Как помочь заговорить малышу
консультация (младшая группа)
Конспект родительского собрания
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 1. «Как помочь заговорить малышу»
Цель: Создать условия для развития речи у ребенка до двух лет.
Задачи:
- Актуализировать возрастные нормы развития речи.
- Рассмотреть основные условия, необходимые для успешного развития речи у ребенка 2 лет.
- Игры для развития речи ребенка до 2 лет.
Родительское собрание проводится в форме тренинга. Организаторы: воспитатель, психолог.
Атрибуты: кукла , мольберт, маркеры, листок с возрастными нормами ребенка 2 лет, картинки.
Ход мероприятия:
1.Приветствие воспитателя, знакомство с педагогом-психологом. Цель родительского собрания: создание условий для равноправного обмена мнениями по поводу развития речи малышей с помощью игровой деятельности.
2.Актуализация возрастных норм развития.
Психолог: Прошел почти год, как ваши малыши пришли в садик. Они подросли. Многое стали делать самостоятельно. Подумайте и скажите, чему научились малыши за это время, что они могут сами?
Передаем куклу родителям, тот родитель у кого кукла, высказывается, чему научился ребенок за год. (Стали садиться на горшок, научился сам кушать, научился сам пить, пытается снять и одеть трусики сам, сам пытается снять обувь и носочки, пытается одеть шапочку на голову, может различать маленькое и большое, может понимать и выполнять знакомую инструкцию).
Воспитатель: Да наши детки подрастают, начинают говорить. Кто-то уже говорит целыми небольшими фразами, а кто-то еще ничего не говорит. Как помочь малышу запустить речь.
3.Условия, необходимые для развития речи.
Психолог: В наше время, когда вокруг очень много различной информации, когда в любую минуту, можно набрать в поисковике любой запрос и этот запрос может выдать информацию на любой вкус. Но ведь, недаром говорят, что интернет – это большая помойка и иногда бывает трудно найти то, что нужно. Давайте определимся, что вы знаете о том, от чего зависят трудности ребенка при запуске речи и как ему помочь. Для этого я предлагаю разделиться на 2 команды. У меня есть картинки предметов, 1-вой команде нужно будет найти, то что поможет при развитии речи и обосновать свой выбор. А 2-ой команде выбрать то, что мешает развитию речи ребенка.
Помогают развитию речи | Мешают развитию речи |
Яблоко Беговел Книжка Общение Игрушки Указательный жест Ждут, когда ребенок сам сделает, помогаю чуть-чуть при необходимости. | Пустышка Соска Коляска Детское питание протертое Родители не дают самостоятельности Телефон Телевизор |
Педагог-психолог обобщает все сказанное. Добавляет информацию о вещах, которые помогают и которые мешают развитию речи.
Яблоко – твердая пища обязательно нужна для развития мышц, которые задействуются при разговоре. У ребенка должен быть готов речевой аппарат, чтобы он мог произносить слова. Важен процесс жевания, при пережевывании кусочков твердой пищи участвуют мышцы щек, что создает внутри щечное давление. Внутри щечное давление важно для способности произносить согласные звуки. В процессе измельчения пищи зубами работают челюсти, это влияет на формирование прикуса. Если ребенок не умеет жевать он не получает многократной тренировки всех артикуляционных мышц. Значит снижается тонус артикуляционного аппарата: щеки толстые, приопущенные, рот приоткрыт, язык может находится на пороге нижней губы, может наблюдаться слюнотечение. Приоткрытый рот формирует неправильный тип дыхания. Слабый коротких вдох приводит к снижению кислородообменных процессов. А кислород, как мы знаем является питанием головного мозга. С введением твердой пищи в рацион питания вы избежите ряда проблем и поможете ребенку в освоении речи.
