Конспект занятия по ФЭМП для ребенка 5-6 лет с РАС
план-конспект занятия

Задачи:

  1. формирование действия сопоставления предметных совокупностей в количестве 3-4 посредством пересчета без опоры на предметно- практические действия;
  2. формирование самостоятельного отсчитывания множеств в пределах пяти на материале объемных предметов с опорой на карточку с числовой фигурой;
  3. формирование способности к предварительному сопоставлению предметов в количестве 3-4 по речевому высказыванию педагога без опоры на их зрительное восприятие с последующим предметно- практическим действием по проверке адекватности принятого решения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_femp_dlya_rebenka_5-6_let_s_ras.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное оббразовательное

учреждение города Новосибирска «Детский сад № 20 «Сказка»

630075, г. Новосибирск – 75, ул. Александра Невского, 1

Тел. 271-59-12, E-mail: ds_20@edu54.ru 

Конспект занятия по ФЭМП для ребенка 5-6 лет с РАС.

Покоюк

Светлана Васильевна

Новосибирск, 2024


Задачи:

  1. формирование действия сопоставления предметных совокупностей в количестве 3-4 посредством пересчета без опоры на предметно- практические действия;
  2. формирование самостоятельного отсчитывания множеств в пределах пяти на материале объемных предметов с опорой на карточку с числовой фигурой;
  3. формирование способности к предварительному сопоставлению предметов в количестве 3-4 по речевому высказыванию педагога без опоры на их зрительное восприятие с последующим предметно- практическим действием по проверке адекватности принятого решения.

Ход занятия

Задание № 1. Приведем игрушки в порядок.

Материал: игрушки в количестве 3-4 для сравнения, например машинки, мягкие игрушки, куклы, домики и др.

На столе на расстоянии располагаются две совокупности игрушек для сравнения в количестве 3-4 предметов.

Дефектолог говорит: «У девочки Маши много игрушек. Так много, что она уже не знает, какие игрушки у нее есть и сколько их. Давай поможем Маше привести в порядок ее игрушки. Посчитаем ее игрушки, скажем, чего у нее больше, а чего меньше. Дефектолог показывает на стол с двумя

расположенными группами игрушек и спрашивает, чего, по его мнению, больше, а чего меньше (отрабатываются оба понятия: и «меньше», и

«больше»). Выслушав ответ, Дефектолог спрашивает, как можно проверить, правильно ли он сказал, каких игрушек меньше. Затем дефектолог просит шепотом пересчитать игрушки двух групп и сказать ответ, чего больше, а чего меньше уже на основании пересчета, например: «Кукол меньше, чем домиков (почему?), потому что кукол три, а домика четыре».

Таким же образом проводится работа и с другими совокупностями игрушек.

Виды помощи:

  • если ребенок не может ответить после пересчета, каких предметов больше, дефектолог задает наводящий вопрос, например: «Кубиков пять, а неваляшек четыре. Пять больше, чем четыре (четыре меньше, чем пять). Значит, чего больше (меньше): кубиков или неваляшек?»;
  • дефектолог подсказывает ребенку числительные для пересчета;
  • дефектолог считает одну из совокупностей, а ребенок – вторую;
  • дефектолог полностью пересчитывает совокупности предметов, объясняет действие сравнения, а ребенок воспроизводит все по образцу педагога.

Дефектолог задает вопросы ребенку о том, что он делал на занятии, как он сравнивал группы игрушек, какое число больше «3» или «4».

Задание № 2. Наташино задание.

Демонстрационный материал: кукла-девочка.

Раздаточный материал: а) разнообразные мелкие игрушки для счета (в каждой совокупности не менее 7 предметов); б) карточки с числовыми фигурами (см. Приложение 6): карточка № 5а (с пятью точками с точками,

расположенными по углам квадрата и 1 посередине); карточка № 5б (с пятью точками, расположенными в форме цветка); карточка № 5в (три точки

расположены наверху, две – внизу).

Предварительно перед ребенком расставляется совокупность из 7-10

предметов для счета. Педагог задает игровую ситуацию: «Сегодня Наташа будет у тебя принимать экзамен, чтобы проверить, хорошо ли ты умеешь считать. Для этого она принесла тебе эти карточки (предоставляет каждому ребенку одну из карточек с числовыми фигурами). Ты должен отсчитать

предметов столько, сколько точек на этой карточке. Что для этого надо сначала сделать? Правильно, для этого надо сначала посчитать, сколько

точек на карточке. Посчитай, пожалуйста, точки шепотом». Ребенок считает шепотом и громко называют итог счета: «Пять точек».

