Организация опытно - экспериментальной деятельности в ДОУ
методическая разработка
Автором представлен материал воспитателей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»
имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика
муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение Детский сад «Солнышко»
Организация опытно - экспериментальной
деятельности в ДОУ
Подготовила:
Ельшова
Екатерина
Владимировна
Пгт Стройкерамика, 2025
Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ
Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.
Также исследовательская деятельность является развитием свободной
творческой личности ребёнка, решающая следующие задачи:
— способствовать формированию коммуникативных навыков;
—формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
— развитие умения определять возможные методы решения проблемы
с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
— формирование умения применять данные методы, способствующие
решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
— развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
Организация экспериментирования в ДОУ предполагает выполнение определенных психолого-педагогических условий, способствующих достижению положительных результатов деятельности. К таким условиям необходимо отнести три основных компонента: содержание, предметно- развивающая среда и психологический комфорт.
Говоря о содержании организации экспериментальной деятельности, целесообразно отметить необходимость создания картотеки экспериментов и опытов. Роль картотеки трудно переоценить, так как данный материал является основным помощником педагогу в подготовке и организации детской деятельности, ведь в каждой из карточек отражена информация о цели и задачах эксперимента, его содержание, оборудование, которое необходимо для опыта и фиксированный ожидаемый результат. Кроме того, картотечный принцип позволяет систематизировать имеющиеся материалы в зависимости от возраста детей, тематики и программного содержания.
Причем, система разработанных форм экспериментальной деятельности не противоречит, а, наоборот, является составной частью комплексно- тематического планирования всего воспитательно-образовательного процесса.
Вторым из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды.
Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Поэтому оборудуя и организуя пространство для опытно – экспериментальной деятельности дошкольников необходимо обдуманно и продуктивно к этому подойти. В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:
1 Место для постоянной выставки, где размещают мини музей, в котором
Могут находиться различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)
2 Место для приборов. Основным оборудованием в уголке являются приборы-помощники, такие как: микроскопы, лупы, компас, весы, песочные часы, магниты.
Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики, красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски) Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы без игл, мерные ложки, резиновые груши и прочие материалы.
3.Место для хранения природного и «бросового» материалов: камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья, проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки.
4 Место для проведения опытов, которое должно быть достаточным и не загроможденным, так чтобы за ним могли поместиться 2 человека как минимум. Лучше, чтобы данное место могло быть мобильным, для обеспечения обзора со всех сторон при демонстрации проведения эксперимента.
5 Место для неструктурированных материалов: песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса».
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно- экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. А грамотное
сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Чтобы занятия сделать интересными и вызвать исследовательскую активность детей, рекомендуем использовать такие методы:
∙ проектные
∙ практические (опыты, эксперименты)
∙ словесные (рассказы, сказки, пояснение)
∙ наглядные (ИКТ, схемы, модели)
∙ игровые.
По данному направлению, с целью оптимизации работы, необходимо организовать работу с родителями:
∙ подготовить рекомендации по развитию опытно- экспериментальной деятельности;
∙ провести консультации;
∙ оформить папки-передвижки, памятки;
∙ создать картотеку опытов и экспериментов;
∙ привлечь родителей к насыщению предметно - пространственной среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Рекомендации и тематическое планирование по организации опытно-экспериментальной деятельности детей 5-6 лет. Значение экспериментирования.Структура деятельности.постановка проблемной задачи.Фиксация р...

"Организация опытно - экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста"
Из опыта работы "Организация опытно - экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста". Кружок детского экспериментирования "Почемучки"....

Использование информационно коммуникационных технологий в организации опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Использование информационно-коммуникационных технолгий для формирования навыков 21 века, организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ....
Конспект Развитие познавательной активности дошкольников через организацию опытно-экспериментальной деятельности при решении задач в ИЗО деятельности.«Зимний пейзаж»
На этом занятии дети знакомятся новыми видами рисования путём экспериментирования - смешивания красок, рисование свечой. Учатся рисовать пейзаж на стекле с учётом времени суток....

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». Организация опытно экспериментальной деятельности Название: «Лаборатория» в подготовительной группе № 5
Технологическая картанепрерывной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие».Организация опытно экспериментальной деятельностиНазвание: «Ла...
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию опытно-экспериментальной деятельности. Науки о природе «Юный исследователь» Тема проекта : «Вода и её свойства»
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию опытно-экспериментальной деятельности. Развитие представлений о значении воды и ее свойствах, воспита...

Проектная деятельность: «Использование инновационных форм работы в организации опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Создавать условия для опытно – экспериментальной деятельности, поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей....
