Проект для детей средней группы «В мире сказок»
проект (средняя группа)
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются всесторонне.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 576.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Групповой проект
для детей средней группы
«В мире сказок»
Информационная карта проекта
Актуальность.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются всесторонне.
Вид, тип проекта: долгосрочный, практико – ориентированный, творческий.
Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели группы.
Цели:
- Приобщение детей к художественной литературе.
- Создать условия для духовно - нравственного развития ребенка.
Задачи:
- Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки;
- закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения), разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный);
- развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов;
- содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи;
- воспитывать трудолюбие, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда;
- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Возраст детей: 4 – 5 лет.
Ожидаемые результаты:
- Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом
- Обогащение словарного запаса.
Дети будут:
- проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;
- знать и называть прочитанные сказочные произведения, их авторов, персонажей;
- знать различные виды театров и уметь показывать их;
- уметь использовать различные средства выразительности;
- уметь самостоятельно выбирать сказку, вживаться в свою роль.
План реализации
Первый этап – подготовительный
- Определение проблемы и цели проекта.
- Подбор необходимой литературы по данной теме.
- Пополнение предметно-развивающей среды.
- Выбор форм работы с детьми и родителями.
- Подбор иллюстраций, произведений, пословиц, поговорок о сказках.
- Выбор основных мероприятий.
- Определение ожидаемых результатов.
Второй этап – основной, организационно-практический
Взаимодействие с родителями
- Размещение рекомендаций и консультаций по работе с детьми над проектом в родительском уголке.
- Пополнение книжного уголка группы.
- Подготовка выставки книг со сказками.
- Подготовка к тематическим выставкам.
- Выполнение творческих работ детьми совместно с родителями.
- Изготовление вместе с родителями атрибутов, декораций, костюмов сказочных персонажей.
- Проведение тематического родительского собрания по итогам проекта (консультативный материал и викторина по сказкам).
Взаимодействие с детьми
- Чтение сказок (разных жанров, русских народных, разных народов, авторских).
- Рассматривание иллюстраций художников к сказкам.
- Пересказ прочитанных произведений.
- Рисование иллюстраций к сказкам воспитанниками.
- Лепка героев и сюжетов сказок.
- Аппликации, ручной труд из природного и бросового материалов, конструирование из бумаги по мотивам сказок.
- Инсценировки сказок, игры-драматизации.
- Разучивание присказок, поговорок, пословиц, небылиц, зачинов и концовки сказок.
- Придумывание загадок, составление творческих рассказов и сказок.
- Сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические, коммуникативные игры с элементами волшебства.
- Использование сказок в режимных моментах, на занятиях.
- Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров.
Третий этап – презентация
- Творческая выставка рисунков детей по прочитанным сказкам.
- Выставка поделок «Книжки-малышки (тематическая неделя в ДОУ «Книжкина неделя»).
- Викторина «Ах, уж эти сказки!».
Приложение
Викторины
Тема: Сказочные герои
- Юный волшебник, у которого есть сова. (Гарри Поттер)
- Вредная старуха с крысой. (Шапокляк)
- Злой хозяин кукольного театра с длинной бородой. (Карабас-Барабас)
- Девочка, которая шла по дороге из желтого кирпича. (Элли)
- Маленькая девочка, живущая в цветке. (Дюймовочка)
- Деревянная кукла с длинным носом. (Буратино)
- В какой сказке карета превратилась в тыкву? (В «Золушке»)
- Мальчик, которого похитила Снежная королева. (Кай)
- Как звали трех поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)
- Герой русской народной сказки, который ездил на печи. (Емеля)
- Вредная старуха из русских народных сказок. (Баба Яга)
- Какое домашнее животное носило обувь? (Кот в сапогах)
- Кто купил на базаре самовар и устроил пир? (Муха-Цокотуха )
Тема: Сказочные предметы
- На чем летает Баба Яга? (На метле, в ступе)
- Чем машут волшебники, произнося заклинание? (Волшебной палочкой)
- Какой предмет дома лежит на полу, а в сказках — летает? (Ковер-самолет)
- Если она лежит на столе, еда появится сама. (Скатерть-самобранка )
- Обувь, помогающая передвигаться очень быстро. (Сапоги-скороходы)
- Она все может сделать невидимым. (Шапка-невидимка )
- С ее помощью творил чудеса старик Хоттабыч. (Борода)
- В ней жил джинн, друг Аладдина. (Волшебная лампа)
- Что нужно сломать, чтобы победить Кощея Бессмертного? (Иголку)
Тема: Сказки К. И. Чуковского
- На каком виде транспорта ехали медведи в сказке «Тараканище»? (На велосипеде)
- Чем крокодил тушил синее море в сказке «Путаница»? (Пирогами, и блинами, и сушеными грибами.)