Беговел- Что даст больше пользы ребенку, сидеть или двигаться? Становление крупной моторики – это процесс формирования основных двигательных навыков. Они формируются примерно в первый год-полтора жизни: ребенок рождается, не умея ничего в моторном плане, но к полутора годам он ходит, сидит, прыгает, строит из кубиков. В дальнейшем движения совершенствуются, но их базой остаются навыки, сформированные в раннем возрасте. А если ребенок мало двигается стало быть эти навыки не формируются.
Книжка- чтение книг является целым комплексом различных действий. Здесь вы вместе рассматриваете картинки, рассказываете, что изображено. Ребенок учится разглядывать, замечать детали и слушать. У малыша расширяется кругозор, появляется понимание предметов и действий. Чтение – это спокойный и полезный досуг, который отлично подготавливает маленького непоседу ко сну. Чтение способствует развитию речи, пополняет словарный запас и расширяет кругозор.
Игрушки-
- Пирамидки
Пирамидка - очень полезная игрушка для малышей. Начиная с раннего возраста, пирамидка может использоваться для сериационных игр (соотнесения деталей по размеру и цвету), в результате которых формируются соответствующие сенсорные эталоны.
- Вкладыши
Вкладыши - это специальные игрушки, предназначенные для развития наглядно-действенного мышления малыша. Набор вкладышей представляет собой несколько (от 3 до 12) полых предметов одинаковой формы и разного размера. Это могут быть кубики, стаканчики, цилиндры, мисочки, половинки шара, убывающие по величине или даже матрешки. Вкладывая меньший предмет в больший, дети учатся соотносить величину предметов, координируя действия руки и глаза. Такие игровые пособия способствуют развитию восприятия формы и размера.
- Транспортные игрушки
Транспортные игрушки - это игрушки, отображающие различные виды транспорта. Это могут быть машины (легковые и грузовые, машины скорой помощи и пр.), железнодорожный, авиа - или водный транспорт, приспособления для механической транспортировки - тачки, коляски, кареты, тележки и пр. Игрушечный транспорт служит развитию детской моторики, воображения, эмоционально-личностной и познавательной сферы. Хорошая машинка или поезд обогащает сюжетную игру за счет возможности перемещения персонажей и предметов, помогает малышу освоить различные социальные роли, реализовать познавательные интересы.
- Составные картинки
Составные картинки представляют собой различные вариации игры-головоломки, суть которой - из отдельных кусочков собрать целое изображение. Эти игрушки могут носить как познавательно-исследовательский характер (найти способ собирания, при котором картинка получается), так и характер продуктивной деятельности (создать относительно самостоятельный продукт из имеющихся частей).
Прежде чем начать сборку, ребенок должен представить, что он собирает, иными словами, у него должен возникнуть образ, который будет направлять его действия. И ребенку необходимо мысленно удерживать этот образ, узнавая в отдельных частях целое. Он должен соотносить один кусочек с другим и со всей картинкой сразу, т.е. находить для каждой детали свое, единственно верное место. Такая деятельность помогает ребенку научиться мысленно оперировать образами, опираясь при этом на наглядный материал.
- Мозаики
Мозаика – способ создания изображения или узора из мельчайших кусочков (цветных камней, керамических плиток и т.д.). Сегодня существует очень много разнообразных наборов мозаики для детей. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка. Во-первых, в нем участвует мелкая моторика рук, развивается образное мышление, воображение. Во-вторых, создавая изображение с помощью мозаики, у ребенка развивается целеполагание и целенаправленная деятельность, волевая регуляция поведения (произвольность). В-третьих, мозаика развивает художественный вкус ребенка, позволяет проявить ему творческую активность и служит особым средством познания мира.
- Материалы для рисования, лепки, аппликации
Материалы для творчества – это все, из чего можно творить, создавать что-то свое, новое. Таким образом, в эту категорию попадает не только товар, который продается под этим названием в магазине, но и и все, что может пригодится в этом качестве из домашних запасов, даров природы и т.д. И хотя материалы для творчества нельзя отнести к игрушкам, достоинство самых лучших из них, в том, что с ними, помимо прочего, можно придумать множество увлекательных и полезных игр.
