Моделирование системы работы центров детской активности в пространстве дошкольной образовательной организации МАДОУДетский сад №250 г. Челябинска
статья
Грамотное продумывание и организация "Говорящей среды" свободного пространства ДОУ, стимулирует развитие у дошкольников социальные и коммуникативные компетенции
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Моделирование системы работы центров детской активности в пространстве дошкольной образовательной организации
МАДОУДетский сад №250 г. Челябинска
Консультанты: Шрейнер Татьяна Евгеньевна заведуюший
Бандурина Ольга Николаевна методист
Шешукова Елена Владимировна старший воспитатель
составитель: Тодораш Любовь Анатольевна воспитатель
Одним из ключевых приоритетов современного мира является развитие инновационного дошкольного образования.
Современное общество возлагает на педагогов ответственные задачи: воспитывать, обучать, готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество, которых будут определять социально - экономический, научно - технический и нравственный прогресс общества в новом столетии.
Дошкольник нового поколения должен быть адаптирован к требованиям нового века, инновациям современных дошкольных организаций, в которых он является повседневным участником.
Современное дошкольное образовательное учреждение это место - на первый план, в котором выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепление психического и физического здоровья детей, их полноценного развития. Сегодня дошкольное воспитание и образование - основа ориентированности дошкольной организации на развитие личности ребёнка, на раскрытие его творческого потенциала.
В условиях постоянно ускоряющейся динамики процессов в культуре, экономике, политике, различных сферах профессионально-трудовой деятельности одним из ведущих факторов успешности человека выступает креативность. Это интегральное качество обеспечивает возможность успешной адаптации личности к меняющимся реалиям жизни, придания творческого характера труду, досугу, образованию и, в конечном счете — самоосуществления человека.
Таким образом, постановка и решение задачи формирования творческой активности, ориентирует нас на реализацию приоритетного направления педагогики - развитие у каждого ребенка способности к творчеству, воспитание у него качеств необходимых для креативной самореализации личности в различных видах деятельности.
Решение данных задач невозможно без моделирования развивающей предметно - пространственной среды.
Поддерживаем мнение специалистов, что предметно-пространственная среда ДОО это - естественная, комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными центрами, которые наполнены предметами и игровыми материалами.
В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей групп детского сада.
Хорошо продуманная и организованная «Говорящая среда» свободного пространства детского сада , стимулирует развитие у дошкольников социальных и коммуникативных компетентностей, креативности, любознательности, исследовательского интереса, инициативности, ответственности, произвольности, интеллектуальной и познавательной сферы т.е. всех тех возрастных характеристик ребенка, которые должны сформироваться на этапе завершения дошкольного образования.
МАДОУ«Детский сад №250 г. Челябинска» современная дошкольная образовательная организация. В которой есть уникальная возможность использовать весь потенциал пространства организации, моделируя РППС не только в групповых помещениях, но и рекреациях, холлах тем самым расширяя возможность использования вариативных форм, способов, методов и средств реализации образовательного процесса. Это место где есть возможность детям получить опыт, эмоционально - практического взаимодействия со сверстниками, с взрослыми в наиболее значимых для их развития сферах жизни.
Таким образом МАДОУ «Детский сад №250 г. Челябинска»стал опорной площадкой для внедрения инновационных технологий и ему присвоен статус муниципальной опорной площадки города Челябинска.
Опорная площадка в ДОО - это реализация инновационных форм работы в дошкольном образовании и содействие внедрению результатов совместной деятельности научных работников и педагогов практиков в образовательное пространство дошкольной организации.
Эффективность результативности педагогической деятельности по внедрению инновационных форм будет осуществляться, через стартовый проект: "Моделирование системы работы центров детской активности в пространстве дошкольной образовательной организации». И через, поиск новых интересных интерактивных, и инновационных подходов к моделированию системы работы центров активности.
Для обеспечения полноценного, результативного итога проекта были сформированы задачи:
- Изучить методологические основы по теме проекта;
- Разработать проект локальных актов, регламентирующих деятельность ДОО по реализации проекта;
- Оптимизация условий для расширения форм вариативного образования с целью развития личностных способностей воспитанников;
- Сформировать банк информационно - методических материалов по теме проекта;
- Определить перспективы дальнейшей работы.
Активом педагогического коллектива разработали критерии оценки результативности инновационной деятельности:
№ | Индикативный показатель | Январь 2022 (ед.%) | Декабрь (ед.%) |
1 | Центр детской активности в ДОО | 3 | 6 |
2 | Количество обучающих семинаров по теме опорной площадки | 0 | 3 |
3 | Количество педагогов и руководящих работников прошедших повышение квалификации | 0 | 100% |
4 | Количество публикаций по теме проекта | 0 | 3 |
Значимость нашего проекта состоит в следующем:
- Создание модели системы работы в центрах детской активности. Циклограммы работы специалистов в центрах, алгоритм работы центров;