- Кто проглотил мочалку в сказке «Мойдодыр»? (Крокодил)
- Какой подарок принесли Мухе-Цокотухе блошки? (Сапожки)
- Кто созывал зверей на битву с крокодилом, проглотившим солнце? (Два барана)
- Как звали бабушку, от которой сбежала вся посуда? (Федора)
- Сколько пудов шоколада просил слон для своего сына в сказке «Телефон»? (Пять или шесть)
- От кого пришла доктору Айболиту телеграмма с просьбой приехать в Африку и вылечить больных зверей? (От гиппопотама)
- Как звали злого разбойника, жившего в Африке? (Бармалей)
- Что привез крокодил своим детишкам из России в подарок? (Елку)
Тема: Назови хозяина каждой вещи
- Сапоги. (Кот в сапогах)
- Корзина с пирожками и горшочком масла. (Красная Шапочка)
- Самовар. (Муха-Цокотуха)
- Хрустальная туфелька. (Золушка)
- Серебряные башмачки. (Элли)
- Чемоданчик с лекарствами. (Доктор Айболит)
- Ступа. (Баба Яга)
- Печка. (Емеля)
- Разбитое корыто. (Старик со старухой)
- Шляпа с очень широкими полями. (Незнайка)
Тема: Кому из сказочных персонажей принадлежит выражение?
- «Лети, лети, лепесток!» (Девочке Жене из сказки «Цветик-семицветик»)
- «Ребята, давайте жить дружно!» (Коту Леопольду)
- «Я от бабушки ушел...» (Колобку)
- «Бабушка, бабушка, а почему у тебя такие большие зубы?» (Красной Шапочке)
- «Я — тучка, тучка, тучка...» (Винни-Пуху)
- «Ну, заяц, погоди!» (Волку)
- «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи...» (Царице из «Сказки о царе Салтане».)
- «Чего тебе надобно, старче?» (Золотой рыбке)
- «Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу...» (Львенку и черепахе.)
- «Я — умный, красивый, в меру упитанный мужчина в полном расцвете сил!» (Карлсону)
- «Сяду на пенек, съем пирожок!» (Медведю из сказки «Маша и медведь»)
- «Если только захочу, и луну я проглочу!» (Крокодилу)
Тема: Русские народные сказки
- Кто помог внучке вытащить репку? (Жучка)
- Сколько было деток у мамы-козы? (семь)
- Куда спрятался самый маленький козлёнок, чтобы его не съел злой волк? (в печь)
- Какой герой был такой круглый, что укатился и от бабы и от деда? (Колобок)
- Кто съел Колобка? (лиса)
- Кто исполнял желания Емели? (щука)
- А на чем ездил Емеля? (на печи)
- Как звали девочку, которая очень боялась растаять на солнце? (Снегурочка)
- Как часто называют в сказках лису? (Патрикеевна)
- Страшная и злая, любит летать на метле. Кто это? (Баба Яга)
- Какие птицы были верными помощниками Бабы Яги? (гуси – лебеди)
- Какое мужское имя часто встречается в русских сказках? (Иван)
- Кто жил в теремке? (мышка, лягушка, заяц, лиса, волк и медведь)
- Смерть какого сказочного персонажа находится в яйце? (Кощея Бессмертного)
- В какого превратился братец Иванушка, напившись из лужицы? (в козлёночка)
- Что в сказках всегда побеждает зло? (добро)
- Кто поймал стрелу Ивана-царевича? (лягушка)
- Какое яичко снесла курочка Ряба? (золотое)
- Кто разбил яичко курочки Рябы? (мышка)
- Какой овощ не мог вытащить из земли дед и вся его дружная семья? (репка)
Сценарий праздника для детей «Сказки - наши друзья»
Цели: обобщить знания детей о сказках, развивать умения узнавать сказки и их героев; развивать творческое воображение, ассоциативную память; воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных писателей.
