Проект «ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ, ТРАДИЦИЯМИ И КУЛЬТУРОЙ»
проект (средняя группа)

Поливода Надежда Александровна

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной культуре и ее традициям, а также к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. И если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полного ознакомления с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_1.docx632.56 КБ

Предварительный просмотр:

         Образовательный проект по теме:

«ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ

    ПРОМЫСЛАМИ, ТРАДИЦИЯМИ И КУЛЬТУРОЙ»

                       для детей средней группы

                                                Проект подготовила

                                                                        воспитатель средней группы «Звездочки»  

                                                                        Поливода Н.А.

                                                   2023 год

Проект «Знакомство детей с русскими народными промыслами,

традициями и культурой»

Тип проекта : Познавательно-творческий

Продолжительность: 4 недели

Участники проекта : дети средней группы, родители, воспитатели

Возраст детей : 4-5 лет.

Проблема: В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной культуре и ее традициям, а также к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. И если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полного ознакомления с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Актуальность: Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому надо уделять особое внимание приобщению детей к истокам русской народной культуры : старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Цель проекта : Создать условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры, сформировать основы патриотического сознания посредством ознакомления с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.

Задачи проекта :

- вызвать у детей интерес, уважение к истории, культуре, языку русского народа;

- познакомить детей с разными формами устного народного фольклора;

- познакомить детей с особенностями народного быта;

- воспитывать у детей гордость за свою страну, ее историю;

- расширять кругозор детей, словарный запас при знакомстве с русской избой и предметами быта, традициями русского народа;

- развивать связную речь детей при описании предметов быта, составлении рассказов, загадок о праздниках, традициях, проведении экскурсии;

- развивать выразительную сторону речи при рассказывании потешек, закличек, песен;

- познакомить детей с разными видами народного творчества;

- развивать художественно — творческие способности детей;

- осуществлять комплексный подход к нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством :

- заучивание потешек, прибауток, закличек;

- использование пословиц, загадок, поговорок;

- чтение художественной литературы;

- использование русских народных песен и танцев;

- проведение русских народных игр;

- использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;

- применение игрушек и изделий народных промыслов;

- разыгрывание сценок и эпизодов сказок;

- рассказ о народных обычаях и традициях;

- рассматривание иллюстраций, альбомов о русском быте;

- беседы, вопросы, разъяснения.

Значение проекта :

1. Для детей :

- Познакомить детей с традициями и культурой русского народа;

-Познакомить детей с русской народной игрушкой;

-Продолжать знакомить детей с русским фольклором – русскими народными сказками, русскими народными мелодиями и песнями.

-Развивать творческие способности детей в процессе изобразительной деятельности.

-Воспитывать интерес и любовь к истории русского народа.

-Воспитывать патриотические чувства у детей.

2. Для педагогов:

- углубить и расширить знания о разнообразии и назначении традиционной народной культуры;

-формировать желание у детей и их родителей расширять знания о народных промыслах.

3. Для родителей:

-Консультация на тему «Русские народные традиции»

-Проведение русских народных праздников (Масленица)

-Организация выставки детского творчества.

Предполагаемый результат:

Для детей :

- знание детей о народных промыслах (дымковская игрушка, филимоновская игрушка, матрешка, освоение техники рисования узоров;

- обогащение и систематизирование знаний о старинных праздниках, традициях, фольклора;

- формирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы;

- воспитание нравственного поведения у детей, что поможет сформировать у детей заботливое отношение к народной культуре и традициям русского народа.

Для педагогов:

- личностный профессиональный рост, самореализация педагога;

Для родителей:

- желание принимать участие в совместной деятельности по реализации проекта;

- укрепление взаимоотношений между детьми, родителями и педагогами;

-заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.

Этапы проекта :

       I этап - подготовительный

Разработка проекта.

1. Подобрать литературу, иллюстрационный материал, материал для игровой деятельности детей для успешной реализации проекта.

2. Заинтересовать детей и родителей темой проекта, ориентировать их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта

3. Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей.

4. Составить перспективный план мероприятий.

      II этап - основной

Интеграция образовательных областей по проекту :

«Социально-коммуникативное развитие»:

- сюжетно-ролевые игры;

- ситуации;

- беседы.

«Познавательное развитие» :

- беседы;

- НОД;

«Развитие речи» :

- составление описательных рассказов;

- сочинение сказок, стихов и рассказов;

- речевые упражнения.

«Игровая деятельность» :

- дидактические игры;

- игры-драматизации;

- игровые упражнения;

- развивающие игры.

- «Художественно-эстетическое развитие» :

- рисование;

- аппликация;

- чтение художественной литературы;

- слушание музыкальных произведений.

«Физическая культура» :

- физминутки;

- народные игры;

- подвижные игры.

