родины!». Проект: «Я, моя семья и Родина». | |
Третья неделя | «Осенние посиделки». | Продолжать учить детей наблюдать за явлениями природы. Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Расширять и уточнять представления о животных и растениях, развивать у детей умение различать деревья по окрасу ствола, главное дерево России – березку. Воспитывать интерес к народным праздникам, проводимым поздней осенью, любовь к природе, патриотические чувства. | Беседа: «Скоро придет зима. Как природа и люди готовятся к зиме». Рисование: «Русская природа». Развлечение - народный праздник: «Кузьминки». Дидактическая игра: «Животные леса», «Деревья». Проект: «Планета Земля заболела. «Диагноз — Мусор» | |
Четвертая неделя | «Россия -родина моя». | Воспитывать чувства любви, патриотизма и гордости к своей Родине; ценностное отношение к памятникам культуры родного города; патриотическое отношение между дошкольниками. Способствовать воспитанию любви к Родине, гордости за нее, уважительного отношения к Государственному флагу РФ; воспитывать уважение к своему народу, помочь осознать детям свою причастность к жизни страны. | Беседа: «С чего начинается родина?» Дидактическая игра: «Достопримечательности моей родины» Исследовательская деятельность: «История моей родины». | |
Декабрь | ||||
Первая неделя | Путешест-вие по Москве». | Закрепить с детьми понятия: Родина, Москва, Россия, президент, символы. Расширять знания о родной стране, о государственных и народных праздниках, традициях и обычаях играх, о том, что Москва – главный город страны. (Кремль. Красная площадь). Воспитывать любовь к Родине, патриотические чувства. | Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Москва- столица нашей Родины». Составление рассказа из личного опыта: «Путешествие по Москве», Дидактические игры: «Найди флаг и герб». | |
Вторая неделя | «Что за чудо - эти сказки». | Формировать умение отличать сказку от рассказа, через русские народные сказки закладывать основы нравственности, понимать, где правда, а где вымысел, где зло противостоит добру, почему в сказках добро побеждает, воспитывать любовь к родине. | Викторина: «Русские народные сказки». Рисование: «Народные игрушки». Выставка детских книг: «Моя любимая сказка». | |
Третья неделя | «Зимушка- зима». | Формировать основы экологической культуры. Формировать понятие о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. Побуждать детей замечать красоту зимних пейзажей, рассказывать об изменениях в природе. Воспитывать любовь к окружающему миру. | Беседа: «Зимушка- зима». Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию. Рисование «Зима пришла», «Снег – снежок». Дидактическая игра: «Животные и птицы России». Акция «Покормим птиц зимой». | |
Четвертая неделя | «Новый год у ворот. Традиции русского народа». | Формировать понятие о празднике Нового года. Через различные виды детской деятельности дать сведения о зимних развлечениях детворы в России. Воспитывать любовь к окружающему миру, традициям. | Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Новогодние традиции». Рисование: «Наряжаем елку». Сюжетно-ролевая игра: «Едем в гости на праздник». Праздник: «Новый год у ворот» | |
Январь | ||||
Вторая неделя | «Кем я хочу стать? Профессии» | Обогатить представления детей о мире профессий и предметах связанными с ними. Рассказы о предметах, облегчающих труд человека в быту. Различать трудовые действия, характерные для специальности. Воспитывать уважение к труду. | Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Кем я хочу стать, когда вырасту и почему». Рисование: «Профессии моих родителей». Дидактические игры: «Профессии». Проект «Чем пахнут ремесла?». | |
Третья и четвертая недели | Народные праздники и традиции. | Продолжение знакомства детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством. Расширение представлений о народных игрушках. Продолжать знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством. Рассказы детям о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежде. Воспитывать любовь к окружающему миру, традициям русского народа. | Посещение музея «Русская изба». Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Русское народное прикладное искусство и традиции. Русские народные игрушки». Рисование «Золотая хохлома». «Развлечение- концерт: «Зимние посиделки. Святки». Дидактические игры: «Народные промыслы». | |
Февраль | ||||