Затем педагог предлагает отсчитать от совокупности предметов такое же количество, т.е. пять предметов. Ребенок отсчитывает, отражая процесс счета в громкой речи, например: «Один, два, три, четыре, пять. Всего пять елочек».

Если ребенок этого не делает, то педагог побуждает его к обговариванию действий посредством вопросов: «Сколько всего елочек ты отсчитал?».

Если ребенок затрудняется в выполнении действия отсчета, ему предоставляются следующие виды помощи:

  • педагог подсказывает ребенку числительное, которое он не может назвать;
  • педагог начинает действие отсчета, а ребенок его продолжает и заканчивает;
  • педагог полностью производит с ребенком отсчет, после чего ребенок побуждается к повторению действия.

Педагог от имени куклы оценивает работу ребенка и спрашивает, какие предметы он отсчитывал и в каком количестве.

Задание № 3. Самый быстрый.

Демонстрационный материал: спутник-игрушка (например, зайчик), наборное полотно.

Раздаточный материал: плоскостные предметные фигуры для счета овощей (картофель, помидоры, морковь, свекла, репа, лук, перец), фруктов (яблоки, груши, сливы, апельсины, персик, лимон, бананы, виноград) и другие фигуры в количестве 3-4.

Педагог показывает спутника и говорит: «Зайчик очень шустрый и умеет быстро выполнять задания по математике. Сегодня он хочет проверить, умеешь ли ты считать.Он будет задавать вопросы, а ты ответить. После твоего ответа он тебе покажет отгадку, и мы узнаем, правильно ты ответил или нет».

Далее педагог от имени зайца задает вопросы, например: «Чего больше: яблок или ягодок? Что больше: три или четыре?» и т.д. После того, как все ребенок выскажет свое мнение, педагог выставляет на наборное полотно

названное количество предметных фигур (в данном случае три яблока и четыре ягодки), и ребенок пересчитывает их, говоря итог счета, после чего ребенка опять спрашивают о том, чего больше: яблок или ягод, и почему. Таким образом, дошкольника подводят к обоснованию: «Ягод больше, чем яблок, потому что яблока три, а ягодок четыре. А четыре больше, чем три.

Подобным образом проводится работа по сравнению множеств других предметных фигур. При этом сравниваются совокупности предметов в том же количестве (3 и 4), меняется лишь наглядный материал. Педагог при

сравнении меняет формулировки от «Чего больше?» к «Чего меньше?», т.е. отрабатывается сравнение множеств по двум основаниям.

Виды помощи:

  • если ребенок не может произвести предварительное сравнение совокупностей предметов, то ему позволяется произвести пересчет, а лишь затем задается вопрос: «Так чего же больше: машинок или кубиков? Что больше: два или три?»;
  • если ребенок, пересчитав совокупности предметов, не может ответить на вопрос: «Чего больше?», педагог задает вопрос: «Три больше, чем два. Машинок всего две, а кубика три, так чего же больше: машинок или кубиков? А чего меньше: машинок или кубиков?» и т.п.;
  • педагог помогает ребенку пересчитать предметы, если он

затрудняется в счете, подсказывает ему числительные или дает образец счета.

  • После выполнения задания педагог от имени зайца хвалит ребенка.

Рефлексия.

Дефектолог обобщает материал занятия посредством следующих вопросов:

  1. Как мы помогали Маше приводить игрушки в порядок? Каких игрушек у нее больше? Каких игрушек меньше?
  2. Какое задание нам давала Наташа? Сколько точек было на твоей карточке? Сколько предметов ты отсчитал? и т.п.

3 Какое число больше 3 или 4?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе по Фгос.

Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос "сколько? \'\' словами один, много, ни одного.Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из не...

Конспект занятия по ФЭМП И. А.Помораеева «Занятия по ФЭМП» стр. 139 Занятие № 2

Образовательная область: познание.Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, кругозор, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма не...

Конспект индивидуального занятия по ФЭМП с ребенком со сложным дефектом

Конспект индивидуального занятия учителя - дефектолога по ФЭМП с ребенком со сложным дефектом...

Конспект индивидуального занятия по ФЭМП с ребенком 5 лет (ЗПР)

В материале представлен опыт построения индивидуального занятия с ребенком, имеющим ЗПР и 1 уровень речевого развития (старшая группа комбинированной направленности)...

Конспект занятия по ФЭМП для ребенка 5 лет с РАС

Задачи:Закреплять умение различать и называть качества предметов:«мягкий»- «твердый».Активизировать в речи ребенка слова «твердый» и «мягкий».Продолжать...