Участвуют 2 команды.
Содержание викторины:
I. «Название» (до 3 баллов)
Придумать название командам, с учетом тематики данной викторины.
II. «Загадки из сундучка» (по 1 баллу за правильный ответ)
- Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)
- Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были...)
- Кто снес не простое яичко, а золотое? (Курочка Ряба)
- Кого величают по отчеству - Патрикеевна? (Лиса)
- Кто закопал 5 золотых монет? (Буратино)
III. «Чей предмет» (по 2 балла за правильный ответ)
- Печь(По щучьему веленью. Гуси-лебеди).
- Белый чепчик (Доктор Айболит, бабушка Красной шапочки).
- Сани (Снежная королева).
- Большая синяя шляпа (Приключения Незнайки).
- Сапог (Кот в сапогах).
IV. «Герб сказки» (до 3 баллов)
Каждая команда рисует герб любой сказки, но в рисунке должно быть отражено содержание сказки.
V. «Поиск» (по 1 баллу за правильный ответ)
Давайте поможем заблудившимся словам вновь попасть в сказку.
- Крот, нора, ласточка, мышь, скорлупка, эльф. («Дюймовочка»)
- Перина, дождь, девушка, дождь, горошина. («Принцесса на горошине»)
- Снег, розы, зима, сани, зеркало, королева, дружба. («Снежная королева»)
- Море, принц, ноги, голос, колдовской напиток. («Русалочка»)
- Лебедь, утка, птичий двор, дупло, яйцо, мечты. («Гадкий утенок»)
VI. «Золушка» (до 3 баллов)
Помогите Золушке отправиться на бал. Каждая команда рисует красивое платье для Золушки.
VII. «Вопрос-ответ» (по 1 баллу за правильный ответ)
- По какой особой примете можно узнать Бабу Ягу? (Костяная нога)
- После каких слов Али-Бабы волшебные ворота пещеры открывались? (Сим-Сим)
- На какой птице летала Дюймовочка? (Ласточка)
- Что не смог вытащить из земли дед, бабка и все их семейство? (Репку)
- Из какого инструмента солдат сварил суп? (Топор)
- Какой предмет потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку)
- Что потерял ослик Иа? (Хвост)
- Встреча, с какой рыбой очень сильно повлияла на жизнь Емели? (Щука)
- Назовите одну особенность известной сказочной избушки? (Курьи ножки)
- Кто говорил, что он красивый и в меру упитанный мужчина? (Карлсон)
- Какой сказочный герой придумал хранить смерть на конце иголки, а иголку в яйце
и т. д.? (Кощей Бессмертный)
- Какое хлебобулочное изделие ушло и от бабушки, и от дедушки? (Колобок)
- Какие герои сказки кушали из кувшина и из тарелки и оба остались голодными? (Лиса и
Журавль)
- Любимый летательный аппарат Бабы Яги? (Метла и ступа)
Награждение участников викторины грамотами и призами.
Игра-драматизация
Воспитатель рассказывает сказку. Выбирает по желанию детей сказочника и актеров, исполняющих роли ребят, кривляк, ведьмы Они должны не только показать с помощью движений, мимики, позы взятую на себя роль, но и эмоционально передать в речи диалоги персонажей.