Первая неделя | «Если хочешь быть здоров - закаляйся!». | Формировать знания о спорте, как об основе здоровья человека, об олимпийском движении, о видах спорта, об олимпийских чемпионах России и нашего города. Воспитывать любовь к окружающему миру, гордость за людей достигших высоких наград государства и мира в области спорта. | Беседа: «Спорт в моем городе. Чемпионы», «Олимпийское движение». Художественное творчество: « Мой любимый вид спорта». Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Зимние виды спорта». | |
Вторая неделя | «Транспорт. Профессии». | Формировать представление детей о транспорте, его видах, значении для человека. Закрепить виды пассажирского транспорта. Воспитывать любовь и уважение к окружающим, к людям с разной профессией. Закрепление навыков культурного поведения в транспорте. | Беседа: «Транспорт родного города». Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Транспорт – помощник для людей». Сюжетно-ролевая игра: «Шофер на скорой помощи». Дидактическая игра: «Транспорт». | |
Третья неделя | «Защитни- ки Отечества. Родная Армия». | Формировать представления детей о российской армии, о воинах и видах войск: воины охраняют границы Родины, есть пехотинцы, танкисты, моряки, летчики, ракетчики, артиллеристы, пограничники. Познакомить с историей защитников земли Русской (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович), Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение и гордость к защитникам Отечества. | Беседа: «Недаром помнит вся Россия…». Рассматривание картины «Богатыри» В.Васнецова; Чтение пословиц о храбрости, героизме («Смелость города берет», «Тот герой, кто за Родину горой»). Чтение З. Александрова «Дозор». А. Нехода «Летчики». Аппликация « Подарок для пап и дедушек». Рисование: «Пограничник с собакой». Дидактическая игра: «Наша Армия». Праздник: «День защитника Отечества». | |
Четвертая неделя | «Я и мои друзья». | Формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга (разные имена, фамилии, внешность, характеры), но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к окружающим людям, детям, независимо от их социального происхождения, внешнего облика, физических недостатков. | Беседа: «Друг в беде не бросит. Наши добрые дела». | |
Март | ||||
Первая неделя | «Мама – самое прекрасное слово на земле». | Формировать у детей любовь и уважение к маме (бабушке), оказывать помощь в домашних делах, проявлять заботу к ней. Развивать умение рассказывать о маминых привычках, мечтах, желаниях, о профессии, о её важности для семьи. Формировать знания о том, что бабушка - мама родителей. Закрепить с детьми женские профессии, их значение. Воспитывать любовь и уважение к женщинам России. | Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Расскажи о своей маме и бабушке» Дидактическая игра: «Профессии женщин». Проект: «Образ материнства в русской иконописи ». | |
Вторая неделя | «Одежда. История русского костюма». | Формировать у детей понятие о том, что одежда в разные времена была разной; познакомить с историей русской одежды, учить ценить труд людей, изготовляющих её. Развивать понимание значимости одежды для человека. Воспитывать у детей уважение к людям труда, русским традициям и наследию. | Рассматривание костюмов и деталей женской одежды на Руси. Беседа: «Русский костюм. Какой он был. Национальная одежда коренных народов». Рисование: « Роспись рубашки, платья». Рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей. | |
Третья неделя | «Разные науки. Зачем нужна школа?». | Формировать знания о том, что в детском саду дети получают простые знания. В школе есть разные науки: астрономия, география, история, математика, русский язык, иностранный язык, экология. К школе нужно быть готовым: уметь рисовать, лепить, держать ручку. Нужно учиться, красиво рассказывать, много читать, знать для того чтобы пригодится своей родине и получить профессию. Воспитывать любовь к окружающему миру, желание узнавать новое о своей стране и мире. | Беседа: «Чему учат в нашей школе», Дидактические игры: «Предметы которые нас окружают», «Что мы положим в портфель». Сюжетно-ролевая игра: «Идем в школу». | |
Апрель | ||||
Первая неделя | «Книги - источник знаний». | Формировать знания о том, что книга источник знаний, о том как она появилась и о необходимости ценить труд многих людей, вложенный в книгу: работников типографии, художников, писателей. Научить понимать ценность книги как объекта познания, объяснять основные жанровые особенности русских сказок, пословиц, загадок. Воспитывать умение беречь книги. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям книги, а затем к людям попавшим в беду, помочь почувствовать красоту и выразительность языка. | Беседа: «Книжки, для чего они нужны. Как появилась первая книга». Дидактическая игра: «Что за сказка?», «Назови, автора произведения». Ручной труд: «Доктор Айболит для наших книг». Посещение мини- музея: «Книжки- малышки». | |
