Организация опытно - экспериментальной деятельности в ДОУ
методическая разработка

Ельшова Екатерина Владимировна

Автором представлен материал воспитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»

имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика  

муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение Детский сад «Солнышко»

Организация опытно - экспериментальной

деятельности в ДОУ

Подготовила:

Ельшова

Екатерина

Владимировна

Пгт Стройкерамика, 2025

Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ

Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.

Также исследовательская деятельность является развитием свободной

творческой личности ребёнка, решающая следующие задачи:

— способствовать формированию коммуникативных навыков;

—формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

— развитие умения определять возможные методы решения проблемы

с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

— формирование умения применять данные методы, способствующие

решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

— развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.

Организация экспериментирования в ДОУ предполагает выполнение определенных психолого-педагогических условий, способствующих достижению положительных результатов деятельности. К таким условиям необходимо отнести три основных компонента: содержание, предметно- развивающая среда и психологический комфорт.

Говоря о содержании организации экспериментальной деятельности, целесообразно отметить необходимость создания картотеки экспериментов и опытов. Роль картотеки трудно переоценить, так как данный материал является основным помощником педагогу в подготовке и организации детской деятельности, ведь в каждой из карточек отражена информация о цели и задачах эксперимента, его содержание, оборудование, которое необходимо для опыта и фиксированный ожидаемый результат. Кроме того, картотечный принцип позволяет систематизировать имеющиеся материалы в зависимости от возраста детей, тематики и программного содержания.

Причем, система разработанных форм экспериментальной деятельности не противоречит, а, наоборот, является составной частью комплексно- тематического планирования всего воспитательно-образовательного процесса.

Вторым из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды.

Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Поэтому оборудуя и организуя пространство для опытно – экспериментальной деятельности дошкольников необходимо обдуманно и продуктивно к этому подойти. В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:

1 Место для постоянной выставки, где размещают мини музей, в котором

Могут находиться различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)

2 Место для приборов. Основным оборудованием в уголке являются приборы-помощники, такие как: микроскопы, лупы, компас, весы, песочные часы, магниты.

Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики, красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски) Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы без игл, мерные ложки, резиновые груши и прочие материалы.

3.Место для хранения природного и «бросового» материалов: камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья, проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки.

4 Место для проведения опытов, которое должно быть достаточным и не загроможденным, так чтобы за ним могли поместиться 2 человека как минимум. Лучше, чтобы данное место могло быть мобильным, для обеспечения обзора со всех сторон при демонстрации проведения эксперимента.

5 Место для неструктурированных материалов: песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса».

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно- экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. А грамотное

сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Чтобы занятия сделать интересными и вызвать исследовательскую активность детей, рекомендуем использовать такие методы:

 проектные

 практические (опыты, эксперименты)

 словесные (рассказы, сказки, пояснение)

 наглядные (ИКТ, схемы, модели)

 игровые.

По данному направлению, с целью оптимизации работы, необходимо организовать работу с родителями:

 подготовить рекомендации по развитию опытно- экспериментальной деятельности;

 провести консультации;

 оформить папки-передвижки, памятки;

 создать картотеку опытов и экспериментов;

 привлечь родителей к насыщению предметно - пространственной среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Рекомендации и тематическое планирование по организации опытно-экспериментальной деятельности детей 5-6 лет. Значение экспериментирования.Структура деятельности.постановка проблемной задачи.Фиксация р...

"Организация опытно - экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста"

Из опыта работы "Организация опытно - экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста". Кружок детского экспериментирования "Почемучки"....

Использование информационно коммуникационных технологий в организации опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Использование информационно-коммуникационных технолгий для формирования навыков 21 века, организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ....

Конспект Развитие познавательной активности дошкольников через организацию опытно-экспериментальной деятельности при решении задач в ИЗО деятельности.«Зимний пейзаж»

На этом занятии дети знакомятся новыми видами рисования путём экспериментирования - смешивания красок, рисование свечой. Учатся рисовать пейзаж на стекле с учётом времени суток....

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». Организация опытно экспериментальной деятельности Название: «Лаборатория» в подготовительной группе № 5

Технологическая картанепрерывной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие».Организация опытно экспериментальной деятельностиНазвание: «Ла...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию опытно-экспериментальной деятельности. Науки о природе «Юный исследователь» Тема проекта : «Вода и её свойства»

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию опытно-экспериментальной деятельности. Развитие представлений о значении воды и ее свойствах, воспита...

Проектная деятельность: «Использование инновационных форм работы в организации опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Создавать условия для опытно – экспериментальной деятельности, поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей....