Главные вкладки

    «Педагогический проект в системе работы с детьми с ОВЗ в дошкольной образовательной организации» Тема проекта «Мир профессий»
    проект (подготовительная группа)

    Горбовая Татьяна Юрьевна

    «Педагогический проект в системе работы с детьми с ОВЗ в дошкольной образовательной организации»

    Тема проекта

    «Мир профессий»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pasport_proekta_mir_professiy.docx19.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №18 «Звездочка» г.Воркуты

    «Челядьöс сöвмöдан 18№-а видзанiн»

    «Звездочка» школаöдз велöдан муниципальнöй сьöмкуд учреждение Воркуты к.

            

    «Педагогический проект в системе работы с детьми с ОВЗ в дошкольной образовательной организации»

    Тема проекта

    «Мир профессий»

    Горбовая Татьяна Юрьевна                                                                          учитель-дефектолог первая кв.категория                                                                                                                                                                                                       Вербовая Елена Алексеевна                                                                               воспитатель первая кв.категория

    Якшевич Валерия Сергеевна                                                                               воспитатель

    Воркута                                                                                                                                              2020

    ПАСПОРТ ПРОЕКТА

    Структура

    Содержание

    Тема

    «Мир профессий»  по ранней профориентации дошкольников в мире  профессий посредством  сюжетно- ролевых игр

    Адресация проекта

    Предназначен для совместной деятельности педагогов с детьми с ЗПР

    Авторы проекта

    Учитель-дефектолог Горбовая Т.Ю..

    Воспитатель Якшевич В.С.

    Воспитатель Вербовая Е.А.

    Участники проекта

    Педагоги, специалисты, дети с ЗПР

    Возраст воспитанников

    6-7 лет

    Особенности проекта

    Функциональные цели, которые направлены на развитие самых необходимых социальных навыков.

    Цель проекта

    Создание условий для  успешной социализации и формирования функциональных навыков посредством сюжетно-ролевой игры.

    Задачи проекта

    1. Организовать в группе предметную игровую среду, адекватную возрастным и психофизическим особенностям детей и современным требованиям (к ее содержанию, материально-техническому, организационно - методическому и дидактическому обеспечению).

    2. Повысить качество коррекционно-образовательной работы через организацию развивающей предметно – игровой среды.

    3. Повысить мотивацию родителей воспитанников в процессе ознакомления  профессиями.

    4. Ранняя профориентация детей.

    Ресурсы проекта

    Мультимедийная аппаратура, аудио- и видеоматериалы, иллюстрации, атрибуты для сюжетных игр, карточки-алгоритмы , дидактические игры, материалы для продуктивной деятельности.

    Предполагаемые продукты проекта

    1.Обогащение игровой среды.

    2.Видеоролик.

    Введение.

         Проектная деятельность давно и прочно вошла в жизнь нашего сада, но имеет свои особенности. Она отличается тем, что полностью планируется взрослым, он шаг за шагом ведет ребенка по ступенькам развития, постепенно раскрывая его  потенциальные возможности .

         Данный проект, направлен на раннюю проф. ориентацию дошкольников с ОВЗ в мире профессий посредством сюжетно-ролевых игр под названием : «Мир профессий». Данный проект позволяет решить две существенные проблемы.

    1. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике.

    Поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

    Представления о профессиях у наших детей ограничены небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.

     2.Проблема развития игровой деятельности у детей с нарушениями развития.

    Данная проблема одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку дети испытывают трудности в выделении, осмыслении и моделировании мира человеческих отношений, в построении межличностного взаимодействия в процессе игровых действий.

        В этом заключается актуальность нашего проекта.

     Цель проекта: Создание условий для  успешной социализации и формирования функциональных навыков посредством сюжетно-ролевой игры.

    Задачи проекта:

    1. Организовать в группе предметную игровую среду, адекватную возрастным и психофизическим особенностям детей и современным требованиям (к ее содержанию, материально-техническому, организационно - методическому и дидактическому обеспечению).

    2. Повысить качество коррекционно-образовательной работы через организацию развивающей предметно – игровой среды.

    3. Научить детей использовать символы, имеющие социальную направленность: обобщенные и общеупотребительные символы и знаки (аптека, туалет, метро, известные торговые марки и т.д.)

    4. Повысить мотивацию родителей воспитанников, социальных партнёров в процессе ознакомления  профессиями.

    5. Ранняя профориентация детей.

    6.Презентация видеоролика «Мир профессий» на родительском собрании.

    Теоретическое обоснование

            Проект призван формировать познавательные мотивы дошкольников с ОВЗ, дать возможность испытать себя в приближённой к реальности игровой ситуации. Содержание работы строится на обобщении идей ранней профориентации профессий и носит развивающий характер.

            Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными особенностями специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже небольшой, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре ту или иную роль.

    Понимание профессионального труда взрослых, формирование самых элементарных представлений о профессиях,  наиболее продуктивно в процессе сюжетно-ролевой игры, в которой имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда,  модели профессионального поведения.  

         

    Основная часть

    Этапы работы над проектом.

    1 этап. Организационный.

    Изучение методической литературы и интернет рессурсов,

    Опросники для родителей

    Подготовка презентаций и видеороликов,  подготовка атрибутов для игр.

               2 этап. Планирование работы.  

    1. Определить профессии для изучения.

    2. Разработать алгоритм погружения в профессию.

    3. Составить план по изучению выбранных профессий.

         При планировании цикла сюжетно-ролевых игр по ознакомлению детей с различными профессиями, мы ставили не традиционно-коррекционные цели, а функциональные цели, которые направлены на развитие самых необходимых социальных навыков.

