«Удивительные свойства воздуха»
методическая разработка (старшая группа)

Васильковская Александра Викторовна

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи:

Образовательные:

- расширять знания детей о свойствах воздуха: невидим, прозрачный, воздух движется, воздух легче воды;

- расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных и растений;

- дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

Развивающие:

- развивать исследовательские способности детей через опыты и эксперименты;

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 48 «Ручеёк»

_________________________________________________________

658222, Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Северная,18,

тел. 6-17-44,detsadik48@yandex.ru

Конспект занятия

в старшей группе 5-6 лет

на тему: «Удивительные свойства воздуха»

Воспитатель: высшей квалификационной

категории

Васильковская Александра Викторовна

Рубцовск, 2025г.

Интеграция: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,

Тема: «Удивительные свойства воздуха»

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи:

Образовательные:

- расширять знания детей о свойствах воздуха: невидим, прозрачный, воздух движется, воздух легче воды;

- расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных и растений;

- дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

Развивающие:

- развивать исследовательские способности детей через опыты и эксперименты;

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование: 

Компьютер, проектор, экран, полиэтиленовые мешочки, стаканчики с водой, коктельные трубочки, салфетки, веера, мыльные пузыри, кораблики, тазики для моря, колечки с лентами, апельсин, белые халаты.

Организационный момент. Приветствие

Цель: создание мотивации на совместную деятельность.

Задачи:

1. Психологический настрой на совместную деятельность.

2. Поддерживать интерес к дальнейшей совместной деятельности.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети образуют полукруг, выполняют движения: улыбаются, настраиваются на работу.

- Здравствуйте!

- Доброе утро!

- Ребята, сегодня к нам  пришли гости. Давайте поздороваемся. А теперь улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям.

Если каждый улыбнётся

Утро доброе начнётся!

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся!

Создана благоприятная обстановка для работы, дети организованы.

Мотивированы на работу.

Основная часть.

Цель: формирование умений работать по инструкции педагога

Дети сидят на стульчиках, отгадывают загадку:

- Воздух!

- Воздух – это, то чем мы дышим.

- Сейчас я вам загадаю загадку, а вы должны ее отгадать:

Через нос проходить в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем (воздух).

- Правильно, сегодня мы будем говорить о воздухе.

- А как вы думаете, что такое воздух?

- Правильно!

Показ презентации

Дети сидят на стульчиках, смотрят на экран и внимательно слушают.

Дети сидят на стульчиках, смотреть на экран и внимательно слушают.

- Да, это место, где проводят эксперименты.

- Где сидят ученые!

- Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха. Воздух – это удивительная оболочка вокруг Земли – называется атмосферой. Воздух необходим для жизни и человеку, и животным, и растениям. А вы знаете, что без воды и еды человек может прожить несколько дней, а без воздуха всего несколько минут.

— Вот поэтому водолазы, когда собираются нырять, глубокого под воду, и космонавты, когда отправляются, в полет, берут запасы воздуха в специальных баллонах. Сегодня нам предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает. Чтоб это увидеть и доказать, мы превратимся в ученных – исследователей и отправимся в лабораторию. Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?

- Да, лаборатория – это место, где ученые проводят. Различные эксперименты. В лаборатории надо соблюдать определённые правила: не мешать друг другу, работать аккуратно, громко не разговаривать. В лаборатории все должно быть чисто, стерильно, поэтому мы все наденем белые халаты. Готовы! Ну вот, теперь мы похожи на настоящих ученных. Я буду руководителем научной группы, а вы, моими помощниками. Приглашаю вас в нашу лабораторию «Почемучек», чтоб исследовать воздух.

На экране включается 1 слайд.

На экране включается 2 слайд.

Надевают халаты и подходят к столу.

Опыт 1 «Поймать воздух»

 Дети стоят возле стола.

- Нет, не видим.

- Воздух невидимый, прозрачный.

- Хотим.

- В пакете ничего, он пустой.

- Пакет стал толстый. Он полон воздуха и похож на подушку.

- нет (воздух он невидимый).

- Да.

- Воздух прозрачный.

- Нет воздуха, вышел.

- Воздух прозрачный, невидимый, чтобы увидеть воздух его надо поймать и поместить в оболочку.

- Скажите ребята, вы видите воздух вокруг нас?

- Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

- Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить его?

- Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?

- Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?

- А вы видите воздух?

- А вы видите свою руку?

— Значит какой воздух?

- Пакет развяжем и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким, почему. Какой мы можем сделать вывод?

- Воздух прозрачный, невидимый, чтобы увидеть воздух его надо поймать и поместить в оболочку.

Подготовлены полиэтиленовые мешки по счету.

Опыт 2 «Воздух внутри нас»

Дети садятся на стульчики вокруг стола, на нем стоят стаканы и рядом лежать трубочки.

- Да!

- В стакане появляются пузыри. Значит в нас есть воздух.

- Нет, без воздуха человек умрет.

Человек не может жить без воздуха.

- Мыльные пузыри.

- Как вы думаете, воздух есть внутри нас? А давайте, проверим. Возьмите трубочки, поставьте в стаканчики с водой и подуйте, что происходит? Пузыри воздуха поднимаются наверх, воздух легче воды.

- А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?

- Какой вывод можно сделать?

- А еще, какие пузыри мы можем пускать?

 Опыт 3 «Игра с пузырями»

На столике стоят мыльные пузыри. Дети подходят к столу и берут мыльные пузыри.

- Через нос.

- Если дунут посильней,

Будет много пузырей

12345 ни за что их не поймать

- В каждом пузыре есть воздух. Мыльная пленка наполняется воздухом и отрывается от петельки, легкие воздушные пузыри летают.