        III этап - заключительный

-Обработка результатов по реализации проекта;

-Выставка рисунков, аппликаций;

-Проведение развлечения (Масленица).

       План работы над проектом

Познавательное развитие:

1. Беседы:

- Беседа: «Народные традиции»;

-Тематическая беседа «Дымковские мастера» (знакомство с дымковской игрушкой, рассматривание иллюстраций с изображением узоров дымковской росписи);

-Беседа «Филимоновские игрушки»;

- Беседа «Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой».

2. Просмотр презентаций:

-Презентация «Традиции русского быта». Обсуждение с детьми жизни наших бабушек и дедушек.»;

-Просмотр видеофильма «Русская игрушка». Обсуждение разнообразия игрушек у наших предков.»;

-Просмотр презентации «Народные промыслы» : дымковская, городецкая и филимоновская роспись»;

3. НОД. Познание: «Масленица».

4. Экскурсия в музей детского сада «Народные игрушки и предметы старины далекой».

Социально-коммуникативное развитие:

1. Сюжетно-ролевые игры:

- Сюжетно-ролевая игра «Угостим матрешек чаем»;

- Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей»;

2. Беседы:

- Беседа «Чудо-мастера Руси»;

- Беседа-обсуждение жизни наших предков.

Игровая деятельность:

1. Тетрализованные игры:

-театрализованная игра «Теремок»;

- настольный театр «Волк и семеро козлят»;

- магнитный театр «Колобок».

2. Дидактические игры:

-дидактическая игра «Собери матрешку»;

-дидактическая игра «Ты кто?». Активизировать в речи глаголы и прилагательные. Закрепить знание героев русских народных сказок, их отличительные признаки.

-дидактическая игра «Составь сказку». Учить составлять сказку из серии картинок. Развивать детское творчество.

Речевое развитие:

-Чтение русских потешек, прибауток, закличек, частушек, небылиц;

-Загадки о народных промыслах;

-Рассказывание по картинке «Дымковский конь»;

заучивание стихотворения А. Барто «Лошадка»;

Заучивание небылицы «Богат Ермошка»;

Физическое развитие:

1. Русские народные игры : «Гуси-Лебеди», «Каравай», «Лохматый пес», «У Миланьи, у старушки», «У медведя во бору», «Ручеек»;

2. Пальчиковая гимнастика:«На ладошки мы подуем», «Сороконожки»,«Оладушки».

3. Артикуляционная гимнастика: «Грибок», «Дудочка».

4. Гимнастика для глаз : «Чудеса».

5. Физминутки: «Заводные игрушки»,«Матрешки».

Художественно-эстетическое развитие:

1. НОД

-Рисование «Городецкая роспись - основные элементы росписи»,

-Рисование «Роспись русской матрешки»,

-Аппликация «Дымковская лошадка»,

-Рисование «Филимоновская игрушка».

2. Слушание русских народных мелодий и песен («Плясовая», «Весёлая русская», «Во поле берёзка стояла», «Порушка-Пораня», «Барыня», «Как на тоненький ледок», «Во кузнице», «Солдатушки, бравы ребятушки»).

3. Чтение художественной литературы:

Стихотворения (А. Барто «Игрушки», Некрасова «Веселые матрешки», И.Чернидская «Матрешки»)

Русские народные сказки «Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лисичка сестричка и волк»,С. Маршак «О матрешках», «Лиса и заяц»)

      Продуктивная деятельность. Работа с родителями:

1.Изготовление родителями вместе с детьми лепбука «Народные промыслы».

2.Участие родителей в подготовке к празднику Масленица.

3.Консультации для родителей «Роль сказок в воспитании детей», «Народные традиции в  семейном воспитании ».

                                        проект 1

проект 11

проект111

проект12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта. Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»

Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»...

Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»

Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»...

Конспект ООД «Знакомство детей с русскими народными традициями»

Разработала: Ильящук Т.В., воспитатель,МБДОУ детский сад № 29 «У Лукоморья»,г. Саяногорск...

Проект «Знакомство детей первой младшей группы с народной культурой и традициями»

Дата проведения: ноябрь 2021 года.Актуальность.Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.Насл...

Проект «Знакомство детей с обычаями и традициями народов Дагестана!»

Развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса к историинародов республики Дагестан в процессе ознакомления с национальнымипраздниками, традициями и обычаями....

Проект «Мы дети большой страны» Тема: «Традиции и культура русского народа» для детей старшей группы

Проект «Мы дети большой страны»Тема: «Традиции и культура русского народа»для детей старшей группы...

Проект «Знакомство детей с русскими народными промыслами, традициями и культурой»

Цель проекта: Создать условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры, сформировать основы патриотического сознания посредством ознакомления с историей и культурой Росс...