"Использование русских народных сказок для развития культуры речи"
занимательные факты

Главатских Валерия Владимировна

Ладони ребенка возьму, и сердце свое для него распахну.

Русские народне сказки способствууют усвоению всех форм языка, дают возможность выработки у детей речевых навыков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazki_narodnye.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование русских народных сказок для развития культуры речи»

                                                                Воспитатель Главатских В.В.

                                                     Ладони ребенка в руки возьму,

И сердце свое для него распахну!

С детьми всегда должна быть рядом, 
Даря тепло и согревая взглядом, 
Их в мир прекрасного буду вести, 
И помнить заповедь – «Не навреди!»

(1 слайд)

Величайшее богатство русского народа-фольклор, является неотъемлимой частью  русские народные  сказки. Наряду с другими формами русского фольклора они были придуманы людьми, передавались из поколения в поколение, поэтому изучение с детьми русско-народных сказок приобщает к традициям русского народа и служит хорошим подспорьем в развитии культуры речи у детей.

 Слайд Ушиский писал:

«Русские-народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, они дают возможность выработки у детей речевых навыков при рассказывании»

Ознакамливая детей с русско-народной культурой и сказками необходимо объяснять: «Откуда они появились?», «Почему так они называются?» искреннее погружение в истоки национальной культуры. помогает детям «окунуться» в русский быт, в русские традиции. Читая детям русско-народные сказки, нужно обращать внимание на не знакомые слова, выражения и объяснять их значения.

Русско-народные сказки очень эффективные в работе при развитии речи детей, тк они богаты юмором, образными выражениями, фразеологизмами и крылатыми выражениями. Язык сказок просто,ясен для детского восприятия, дети достаточно легко выражают свое отношение к разным героям, оценивают их действия,  стремятся к положительным героям. Очень правильно после прочтения сказки сопоставить поведение героев. Все это способствует развитию речи созданию качественных прилагательных, наречий, развитию мышления. Необходимо уделять перессказу сказок (изначально используя наглядность, со схемой, мнемотаблицей, сюжетных картинок,затем усложнять,не использовать картинок.

Необходимо выявить наиболее эффективные приемы речевого развития детей при ознакомлении с русскими народными сказками, мною были изучены педагогические условия, формирующие культуры  речи дошкольников.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, определив особенности развития  речи у дошкольников, охарактеризовав педагогические условия применения русских народных сказок в формировании  речи у детей , были выявлены противоречия. Что заставило меня искать новые методы и формы работы по развитию речи с детьми раннего возраста.

(4 слайд) В моей работе таким методом, способствующим интеграции личности, развитию творческих способностей, совершенствованию взаимодействий с окружающим миром стала русская народная сказка.

(5 слайд) Сказка - древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и   интригующих ситуациях. Изначально сказка была жанром, предназначенным для взрослых людей, она поучала, объясняла, давала ответы на самые сложные вопросы бытия. Каждый открывал в ней тот смысл, который был наиболее созвучен мироощущению, который мог дать ответ на внутренний вопрос. В этом секрет «вечной молодости» сказок.

Сказка – это сфера чудес, нежный мир грез и фантазий. Но самое главное в ней не то, что чудеса происходят в самой сказке, а то, что она может творить чудеса с любым, кто с ней соприкоснется. Нужно только внимательно прислушаться к ней, ведь не зря сказки существуют уже не одну тысячу лет.

Сказка это не просто развлечение, увлекающее ребенка в волшебную страну грез и фантазий. Развлекающая функция сказки лишь одна из многих. Сказка – это еще и верный друг, и мудрый воспитатель. Сказка воспитывает характер и помогает ребенку разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо.

При пересказе  сказок педагог должен стремиться к тому, чтобы пересказ был близко к тексту, при этом учитывая уровень речевого развития каждого ребенка. Возможно, предложить придумать «свою концовку» рассматриваемой сказки. Использование разного вида театров способствует развитию речи детей, воображения и образного мышления.

А вы знаете сказки?

ПЕРЕВЁРТЫШИ для зрителей.

Был Кощей вчера в гостях

Что наделал, просто - Ах!

Сказки все он перепутал:

А вы сможете их отгадать?

 «Иван царевич и зеленый волк»;

«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»;

«Дарьюшкина избушка»;

«Плавучий корабль»;

 «Лапша из топора».

Утки – селезни.

