КАРТОТЕКА "СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ". МЛАДШАЯ ГРУППА
картотека (младшая группа)
Особенности словесных игр для младшей группы:
- Простые, короткие задания с понятными словами.
- Использование наглядных образов и жестов для поддержки понимания.
- Активное вовлечение взрослого — ведущий задаёт вопросы, комментирует, хвалит ребёнка.
Польза словесных игр в младшей группе:
- Формируют первичные навыки речи.
- Развивают внимание к звучанию слов.
- Помогают понять связь между словами и предметами.
- Способствуют развитию памяти и мышления.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.05 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА
СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ
МЛАДШАЯ ГРУППА
2025 год
Особенности словесных игр для младшей группы:
- Простые, короткие задания с понятными словами.
- Использование наглядных образов и жестов для поддержки понимания.
- Активное вовлечение взрослого — ведущий задаёт вопросы, комментирует, хвалит ребёнка.
Польза словесных игр в младшей группе:
- Формируют первичные навыки речи.
- Развивают внимание к звучанию слов.
- Помогают понять связь между словами и предметами.
- Способствуют развитию памяти и мышления.
1. ИГРЫ С ОПОРОЙ ТОЛЬКО НА РЕЧЬ.
Для младшей группы игры с опорой только на речь должны быть простыми, интересными и способствующими развитию речи, внимания и воображения. Вот несколько примеров таких игр:
1. "Кто что говорит?"
Воспитатель называет животное или предмет, ребенок должен издать соответствующий звук или назвать, что оно делает.
Пример: «Кошка» — ребенок мяукает; «Собака» — гавкает.
2. "Повторялки"
Воспитатель говорит короткие фразы или слова, дети повторяют их точно так же. Можно усложнить игру, добавив веселые интонации или задания.
Пример: «Кап-кап-кап» — повторять звук дождя.
3. "Что делает?"
Воспитатель произносит действие, а ребенок показывает его или отвечает, что он делает.
Пример: «Что делает мальчик?» — «Бегает», «Прыгает».
4. "Скажи, что на картинке" (без показа картинки)
Воспитатель описывает предмет или животное словами, а ребенок угадывает, что это.
Пример: «Это пушистое, любит молоко, ловит мышей» — «Кошка».
5. "Ассоциации"
Воспитатель называет слово, ребенок должен быстро сказать слово, которое с ним ассоциируется.
Пример: Воспитатель: «Машина», ребенок: «Дорога».
6. "Сказочная цепочка"
Воспитатель начинает рассказ коротким предложением, дети по очереди добавляют по одному предложению, развивая историю и проговаривая связно.
2. ИГРЫ С ЧАСТИЧНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА.
Для младшей группы игры с частичным использованием наглядного материала хороши тем, что визуальные подсказки облегчают понимание, а речевые задания развивают речь. Вот несколько примеров таких игр:
1. "Найди и скажи"
- Материал: картинки с животными, предметами, игрушками.
- Описание: воспитатель показывает картинку, задаёт вопрос: «Что это?», «Кто это?», «Что делает этот герой?» — ребенок отвечает, опираясь на изображение и свою речь.
2. "Покажи и расскажи"
- Материал: карточки с простыми действиями или эмоциями (например, улыбающееся лицо, хлопанье в ладоши).
- Описание: воспитатель показывает карточку, а ребенок должен показать действие и сказать слово или короткое предложение, описывающее это действие («Я улыбаюсь», «Я хлопаю»).
3. "Что изменилось?"
- Материал: две похожих картинки, на одной из которых изменён один элемент.
- Описание: детям показывают сначала одну картинку, затем другую, и просят рассказать, что изменилось (например, «На одной картинке кот сидит, на другой он стоит»).
4. "Собери рассказ по картинке"
- Материал: одна картинка с простым сюжетом (например, дети играют в песочнице).
- Описание: воспитатель задаёт вопросы, опираясь на картинку — «Что здесь происходит?», «Кто с кем играет?», ребенок отвечает и строит речь.
5. "Кто спрятался?"
- Материал: карточки с изображениями животных или предметов, некоторые из которых частично прикрыты.
- Описание: ребенку показывают часть картинки, он должен её узнать и назвать.
3. ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ УМЕНИЕ
СРАВНИВАТЬ И АНАЛИЗИРОВАТЬ.
Для младшей группы (3–4 года) важно использовать простые и наглядные игры, которые развивают умение сравнивать и анализировать при поддержке взрослого. Вот несколько подходящих игр:
1. "Найди похожее и отличное"
- Материал: пары картинок или предметов, похожих и отличающихся по цвету, размеру, форме.
- Задача: ребенок называет, что одинаково и что отличается.
- Пример: две картинки с яблоками — одно красное, другое зелёное; дети говорят, что оба — фрукты, но разного цвета.
2. "Что больше — что меньше?"
- Материал: предметы или картинки разного размера (например, яблоко и вишня).
- Задача: сравнить размер и выбрать, что больше, что меньше, объяснить почему.
3. "Собери по признаку"
- Материал: набор игрушек или карточек с разными признаками (цвет, форма, размер).