Создание всевозможных объектов своими руками полезно и для моторного, и для психического развития ребенка (развивается эмоциональная сфера, эстетическое восприятие и многое другое). В том числе, творчество способствует развитию самосознания. Уже годовалый малыш, рисуя или просто сминая цветную бумагу, и наблюдая результат своих действий, осознает себя источником происходящего, субъектом действия.
- Кубики и конструктор
Строительство из кубиков и конструирование развивают ручную ловкость и мелкую моторику, целенаправленность собственных действий, образное мышление и воображение.
Родители ждут, когда ребенок сам сделает, помогаю чуть-чуть при необходимости.
Пустышка и бутылочка с соской- как показали исследования, применение пустышки детьми до трех лет, увеличивает риск возникновения ушных инфекций. Было отмечено, что если малыш до трех лет переносил несколько раз ушную инфекцию, то его способность воспринимать на слух, а также речевое развитие отклонялось от нормы.
Регулярное применение пустышки вызывает значительное искривление зубов. У малышей продолжается формирование нёба, а вместе с ним формируется расположение зубов. Когда происходит регулярное соприкосновение соски бутылочки или пустышки с небом, это очень часто вызывает образование высокого узкого неба. Язык является очень сильной мышцей, которая помогает правильному развитию неба, а если оно узкое, то это мешает правильно произносить слова и затрудняет глотание слюны.
Питание из бутылочки очень часто приводит к психологическим последствиям, то есть, у малыша нет доверия к родителям, он не может справиться со своими эмоциями. Потому что соска не сможет заменить малышу полноценный контакт с родителями. Поэтому, как только ваш малыш начал плакать, не стоит сразу искать пустышку, просто возьмите его на руки, погладьте по головке, покачайте, прижмите к себе, и постарайтесь его успокоить самостоятельно.
Постоянное «затыкание» рта соской (чаще необходимого) может стать причиной того, что ребенок поздно начнет разговаривать, а его речь будет недостаточно выразительной. Ребенок может решить, что ему удобнее указывать на нужные вещи и общаться с миром жестами - ведь он привык не раскрывать рта из-за соски. Маленький человек просто может себе внушить, что намного легче общаться при помощи жестов и указывать на предметы пальцем, потому что он привык, что его рот всегда занят соской.
Естественно, в редких случаях соска и пустышка бывают полезными. Однако до сих пор не имеется никаких данных о том, что они приносят хоть маленькую, но пользу.
В случае если у малыша отсутствует внятная речь к двум годам, он издает носовые или слишком высокие звуки, совсем не обращает внимания, когда к нему обращаются, при попытке заговорить проявляется грустный взгляд, а также, если он повторяет речи родителей без любых вариаций, это должно вас насторожить.
Стоматологические проблемы, такие как открытый прикус (несмыкание верхних и нижних зубов) и перекрестный прикус; Чрезмерное развитие мышц в передней части рта по сравнению с мышцами в задней части рта, что может привести к постоянному выталкиванию языка и дальнейшему ухудшению положения зубов; Детям необходимо научиться контролировать слюноотделение, сглатывая с закрытым ртом. Чрезмерное использование пустышек и сосание из бутылочки замедляет формирования навыка, что приводит к слюнотечению, проблемам с зубами, носоглоткой и раздражению кожи вокруг рта; Нехватка младенческого лепета и экспериментов со звуками. Когда у грудничка или ребенка старше года во рту пустышка, он с меньшей вероятностью будет копировать звуки, издаваемые взрослыми, или сам пытаться лепетать и играть со звуками. А это важный этап для развития речевых навыков. Есть даже эксперты, которые считают, что лучше позволить ребенку держать во рту его собственные пальцы, так как с сосанием пальцев получит больше сенсорной обратной связи. Это быстрее утешает, и дети с большей вероятностью откажутся от вредной привычки, когда будут готовы.