- Методическое пособие «Моделирование системы работы центров детской активности в пространстве дошкольной образовательной организации»;
- Банк информационно - методических материалов по теме проекта. Дидактическое обеспечение, разработанное тематическое планирование по возрастам. Перечень оборудования каждого центра. Методические рекомендации для педагогов и родителей. Конспекты занятий.
Для обеспечения полноценного гармонического развития дошкольников и результативности проекта было приято решение на открытие таких центров как:
- Интерактивное пространство «Медиацентр»;
- Центр активности «Говорящая галерея»;
- Центр активности «Континентальный мир»;
- Центр безопасности;
- Библиотечный центр и буккросинг для педагогов и родителей;
- Центр творчества.
Создание нового всегда сопряжено с достижением поставленных целей и решением конкретных задач. Так при формировании активных центров предметной среды детского сада делали акцент на то, что развитие дошкольников зависит от того, как организовано пространство, из каких элементов оно состоит, каков развивающий потенциал игрового оборудования, дидактических пособий и даже от того, как они расположены. Так как детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребёнка исчезнет стремление узнавать новое и интересное.
Педагогический коллектив с учётом особенностей восприятия мира ребёнком решал сложность построения предметной среды каждого центра активности. Что подталкивало педагога к поиску новых интересных форм, инновационных подходов.
При формировании ППРС центров активности делали упор на следующие принципы:
- Не перегружали пространство мало функциональными и не сочетаемые друг с другом предметы;
- Создавали для детей три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб «глаз - рука»), роста и предметного мира взрослых;
- Исходили из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя пространства;
- Предполагали, что содержание пространства центра должно соответствовать «зоне актуального развития»самого слабого и находиться в «зоне ближайшего развития»самого сильного в группе ребёнка;
- Комплексировали гибкое зонирование реализующие возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности не мешая друг другу;
- Предусмотрели создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения и программ;
- Продумали эмоциогенность среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству;
- Создавали эстетичность среды, сочетая привычные и неординарные элементы( должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво);
- Делали готовность ППРС к изменению, корректировке, развитию, открытости к реализации нескольких аспектов: открытость культуре, обществу и собственному «Я»;
- Предусмотрели эталоны гендорства;
- Организовали пространства для общения взрослого с ребёнком «глаза в глаза», устанавливая оптимальных контакт с детьми.
Построение ППРС активных центров с учётом перечисленных выше принципов обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию креативной личности, развитию личностных компетенций, овладению разными способами деятельности.
Вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности и способствует интеллектуальному развитию.
На этапах реализации проекта: «Моделирование системы работы центров детской активности в пространстве дошкольной образовательной организации». Организована большая много плановая и творческая деятельность всех педагогов в соответствии с планом реализации проекта. А именно изучение методической литературы, НПА регламентирующих выбор оборудования, учебно - методических и игровых материалов, требований основной общеобразовательной программы .
В ходе реализации проекта педагоги выступают в качестве дизайнеров, декораторов, художников, конструкторов, психологов, мастеровых. И находят удачные решения, позволяющие оптимально использовать пространство детского сада. Продумывают и решают вопросы, чтобы каждый активный центр стимулировал развитие познавательных способностей детей.
Актуальность реализации данного проекта позволит обеспечить развитие ключевых компетенций обучающихся и профессиональной компетенции педагогов.
Используемая литература
1. Т.В. Пятница "Развивающая среда дошкольного учреждения" 2-ое изд.
- М.: ООО ИД "Белый ветер" 2009 г. – 291 с.
2.Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса ДОУ. - М.: АРКТИ, 2003. - 261 с.
3. Экспертные оценки в образовании /М.В.Крулехт, И.В.Тельнюк. -М. 2002.-212с.
4. Ясвин,В.А. Образовательная среда, от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, - 2001. – 366 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация "Центров детской активности" в пространстве групп ДОУ"
Консультация для педагогов ДОУ...

«Педагогический проект в системе работы с детьми с ОВЗ в дошкольной образовательной организации» Тема проекта «Мир профессий»
laquo;Педагогический проект в системе работы с детьми с ОВЗ в дошкольной образовательной организации»Тема проекта«Мир профессий»...

«Центры детской активности» в пространстве группы
laquo;Центры детской активности» в пространстве группыПредметно – развивающая среда— система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая со...

Выступление МО воспитателей старшего дошкольного возраста. «Создание образовательной среды: «Центры детской активности» в пространстве групп ДОУ, способствующей формированию учебной мотивации» 2024г
laquo;Создание образовательной среды: «Центры детской активности» в пространстве групп ДОУ, способствующей формированию учебной мотивации»...

Выступление МО воспитателей старшего дошкольного возраста. «Создание образовательной среды: «Центры детской активности» в пространстве групп ДОУ, способствующей формированию учебной мотивации» 2025гг
laquo;Создание образовательной среды: «Центры детской активности» в пространстве групп ДОУ, способствующей формированию учебной мотивации»...

