Картотека игр на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
картотека
Дидактические игры знакомят детей с разными чувствами, выражением их
через изменение мимики и интонации, язык жестов и тело движений. Игры
подходят для индивидуальной, групповой работы, а также могут использоваться
родителями дома.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 «Радуга» пгт.Шкотово
Шкотовского муниципального округа Приморского края
Картотека игр на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
Составила: Газизова Л.С.
воспитатель высшей категории
пгт.Шкотово
2025г.
Картотека игр на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.
Дидактические игры знакомят детей с разными чувствами, выражением их
через изменение мимики и интонации, язык жестов и тело движений. Игры
подходят для индивидуальной, групповой работы, могут использоваться
родителями дома.
Цель: обучение умению проявлять и различать человеческие чувства, правильно на них реагировать.
Задачи:
-знакомство с разными чувствами;
-обучение способности узнавать определенные положительные и
отрицательные эмоции;
-развитие способности по мимике, жестам, интонациям определять
эмоциональное состояние человека;
-социализация, развитие коммуникабельности, отзывчивости,
дружественности;
-улучшение моторики пальцев рук.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать
действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это послание
окружающим о его состоянии.
Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на
протяжение детства сложный путь развития. Для детей раннего возраста
эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и
неустойчивость. Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не
удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдать, стучат ногами
по полу, падают. Эта стратегия позволяет им полностью выплеснуть все
возникшие в теле физические напряжения.
В дошкольном возрасте происходит освоение социальных форм
выражения эмоций. Благодаря речевому развитию эмоции дошкольников
становятся осознанными, они являются показателем общего состояния
ребенка, его психического и физического самочувствия.
Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но
детям трудно выражать отрицательные эмоции надлежащим образом.
Кроме того, у детей в дошкольном возрасте существуют проблемы в
выражении эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на
громкий смех, запрет на слезы (особенно у мальчиков), запрет на
выражение страха, агрессии. Ребенок испытывает эмоциональный
дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и
физического здоровья. Очень важно снять напряжение и в этом помогут
игры.
1. Игра-этюд «Мышки»
Этюд на проявление эмоций (вместе со словами имитируются
движения).
Цель: развивать умение детей распознавать эмоциональное
состояние.
Раннее утро. Мышки спят. (Покажите, как они подложили под щѐчку
ладошки, глаза закрыли и мирно посапывают).
Пора, мышки, просыпаться!
Открыли они глазки, а на улице дождь.
Сначала они удивились,
потом глубоко возмутились.
Обиделись, но не на всех.
С обидой они отвернулись,
Как мышь на крупу, все надулись.
И вдруг опечалились все.
Поникли печальные плечи,
в глазах опечаленный вечер.
И слѐзы вот-вот побегут.
Но тут лучик солнца украдкой
По щѐчке скользнул нежно - гладкой.
И всѐ засветилось вокруг.
От радости все улыбнулись.
Как будто от сна все очнулись.
Запрыгали и закричали: Ура! Ура!
(Е.Алябьева.)
Ребята, назовите какие эмоции, вы показали мимикой и жестом?
(удивление, обида, печаль, радость).
2. Игра «Изобрази»
Цель: развитие умения передавать эмоциональное состояние с
помощью мимики.
(Дети изображают предложенную фразу. Можно изображать с
использованием зеркала).
• Сладкая конфета
• Горькое лекарство
• Кислый лимон
• Грязная бумажка
• Красивая игрушка
3. Упражнение «Зеркало»
Цель: развитие умения передавать эмоциональное состояние с
помощью мимики. Воспитывать доброжелательное отношение друг к
другу.
Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку
посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!».
После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда
человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так
подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.
4. Игра «На полянке»
Цель: снятие негативных эмоциональных состояний.
Педагог: «Давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы
находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички,
нежно шелестят деревья. Нам тепло и уютно. Рассмотрите цветы вокруг
себя. Какой цветок в представили? Какого он цвета?».
После небольшой паузы педагог предлагает детям открыть глаза и
рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц,
как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения. Увидели
ли они цветок? Какой он был? (При выполнении этого упражнения можно
включить детям мелодию пения птиц).
5.Игра «Прогоняем злость»
Цель: снятие негативных эмоциональных состояний.
Педагог: «А сейчас мы с вами будем прогонять злость. Посмотрите на
картинку. Кто это? (картинка с изображением злости). Давайте ее
прогоним! Скомкайте листочек сильно и бросайте в ведерко!».
Дети выполняют задание, а воспитатель следит за тем, чтобы дети как
можно сильнее скомкали листочек. Дети не должны кидать комки друг в
друга. Эта игра поможет агрессивным детям в дальнейшем снимать
напряжение.
6.Игра «Про Обидку и Грустинку»
Цель: развивать способность распознавать и выражать различные