Коляска
Если ребенок проводит много времени в детском кресле, прогулочной коляске или переноске, то впоследствии он столкнется с задержкой в развитии речи и физических навыков, установили ученые.
Это уменьшает возможность свободно осваивать мир и общаться с родителями. В результате произошедшие изменения могут повлиять не только на успеваемость ребенка, но и на всю его жизнь. В том числе, на способность устанавливать межличностные связи. Внимание, баланс, координация, - все это нарабатывается в первые 36 месяцев жизни. Притом, здесь важен даже прямой зрительный контакт с другими людьми. Но если ребенка везут в коляске, отвернутого от родителей, а те говорят по телефону, он лишен возможности развиваться нормально.
Детское питание протертое.
Протёртое питание (пюре) тоже, как ни странно, мешает формированию речи. Если ребёнок употребляет в основном мягкую, перетёртую пищу, это тормозит развитие его органов артикуляции, что отражается на речевой функции. Всё хорошо в меру. Пюре нужно сочетать с кусковой пищей.
Телефон Аналогичные проблемы имеет широкое использование планшетов и телефонов. Дети, имеющие доступ к этим устройствам, реже поют, говорят и играют. Такие дети могут в перспективе плохо учиться, несмотря на высокий уровень интеллекта.
Телевизор - в мультиках и фильмах уже есть готовая картинка и образ, поэтому здесь уже фантазировать не приходится. Ребёнок с рождения наделён высокой познавательной способностью - он пробует и пробует всё новое, и при удачной попытке у него вырабатывается гормон радости дофамин. Именно дофамин движет малышом, когда он пытается в очередной раз взобраться на горку или собрать пирамидку. Яркая картинка на экране также даёт большой выброс дофамина у ребёнка, причём для этого делать ему ничего не нужно. Привыкнув к такому способу получения удовольствия малышу становится очень сложно «добывать» его сложным путём. Так снижается естественная познавательная активность ребёнка. Количество времени, проведенное у экрана (то есть, количество выброшенного в кровь дофамина), может серьезно повлиять на мозг! Проводилось исследование, которое показало, что МРТ головного мозга ребенка, который играет в комп. игры до трех часов в день, похоже на МРТ человека, зависимого от наркотиков. Слишком большой выброс дофамина…
Указательный жест -
Указательный жест («показать пальцем») у детей крайне важен и является «мостиком» между невербальной и вербальной речью ребенка.⠀
В норме дети осваивают указательный жест к 1,5 годам.Указательный жест является средством коммуникации! Именно по этой причине специалисты заостряют внимание родителей на указательном жесте.⠀Если ваш малыш им пользуется, значит он умеет выделять и вычленять необходимый для него предмет, а это предшествует речевому развитию. Многие дети уже с 8 - 9 месяцев показывают пальцем на предмет, если хотят его получить и именно в этот момент у детей появляется лепет. Как же его формировать?⠀Конечно, всё индивидуально. Но есть и общие принципы: ⠀Учить в ситуации (пожалуй, самый простой способ и дети, как правило, его осваивают самостоятельно). Если малышу что-то необходимо, вы складываете его пальчики в указательный жест, подносите желаемый предмет к нему на расстоянии вытянутой руки, так, чтобы указательный пальчик касался предмета и называете этот предмет. Повторяете эти действия каждый раз, когда заметили, что ребенок смотрит на что-то. Обучайте ребенка во время приема пищи. Предлагайте ему на выбор то, что он любит, и еду, которая ему не нравится. Смысл в том, что ребенок получает ту еду, на которую он указывает пальцем. Еще один способ-это указывание на картинки. Перед ребенком выкладываете ряд изображений и спрашиваете - Где кот? И рукой ребенка со сложенным жестом показываете на изображение. ⠀
Родители не дают самостоятельности
Что может малыш в этом возрасте?