Вторая неделя | «На ракете к звёздам!». | Формировать знания о космосе, о луне, звездах, солнце, планетах, о том, что русский человек первым побывал в космосе, о героическом труде космонавтов для пользы науки страны, познакомить их с российскими учёными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики, о том, что в космосе летают люди разных национальностей. Воспитывать любовь к окружающему миру, желание узнавать новое о своей стране, о покорителях космоса. | Онлайн - экскурсия: «Планетарий». Беседа: « Первый космонавт. Этот загадочный космос». Сюжетно-ролевая игра «Космонавты». Развлечение: «Мы – космонавты». Конструирование: «Космический корабль». | |
Третья неделя | «Архитектура. Разные дома». | Учить детей различать и называть различные типы и виды домов: каменные, деревянные, кирпичные, высотные, в несколько этажей, деревенская изба, современные здания. Дать детям знание о том, что такое архитектура. Воспитывать чувство восхищения красотой родного города, желание сделать его еще красивее. | Беседа: «Архитектура России». Аппликация «Высотные дома». Рисование: «Мой родной дом». Дидактическая игра: «Чей это дом?». Конкурс построек: «Мой дом». | |
Четвертая неделя | «Природа родного края. По страницам «Красной книги». | Формировать знания детей о природе родного края, об экологической обстановке. Углублять представления об условиях жизни растений и животных, о влиянии человека на них, устанавливать связь между состоянием роста и жизни растений (животных) и условиями окружающей среды. Познакомить детей с «Красной книгой» России. Развивать экологическое мышление, бережное отношение к природе. | Беседа: «Чем богат наш край родной». Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Человек – защитник, окружающий среды. Красная книга России» Выставка детского творчества: «Природа глазами ребят». | |
Май | ||||
Первая неделя | «История Великой Отечественной войны. День Победы». | Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них, о героическом вкладе в победу над врагом, людей в тылу, взрослых и детей. Воспитывать чувство гордости за Родину, уважения к ветеранам. | Беседа: «Чтобы не было войны» Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Поклонимся великим тем годам». Развлечение ко Дню Победы. Акция: «Бессмертный полк». Посещение музея «Боевая слава» (с родителями) | |
Вторая неделя | «Мир искусства России». | Формировать знания о мире искусства России: театры, музеи, выставки, галереи, цирки, балет. О том, как они появилась и о необходимости ценить труд людей, работающих в этой сфере. Научить понимать ценность искусства как объектов познания и истории русского народа. Воспитывать чувство гордости за Родину, за людей прославивших Россию. | Беседа: «Чем богат наш край». Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию: «Искусство России. Музеи и театры». Дидактическая игра: «Назови вид искусства». Создание мини- музея: « Русские сувениры». | |
Третья неделя | Времена года. «Лето - дивная пора». | Продолжать наблюдать за явлениями природы. Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и деревьями. Расширять и уточнять представления о деревьях и кустарниках, пользе деревьев: тень, кислород, эстетика, укрепление почвы. Развивать умение называть деревья, наиболее часто встречающиеся на нашей российской территории: береза, клен, сосна, ель, тополь, липа, рябина и др., развивать внимательность. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к русской природе. | НОД по познавательному развитию: «Родная природа» Дидактическая игры: «Насекомые», « Цветы России», « Птицы». Конкурс рисунков: «Здравствуй, лето!» День взаимопомощи «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). | |
Четвертая неделя |
| Расширять знания детей о правилах и законах в семье, государстве, детском саду; о правах каждого человека, о людях разных национальностей, живущих в России; познакомить с понятиями: "гражданин", закон, право; знакомить с национальными праздниками разных народов России. Воспитывать любовь к окружающему миру, желание узнавать новое о себе, о своей стране. | Беседа «Мы все разные, но мы все равны». Акция: «Свеча Памяти» | |
2.4. Взаимодействие с родителями.
План работы с родителями:
1. Консультации, рекомендации, беседы и т.д.
2. Анкетирование, тестирование.
3.Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков, в составлении рассказов о семье.
