Адаптация ребенка в детском саду
консультация (младшая группа)

"Адаптация ребенка в детском саду"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация ребенка в детском саду

Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к

новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым,

неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему

приходится приспосабливаться.

Важно:

Для успешной адаптации ребенка к детскому саду родителям рекомендуется подготовить его к новому режиму, заранее ознакомившись с распорядком дня и меню детского сада. Важно сформировать у ребенка навыки самообслуживания, приучить к самостоятельному одеванию и приему пищи. В период адаптации следует уделить ребенку больше внимания, поддерживать его эмоционально, создать спокойную обстановку дома и избегать негативных обсуждений детского сада при ребенке.

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для ребенка это, прежде

всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых

людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них

реагирует на детский сад плачем и капризами. Одни дети легко входят в группу, но плачут

вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу.

Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его

родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить

адаптацию, зависит конечный результат - спокойный ребенок, с

удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.

Ребенок

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни

все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся

жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются

следующие изменения:

• четкий режим дня;

• отсутствие родных рядом;

• длительный контакт со сверстниками;

• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;

• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;

• особенности нового пространственно-предметного окружения.

Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными

физиологическими и психологическими изменениями.

Адаптирующегося ребенка отличает:

• преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;

• нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;

• утрата навыков самообслуживания;

• нарушение сна;

• снижение аппетита;

• регрессия речи;

• изменения в двигательной активности, которая либо падает до

заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;

• снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия

стрессовой ситуации).

Родители

Создавайте и сохраняйте позитивное отношение ко всему, что касается детского сада.

Приведите ребенка на игровую площадку детского сада, чтобы вместе с мамой издалека посмотреть, как дети весело играют друг с другом, строят домики из песка, качаются на качелях и т. д. Затем обо всём увиденном поговорите с ребенком дома, поделитесь в его присутствии этой радостной новостью с родственниками и знакомыми.

Посещайте вместе с ребёнком детские площадки, приучайте его к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ребёнком на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, или легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.

Не обсуждайте при ребенке проблемы, связанные с детским садом, которые очень волнуют взрослых. Помните о том, что дети в этом возрасте легко «считывают» эмоции близких, особенно матери, как бы она ни старалась скрыть свое состояние за улыбкой. Заранее узнайте режим дня дошкольного учреждения и постарайтесь приблизить к нему режим своего ребёнка;

Постепенно предлагайте малышу кушать те продукты и блюда, которые входят в меню детского сада.

Формируйте у ребенка навыки самостоятельности: приучайте его самостоятельно есть, пользоваться горшком, мыть руки и вытирать их полотенцем, одеваться и раздеваться, аккуратно складывать одежду.В первый день поступления ребёнка в детский сад не нервничайте, не демонстрируйте свою тревогу, ведите себя как обычно.

Расскажите воспитателю об особенностях ребёнка, что ему нравится, что он не переносит, что уже умеет и в чем нужна помощь. Разрешите ребёнку взять с собой в первый день в детский сад любимую игрушку. Не оставляйте ребенка в саду сразу на целый день. Поначалу оставьте на 1-2 часа, постепенно увеличивая количество времени, которое он проводит в детском саду. Расставайтесь с ребенком легко и быстро. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания – и ему будет проще отпустить вас. В случае, если ребенку очень трудно расстаться с мамой, пусть на первых порах его отводят в садик папа, бабушка или дедушка. Не делайте перерывы в посещении детского сада — неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться. Сохраняйте спокойный и бесконфликтный климат для ребенка в семье на период адаптации. Отмените походы в кино, цирк, в гости, сократите время просмотра телевизора.

В выходные дни соблюдайте дома приблизительно такой же режим, как в детском саду. Помните о том, что адаптация у детей проходит по-разному, выражается в отличных друг от друга реакциях и занимает разные сроки.

Сколько это будет длиться?! Или когда наступит конец адаптации?

Выделяют три степени адаптации:

• легкую (15-30 дней);

• среднюю (30-60 дней);

• тяжелую (от 2 до 6 месяцев).

По статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают среднюю или

тяжелую адаптацию.

Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену

отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются

регрессирующие функции. Это означает, что:

• при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;

• ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на

его просьбы, следует режимным моментам;

• малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые

игрушки;

• ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него

появляются новые достижения, которым он научился в саду;

• восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка)

двигательная активность дома, а затем и в детском саду;

• нормализуется сон как в детском саду, так и дома;

• восстанавливается аппетит.

Как протекает адаптационный период? Для начала нужно отметить, что каждый

ребенок индивидуально проживает этот нелегкий период. Одни привыкают быстро

– за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца, некоторые не могут привыкнуть в

течение года.

На то, как будет протекать процесс адаптации влияют следующие факторы:

1. Возраст;

2. Состояние здоровья;

3. Уровень развития навыков самообслуживания;

4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками;

5. Сформированность предметной и игровой деятельности;

6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада;

Ваш ребёнок индивидуален в своём поведении, своих переживаниях и чувствах, не забывайте об этом! Если через месяц ваш ребенок еще не привыкнет к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те из них, о которых вы забыли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Собрание для родителей будущих воспитанников детского сада на тему "Адаптация ребенка к детскому саду"

Собрание для родителей будущих воспитанников детского садана тему «Адаптация ребенка к детскому саду»  Поступление ребенка в детский сад кардинально меняет привычные условия его жизни и важ...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» в ясельной группе Первый раз в детский сад: золотые правила адаптации

1. Когда ложь - совсем не "во спасение"!Ребенок идет не «на экскурсию» и не «на работу к маме». Малыш четко и яснодолжен понимать, куда он идет, зачем и на какое врем...