Позже воспитатель на роль сказочника выбирает ребенка с хорошо развитой речью. Игра-драматизация продолжается.
Дидактическая игра «Кто прячется в сказке»
Описание игры:
Игра представляет собой набор карточек картинок – раскладушек.
Цель игры: развивать интерес к сказкам.
Ход игры:
1 вариант.
Детям предлагается карточка – картинка со спрятанными героями сказок. Им нужно угадать, что за сказка спряталась и как называются герои. По мере того, как дети отвечают, спрятанные герои открываются.
2 вариант.
Усложнение: дети называют порядок появления героя в сказке (например, в сказке «Репка» первым будет дед, вторая – бабка, третья – внучка, четвертая – Жучка, пятая – кошка, шестая – мышка)
3 вариант.
Усложнение: детям предлагается по мере открывания персонажей пересказать сюжет сказки.
Сказки берем в соответствии с планом работы в данной возрастной группе.
Пословицы и поговорки о сказках
Сказка — ложь, а песня — правда.
Сказки-не салазки: не сядешь да не поедешь.
Сказка не сказка, а присказка.
Сказка-складка, а песня-быль.
Сказка-складка: послушать сладко.
Сказка складом, песня ладом красна.
Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
Скоро сказка складывается, да не скоро дело делается.
Спать я не сплю, и дремать не дремлю, а думаю я думу (из сказки).
Хороша сказка, да последняя.
Это присказка, а сказка будет впереди.
Стихи о сказках.
В мире много сказок.
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди,
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чиполино,
Мишка Винни-Пух –
Каждый нам в дороге
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло. (Ю.Энтин)
В гостях у сказки.
Если вы не так уж боитесь Кощея,
И Бармалея, и Бабу Ягу,
Приходите в гости к нам поскорее
Туда, где зеленый дуб на берегу.
Здесь гуляет черный котище ученый,
Не пьет молока он и не ловит мышей.
Самый настоящий кот говорящий,
А на цепи сидит Горыныч Змей.
И серый волк здесь в дружбе с Шапочкою Красной,
И Колобок здесь дружит с рыжею лисой.
В гости спешите, к нам приходите.
Сказки ждут вас с открытой душой.
(Ю.Ким, В.Дашкевич)
Рисуем сказку.
Литература:
- Программа «От рождения до школы» Н.Е. Варакса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева.
- «Арт-терапия в работе с детьми» М.В. Киселёва.
- «Формы работы со сказкой» Т.Д. Зинкевич- Евстигнеева.
- «Воображение и творчество» Г.Ануфриева журнал «Дошкольное воспитание» №12 , 2008 г.
- «Сказка, как средство воспитания дошкольника» Л.А. Литвинцева 20012г.
- Сказкотерапия, как средство развития речи детей дошкольного возраста» О. Ф. Васькова, А.А. Политыкина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический проект по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей средней группы « В мире сказок" с использованием метода наглядного моделирования.
Тематический проект по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей средней группы « В мире сказок» с использованием метода наглядного моделирования....

Проект в средней группе " В мире сказок"
Сказка – жанр устного народного творчества. Она учит ребенка добру и справедливости, сопереживанию и дружбе. За вымыслом скрываются человеческие отношения, поэтому сказка имеет огромное воспитат...

Краткосрочный проект для детей средней группы "В мире сказок"
Данный проект направлен на создание психологического комфорта детей через сказку . Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического вос...

Статья: Реализация проекта в средней группе «В мире сказок К.И. Чуковского»
Статья: Реализация проекта в средней группе «В мире сказок К.И. Чуковского»...

Статья: Реализация проекта в средней группе «В мире сказок К.И. Чуковского»
Статья: Реализация проекта в средней группе «В мире сказок К.И. Чуковского»...

Творческий проект в средней группе «В мире сказок В.Г. Сутеева»
Материал будет интересен воспитателям детских садов...

Творческий проект в средней группе «В мире сказок В.Г. Сутеева»
Материал для воспитателей детских садов...