- Задача: ребенок группирует предметы по одному признаку (например, все красные вместе, все круглые вместе). Можно с речевым сопровождением: «Вот все красные мячи».
4. "Чем они похожи?"
- Материал: карточки с изображениями разных предметов.
- Задача: показывать два предмета и просить ребенка назвать, что у них общего (например, и колобок, и солнце круглые).
5. "Что лишнее?"
- Материал: набор из трех-четырех картинок, среди которых одна не подходит по признаку.
- Задача: выбрать лишний предмет и объяснить почему.
- Пример: яблоко, груша, морковь, банан — морковь лишняя (она овощ, остальные — фрукты).
6. "Истории о размерах и формах"
- Описание: воспитатель рассказывает коротенькую историю с использованием сравнений («Маленький мышонок был меньше большого медведя»), дети повторяют и обсуждают, кому что больше или меньше.
4. ИГРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ УМЕНИЕ ОБОБЩАТЬ И КЛАССИФИЦИРОВАТЬ ПРЕДМЕТЫ.
Для младшей группы (3–4 года) игры, формирующие умение обобщать и классифицировать предметы, должны быть простыми, наглядными и сопровождаться речевым пояснением. Вот эффективные варианты таких игр:
1. "Собери по группам"
- Материал: набор карточек или игрушек разных категорий (фрукты, овощи, животные, мебель).
- Задача: дети сортируют предметы по группам и называют каждую группу («Это фрукты», «Это животные»).
2. "Назови одну общую категорию"
- Материал: несколько предметов или картинок (например, яблоко, груша, банан).
- Задача: ребенок называет, что у всех этих предметов общего — «Это фрукты». Важно объяснять простыми словами.
3. "Что сюда не подходит?"
- Материал: 4 картинки, где 3 относятся к одной категории, а 1 — к другой.
- Задача: найти лишний предмет и объяснить, почему он не подходит в группу.
- Пример: яблоко, груша, морковь, банан — лишняя морковь, потому что она овощ.
4. "Кто где живет?"
- Материал: карточки с животными и их местами обитания (лес, ферма, река).
- Задача: сопоставить животное с его домом, сгруппировать по месту обитания.
5. "Общая тема"
- Материал: несколько картинок (например, карандаш, книга, стул).
- Задача: назвать, что общего у предметов (все они — школьные принадлежности или предметы в комнате).
6. "Построй кампанию"
- Описание: воспитатель предлагает придумать компанию (группу) из предметов или героев по общему признаку, например, «Соберём всех зелёных», «Соберём всё круглое».
5. Игры, развивающие внимание, сообразительность.
Для младшей группы (3–4 года) важно развивать внимание и сообразительность через увлекательные, короткие игры с яркими материалами и активным участием взрослого. Вот несколько эффективных игр:
1. "Найди и покажи"
- Как играть: воспитатель показывает картинку с множеством предметов (например, картинка с животными) и называет что-то: «Покажи, где мишка». Ребенок ищет и показывает нужный объект.
- Развитие: внимание к деталям, умение сосредотачиваться.
2. "Что изменилось?"
- Как играть: показывается ряд предметов или картинок, затем убирается или меняется один предмет. Ребенок пытается заметить, что изменилось.
- Развитие: зрительное внимание, наблюдательность.
3. "Повтори за мной"
- Как играть: взрослый демонстрирует простую последовательность движений (хлопок, топот, поворот головы), ребенок повторяет по памяти. Постепенно усложнять.
- Развитие: внимание, память, сообразительность.
4. "Логические загадки — простые вопросы"
- Пример: «Что растет на дереве: яблоко или машина?», «Что тяжелее: маленький мячик или большой?»
- Развитие: мышление, умение делать простые выводы.
5. "Игра с карточками — найди пару"
- Материал: набор карточек с одинаковыми картинками в двух экземплярах.
- Как играть: раскладывают карточки лицом вниз, ребенок переворачивает по две и ищет пары.
- Развитие: внимание, зрительная память.
6. "Испорченный телефон" (упрощенный вариант)
- Как играть: деткам показывают или рассказывают короткую простую фразу, они повторяют ее по цепочке.
- Развитие: концентрация, слуховое внимание.
Словесные игры в младшей группе — это игровые занятия, в которых главным объектом является речь ребёнка: звуки, слова, простые фразы и их использование. Цель таких игр — развитие речи, памяти, внимания, мышления и коммуникативных навыков у детей 3–4 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия: "Наши ручки поют, танцуют, играют" (младшая группа)
первая и вторая младшие группы...

Беседа по ПДД с элементами игры (младшая группа) «Мы знаем правила дорожного движения».
Познакомить детей со светофором , с правиламидорожного движения....

Конспект открытой ООД по театрализованной деятельности «НАШИ ПАЛЬЧИКИ ИГРАЮТ» младшей группы
Создание условий для развития творческой активности детей, в театрализованной деятельности, повышать уровень речевого развития....

Дидактическая игра (младшая группа).
Дидактическая игра «Угадай Маму», «Назови детеныша» Цель: уточнить название домашних животных и их детенышей, учить их описывать: внешний вид, чем питаются, какую пользу приносят, способ передвиж...
подвижные игры (младшая группа)
здесь собраны лучшие игры для детей 3-4 лет...