Девочка с ручку.

Коммуналка.

(6 слайд) Главные направления в развитии культуры речи детей  определяются программой следующим образом:

• Развитие свободного общения с взрослым и детьми.

• Развитие литературной речи.

•Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

•Развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности.

 (7 слайд)

В мир сказок ребенок вступает с самого раннего детства, как только начинает говорить. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике.

 Сказки для детей    просты, носят цикличный характер – многократное повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить её, побуждает интерес к слову.  Все это вызвало у меня интерес к сказке как средству развития речи детей раннего возраста.

Текст  сказки вызывает сильный эмоциональный резонанс у детей.

При чтении  сказок у детей:

-снижается агрессивность;

-устраняется тревожность и страхи;

-развивается эмоциональная саморегуляция и позитивные взаимоотношения с другими детьми.

(8 слайд) Для этого я используются различные формы,  приёмы и способы работы с детьми, доступные им в связи с простотой и интересом к сказке.

Такие как:

 Фронтальная                                    

Подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

 

(9 слайд) Через сказки ребёнок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливость.

(10 слайд) Большинство детей дошкольного возраста не умеют слушать, недостаточно развито чувство ритма и умение согласовывать свои действия с действиями других детей. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций позволяет улучшать и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь.

(11 слайд) Все занятия ориентированы на психическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.

(12 слайд) Одной из форм ознакомления со сказкой является песочная терапия, ведь первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице.

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка, поэтому я использую песочную терапию на занятиях по развитию речи.

Эти незатейливые упражнения с песком  развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику, в ходе их ребёнок учится прислушиваться к себе, проговаривать свои ощущения, что  способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.  

 (13 слайд) Анализ результатов до и после обучения наглядно свидетельствует об эффективности разработанного мною      комплекса методов и приемов.

 Сравнительная диагностика уровня речевого развития детей   выявила следующее:

Дети научились выражать свои потребности, принимают активное участие в играх, с интересом слушают сказки, рассказы воспитателя, проявляют интерес к окружающему миру.  Игры детей сопровождаются положительными эмоциями. Дети заинтересованно следят за развитием сюжета в сказках. Речь стала средством общения между сверстниками и взрослыми. В целом,  по результатам диагностического обследования заметна положительная динамика  речевого развития детей.

В заключении, необходимо отметить, что такой метод, как сказкотерапия широко используется в сфере логопедии. Уникальность этого метода заключается в том, что используя сказки помогает педагогу решить ряд коррекционных задач: развитие слоговой структуры слова, развитие фонематического восприятия, развитие подвижности артикуляционного аппарата, автоматизация звуков и развитие грамматики.

 

(14 слайд) Свою работу я строила на следующих основных принципах:

Принцип системности, отражающий взаимосвязь различных сторон личности ребенка и неравномерности их развития;

Принцип единства диагностики и развития, который отражает целостность формирования связной речи у детей третьего года жизни;

Деятельностный принцип формирования связной речи дошкольников. Базовым видом деятельности для развивающей работы с детьми выступает игра как ведущая деятельность дошкольного возраста.

Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей и обеспечение им продвижения вперед своим темпом (минимакса).

Принцип комплексности методов в формировании связной речи у дошкольников, доказывающий необходимость использования всего многообразия педагогических методов и приемов;

Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком, определяется ведущей ролью, которую играет семья, педагоги, ближайший круг общения ребенка в его развитии.

(16 слайд) Надеюсь, что мой опыт поможет коллегам – практикам в развитии речи детей раннего и младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления  с русскими народными сказками, по новому взглянуть на проблемы в развитии речевых умений, применить интегративный подход, обеспечив тем самым новое качество образовательной деятельности в современном детском саду.

(17 слайд) Использование традиционных методов и приемов в этом направлении не всегда дает нужный результат. Но жизнь идет вперед!

 

(18 слайд) Поэтому педагогам стоит акцентировать внимание на современных образовательных технологиях – ИКТ, проектных.

         (19 слайд) Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы: «Использование русских народных сказок в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Выявить эффективность использования русских народных сказок в развитии связной речи у старших дошкольников....

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

«ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Если использовать  устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способностей детей....

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества рус...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

   Создавая этот проект, мне хотелось доказать, что сказки помогают развивать не только речь ребёнка, его творческую активность, выразительное исполнительство, но и музыкальные способ...