эмоции.
Педагог: «Ребята, а знаете ли вы почему вы иногда приходите в детский
сад с плохим настроением? Оказывается, вы в этом совсем не виноваты,
просто к вам по дороге приклеилась Обидка или Грустинка. Главное ее
найти и сбросить с себя. Это может сделать вы сами или ваш друг».
(Педагог приклеивает на одежду ребенка картинки с изображение
Грусти, ребенок должен их снять. Можно приклеить одну картинку туда,
где ребенок не достанет ее. Тогда на помощь ему придет его друг).
7.»Зайки и Лиса»
Цель: учить ребенка сдерживать свои эмоции, двигательную
активность в целом, оставаясь неподвижным некоторое время –
действовать согласно командам ведущего.
Пляшут зайки на полянке
Целый день, целый день!
Кувыркаться и резвиться
Им не лень, им не лень!
«Зайки» или игроки действительно получают возможность совершать
любые произвольные движения, прыгать и скакать вволю, пока ведущий
не произнесет: «Лиса бежит! Вот тут все «зайки» замирают настолько,
насколько это возможно. Мышцы игроков напряжены, ведь «лиса» ( в нее
может превратиться сам ведущий) способна заметить даже малейшее
движение незадачливого зверька и схватить его!
8.Игра “Волшебный мешочек”
Цель: снятия психического и эмоционального напряжения у детей,
преодоление эмоций тревожности, злости.
Детям предлагается мешочек, в котором живут все отрицательные
эмоции: обида, злость, грусть и т.д. (Педагог достает из мешочка
картинки с отрицательными эмоциями, показывает их детям и
называет). Далее детям предлагается покричать в этот мешочек, таким
образом сбрасывая напряжение.
9. «Покажи сам!»
Цель: развивать способность распознавать и выражать различные
эмоции.
Педагог по очереди показывает детям смайлики с изображением
различных эмоций (радость, грусть, гнев, удивление). Потом предлагает
каждому ребенку изобразить эмоцию как на картинке.
10. «Облака»
Цель: развивать способность распознавать и выражать различные
эмоции.
Педагог раздает детям 4 картинки с изображение различных эмоций на
облачках. Читает стихотворение Н.Якимовой «Облака» и просит поднять
облачко с эмоцией соответственно с текстом стихотворения.
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облака,
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь,
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам,
Все расскажу сейчас.
Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
-Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
-Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.
А вот другое облачко
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями-дождинками
Расплакалось оно…
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит,
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.
А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
-Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой,
Такой мохнатый, мягонький?
Летим, летим со мной!
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
11.Игра «Смешинки и злючки»
Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния.
Педагог предлагает детям рассмотреть два портрета: на одном изображено
веселое выражение лица, на другом - злое. Детям задаются вопросы:
«Какое настроение у детей, изображенных на картинке? Как вы узнали?
Давайте посмотрим, как расположены брови, ротик». Дети внимательно
рассматривают. «А теперь давайте подойдем к зеркалу и постараемся
изобразить сначала веселое, затем сердито выражение лица». Дети
изображают с помощью мимики различное настроение и сравнивают с
портретами.
12. Игра-этюд «Король Боровик»
Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния.
Педагог читает стихотворение, а дети действуют согласно тексту.
Шел король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи.
В. Приходько
13. «Маленькое привидение»
Цель: обучение способам адекватного выражения гнева.
Содержание: превращение в доброе привидение. В зависимости от
громкости хлопка ведущего (тихо, громче, громко) ребенок произносит
пугательное «у-у-у» в позе устрашения (руки согнуты в локтях, пальцы
врастопырку).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по проблеме эмоционального развития детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность.
В стремительно меняющемся мире, где наблюдается обострение всех противоречий, дети особо остро испытывают потребность в ощущении эмоционального комфорта, в самовыражении и реализации творческих способ...

Консультация для родителей "Влияние музыки на психо-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"
«Влияние музыки на психо-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»...
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Эмоционально-личностные и поведенческие нарушения.
Человек - существо эмоциональное, и все, с чем он сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него ту или иную реакцию, то и или иное отношение, те или иные чувства. Парадокс состоит в том, что одна...

Картотека игр по эмоциональному воспитанию детей дошкольного возраста
Игры по эмоциональному развитию детей...

Игры для развития социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста.
В методической разработке представлены игры-имитации, этюды по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста....
Развитие мимической моторики и пантомимики как средство коррекции тяжелых нарушений речи и социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста
Описание педагогического опыта по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи....
- Мне нравится (1)