- Молодцы!

- Ребята, а как воздух попадает к нам? Чем мы выдыхаем?

- Давайте покажем, как мы дышим. (Дыхательная гимнастика).

- Идемте в лабораторию.

Дети играют с мыльными пузырями.

Опыт 4 «С бумажной салфеткой»

Дети садятся на стульчики вокруг стола.

- Нет!

- Видно, салфетка шевелится.

- Ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, мы видим воздух?

- Возьмите салфетки, вдох и выдоха. А с салфеткой видно?

- При выдохе, образуется движение воздуха, и салфетка приходит в движение.

- Вывод: - Ветер – движение воздуха, воздух движет предметы.

На столе лежат салфетки по количеству детей.

Опыт 5 с веером, лист картона

Дети сидят на стульчиках на подносе лежат веера.

- Ветерок ощущаем.

- Давайте устроим ветер с помощью листа картона. Возьмите его, помашите на себя, теперь на соседа. Что вы чувствуете?

- Вывод: не видим, но ощущаем.

- Подойдите ко мне ребята, я раздам вам ленточки.

Готовые вееры из картона лежат на подносе. Раздаю ленточки для физкультминутки.

Физкультминутка «Ветерок»

Цель: развивать равновесие, ловкость, профилактика плоскостопия

Дети стоят кругом, выполняют движения по тексту.

- Ребята, я предлагаю послушать музыку и поиграть в игру «Ветерок». Вы будете изображать тихий, ласковый, теплый ветерок.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише,

Деревце всё выше, выше.

- Все молодцы, очень красиво изображали ветерок, а вы знаете, что ветер очень изменчивый, не постоянный, он может приносить пользу и вред. Давайте присядем, я вам буду показывать картинки рассмотрите их и объясните, когда ветер бывает хорошим, а когда плохим.

Наклоны туловища слева направо, руки медленно опустить вниз.

Руки поднять вверх, подняться на носках. Дети двигаются с лентами, музыка становится все тише и тише, и замолкает.

Слайдовая презентация «Ветер»

1. Ветер хороший, потому что он надувает паруса, помогает кораблю плыть.

2. Ветер плохой, потому что поднимает большие волны и переворачивает корабли.

3. Ветер хороший, потому что он разносит семена растений.

4. Ветер плохой, потому что он раздувает лесной пожар.

5. Ветер хороший, потому что он поворачивает крылья мельницы, она мелет муку.

Слайд 1

- Парусник в море

Слайд 2

- Шторм

Слайд 3

- Одуванчик

Слайд 4

- Лесной пожар

Слайд

- Ветряная мельница

- Молодцы, а теперь обратно в лабораторию.

Презентация.

Опыт 6 «Воздух не имеет запаха» (контейнер с апельсином)

Дети садятся на стульчики вокруг стола.

- Нет.

- Апельсинами.

- Дети в замешательстве.

- Хлебом.

- Лекарствами.

- Воздух бесцветный.

- Воздух безвкусный.

- Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

- Ответы детей.

- Ответы детей.

- А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?

- А теперь закройте глаза. Чем пахнет?

- Так воздух имеет запах или нет?

- А чем пахнет в пекарне?

- В аптеке?

- Воздух имеет свойство переносить запахи. Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Какого цвета воздух?

- Вдохните ртом воздух. Попробуйте какой вкус у воздуха?

- Какой вывод мы делаем?

- Молодцы ребята! Вам понравилось работать в лаборатории!

- А какие опыты понравились больше?

- А на этом наши исследования закончены, оставим нашу лабораторию и займем наши места.

Я подношу к детям разрезанный апельсин.

Слайд (природа)

Дети садятся на стульчики напротив экрана.

- Да потому, что в лесу много деревьев.

- Здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит, каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? Почему?

- Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезнее для человека и его здоровья.

Слайд (заводы, фабрики)

Дети сидят напротив экрана.

- Ребята, посмотрите, что происходит с воздухом. Воздух загрязняют заводы, фабрики, машины загрязняют выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух устраивая различные свалки.

Заключительная часть.

Цель: подведение итогов НОД.

Задачи:

Сохранить и поддерживать интерес к познанию окружающего мира.

Методы и приемы: наглядный, словесный (поощрение)

- Да, можем позаботиться.

- Не жечь костры, не мусорить, посадит как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, выделяют кислород. Надо заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.

- До свидания!

- А сейчас юные исследователи, давайте подумаем. Мы можем позаботиться о чистом воздухе?

- Нужно беречь нашу планету Земля.

- Уважаемые ученные, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я хочу вручить вам медали «Юный исследователь».

- А теперь давайте, попрощаемся с нашими гостями.

Вручение медалей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Удивительные свойства воздуха"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 6 года жизни «Удивительные свойства воздуха», область «Познание». Занятие построено на основе элементарных опытов. Интеграция областей «...

конспект занятия "Удивительные свойства воздуха"

Способствоать обагащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представлений  о значимости воздуха в жизни человека, животных, растенийПродолжать знакомить со свойствами возд...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Удивительные свойства воздуха», область «Познание».

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Удивительные свойства воздуха»,область «Познание».Деятельность  построена на основе элементарных опыт...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Удивительные свойства воздуха"

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Удивительные свойства воздуха».Образовательные области: «Познание», «Коммуникация»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе"Удивительные свойства воздуха".

Здесь вы найдёте конспект занятия экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе....

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздух «Познавательное развитие» на тему: «Удивительные свойства воздуха» для подготовительной группы

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования. Задачи:ОО «Познавательное развитие»Способс...