            На данном этапе  определили структуру проведения сюжетно-ролевых игр, разработали план  игр по изучению профессий с детьми ЗПР подготовительной к школе группы, опираясь на календарь жизни ДОУ, на  методические рекомендации Н.В. Краснощековой  «Сюжетно - ролевые игры   для детей дошкольного возраста» и  на результаты опроса родителей.

     Был разработан алгоритм погружения в профессию.

    1. Приглашение близкого взрослого для беседы, показа презентации и т.д.

    2. Экскурсия на данное место работы.

    3. Создание или обогащение детьми и родителями игровой среды по изучаемой профессии.

    4. Организация сюжетно-ролевой игры.

    На изучение каждой профессии отводилось  2 недели.

      3 этап. Основной.          

            Первую неделю дети знакомились с профессией, а вторую  моделировали полученные представления о труде взрослых в сюжетно-ролевой игре.     Учили детей тому, как делать покупки в магазине, как позвонить в скорую помощь, как занять очередь, как совершать покупки в аптеке, как вести себя в общественных местах.

            Проведя опрос среди родителей ,на тему кто кем работает, мы выбрали  5 профессий для изучения в рамках проекта «Мир профессий». При выборе отдали предпочтение профессиям близким к опыту детей: врач, фармацевт, парикмахер, кондитер, продавец. По каждой из выбранных профессий с детьми проводилась беседа, дидактические игры ,

            Профессия врач и фармацевт стали первыми в нашем проекте. На первой неделе с детьми посмотрели презентацию по теме, посетили с экскурсией кабинет медсестры детского сада, из подручного материала приготовили атрибуты для игры ( лекарства, рецепты, витамины). Изучили алгоритм вызова врача на дом. Вторую неделю посветили самой игре. (Приложение Сюжетная игра «Ваня заболел»)

            Следующая профессия стала — парикмахер.  Пригласили маму одного из воспитанников , которая рассказала о своей профессии и показала ребятам атрибуты необходимые для работы парикмахером. Для игры дети сделали альбом причесок. Погружение в профессию завершилось игрой «Парикмахерская».

            Продолжила наш проект профессия - кондитер. Для знакомства с профессией посетили с экскурсией кондитерскую «Лакомка», посмотрели видео  о работе кондитера,  налепили и разукрасили  из соленого теста атрибуты для игры. Итогом изучения профессии стала игра «Кондитерская».

            Завершили проект профессией — продавец и игрой «Супермаркет». Во время изучения профессии продавец была организована ярмарка, на которую пригласили родителей и детей из соседних групп, детьми были изготовлены атрибуты для игры в «Супермаркет»

    Эффективность проекта.

            В процессе реализации проекта, помимо ознакомления детей с трудом взрослых и разнообразием профессий, у детей сформировалась модель социального поведения, необходимая им в дальнейшей жизни. В результате организованного обучения сюжетно-ролевой игре у детей повысился не только уровень развития сюжетно-ролевой игры, но и уровень социализации.

            Вовлечение родителей в совместную деятельность способствовало   созданию тесного контакта в системе педагог – родитель-ребенок. Активное привлечение родителей воспитанников к участию в проекте помогло не только лучше усваивать знания, но и позволило семье выйти за рамки коррекционного детского сада.

    4 этап. Презентация проекта

            Финалом проделанной работы стало приглашение родителей группы на просмотр видеоролика по страницам проекта «Мир профессий». На встрече педагоги рассказали родителям о задачах, которые ставили перед собой, о трудностях, которые имели место и об особенностях организации работы.  В результате проделанной работы нами была обогащена предметно-развивающая среда, дети  получили знания о различных профессиях, а также  необходимые социальные навыки .

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Веракса Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования —М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
    2. Гулидова Т.В. "Проектная деятельность в детском саду. Организация проектирования, конспекты проектов. ФГОС ДО" //Учитель, 2019.
    3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.//М.: Просвещение, 2005.
    4. Баряева Л.Б., Зарин А.П., Соколова Н.Д. (ред.) «Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии». Спб:1996.
    5. Н.В.  Краснощекова,  «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» . Феникс, 2016.
    6. Максимова А.А., «Учим общаться детей в сюжетно-ролевой игре».- М.: ТЦ Сфера, 2005
    7. Интернет-ресурсы: презентации, видеоролики, мультфильмы, аудиофайлы.

    Приложения

    Приложение 1 – Конспект НОД лепим продукты для магазина

    Приложение 2 – Конспект сюжетно-ролевой Малыш заболел

    Приложение 3 - Алгоритм оказания мед.помощи

    Приложение 4 – Видеролик


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к выступлению на научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации" Тема "Система помощи семье. воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии"

    Выступление на городском научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьмм раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации"и презентация к нему. Тема выст...

    Инновационный проект «Новая организационно-экономическая модель консультационного центра на базе дошкольной образовательной организации, обеспечивающей психолого-педагогическую и консультативную помощь родителям детей от 0 до 3 лет, не посещающих ДОО»

    Новизна и оригинальность инновационного проекта состоит в том, что расширено сотрудничество педагогов ДОО и семьи:  - во-первых, взаимодействие с родителями детей раннего возраста начинается задо...

    РЕФЕРАТ по программе профессиональной подготовке «Педагогическое образование: инструктор по физической культуре в дошкольной образовательной организации» Тема: «Методы наказания как средство воспитательного воздействия»

    Введение В настоящее время, вопрос о применении  наказания является очень актуальным, хотя они и не принадлежат к числу воспитательных средств, которые нужны повседневно и на каждом шагу. Од...

    ПРОЕКТ «Коррекционно – воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении»

    ПРОЕКТ «Коррекционно – воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении»        На сегодняшний день в систе...