4. Создание интересной и содержательной жизни ребенка в семье.
5. Соблюдение прав ребенка на игру, досуг, труд.
6. «Трудовой десант» с детьми и родителями «Помощь детскому саду».
7. Досуг в семье: выходные дни, семейные праздники, мастер- классы, ассамблеи.
Изобразительная деятельность
1. Рисование на тему: «Выходные в семье», «Семейные праздники», «С кем я живу», «Портреты членов семьи».
2. Оформление выставок: «Моя семья», «Мой детский сад», генеалогическое древо семьи.
Трудовая деятельность
1. Посильная трудовая деятельность в ДОУ, акции: «Посади свое дерево», «Лучший участок», «Лучший Цветник».
Образовательная деятельность.
1. Ориентирование: составление плана квартиры, комнаты.
Социальное развитие
1. Выпуски семейной газеты «Патриотическое воспитание детей в семье», «Семейные традиции».
2. Создание альбомов, газет, портфолио.
Здоровье и физическое развитие
1. Составление правил безопасного поведения на улице, дома.
Музыка.
1. Проведение праздников: «Рождество Христово», «Масленица», «Мамин день», «День Защитников Отечества», «День Победы».
2. Разучивание песен, стихов: о детском саде, доме, о маме, России, природе, защитниках Родины.
Работа с родителями по нравственно - патриотическому воспитанию
Старшая группа
Месяц | Содержание работы |
Сентябрь | Консультация: «Роль семьи в приобщении детей к патриотическому и гражданскому воспитанию» Рекомендации: «Влияние фольклора на общение ребенка со взрослыми» |
Октябрь | Консультация: «Влияние родительских установок на нравственное воспитание детей» Семейная ассамблея: «Права ребенка» |
Ноябрь | Консультация: «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Государственная символика России» Рекомендации: «Роль сюжетной игры в социальном развитии детей дошкольного возраста» |
Декабрь | Консультация: «Духовно – нравственное воспитание детей. Правила общения в окружающем мире» Рекомендации: «Как организовать уголок книголюба дома. Книги, которые воспитывают гражданина своей страны» |
Январь | Стенд: «Познавательное развитие детей через знакомство с окружающим и социальным миром» |
Февраль | Консультация: «Семья и семейные ценности. Традиции ». Беседа: «Наши добрые дела, их значение для окружающего мира» |
Март | Семейная ассамблея: «Мама моя и я» Беседа: «Согласие между родителями - средство в развитие нравственности у детей» |
Апрель | Консультация: «Памятные места героического прошлого нашего города» Памятка: «Гордись своим именем улица. Известные имена нашего города» |
Май | Консультация: «Терапия материнской любовью и добротой к окружающему миру» Семейная ассамблея: «С чего начинается Родина!» Участие в акции - Бессмертный полк. |
3. Список использованной литературы:
1. Н.Г. Зеленова, Л.Н. Осипова «Мы живем в России» Москва 2008г.
2. М.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Москва 2008г.
3. Е.А. Алябьева «Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками» Москва 2003г.
4. О.С. Зверева, Т.С. Кротова «Родительские собрания в ДОУ 2007г.
Журнал «Дошкольное воспитание №12 – 2007г., №2 – 2008г.
5. Е.И.Удальцова «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников» 1976г.;
6. Е. А. Позднякова «Гражданское воспитание в ДОУ» Москва 2009г.
7. Л.Н. Земскова-Названова «Люби и знай родной свой край» Москва 2007г.
8. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» М.Ю. Новицкая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование нравственно-патриотического направления в старшей группе
нравственно-патриотическое напрваление работы, с региональным компонентом...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Нравственно - патриотический проект для старшей группы
Нравственно - патриотический проект для детей старшей группы "Поклонимся великим тем годам"...

Конспект по нравственно-патриотическому воспитатнию в старшей группе " Путешествие в страну доброты"
Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственномувоспитанию старшей группы"Путешествие в страну доброты"....

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАТНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА 2020 -2021 УЧЕБНЫЙ ГОД.
План работы на год...
«В поисках России». Нравственно - патриотическое занятие в старшей группе.
Формирование гражданской позиции, чувства любви к своей стране, Родине....
РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственн...