Двухлетний ребенок уже достаточно самостоятелен. У малыша уже довольно хорошо развита координация, он постоянно находится в движении. С помощью взрослых двухлетка вполне может сам себя обслуживать: ходить на горшок, пить из чашки, есть ложкой, мыть и вытирать руки, раздеваться. Поддерживайте инициативу малыша и предоставляйте ему свободу – так он быстрее научится самостоятельности.
4.Игры для развития речи и не только.
Мы провели небольшое занятие для ваших малышей, а сейчас хотим показать вам простые игры, в которые вы можете поиграть дома.
Просмотр видео.
Мы с вами разобрались, что помогает ребенку заговорить, а что мешает. Спасибо, что вы были активными и включились в нашу игру.
5.Рефлексия.
Сейчас я передам игрушку, а вы каждый скажете, чтобы вы добавили или поменяли для развития речи у вашего малыша после нашего собрания.
Передаем игрушку, каждый родитель высказывает свою точку зрения.
Еще раз благодарим родителей и прощаемся с ними.
Что должен уметь ребенок к 2 годам.
- Ходит самостоятельно.
- Во время ходьбы тянет за собой игрушки.
- Во время ходьбы может нести в руках большую игрушку или несколько игрушек.
- Начинает бегать.
- Стоит на цыпочках.
- Ударяет ногой по мячу.
- Забирается на предметы мебели и слезает с них самостоятельно.
- Поднимается и спускается по ступенькам с поддержкой.
Мелкая моторика
- Рисует каляки-маляки по своей инициативе.
- Переворачивает емкость, чтобы вылить содержимое.
- Строит башни из четырех и более кубиков.
- Возможно, пользуется одной рукой чаще, чем другой.
Речь
- Указывает на предмет или картинку, когда их называют.
- Знает имена знакомых людей, названия предметов и частей тела.
- Произносит несколько отдельных слов (к пятнадцати-восемнадцати месяцам).
- Использует простые фразы (к восемнадцати-двадцати четырем месяцам).
- Использует предложения, состоящие из двух-четырех слов.
- Выполняет простые указания.
- Повторяет слова, услышанные в разговоре.
Когнитивное развитие
- Находит предметы, даже если они спрятаны под двумя или тремя слоями ткани.
- Начинает сортировать предметы по формам и цветам.
- Начинает играть, используя свое воображение.
Социальное и эмоциональное развитие
- Имитирует поведение других людей, особенно взрослых и более старших детей.
- Все больше понимает, что является отдельной от других личностью.
- Все больше любит играть в компании других детей.
- Проявляет растущую независимость.
- Начинает демонстрировать непослушание.
- К середине года все чаще ощущает страх разлуки, а затем этот страх ослабевает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь малышу подготовиться к школьной жизни (памятка для родителей)
Как физически и нравственно подготовить своего ребёнка к школе, чтобы он был здоровым и жизнерадостным и не отставал в учебе и играх от своих сверстников? Этот вопрос волнует многих родителей......

Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?
Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему с...
Как помочь ребенку стать уверенным в себе!
Каждому человеку знакомо чувство неуверенности в себе, когда ты сам себе кажешься неумелым, некомпетентным, будущее — туманным. И кажется, что окружающие замечают твое внутреннее смятение, тревог...

Как помочь птицам перезимовать?
Комплексное занятие для старшей группы детского сада. Занятие «Как нам помочь птицам перезимовать?» актуально для зимнего периода времени, а также способствует привлечению дошкольников к оказанию...

Статья для родителей, логопедов "Как помочь малышу - молчуну?"
Что делать, если Ваш малыш молчит? Как помочь малышу, если он не ходит в садик? Это статья для мам, бабушек и тех, кому не безразлично, когда заговорит ваш молчун....

консультация для родителей " Как помочь ребенку в изучении окружающего мира."
консультация для родителей...

